I этап театральной педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I этап театральной педагогики.



БЕССЛОВЕСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ

О методике

 

В начале нашего изложения предлагаем читателю познакомиться с основными нашими идеями о методике обучения будущих артистов, вероятно, совсем странными для нормального профессионального преподавателя актерского мастерства. Какая ещё методика?!

Действительно, от преподавателя требуется знать Программу предмета. Может быть, кому-то предложат представить свою авторскую программу, а кто-то будет работать по разработанной и утверждённой ранее. Так, в высших и средних театральных учебных заведениях по программе на первом курсе студенты осваивают и сдают на показе умения действовать в предлагаемых обстоятельствах. То есть показывают свои достижения в исполнении «этюдов». На втором – драматургические отрывки. На третьем – акты, водевиль, одноактные пьесы. На четвертом - исполнение роли в спектакле.

Кстати, не видела ещё профессионального артиста, который бы не помнил и не любил свою дипломную роль.

Поскольку наши размышления о подготовке артиста в основном касаются введения нового содержания в обучение, они не могут не касаться и методики обучения этому новому содержанию.

Методикой, как всем известно, называют способы обучения. Бывают методы, способствующие формированию художественно оснащенного и озабоченного профессионала. Бывают,– способствующие формированию циника-ремесленника. Бывают, – воодушевляющие, но не вооружающие. И, конечно, не только методики, но и уровень одаренности каждого студента и его личностные особенности сильно влияют на меру усвоения им учебного материала. И именно тут выявляется роль методики занятий. Подходит он для всех, принимающих участие в обучении, или только для особо одаренных, или для особо бездарных. Для лидеров, и только, или для ведомых, и только. Здесь в нашу задачу не входит обсуждение или критика тех методов обучения, к которым склонен каждый преподаватель, которыми он владеет, которые он может варьировать на своих занятиях по актерскому мастерству.

Мы пришли к выводу, что формировать у студентов представление о профессии актера, о её задачах, правах и обязанностях оптимально социо-игровыми методами преподавания. Их суть – в предоставлении всем обучающимся решать учебную исполнительскую задачу сразу и одновременно.

Социо-игровая методика помогает изменить стиль и атмосферу обычных учебных занятий и репетиций. Вовлеченными в творческий поиск оказываются все присутствующие, сколько бы их не было – пять, двенадцать или тридцать. Надо только, согласно социо-игровой методике, поставить исполнительскую задачу, потом объединить студентов в «малые» группы, дать всем определенное время на поисковую работу, потом назвать критерий оценивания (доступный для контроля всем и каждому), установить последовательность выхода групп на сцену и, наконец, устроить просмотр групповых вариантов. Мы считаем вариативность решения обучающих заданий очень важным компонентом в формировании креативности будущего артиста. Важным достоинством социо-игровой методики является и ее «заточенность» на ученическое равноправие. Пробуют все (и «лидеры», и «ведомые», и «звёзды», и «работники»), но, может быть, не у всех получается и уж, конечно, не всегда одинаково успешно.

Собственно, всё дальнейшее изложение наших проб, достижений и ошибок читатель будет воспринимать в связке – чему мы учили и как мы это делали. Думаем, что и там, и там можно обнаружить новизну для театральной педагогики.

Первый раздел

Собрался курс одарённых людей, отобранных по каким-то там человеческим показателям плюс одарённость. И начинает формироваться стиль, атмосфера работы, выясняются нормы требований педагога к студентам, нормы требований учащихся к себе, нормы взаимодействия, общения – все это необходимо постепенно и постоянно закладывать.

В Ершовской школе первый этап – это сосредоточенность внимания на технике действий, на понимании того, что предметом овладения, изучения является действие, техника действий. В театральном ВУЗе классический первый этап – развитие внимания, воображения, памяти и чувства. Согласно теории высшей нервной деятельности, по книгам П.В.Симонова, каждый из этих показателей есть проявление потребностей человека: ведь запоминает человек то, что его касается, что его интересует. Чувствует человек исключительно то, что связано с его потребностями. Внимателен человек к тому, что тоже его интересует. Поэтому воспитание качеств личности с одной стороны всегда развитие, а с другой – всегда проявление.

Если говорить о некоем новом акценте в этой работе, в Ершовской школе он связан с организованным определённым образом вниманием к логике действий, к тому, как чувства воплощаются в логике действий, к памяти на логику действий, то есть обеспечение студенту понимания, каким образом свойства психофизики связаны с языком актёрского искусства, языком действий. (Смотри ниже работу над упражнением «совещается, торгуется, спорит», «по правде – понапрошку»).

Организация занятий

 

Наступило время поговорить о том, как на начальном этапе на первом курсе актёрской мастерской целесообразней, эффективней, красивее организовать занятия по мастерству актёра.

Входит преподаватель и ассистенты – вся группа встречает их стоя, преподаватели садятся, а студентам дается команда: «Стойте, сядет тот, кто выполнил всё домашнее задание». Они вызываются к столу преподавателя, с ними специально разговаривают, а все остальные готовятся объяснять, почему они не выполнили всё домашнее задание. Такой вопрос и поворот студента к домашней работе – к тому, каким он пришёл на занятия по мастерству актёра и отличается ли он от других своих товарищей: «впереди» он в обучении или «сзади», что он успел сделать и как – я считаю очень важным, педагогически полезным, влияющим на формирование трудовых навыков, привычек будущего актёра.

Начало занятий может быть оформлено по-разному, можно войти в аудиторию и со всеми поздороваться за руку, потому что рукопожатие, или реверанс, или поклон относятся к актёрским навыкам. Можно просто, по-учительски, подходить к столу, а студенты, стоя, приветствуют педагога, но есть наиболее красивый способ начала занятия. К моменту, когда педагог открывает дверь и входит в аудиторию, вся группа студентов готовит какую-то встречу-приветствие. Например, все стоят в одну шеренгу и кланяются либо все в разных местах комнаты и сбегаются в круг и там говорят: «Здравствуйте»! Или выстраиваются в одну шеренгу и говорят: «Мы готовы». Или одновременно хлопают в ладоши. Или принимают какие-то позы. Или поют хором песню. Вход педагогов к началу занятия оформляется зрелищным, творческим действием, выполняемым студентами.

А те, кто опоздал на это творческое действие, считаются «опоздавшими», и с ними может быть проведена специальная работа, например, их считают пришедшими в гости и отстраняют от занятия, они только присутствуют, не участвуют в занятиях. Если они предупредили заранее или имеют уважительные причины опоздания, можно включать их в занятие. И, наконец, можно вообще не обращать внимания на опоздавших, но, если уж такая беда завелась в группе, тогда надо с самой первой секунды, как только входит педагог, включать пришедших вовремя в какую-то работу. Никаких «разговоров» в начале занятия, чтобы опоздавший опоздал не на «разговоры», которые он может мало ценить, или уж заводить такие «разговоры», которые очень ценны для группы, чтобы опоздавший каждый раз видел, что он опоздал к работе. Работа уже началась, а он опоздал.

В традиционном театральном образовании педагоги сами нередко опаздывают на занятия из-за занятости в разных местах работы. Это очень антитеатральный навык «опаздывать к началу занятия», спектакль-то вовремя начинается, и артист должен быть вовремя на спектакле и должен приготовиться к нему, поэтому время и организация начала занятий являются очень важными элементами формирования будущего артиста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.007 с.)