Экологизация разных видов деятельности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологизация разных видов деятельности ребенка



Рассмотрим возможные варианты использования различных видов деятельности ребенка для целей экологического образования на отдельных примерах.

Игра

В дошкольной педагогике игра всегда имела большое значение при ознакомлении с природой. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. К каждому блоку занятий программы «Наш дом — природа» также создан комплекс разнообразных игр для дошкольников. Можно выделить три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр. По содержанию и правилам экологические игры можно отнести к нескольким группам.

Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил.

В рамках программы разработан ряд таких игр, которые помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами.

При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания. Интересный опыт накоплен в детском саду № 149 г. Тольятти. В игры на тему семьи, дома успешно включался ряд вопросов экологии жилища, в игру «магазин» — вопросы об охране животных.

Настольные дидактические игры. Разработан комплекс игр такого типа, в частности, учебно-методический комплект «Невидимые ниточки природы». 

Наборы игр данного комплекта отражают все три содержательные линии программы «Наш дом — природа»: цикличность, разнообразие живых организмов и условий их существования, взаимосвязи природных объектов.

Среди дидактических можно выделить предметные игры, которые предполагают использование для игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т.п. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала. Так, в ДОУ № 1908 г. Москвы дошкольники самостоятельно собрали большое количество камней прямо на территории сада. На экскурсиях по экологической тропинке используется игра «Угадай, что в мешочке»: в небольшой мешочек помещаются различные природные предметы. Задача ребенка — на ощупь определить предмет. Другой вариант такой игры, направленной на сенсорное развитие ребенка, регулярно проводится в начале занятий. Ребенку предоставляется возможность определять предметы, находящиеся в так называемом «ящике ощущений». В ящик помещается предмет, имеющий отношение к данной теме занятий (более подробно об этом — в разделе блока «Я и природа»).

Интеллектуальные игры. Анализ практики дошкольных учреждений показал, что большой популярностью у воспитателей пользуются такие известные игры, как «КВН», «Брэйн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, однако при условии адаптации к дошкольному уровню (в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов). К этой группе игр отнесены и разработанные нами предложения по использованию для организации игровых ситуаций рекламных текстов.

Самостоятельная игра. Педагоги и воспитатели отмечают, что в связи с активным распространением телевизионной и видеотехники, компьютеров, дошкольники стали намного меньше играть самостоятельно. Наблюдения за детьми показали, что даже в случае вовлечения в такую игру дети редко включают в нее экологическое содержание (природоохранное, о правилах экологической безопасности и т.п.). Связано это, в частности, и с акцентированием внимания педагогов и родителей на занятиях школьного типа, подготовке к школе. Некоторые дошкольные учреждения даже праздник посвящения в «Юные экологи» проводят в форме школьного экзамена: ребенок должен выбрать на столе билет с вопросами и ответить на него экзаменационной комиссии. Самостоятельная игра в детских садах требует особого внимания и создания необходимых условий.

Труд в природе

В дошкольной педагогике и психологии нет однозначного мнения по поводу выделения труда как самостоятельной деятельности ребенка в силу специфичности конечного продукта такой деятельности. Так, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и другие утверждают, что рано говорить о труде дошкольника как об особом самостоятельном виде деятельности, однако выделяют отдельные трудовые задания.

Трудовая деятельность ребенка-дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослых. В любом случае «труд в природе» традиционно считается неотъемлемой составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы — и экологического образования дошкольников, и активно применяется в практике работы детских садов. В процессе труда в природе дошкольник учится подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных, растения. В то же время организация и результаты труда в природе оцениваются разными специалистами неоднозначно. Так, Н.Ф. Виноградова отмечает, что по мере взросления (дошкольники — начальная школа) резко уменьшается количество детей, положительно относящихся к трудовой деятельности с природными объектами. Автор объясняет это отсутствием знаний и конкретных трудовых умений, несформированным пониманием необходимости такого труда и предлагает изменить его организацию, обратив внимание на реализацию ряда принципов, под которыми она понимает знание ребенком нравственных, правил обращения с объектами природы, совершенствование трудовых умений и навыков природоохранного характера, доступность труда для конкретного ребенка, участие детей в процессе труда от его начала до получения результата. Нам кажется, что указанные принципы можно дополнить реализацией личностно-ориентированного подхода и учетом гендерных особенностей. Под реализацией личностно-ориентированного подхода понимается учет педагогом индивидуальных особенностей ребенка (один ребенок любит поливать растения, другой — кормить животных). На практике же в детских садах преобладает подход, когда дети, независимо от их настроения, желания обязаны под руководством воспитателя все вместе в данный конкретный момент поливать растения или вскапывать грядки. В то же время сами взрослые далеко не однозначно относятся к выращиванию комнатных растений, содержанию животных. У взрослого человека есть право выбора разных видов трудовой деятельности, ребенок же в детском саду такого выбора, как правило, лишен, что резко снижает его интерес к самому процессу ухода за объектами живой природы. Кроме того, было выявлено, что воспитатель зачастую не объясняет, чем вызвана необходимость именно таких действий детей (почему животное нужно регулярно кормить, а растение — поливать), то есть ребенок не ощущает значимость своих действий, у него не формируется чувство ответственности за состояние природных объектов. Дошкольнику требуется ясный трудовой мотив.

Как показывает опыт, некоторые дошкольные учреждения создают на своей территории огороды с целью получения больших урожаев для представления их на выставках, конкурсах. При этом резко снижается воспитательная роль такого труда для детей, так как поставленные перед коллективом задачи могут осилить только взрослые (воспитатели, родители). Дети же участвуют в трудовом процессе лишь на отдельных этапах, как правило, при посадке растений (ведь основной рост растений и сбор урожая происходит летом, когда многие из ребят не посещают дошкольные учреждения). С этих позиций более эффективным представляется выращивание детьми растений на мини-огородах, в теплицах, в комнатных условиях в течение всего года, когда ребенок может 1 отследить результат своей работы от начала и до конца. Для повышения эффективности результатов трудовой деятельности требования, предъявляемые воспитателем к ребенку, должны учитывать возрастные возможности ребенка, то есть труд в природе должен быть посильным для каждого конкретного дошкольника.

Как уже отмечалось, при уходе за живыми объектами ребенку необходимо иметь право выбора. Крайне важно при этом перед началом трудовой деятельности вызвать у ребенка эмоционально-положительное отношение к ее объекту, показать, что этот объект живой и нуждается в бережном отношении именно этого ребенка: «Без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка

погибнет, если ей не давать воды и пищи». Так, во время занятий в живом уголке ДОУ № 1934 Западного округа г. Москвы эколог И.А. Быстрова вначале предлагала детям «поздороваться» с комнатными растениями, познакомиться, с ними, придумать своему растению имя. Такой подход помог сформировать у дошкольников интерес к трудовой деятельности. Каждый раз, посещая живой уголок, они сами проверяли состояние своего растения, насколько оно выросло, не завяли ли у него листочки, делились своими наблюдениями. На лето каждый ребенок брал растение домой, включал для него «музыку», ухаживал за ним, а осенью возвращал в живой уголок сада.

Проблема учета гендерных особенностей в дошкольной педагогике стала подниматься только в последние годы, в частности, Т.П.Хризман. Специалистами доказано, что у девочек и мальчиков существуют значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. Эти отличия ярко проявляются и в отношении к труду в природе, однако практически не учитываются педагогами. Так, по наблюдению воспитателей, девочки больше склонны к длительному ухаживанию за растениями, с удовольствием протирают листья, пересаживают, поливают растения, тогда как мальчики предпочитают более динамичные виды деятельности и чаще выбирают для ухода животных, а не растения. Учитывая это, педагог должен подходить к организации трудовой деятельности с позиции вариативности, предлагая детям ее различные виды:

—   уход за домашними, декоративными животными и комнатными растениями;

—   работа на огородах разного типа; посадка деревьев, кустарников;

—   содержание в порядке территории детского сада; посильная и безопасная очистка близлежащих участков (леса, парка, берега реки);

—   починка, реставрация книг, игрушек и т.п. (экономное природопользование);

—   подкормка птиц и других животных с учетом их биологических особенностей;

—   создание кормушек, дополнительных местообитаний для животных с учетом их природных особенностей.

В то же время в трудовую деятельность ребенка в природе нецелесообразно включать сбор живых организмов (так, некоторые детские сады в разделах своих программ «Экология и труд» выделяют задания по сбору гербария лесных, луговых растений).

Традиционно считалось, что труд человека в природе дает только положительные результаты. Однако это не всегда соответствует реальности. Многие современные проблемы окружающей среды порождены именно экологической неграмотностью людей. Так, сельское хозяйство, массовая организация несанкционированных огородов, неграмотное использование ядохимикатов, минеральных удобрений породили массу экологических проблем. Поэтому трудовую деятельность ребенка следует организовывать так, чтобы у него уже с раннего возраста формировались элементарные, но экологически грамотные представления о сельскохозяйственных работах.

В процессе труда дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное — окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода за живыми организмами, чувство ответственности за них.

Поисковая деятельность

Принципиальное отличие этой деятельности заключается в том, что образ цели, ее определяющей, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. На наш взгляд, поисковая деятельность, с точки зрения экологического

образования, является одной из главных. В качестве основного вида поисковой деятельности Н.Н. Поддьяков выделяет особую детскую деятельность — экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. В программе «Наш дом — природа» экспериментированию отводится большая роль при ознакомлении ребенка с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями. Так, разработаны циклы опытов с природным материалом (водой, песком, глиной, камнями, почвой) и т.п. Каждый цикл построен таким образом, что по мере выполнения заданий перед дошкольниками ставятся все более сложные задачи, что создает благоприятную почву для развития мышления ребенка. С целью развития у детей способности к творческому применению полученных в процессе экспериментирования знаний к каждому экспериментальному циклу разработан комплекс так называемых творческих заданий. Во время их выполнения ребенку необходимо опираться на опыт, полученный во время проведения экспериментов.

Н.Н. Поддьяков выделяет особый вид социального экспериментирования дошкольников в различных жизненных ситуациях, когда дети (осознанно и неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Экологизация данного вида деятельности может проявляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.013 с.)