Глава 2. Рождество Иисуса стр.15-22 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Рождество Иисуса стр.15-22



Глава 3. Проповедь Иоанна Крестителя                                                                       стр.22-28

Глава 4. Искушение в пустыне                                                                                      стр.28-35

Глава 5. Первые ученики                                                                                                стр.35-42

Глава 6. Спор о субботе                                                                                                  стр.42- 56

Глава 7. Вера римского сотника                                                                                    стр.56-65

Глава 8. Женщины следуют за Иисусом                                                                       стр.65-76

Глава 9. Иисус посылает двенадцать Апостолов на проповедь                                 стр.76-87

Глава 10. Иисус посылает на проповедь семьдесят учеников                                   стр.87-96   

Глава 11. Отче наш                                                                                                          стр.96-109

Глава 12. Берегитесь учения фарисейского                                                                 стр.109-122      

Глава 13. Покайтесь и спасётесь с Богом Слово                                                         стр.122-130

Глава 14. Бог Христос исцеляет в субботу, как в иные дни                                      стр.130-136

Глава 15. Притча о пропавшей овце                                                                              стр.136-142

Глава 16. Притча о догадливом управителе                                                                 стр.142-149

Глава 17. Горе тому, кто соблазняет людей                                                                  стр.149-156

Глава 18. Притча о вдове и неправедном судье                                                              стр.156-164   

Глава 19. Иисус и мытарь Закхей                                                                                   стр.164-171

Глава 20. Власть Бога Христа вызывает неудовольствие первосвященников          стр.171-179

Глава 21. Дары Богу и храму в сокровищницу                                                              стр.179-187

Глава 22. Заговор против Иисуса                                                                                    стр.187-197

Глава 23. Иисус перед Пилатом                                                                                      стр.197-204

Глава 24. Христос воскрес                                                                                               стр.204-212

 

Душевное Евангелие Луки

Бог Иисус Христос есть творец человека, и каждый человек рождён Им для жизни в Царстве Небесном. Евангелист Лука поёт песнь Царю Христу, который явил Своё Божество избранному народу Израиля. Он являл Свой Дух на учениках, на больных людях, уверовавших во Христа. Апостол Лука донёс до нас заповедь Божию: ищите Царство Божие, и всё приложится вам.

Начало Евангелия Лука относит к зачатию Иоанна Крестителя, когда Дух Христов нашёл на Захария и Елисавету – престарелых родителей Иоанна. И зачала Елисавета, «ибо у Бога не остаётся бессильным никакое слово». Дух младенца Иоанна сына Захарии взыгрался, когда явлен был ему Бог Иисус (в чреве Девы Марии), и исполнились Духа Святого Елисавета и Мария и благовествовали о предстоящем рождении Спасителя Израиля.

Младенец Иисус явил Своё Божество при рождении в Вифлееме. И узнали Его немудрые пастухи и мудрые волхвы чужедальные. Он Младенцем освятил Духом Своим храм Иерусалимский, и так приготовил его для пришествия Бога Израиля в него. Евангелист Лука возводит родословную Иисуса от Адама Божия, указывает так на освящение всего человечества Духом Христа Единого. Бог Христос даёт благовествовать о Себе Захарии, Елисавете, Ангелу Гавриилу, пастухам, волхвам, Симеону Богоприимцу, Анне пророчице,  Иоанну Крестителю, и считает достаточным их свидетельства для возбуждения веры иудеев и Церкви иудейской в Иисуса Христа. Церковь же не искала Христа Спасителя, но ожидала, когда Он Сам в славе великой явится первосвященникам и старейшинам и предложит им Свои услуги по спасению евреев от внешних врагов Израиля. Иоанн Предтеча своей проповедью создал большую школу учеников. Иисус иудейским крещением крестился у пророка Иоанна и принял к Себе многих его учеников, составил из них костяк Церкви христианской, и воспитал их в духе веры в воскресение с Иисусом Христом. Настоящее же крещение Иисус Христос претерпел на кресте. Перед проповедью Евангелия в Израиле Иисус совершил в пустыне подвиг молитвы и поста, победил Духом Своим диавола, который отошёл от Него до времени.

У Бога Христа отечество на небе, у иудеев - на земле. Поэтому земляки не приняли Божество Иисуса Назарянина, но возжелали убить Иисуса, не зная, что творят. Своё учение Спаситель Христос начал в Капернауме. Он учил иудеев с властью, подтверждая Своё Божество изгнанием бесов из больных людей, чем приводил в удивление и ужас иудеев. Иисус избирает себе двенадцать учеников по числу родов евреев в Израиле. Назначение Двенадцати имеет отношение к предстоящему суду евреев Израиля в конце века, где грешники будут обвиняемы праведниками. Люди во множестве приходили к Иисусу, и Он учил их учением Евангелия. Но иудеи, принимая исцеление больных, не принимали Иисуса как Бога на земле, не понимали сути приготовления их для жизни на небе. Он стал учить народ притчами, в которых излагал истину учения Евангелия, как спастись евреям с Христом Единым на небо. Евангелист Лука представил притчу о старом и новом, где указал, что для спасения человека на небо нужно отбросить старое иудейское учение и принять Евангелие Христа. Бог Христос дал миру заповеди блаженства для воспитания души в христианской вере, суть которых составляет привитие душе чувств милостивого Духа Христа. Понимаем, что сближение интеллекта и чувств души с Богом Душевным происходит по благодати, не по Моисееву закону. Здесь уместно помянуть о вере римского сотника в силу слова Иисуса Христа для исцеления его любимого слуги. Бог Христос сказал о нём: «и в Израиле я не нашёл такой веры». Догматы иудейской веры мешали иудеям принять учение Бога Христа для спасения с Ним. Это нашло отражение в притчах и наставлениях Иисуса о посте, субботе, любви к врагам, о рассуждении без осуждения, о слепом и поводыре, учителе и ученике, о лицемерии, как главном грехе священнослужителей, о добрых и злых словах. Иисус часто говорил, что дерево (человек) познаётся по плодам. Евангелист Лука проясняет этот вопрос на примере учеников Иоанна и учеников Иисуса. Ученики Иоанна по закону постились, каялись в грехах, крестились в воде, но не могли никак постигнуть Духа Христа, а ученики Его всегда имели благодать в избытке при Нём.

Иисус Христос был загадкой для иудеев. Они чувствовали, видели, что на нём есть рука Божия, но мало кто из них допускал, что Он Сын Божий. Когда же Иисус заявил, что Он много пострадает, будет осуждён, распят и убит, то даже ученики Его не могли это принять, ибо помышляли о Нём, как Спасителе Царства Израиля. Иисус Христос понял, что основным препятствием для познания Божества Христа является страх Божий, неугодный Ему. Он стал испытывать учеников на преодоление страха Божия. Особенно это проявилось в путешествии Иисуса Христа по морю Галилейскому и изгнании множества бесов из бесноватого человека в стране Гадаринской. Иисус Христос показал иудеям, что Он Господин жизни человека. Это Он сделал  на примерах исцеления от смерти сына вдовы, дочери начальника синагоги Иаира. Иисус  разъяснил ученикам, что есть ходячие мертвецы, которые не веруют в Бога Христа, они Царства Небесного не наследуют. Бог Христос есть творец и податель Духа жизни человеку, Он  сотворил умножение хлебов, научая учеников и народ еврейский, что Он даст в избытке благодать (хлеб) человеческой душе для спасения на небо.

Бог Христос в те дни и ныне даёт людям познание Бога Христа через два-три свидетеля. Это проявилось в проповеди Двенадцати и Семидесяти учеников в городах и сёлах Израиля, а также в преображении Его на горе Фавор трём ученикам. О Своем преображении Иисус сказал, что Царство Божие близко. Ученик Лука через притчи Иисуса Христа открывает христианам, что значит идти за Иисусом? Главное правило душе есть в том, что всё человеческое и иудейское отвергнуть ради Христа, но оставить себе жажду сродниться с Богом Христом в душе. Как сродниться? – принять искренне Бога Душевного, как любящее дитя. Христос Спаситель в наставлениях раскрыл суть сближения Царства Божия с душой человека: горе тем, кто не покаялся; блаженны те, кто видит и слышит, принимает  Бога Христа на небе, в храме и в себе; блаженны милостивые к ближним своим; просите и дано будет вам; блаженны соблюдающие слово Божие. Жизнь небесная для человека не определяется богатством имения и земных знаний; Бог Спаситель наставляет иудеев: не заботьтесь о завтрашнем дне, бодрствуйте  духом и телом, чтобы не впасть в искушение. Всякому, кому много даётся, много и спросится; всякий, кто себя возвышает, унижен будет.

Много наставлений для Церкви христианской Христос Божий дал в притчах. В них Он учил священников перемениться духом и принять Бога Христа Спасителем себе; если званые не приходят к Богу, то посылает Ангелов звать на пир (причастие) людей слабых духом, хромых (маловерных) и слепых, чтобы им прозреть верой в  Бога Христа. Избранные священники могут быть последними. Всякий, кто сам себя возвышает в храме, унижен будет. Священникам потребно наставлять заблудших грешников и милостиво прощать их. Не можете служить Богу и мамоне; горе тому священнику, через которого соблазн проходит; трудно священнику войти в Царство Божие, если он отвращается от Бога своего. Священник должен врачевать души грешников, ибо сила Иисуса Христа проявлялась в исцелении больных. Иисус Христос дал пример просительной молитвы: «Отче наш», где душа человеческая просит Отца Небесного дать ей жизнь в Царстве Небесном. Бог Всевышний даёт спасение душе через покаяние её Богу Сыну и избавляет от лукавого искушения. Праведный человек имеет благодать Духа Христа. И светит душе Дух Христов подобно свече нерукотворной. Человек, обретший Бога Христа в себе, имеет око чистое, помыслы благие, сердце милостивое. Такой человек может видеть свои грехи, чтобы исправлять их, и предстать непорочным пред Святым Богом Христом на небе.

О вере Бог Христос сказал, что она солона премудростью Божией. Сила веры зависит от слитности сердца души с Богом Душевным: чего Божия себе не попросите, Он исполнит тотчас. Который человек обрёл в себе свет Бога Христа, он радуется, словно нашёл потерянную драхму или драгоценную жемчужину. Бог Спаситель учит человека не стыдиться своей веры во Христа. Он приоткрыл человеку многие тайны Божии: слушающий учеников Христовых, Его слушает; тайны Божии человеку Он открывает Сам; тайны Божии познаются разумом благодатного сердца души; царству сатаны пришёл конец, ибо Бог Христос поразил его силой слова Своего; не будет знамения человеку неверующему, кроме видения смерти своей. Между адом и небом утверждена великая пропасть, души не могут перейти из ада на землю и, наоборот, но Богу возможно всё. Сын Человеческий придёт внезапно, и горе человеку, который не ждёт второго пришествия Бога своего. Люди, сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых, ни женятся ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть Сыны Божии. Бог Слово заповедал ученикам: терпением вашим спасайте души ваши. Грядёт Сын Человеческий на облаке с силою и славою великою, значит, приблизилось вам избавление свыше. Когда смоковница (Церковь иудейская) начнёт распускать листья (усиливать своё влияние в мире), значит близко лето – Царство Небесное Христа. В конце века учения человеческие и церковные постановления упразднятся, но слова Бога Христа не прейдут, они исполнятся до последней черты. Праведники в своём народе будут судить грешников по правде Божией. Кто покается, даже на смертном одре, ему это зачтётся, как подвиг веры в Иисуса Христа, и будет он с Иисусом Христом в раю.

Бог Христос умер и воскрес в три дня нетленно в преображённом теле для жизни в Царстве Небесном, и вознёсся на небо. И заповедано Им ученикам: проповедовать покаяние и прощение грехов во всех народах во имя Его. Ученик Лука уверовал в Сына Человеческого, что Он посланник Божий. Лука принял Духа Христа, уразумел жизнь небесную на собственном духовном опыте. Дух Иисуса Христа в человеке имеет главнейшее значение для сотворения и жизни его, и восхождения в покои Царства Божия. Апостол Лука довёл до сознания всех человек: Царство Божие внутрь вас есть, и в этом его несомненная заслуга среди Апостолов Божиих.

Глава 1

Слово Евангелия есть твёрдое основание веры христианской.1,1. Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях.2.2. Как передали то бывшие с самого начала очевидцами и служителями слова.2.3. То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил.2.4. Чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен.

Явление Христа на землю Израиля вызвало в Израильском обществе необычайное брожение умов. Кто бы мог подумать, что слово о Боге может быть таким интересным, увлекательным для слушания тысяч народа. Каждое слово учения Христа Божия сопровождалось чудесами исцеления больных и немощных. С Его осуждением и смертью, словно надломилась жизнь в Израиле. Люди нашли в Нём, что искали: разум Божий, мир, надежду, покой. Но когда потеряли Его, то поняли, что мир без Него поблёк и потерял свою привлекательность жизни. Уже никто не будет лечить, и кормить их хлебом и рыбой и говорить им сладкие речи о Царстве Небесном. Счастье ускользнуло из рук избранного народа. Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях – источником этих повествований явились фарисеи и книжники, которые записывали все чудеса, совершённые Иисусом Христом. Всякий человек, тем более священнослужитель, накладывает на своё повествование отпечаток своей личности, своё видение мира. После смерти Христа многие искали славы с Ним. Апокрифы иудейские Церковь христианская не приняла. Как передали то бывшие с самого начала очевидцами и служителями слова. К последователям Христа словом проповеди обратился евангелист Лука, чтобы верно изложить им общественное служение Богочеловека Иисуса. То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил – полагаем, у евангелиста Луки были свои описания жизни Иисуса. Лука свёл воедино все записи, теперь у него сложилась целая непротиворечивая картина описания Евангелия Христа. Повествование о Христе, как река потекла из уст Луки к брату Феофилу. Чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен – твёрдое основание есть крепкая вера в Бога Христа, которую получил Лука от Иисуса во время служения Ему. Дух Христа благословил Луку на писание Евангелия.

Бог Слово готовит рождение Вестника Божия пред Собою.1.5. В дни Ирода, царя иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.1.6. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.1.7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.1.8. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом.1.9. По жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения.1.10. А всё множество народа молилось вне святилища во время каждения.

Возьмём толкование Евангелия Луки Аверкием (Таушевым): «Царь Ирод, который здесь упоминается, был родом иудей, сын Антипатра, который при Гиркане, последним из рода Маккавеев, завладел делами Иудеи. От Рима он получил царский титул. Хотя он и был прозелит, но иудеи не считали его своим. Священники были разделены Давидом на 24 чреды, причём, во главе одной из них был поставлен Авия, к этой причислился Захария. Жена его Елисавета происходила также из священнического рода. Хотя они отличались истинной праведностью, но были бездетны, а это считалось у иудеев наказанием Божиим за грехи. Каждая чреда проходила своё служение в храме дважды в год по одной седьмице, причём священники жребием распределяли свои обязанности. Захарии выпал жребий совершить каждение. Для чего он вошёл во вторую часть Иерусалимского храма, называемой Святое или Святилище, где находился жертвенник кадильный, в то время как весь народ был в предназначенной для него открытой части храма – дворе» (Четвероевангелие, стр.53). В дни Ирода, царя иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. В дни царствования Ирода жили священник Захария и его жена Елисавета, которая женской душой страдала от бездетности. Семья создаётся для воспитания детей Богу и продолжения рода человеческого. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных – знаем, что Отец Небесный через Бога Слова зачинает каждого человека для служения Ему (Приложение 1.5.1-3). Служба человека Богу заключается в том, чтобы он праведными делами мог оправдать своё имя и место, приготовленное ему Отцом Небесным в Царстве Его. По иудейской вере супруги были праведными людьми, но с червоточиной бесплодия, которое огорчало их жизнь. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом. По жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения – в жизни обыкновенной, где день за днём живёт человек, воля Божия на нём совершается неприметным образом. Захария не всегда вопрошал Бога о беде отсутствия у него детей, ибо забылось это с годами. Он служил обыкновенно, что по иудейским меркам считалось праведным служением Богу. Ему по жребию, как бы случайно, досталось служить в Святилище храма. А всё множество народа молилось вне Святилища во время каждения – Бог Слово привёл в храм множество народа, чтобы явление Ангела священнику Захарии было замечено людьми.

Ангел возвещает Захарии о воле Божией на нём.1.11. Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую руку жертвенника кадильного.1.12. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.1.13. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн.1.14. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются.1.15. Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей.1.16. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их.1.17. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ подготовленным.

Захария молится Богу, Бог слышит молитву праведника. Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую руку жертвенника кадильного. Извлечём пользу для себя из явления Ангела священнику Захарии.Вестник Божий пришёл с востока и встал лицом к лицу священника. На каждой службе священник христианский  должен знать, видеть, ожидать присутствие Бога Христа в алтаре всеми чувствами души. Тогда служение его будет полезно и радостным от того, что Бог с ним. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Никакой радости Ангел не доставил священнику Захарии.  Страх отвращает человека от служителя Бога, поэтому Захария был не способен, верно, оценить слова Посланника Божия. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн. Мы узнаём из слов Ангела, что Захария, не смотря на преклонные лета, по просьбе жены Елисаветы молился Богу о даровании ему дитя, ибо верил, что Богу возможно всё. Послушаем, что знает о видение Бога Феофилакт Болгарский: «узнаются видения божественные и бесовские, если помысл сначала смутится, но потом, с рассеянием страха, вскоре совершенно успокоится, то видение поистине от Бога; если же страх и возмущение более усиливаются, то видение от бесов» (Толкование Луки 1,12). Мы же скажем, если священник с любовью служит Богу и знает, где Бог предстоит перед ним, то видение ему будет ожидаемым и радостным. Но, когда священник со страхом служит Богу, то видение для него будет неожиданным, непонятным, странным и опасным. Видение  вызовет страх в душе такой, что боязливый человек, бывает, не способен внимать слову посланника Бога. Получается, что по иудейской вере Захария был праведным человеком, но пред Богом он имел грех страха Божия. Ангел узрел смущение и страх в душе священника и теплым словом к нему попытался успокоить его. Он приободряет его: услышана молитва твоя, жена родит тебе сына, и повелевает им: наречешь сына именем Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик пред Господом – радость и веселие у людей возникает по благодати в них. Радоваться будут родственники, сотрудники Захарии, народ, который он окормляет, возрадуется Бог Единый, и Ангелы, и Святые на небесах. Ангел передаёт Захарии волю Бога Всевышнего на нём: сын твой будет велик пред Богом Христом, значит, и ты с Елисаветой будете Святы у Бога Израиля. Он не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. Бог Отец даёт через Бога Христа Дух благодати каждому человеку с начала жизни его. Но здесь Ангел небесный говорит о преизбытке Духа Святого на сыне Иоанне, что он будет целомудренный душой и нищий духом. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Избыток Духа Святого даёт душе ощущение блаженного счастья, много большего, чем душа может получить от тела или от людей. Поэтому блаженная душа обращается за счастьем к Богу в себе, и с Ним живёт и радуется жизни, она блаженная не грешит, не грешит и тело. С таким человеком происходят чудеса при жизни его: душа говорит Божию премудрость,  тело здорово, человек ест мало и питается простой пищей, всё это было с Иоанном Крестителем. Благой человек уподобляется по духу Ангелу Божию, в нём открываются ангельские свойства, он получает способность видеть душу другого человека и знать мысли его. Церковь  Святая сильна верой своих святых. Плодить множество святых людей есть святая обязанность Церкви Христовой. Ангел Божий предсказывает Захарии, что Святой Иоанн многих сынов Израиля обратит к Иисусу Христу. И предыдет пред ним в  духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ подготовленным к проповеди Христа Спасителя. Богослов Сергей Воробьёв даёт портрет Илии: «имя его значит: мой Бог – Господь, и, в сущности, содержит программу пророка. Он появляется в ветхозаветной истории подобно молнии; его обличающие слова и знамения поражают своей силой и величием» (Закон Божий, Библейская история, стр.232). Бог есть творец и не повторяется в своих творениях. Он даёт еврейскому народу нового Илию – Иоанна Крестителя, который будет готовить крещением иудейский народ к явлению Христа Спасителя. В словах Ангела изложена программа деятельности нового Илии – Иоанна, это  приведение народа иудейского тёмного к свету Христа Спасителя.

По слову Ангела всё произошло с Захарием.1.18. И сказал Захария Ангелу: почему Я узнаю это? Ибо я стар и жена моя в летах преклонных.1.19. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие.1.20. И вот, ты будешь молчать и не будешь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время.1.21. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.1.22. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он имел видение в храме: и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.1.23. И когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.1.24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила.1.25. Так сотворил мне Господь в дни сии, в которых призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

В святых делах человек должен действовать без рассуждения, положившись на силу и мудрость Бога Всевышнего. Захария же был иудеем и не имел практики общения с Духом Бога. И сказал Захария Ангелу: почему (знамению) Я узнаю это? Ибо я стар и жена моя в летах преклонных – у Захарии прошёл страх пред Ангелом, и он начал возражать ему, что он стар и жена его тоже старая, что рождение сына у него не может быть. Он не обрадовался будущему рождению у него сына из-за старости своей. Захария забыл, что священник есть слуга Всевышнего Бога и должен подчиняться воле Бога своего. По внушению Бога Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие. И вот, ты будешь молчать (станешь сам немым знамением). И не будешь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время – Бог Единый устами Ангела проясняет ситуацию Захарии, что Ангел сей есть могучий слуга Божий, священнику надо слушать его. Захария же молчал не согласный, ничего не отвечал Ангелу Гавриилу.Бог Единый предвидел иудейское упорство Захарии, тогда Гавриил повелел священнику замолчать до времени за то, что он не поверил словам посланника Божия, и противился воли Божией на нём. Ангел надел узду молчания на уста Захарии, чтобы он по неразумению своему не помешал делу Божию. Познав узы немоты, Захария будет ждать с нетерпением, с радостью и надеждой дня рождения сына, чтобы Бог избавил его от неудобства немоты.   Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. На молитве в храме прошёл слух, что пора Захарии выходить из святилища, и иудеи устремили свой взор на вход в святилище.Древние иудеи были нетерпеливыми в храме, и ныне христиане бывают такими. Он же, выйдя, не мог говорить к ним. И они поняли, что он имел видение в храме: и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. На службе в храме создалась интрига,  что священник вдруг онемел. Феофилакт Болгарский поясняет этот эпизод: «что Захария не мог говорить, а употреблял знаки, - это указывает на неразумную жизнь иудеев. Ибо умертвив слово, они не могут дать отчёт в делах своих. Если даже спросить у них о чём-нибудь пророческом, то они не отверзают уст, и не могут дать ни слова, ни ответа» (Толкование Луки 1, 21-23). Священник Захария по иудейскому помышлению желал от Ангела знамений, чтобы он уверовал в рождение Елисаветой сына, но Бог Всевышний сделал его самого немым знамением в уверение чуда рождения им сына. После сего старый Захария уподобился младенцу в утробе матери, который ждёт, не дождётся  своего рождения на свет Божий. Немота его обернулась благом ему, ибо он начал молиться внутренней молитвой к Богу своему, и так познавать премудрость Бога в себе. И когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой – был Захария праведный, а домой вернулся просветлённый Духом Божиим, ибо познал волю Божию на себе. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев – Феофилакт Болгарский пишет: «Елисавета, будучи целомудренна, стыдилась, и, зачав в старости, таилась пять месяцев, пока не зачала и Мария. Когда же Мария зачала, и младенец взыгрался в утробе Елисаветы, она уже более не таилась и даже держала себя смело, как мать такого сына, который и прежде рождения своего почтён был достоинством пророка» (Толкование Луки 1,24-25). Мы же понимаем, что Елисавета была одной плотью с мужем Захарием. Она тоже стала молчать, как Бог повелел  мужу её. Они оба таились и боялись нарушить волю Божию на себе. И скрывали от любопытных глаз достоинство и счастье своё, что родится у них первенец, избранный свыше благовествовать пред Богом Израиля. И говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которых призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми – это есть молитва Елисаветы Богу на благоприятное разрешение родов, которые могут протекать весьма тяжело в её преклонные годы. Обратим внимание, что она почитает себя презренной у Бога, ибо натерпелась от осуждения людьми. Бог же, вняв молитве Елисаветы, послал в утешение ей Богородицу Марию, которая тоже таилась от людей (Матфей 1,18-19).

Благовещение.1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил в город Галилейский, называемый Назарет.1.27. К Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве: Мария.1.28. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами.1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы было это за приветствие.1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога.1.31. И вот, зачнёшь в чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус.1.32. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его.1.33. И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца.  

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил в город Галилейский, называемый Назарет. К Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Богослов Сергей Воробьёв сообщает: «Писание гласит, что Деве Марии в вечерние часы являлся ангел с пищей и святой беседой» (Закон Божий, Евангельская история, стр.7). Бог Слово с детства воспитывал Деву Марию в Духе Божием, и Она внимала поучению Божию. Теперь Ангел Гавриил является к избранной Деве с вестью, чтобы Она послужила Богу. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Ангел обращается к целомудренной душе Марии: радуйся Благодатная – дающая Божий плод Богу Единому и благодать людям; Господь с Тобою – говорит, что Деве надо положиться на Бога, который Ей благоволит; благословенна ты между жёнами – прославляемая среди женщин. Если бы эти слова сказал человек, то слова его Дева Мария восприняла, как обычную похвалу. Но слова сии произнёс Божий Вестник, и тут надо ей подумать, чем угодить Богу. Она же, увидев его, смутилась от слов его. Будучи замужем за Иосифом, она зависела от воли мужа. И размышляла, что бы было это за приветствие. Сын Божий (Царство Божие) дал Ей с детства Божие мышление по благодати. Она привыкла обращаться за помощью к внутреннему Богу в Себе. И сказал Ей Ангел: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога – человек познает Бога разумом благодати. Бог Сын даровал в преизбытке благодать Деве Марии, чтобы Она поступала, как угодно Богу. И вот, зачнёшь в чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус – многие мысли пробежали в голове Девы.  Мария понимала, что это серьёзно: зачнёшь, родишь Сына, наречёшь имя Иисус. Она не была готова к этому, потому что была юна, девственна и обручена с мужем. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Бог престол Давида, отца Его. И будет царствовать над домом Иакова (Израилем) вовеки, и царству Его не будет конца – Ангел обозначил имя, честь и место Её Сына у Бога Всевышнего на небе  и на земле Израиля. Это есть план – максимум, который Богочеловеку Сыну предстояло воплотить при жизни Своей. По первому пришествию не всё Богу Сыну удалось сделать из-за противления Ему Церкви иудейской. Основную работу по приведению всех человек к Богу Он возложит на Церковь христианскую из учеников Его.

Дева Мария послушается Богу.1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю?1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое наречётся Сыном Божиим.1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц.1.37. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.

От слов Ангела Дева Мария имела колебания воли, потому что дала обет девства пред Богом. Но Он устроил всё так, что и девство было сохранено, и Сына Она зачала непорочным образом. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? Это был вопрос к Ангелуо сохранении чести и достоинства девства и целомудрия души Её. Такого ещё не бывало в Израиле, чтобы Дева зачала непорочным образом. Церковь иудейская никак не исследовала вопрос рождения Сына Божия от жены, поэтому Ангел объяснил Ей всё. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой Отца найдёт на Тебя, и сила Всевышнего Отца осенит Тебя; посему и рождаемое дитя наречётся Сыном Божиим. Бог всё делает просто и непостижимым образом. Он творит неживое, живое и святое Духом Святым, и каждое творение по своему назначению. Дух Святой Отца рождает душу Сына Божия адекватно Богу Сыну, который на небе был и есть. Об этом мы говорим, что Бог Слово  сошёл Духом с неба и воплотился от Девы Марии в Богочеловека Иисуса, и приобрёл от Неё безгрешную смертность тела.

 Событие зачатия плода в Елисавете и непорочного зачатия Богочеловека в чреве Девы Марии, представляет интерес для науки Божией. Понять, как рождается Бог Слово, как вера в Бога разрешает неплодие неплодных человек, есть великое Божие дело.

 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц – Ангел сообщает Марии радостную весть, что родственница Её Елисавета зачала с Божией помощью сына первенца, и она уже на шестом месяце беременности. Святой Вестник намекает Марии прийти к Елисавете, и иметь с ней общение Божие до срока рождения сына её. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел. Юная Дева прелестна в Своём целомудренном желании служить Богу всею душою и крепостью сердца. Ангел же отошёл от Неё, потому что теперь с Нею будет Бог Сын.

Встреча Марии с Елисаветой.1.39. Встав же Мария в дни сии, поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин.1.40. И вошла в Дом Захарии, и приветствовала Елисавету.1.41. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыгрался младенец в чреве её; и Елисавета исполнилась Духа Святого.1.42. И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего!1.43. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?1.44. Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыгрался младенец радостно во чреве моём.1.45. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

Дева Мария приняла на Себя волю Бога Всевышнего: се, раба Господня; да будет по слову твоему – великие слова слабого человека к могущественному Богу своему. Признание Марией воли Бога на себя дало начало рождения Богочеловека Спасителя. Юная Дева Мария мудро поставила впереди Себя волю Божию в пример всем христианам. Через Богородицу всё человечество обрело реальный путь спасения с Богом Христом. Встав же Мария в дни сии, поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин – Мария теперь жила и действовала в Духе Святом, который увлёк Её к своим людям в нагорную страну иудейскую в дом праведного священника Захарии. Вспомним, что Захария и Елисавета находились в молчании и внутренней молитве к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.029 с.)