Ориентировочная схема составления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ориентировочная схема составления



Психолого-педагогической характеристики

Закрепленного класса

1. Характеристика школы как коллектива. Уровень воспитанности, дисциплинированности, успеваемости. Связь школы с общественностью. Влияние школы на класс и классного руководителя на жизнь общешкольного коллектива.

2. Официальная структура классного коллектива. Состав класса. Его актив. Краткая характеристика комсомольских вожаков, старосты, учащихся, пользующихся симпатиями коллектива.

3. Участие классного коллектива в общественно полезной работе.

4.  Состояние дисциплины в классе, нормы поведения учащихся, навыки и привычки социального поведения.

5.  Общественно значимые цели классного коллектива. Сплоченность членов коллектива. Общественное мнение в коллективе.

6. Качественная и количественная характеристика межличностных взаимоотношений. Психология взаимоотношений учащихся в микро группах.

7. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива. Анализ престижа и социальных ролей учащихся (ученик -общественник, спортсмен, участник художественной само-деятельности и т.п.).

8. Анализ конкретных фактов поведения учащегося, а также влияния отдельных школьников на коллектив.

9. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива, которые можно выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала.

10. Влияние социального окружения, родителей и общественности   на коллектив класса.

11. Содержание работы, проведенной студентом-практикантом в классе в целях повышения общественной активности учащихся и привития им коллективистских черт характера.

12. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом (со стороны учителей, родителей, ученических общественных организаций).

Анализ урока

Составление плана анализа урока

Вариант 1.

1. Общие сведения:

· дата проведения урока;

· номер школы;

· класс, ФИО учителя (практиканта);

·  учебный предмет;

· тема, цели урока.

2. Начало урока, объяснение целей, задач урока.

3. Психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала:

· проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний, повторение ранее изученного.

4. Объяснение нового материала, показ образца применения теории.

5. Проверка усвоения учащимися нового материала.

6. Закрепление (упражнения, творческие задачи, повторение нового материала).

7. Домашнее задание (инструктаж, дозировка, индивидуализация).

8. Подведение итогов урока. Комментирование и оценка успехов и неудач учащихся на уроке. Анализ того, в какой мере достигнуты образовательная, развивающая и воспитывающая цели урока.

9. Учитель на уроке, особенности его обучающих действий, отношений с учащимися, умение наладить педагогическое сотрудничество. Культура и личный пример учителя на уроке.

10. Общие выводы, оценка урока и работы учителя на уроке; предложения и пожелания по его совершенствованию

 

(По Тарантею В.П.)

Составление плана анализа урока

Вариант 2.

Общие сведения:

· дата проведения урока;

· школа, класс;

· фамилии, имя, отчество учителя (практиканта);

· учебный предмет.

Тема и цели урока.

1. Тип, структура и этапы урока; организация деятельности учащихся на каждом этапе. Рационально ли распределено время на уроке с точки зрения его целей и задач?

2. Содержание урока и его дидактическая проработка. Научность, доступность, занимательность содержания урока.

3. Методические средства, использованные на уроке:

· методы и приемы привлечения и поддержания внимания учащихся, активизации деятельности; приемы развития творческого мышления;

· технические средства и средства наглядности на уроке, элементы индивидуализации и дифференциации обучения, коллективной учебной деятельности, сочетание работы учащихся с учителем и самостоятельной работы.

4. Учащиеся на уроке:

· степень их активности, проявление любознательности, их поведение на уроке, удовлетворенность уроком;

· приемы предупреждения утомления и поддержания работоспособности учащихся.

5. Результаты урока: в какой мере достигнуты его обучающая, развивающая и воспитательная цели.

6. Характеристика учителя и его деятельности как организатора урока, его роли в учебном процессе; общая и речевая культура, поведение, отношения с учащимися, педагогика сотрудничества.

7. Общая оценка урока, выводы, предложения и пожелания по совершенствованию урока.

Составление плана  анализа урока

Вариант 3

1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

2. Цель урока и его образовательно-воспитательные задачи.

3. Организация урока. Приход учащихся на урок и их готовность к занятиям. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т.п.). Готовность спортивного зала к уроку.

4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков. Методы проверки. Содержание методов для фронтального и индивидуального изучения двигательных умений, проверки домашнего задания. Активность класса. Подведение итога проверки двигательных умений и навыков. Оценка деятельности учащихся.

5. Содержание и методика изучения учебного материала. Тема и содержание изложения учителем учебного материала. Объем и система знаний, сообщаемых учителем, методы изложения. Направленность излагаемого материала, связь с жизнью, воспитывающий характер. Система и последовательность изложения, доступность, образность, жесты, команды, распоряжения связь с ранее изученным материалом.

Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Постановка проблемных вопросов перед учащимися, познавательных задач, формулировка логических заданий.

Активизация познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах. Вовлечение учащихся в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала. Роль и место самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала.

6. Содержание и методика закрепления изученного материала. Тема и содержание закрепления. Методика закрепления. Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера.

7. Содержание и методика домашнего задания. Объем и виды домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Дополнительные (индивидуальные) задания отдельным учащимся.

8. Характеристика познавательной деятельности учащихся.

Внимание. Использование учителем общепсихологических принципов организации внимания на уроке. Приемы организации внимания на уроке: внешний вид учителя, мимика и жесты, доброжелательный тон; ритм и темп урока, яркость и новизна упражнений; эмоциональная насыщенность, образность речи учителя; последовательность, логичность в изложении. Обеспечение устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока, использование учителем переключения внимания учащихся.

Восприятие. Приемы создания установки на восприятие нового материала.

Память. Приемы актуализации полученных ранее знаний, умений и навыков.

Мышление. Создание проблемной ситуации в начале овладения учащимися новым материалом. Побуждение к формулировке задачи самих учащихся. Активность учащихся, вызванная интересом, поисками новых решений, системой двигательных заданий учителя, побуждающих произвести перенос навыков на конкретную задачу. Опора на коллективное мышление учащихся класса единой смысловой системой вопросов, привлечение внимания класса к ответам опрашиваемых. Использование учащимися двигательных умений и навыков, полученных ими в школе. Пути формировании новых двигательных умений. Трудности при усвоении учащимися новых двигательных навыков и умений.

Личность. Отношение учащихся к ответам товарищей и оценкам учителя. Имело ли место у школьников (в связи с их уровнем притязаний) удовлетворение выполненным заданием? Заражал ли учитель учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли тем самым выявлению у них новых мотивов поведения? Как в процессе учебной деятельности формировались физические, волевые и другие свойства личности?

9. Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мастерство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Речь (дикция, темп, культура речи, образность эстетика демонстрации упражнений, эмоциональность).

 

План анализа урока (по В.А.Сухомлинскому) [1]

Известно, что В.А.Сухомлинский, многие годы возглавлявший Павлышскую среднюю школу, защитил кандидатскую диссертацию по педагогике на тему: «О роли директора как организатора педагогического коллектива». В его работе «Разговор с молодым директором школы» мы найдем обстоятельный материал, посвященный анализу урока.

Ниже приводим схему (план), по которой анализировал уроки В.А. Сухомлинский.

Анализ урока предполагает ответы на вопросы:

· правильность определения цели урока, умение сделать цель урока ясной для учеников;

· организация учащихся к работе;

· связь данного урока с предыдущими уроками и последующими;

· соответствие методов работы, типа и структуры урока учебно-воспитательной задаче и содержанию урока;

·   умение учителя обеспечивать активную работу учащихся, возбуждать их интерес, сосредоточивать внимание;

·   руководство умственной деятельностью учащихся, контакт с прикрепленным классом;

·   соответствие содержания урока и методов работы воспитательным целям;

·   умение учителя на протяжении всего урока изучать знания и навыки учащихся и делать правильные выводы о них;

·   осуществление индивидуального подхода к учащимся;

·   трудовая дисциплина на уроке;

·   качество подготовки к выполнению домашнего задания;

·   удельный вес отдельных этапов в зависимости от его содержания.

 

Примерная схема отчета студента-практиканта

 

Отчёт

по педагогической практике

 

студента___________группы_________факультета_____________________________________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

В период с _________по ___________

 

1. Выполнение плана педагогической практики. Какие отклонения от плана имели место и почему? Что сделано сверх плана? Каковы особенности практики?

2. Количество проведенных уроков.

3. Какие уроки проходили наиболее удачно, какие вызывали затруднения и почему?

4. Какие основные дидактические задачи решались в период практики?

5. Какие достигнуты результаты? Получили ли вы удовлетворение от этой работы?

6. Какие основные воспитательные задачи решались в период практики?

7. Какие формы были включены в систему воспитательной работы с данным классом?

8. Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики?

 

 

Выводы: Значение практики для вашего профессионального становления, ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

 

 

Перечень отчётной документации

по педагогической практике студентов

1. Индивидуальный план работы студента на период практики.

2. Деловой дневник.

3. Тематический план-график распределения учебного материала по физической культуре.

4. Поурочный план распределения учебного материала

5. План-конспект  урока.

6. Анализ урока физкультуры.

7. План-сценарий спортивно-массового мероприятия.

8. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника.

9. Письменный отчет.

10. Характеристика практиканта.

 

 


Рекомендуемая литература

 

1. Абдуллина О.А. Педагогическая практика студентов: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / О.А.Абдуллина, Н.Н.Загрязкина.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989.- 175 с.

2. Бутенко Н. Ю. Педагогічна практика: підготовка та реалізація: навч. посіб. / Н. Ю. Бутенко, Л. И. Грущенко; за заг. ред. Н. Ю. Бутенко. – К.: КНЕУ, 2005. – 184 с.

3. Воробйов М. І. Практика в системі фізкультурної освіти: навч. посіб.   / М. І. Воробйов, Т. Ю. Круцевич. – К.: Олімп. л-ра, 2006. – 191 с.

4. Педагогическая практика: учеб.-метод. пособ. для студ.сред.пед. заведений / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И.Бостанджиева и др.; под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. - М.: Академия, 1998. - 144с.

5. Педагогическая практика: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / под ред. В.К. Розова.- М.: Просвещение, 1981. - 160с.

6. Педагогическая практика студентов: учеб.пособ. для студ. пед. спец. вузов / под ред. В.П.Тарантея. - Минск: Университетское, 1991. - 206 с.

7. Сермяжко Е.И. Учителю-стажёру / Е.И. Сермяжко, Р.Н.Овчинников. - 2-е изд.- Минск, 1985.

8. Студенту о педагогической практике: [пособ. для студ. пед. спец. ун-тов] / отв. ред. С.В.Винокуров.- Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 102с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие...................................................................................... 3  
Рекомендации студенту, приступающему к прохождению педагогической практики в школе.................................................. 5  
Двигательные качества, определяющие физическое развитие ребёнка или подростка.......................................................................   7  
Функции педагогической работы учителя физической культуры……………………………………………………………..   9  
Школьный урок физической культуры как основная форма физического воспитания детей и подростков…………………….   10  
Подготовка к проведению урока по физической культуре............ 13
Общие требования к подготовке плана урока …………………… 14  
Составление психолого - педагогической характеристики личности школьника...........................................................................   19  
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики закрепленного класса 23  
Анализ урока…………………………………. 24  
План анализа урока (по В.А.Сухомлинскому) 28  
Примерная схема отчета студента-практиканта 29  
Перечень отчётной документации по педагогической практике студентов …………………………………………………………… 30  
Рекомендуемая литература   30  
…………………………………………  

 

Составитель:

Дубревский Юрий Михайлович

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОХОЖДЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.056 с.)