III этап театральной педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III этап театральной педагогики.



БОРЬБА.

Предуведомление

 

Итак, во время наблюдения за всяким эпизодом реального обыденного человеческого общения (обсуждение литературного произведения на уроке в школе, беседы семьи дома за вечерним чаем, служебный диалог сотрудников, беседа клиента с портнихой и т.д. и т.п.), согласно Ершовской теории, следует поставить перед собой пять вопросов и найти на них конкретные ответы. Я несколько изменю порядок изложенных в книге Петра Михайловича Ершова параметров и начну с последнего.

Мы наблюдали собеседников и хотим понять, что между ними происходило. Кто из наблюдаемых собеседников находился в позиции активного добывания, то есть ему что-то было нужно, ему что-то не хватало, и для достижения этого он тратил свои силы и время партнёра? Ответив на этот вопрос, мы выясним, кто из присутствующих наступал или добывал. Этот активный участник, по Ершову, или "держал инициативу" в своих руках, или "навязывал" её кому-то, или "распоряжался" ею, или "распределял" её. А может быть, ему пришлось бороться за саму инициативу с кем-то из присутствующих, если этот присутствующий тоже был одержим желанием добывать и наступать, тратя свои силы и время партнёров.

Следом за этими главными вопросами – у кого инициатива и кто добывает, каждая из наблюдаемых ситуаций характеризуется определённым ответом на вопрос: чем занимался "наступающий": делом или позицией-взаимоотношениями. В реальной жизни обычно человек занимается одновременно и делом, и позицией: немножко говорю про покрой платья и немножко восхваляю свой вкус или вкус портнихи. Поставленный вопрос: позиция или дело лежит в основе взаимодействия и борьбы, онкак бы концентрирует внимание наблюдателя, и все три варианта ответа существенно определяют ситуацию: деловое общение, позиционное общение, одновременно деловое-позиционное общение (как аккорд в словесных действиях).

Следующий вопрос, который, по Ершову, должен поставить перед собой наблюдатель: кто из участников самый сильный, а кто самый слабый?

Последний вопрос: видим ли мы перед собой дружественную инициативу или враждебную, то есть наступающий в своих усилиях опирается (дружественное наступление) на представления об единстве интересов, или он ощущает и знает, что требует и ждёт чего-то от врагов.

В этих пяти вопросах, пяти параметрах–измерениях заключается предложенное П.М. Ершовым главное исследование артистом и режиссёром не только жизни, но и сюжетов и ситуаций, заданных драматургом.

«Монотон»

 

На первом занятии по теме «борьба» студенты выполняют этюды, в которых человек не меняет своего поведения и проявляет «монотонность».

Педагогу самому следует понимать, что для воплощения целеустремлённости артисту придётся вносить крупные или мелкие изменения в произнесение каждой последующей фразы. Изменения эти зависят от заданных, выбранных или интуитивно-найденных параметров общения. Так, сильный и деловой человек наступает без пауз, параметр позиционности увеличивает паузы после восприятия реплик партнёра. Позиционная сила в монологе характеризуется разнообразием словесных действий. Слабость характеризуется торопливостью реагирования и яркостью лепки фразы, чтобы облегчить сильному партнёру понимание сути и значимости цели, которую преследует слабый. Особенности реагирования в параметре враждебности связаны с повышенной и сложной мобилизацией, а в дружественности – с изменениями веса.

Монотонное поведение невозможно отнести к инициативной наступательности, и поэтому попытка сыграть монотонность является поводом для открытия отсутствия особенностей наступления. Самое сложное умение, можно даже сказать, талант артиста заключается в осознанном органичном и целеустремлённом поведении при воплощении характера персонажа.

Упражнение «монотон». Студенту предлагается принести наблюдение из жизни, когда люди «на одном и том же месте» одним и тем же голосом говорят, например: «Купите пирожки. Купите, пирожки». Обычно студенты приносят очень много таких наблюдений.

После того, как каждый нашёл себе образ монотонного поведения, вплоть до формального укачивания ребёнка: «тихо, тихо, тихо», мы начинаем вспоминать, как выглядит в жизни употребление рычагов наступления, которые называются «повышение голоса», «укрупнение речи» и «увеличение громкости». В наступлении, в общении одна фраза отличается от другой тем, что сказана тише, другая – громче, а третья – ещё громче. Тот же набор фраз может быть произнесён на одной высоте, затем выше, затем ещё выше. То же самое – в одном размере, другой раз – медленнее и третий раз ещё медленнее.

К этюду-наблюдению «монотона» добавляем такое задание: вместо «монотона» голос повышать или говорить громче, или укрупнять речь. А затем студенты обсуждают, к чему приводит такое изменение в поведении; какой человек, какие обстоятельства, какие особенности жизни вызывают то или другое, или третье изменение речи в воздействии. Связь изменений поведения и с силой, и со слабостью, и с необходимостью, и со срочностью самостоятельно открывается студентами. Чем громче – тем «срочнее» и необходимее. Громкость чаще всего объясняется желанием чего-то добиться срочно. Укрупнение речи свидетельствует о силе. Повышение голоса до писка – о слабости.

На мой взгляд, такой методический ключик, как прояснение значения рычагов наступления, для творческих людей, для тех, кто хочет сам себя научить, очень эффективен.

«Монотон» – это не наступление. Упражнение на «монотон» вводится в обучение для того, чтобы во всей следующей работе опираться на эту особенность как на показатель отсутствия наступления.

В этюде «монотон» человек как бы безразличен к тому, с чем он встречается. В этюде ли, в исполнении драматургического отрывка может возникнуть такое поведение артиста, которое режиссёр назовет «болото». Отталкиваясь от этих двух критериев: «болото» и «монотон», можно вывести, что то, что не «болото» и не «монотон», и есть наступление.

Любой критерий для определения поведения артиста в роли можно вводить по принципу противоположности. Это очень часто делают режиссеры, педагоги, когда показывают шарж или карикатуру на неумелую работу артиста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.008 с.)