Физического воспитания детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физического воспитания детей и подростков



     Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Он проводится по расписанию и с постоянным составом учеников.

     Урочная форма занятий даёт возможность учителю применять разнообразные методы работы, обеспечивая наилучшие результаты обучения и воспитания. Каждый урок является относительно законченным мероприятием. В тоже время он является элементом целостной системы уроков в годичном цикле обучения. Все уроки взаимосвязаны между собой и направлены на процесс овладения учащимися знаниями, двигательными умениями и навыками.

     Каждый урок физической культуры должен иметь чёткие и конкретные педагогические задачи: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

     Не обязательно, что все эти задачи должны уместиться в одном плане урока. Существуют задачи, исходящие из темы урока. Они являются главными. Но есть задачи, которые проходят через весь процесс физического воспитания и их не записывают в каждый план урока, но они решаются на каждом уроке.

Например: «Формирование осанки». То же можно отнести и к задаче нравственного воспитания.

     Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способов организации учащихся на уроке. Выбор методов обучения подчинен задачам и содержанию урока.

     Методы обучения: метод разучивания упражнения в целом и  по частям, игровой, соревновательный, круговая тренировка метод использования слова, методы наглядного восприятия и др.

     Способы выполнения упражнений: фронтально, поточно, по группам, самостоятельно, в парах, по кругу и т.д.

     Каждый урок физической культуры должен быть звеном системы уроков. Под системой уроков понимают логическую их цепочку, обеспечивающую дидактическую связь между задачами обучения и содержанием программного материала. Обучение технике упражнений, двигательным действиям, умениям и навыкам осуществляется по принципу «от простого двигательного действия к сложному». Соблюдая при этомпланомерность, волнообразность физической нагрузки; соответствия её объёма и интенсивности возрасту, полу и физической подготовленности ребёнка.

     Урок физической культуры должен иметь большой воспитательный потенциал:

· заботясь об освещении вопросов ценности физических упражнений, здорового образа жизни, уважения к ценностям своей Республики, ценностям общества;

· подчёркивать положительную роль физкультурно-спортивного движения, ветеранов спорта, педагогов, учёных, медиков в совершенствовании системы физического воспитания.

     Достижение высокой моторной плотности урока отражает одно из требований к высокоорганизованному уроку физической культуры.

     Учитель должен стремиться к максимальному использованию времени урока, не допускать простоев занимающихся во время выполнения заданий учителя (методически обоснованный выбор упражнений, способов их выполнения, способов организации работы учащихся на уроке). Не допускать опозданий учеников к месту занятий!

     Определяя содержание урока, следует помнить о необходимости решать в единстве его оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Однако в уроке следует выделить: «главное и второстепенное». Отсюда избрать тип урока, его структуру, наполнение физическими упражнениями и соответственно для них методы и способы обучения и воспитания. Такой подход позволит учителю достигнуть оптимального решения педагогических задач и приведёт учеников к успешному усвоению знаний, двигательных умений и навыков.

     Немаловажным фактором эффективности урока физической культуры является обеспечение на занятиях психологически благоприятного климата, который существенно повышает активность учеников, сознательного отношения к усвоению знаний, умений и навыков. В конечном счёте, доброжелательная и благоприятная обстановка на уроке вызывает:

· интерес к содержанию урока;

· формирует положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом;

· влияет на результативность учёбы школьника в целом.

 

Подготовка к проведению урока

По физической культуре

     Подготовка к проведению уроку требует постановки чётких педагогических задач. Учебная задача определяет содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способы организации учащихся на уроке. Задача определяется в глагольной форме и содержит педагогическую установку.

Например:

· «Ознакомить учащихся с метанием теннисного мяча с места»;

· «Разучить выполнение отталкивания в прыжках в длину с разбега»;

· «Закрепить умения в выполнении стартового разбега в беге на 60 метров»;

· «Повторить технику выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»;

· «Совершенствовать технику бега на 100м».

     Правильный выбор методов обучения даёт возможность чётко определить направленность урока и прогнозировать его результаты. Часто применяемые методы.

Например: метод строго и частично регламентированного упражнения (разучивания в целом и по частям); игровой и соревновательные методы; метод круговой тренировки; метод использования слова, метод наглядного восприятия.

     Далее необходимо продумать способы организации учеников на уроке, например: фронтальный, поточный, по группам, индивидуальный, по парам, выполнения упражнений по кругу.

     Способы организации учащихся направлены на решение задач с учётом характера физических упражнений. С одной стороны способ «по парам» может дезорганизовать учащихся или способствовать качественному решению задач урока. При подборе способов необходимо учитывать: самостоятельность учеников, степень их подготовленности к такому виду работы, уровень дисциплины в классе, половой признак и физические кондиции. Немаловажным является фактор уровня здоровья (принадлежность школьников к медицинской группе), личностные особенности ученика.

     Подготовка к отдельному уроку предусматривает составление плана урока физической культуры. При этом необходимо уяснить:

· основную направленность урока;

· отбор материала по частям урока, методы воспитания и развития учеников, способы организации работы в этих частях;

· уяснить условия проведения урока (спортивный зал, площадка, приспособленное для занятий помещение), наличие инвентаря, количество и его исправность;

· продумать проверку и оценку знаний, умений учащихся, проявленное старание на уроке.

Общие требования к подготовке плана урока

1. Каждый план урока содержит задачи, физические упражнения, дозировку, организационно-методические указания.

2. Урок выстраивается в соответствии с годовым графиком планирования учебного материала программы, должен иметь задачи, отражающие этапы обучения двигательным действиям, в соответствии с особенностями развития двигательных качеств.

3. Запись упражнений делается схематично и терминологически правильно.

4. Все упражнения дозируются: временем, количеством повторений, темпом выполнения упражнения, величиной дистанции (ходьба, бег и их разновидности).

5. Упражнения основной части урока записываются при необходимости отдельно для мальчиков, девочек.

6. К отдельным частям урока и сложным упражнениям делаются чёткие организационно-методические примечания.

7. Упражнения записываются в строгой методической последовательности.

Приводим примерную форму плана-конспекта урока по физической культуре.

План-конспект

урока физической культуры

(название раздела программы: гимнастика, лёгкая атлетика и т.д.)

для учащихся ____класса

Ф.И.О. практиканта

 №  урока в соответствии с планом-графиком распределения учебного материала

Место проведения               Дата и время проведения

 

Задачи урока

 

1 ……………………………………………………………………..
2 ……………………………………………………………………..
3 ……………………………………………………………………..

 

Оборудование, инвентарь

 

 

Таблица 1

 

Части урока Содержание Дозировка Организационно-методические примечания
       
       

 

 

План конспект урока составляется по установившейся в практике форме. Он составляется на один или два спаренных урока (45 или 90 минут). При подборе упражнений и методов их применения надо иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным, увлекательным, насыщенным разнообразными упражнениями. Обязательно включать элементы состязательности по принципу «быстрее, выше, сильнее». Упражнения должны быть эмоциональными и технически несложными. Материал занятий усложняется постепенно; соответственно увеличивается и общая физическая нагрузка. Упражнения подбираются с учётом всестороннего воздействия на организм. Также нужно следить за правильным чередованием упражнений со средней и большой нагрузкой, упражнений на расслабление и внимание.

     План-конспект проведения урока по физической культуре и его дальнейшая поурочная разработка материала осуществляется на основании годового план-графика распределения учебного материала по физической культуре, который мы приводим ниже.

 

Примерный тематический план - график

распределения учебного материала по физической культуре

для_____класса ОШ № г. Донецка на 1 полугодие

 

Таблица 2

 

Месяц

IX

X

XI

XII

 

Учебная неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Тема урока                

каникулы

             
1 Лёгкая атлетика Х Х Х Х                      
2 Баскетбол                       X Х Х Х
4 Гимнастика                              
5 ОФП                 Х Х Х        
6 Подвижные игры         Х Х Х Х              

 

 

Поурочный план распределения учебного материала

 на 1 четверть

(фрагмент)

Таблица 3

 

Учебный материал

Номера уроков

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Основы знаний: Содержание комплекс зарядки. Правила безопасности на занятиях лёгкой атлетики.     +   +                      
Строевые приёмы Рапорт учителю, повороты на месте, команды: Равняйсь! Смирно! Построения и перестроения.     + +   + +     +     +     +     +     +     +       +     +     +
ОРУ Упражнения в движении шагом   +   +   +                  
Упражнения комплекса № 1 без предмета       + + +            
Упражнения комплекса № 2 со скакалкой             + +        
Упражнения из комплекса утренней гимнастики                 + +    
Упражнения комплекса №3 с набивными мячами                     + +

 

Таблица 3 

Продолжение

 

Учебный материал

Номера уроков

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11

12
Лёгкая атлетика ** Высокий старт (техника) Р З С У              

 

Бег 60 м с высокого старта         У            

 

Прыжки в длину с разбега     Р З С У          

 

Метание мяча 150 г с места       Р З С У        

 

Бег 2000м без учёта времени 2 мин 4 мин 6 мин 8 мин 9 мин 10 мин 11 мин У      

 

Баскетбол * Ловля мяча двумя руками                      

 

Передача от груди, снизу, сверху                      

 

Ведение мяча по прямой                      

 

Подвижные игры Линейные эстафеты с этапом до 30м                 +    

 

Эстафеты по типу «Весёлые старты»                   +  

 

«Перестрелка»                         +

 

ОФП * Бег 30м                      

 

Прыжки в длину с места                      

 

Челночный бег 3х10м                      

 

Подтягивание                      

 

Поднимание туловища                      

 

Преодоление препятствий в зале *                      

 

                           

 

Примечание:

* Учебный материал по баскетболу, ОФП, преодолению препятствий планируется во II-м полугодии (согласно тематическому плану-графику).

** Лёгкая атлетика планируется в обоих полугодиях в осеннем и весеннем периоде.

 

Составление психолого-педагогической характеристики

личности школьника

 

    В период практики студенты осуществляют индивидуальное шефство над отстающими или слабоуспевающими школьниками, проводят с ними дополнительную работу в виде бесед, консультирования, методических рекомендаций. Будущему педагогу в этой ситуации необходимо знать причину неуспеваемости ребёнка, его индивидуальные особенности, условия воспитания. Такая работа с учащимися помогает студенту формировать профессиональные умения будущего учителя; владеть методами анализа уровня знаний и умений ребёнка; определять уровень его способностей; наметить программу дальнейшей работы с этим учеником, нацеленной на устранение причин его неуспеваемости.

Умение осуществлять педагогическое наблюдение, анализировать полученные результаты, обобщать полученные знания и умения в институте, позволит студенту правильно составить психолого-педагогическую характеристику личности школьника и в дальнейшем воздействовать на эмоции ученика, на его настроение, вызывая желание самосовершенствоваться и развивать физические кондиции.

Ориентировочная  схема

составления психолого-педагогической характеристики личности школьника.

Вариант 1.

 

1. Общие сведения о школьнике:

· фамилия, имя, год рождения, класс. Общее физическое развитие и состояние здоровья. Условия жизни в семье.

2. Характеристика личности школьника как субъекта учебной деятельности:

· отношение ученика к разным учебным предметам, направленность его активности на усвоение новых двигательных умений и навыков, овладение ими;

· потребность в активных занятиях различными видами двигательной активности.

3. Способности к учению:

· особенности внимания, степень осмысленности двигательных умений и навыков, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость в овладении двигательными действиями;

· степень осмысленности восприятия учебного материала;

· уровень и характер развития двигательных качеств;

· умение преодолевать трудности;

· уровень исполнительной дисциплины на уроке;

· умение управлять своим поведением и эмоциями на уроке;

· умение самостоятельно работать.

4. Характеристика отношения к физической нагрузке и коллективной деятельности:

· отношение ученика к труду и что его побуждает трудиться;

· организованность и дисциплинированность во время выполнения двигательных заданий;

· какие виды двигательной активности предпочитает;

· проявление интереса к командным действиям;

· оказание помощи своим товарищам;

· как выполняет индивидуальные задания.

5. Взаимоотношения ученика с коллективом и отношение к школе:

· пользуется ли признанием, авторитетом в среде сверстников;

· отношение к товарищам по классу;

· отношение к учителям;

· степень удовлетворенности своими взаимоотношениями с одноклассниками.

6. Особенности характера и темперамента:

· характеристика особенностей темперамента;

· черты характера, в которых выражается отношение к другим людям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.056 с.)