Педагогические модели организации работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические модели организации работы



Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении необходимо создать определенные условия и, прежде всего, — систему работы коллектива. Разработанная нами система состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования (рис. 7).

Рисунок 7

Компоненты системы экологического образования в ДОУ

Наиболее эффективных результатов дошкольное учреждение достигает при наличии всех компонентов системы. Все компоненты взаимосвязаны, их реализация возможна в рамках разных педагогических моделей.

Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, в идеале необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. К сожалению, этот идеал на современном этапе недостижим из-за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия не обходимых условий, одним из которых является координация работы всех членов коллектива дошкольного учреждения. В реально сложившейся практике можно выделить две основные педагогические модели, отличающиеся принципами организации работы. Условно назовем их модель «Эколог» и модель «Воспитатель».

Рисунок 8                                                                        Рисунок 9

Модель «Эколог»                                                     Модель «Воспитатель»

Модель «Эколог»

Особенность модели «Эколог» — создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников (рис. 8). В рамках модели «Эколог» каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога (старшего воспитателя, педагога дополнительного образования), выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации концепции экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями. Модель «Эколог» внедряется во многих дошкольных учреждениях страны (Тюмень, Тольятти, Саров, Нижний Новгород, Сыктывкар, Архангельск, Уфа, Казань и многие другие), в особенности, в Москве. Такие должности на сегодняшний день имеются в ДОУ №№ 1908, 1622, 2333, 1617, 66, 1901, 403, 867, 1701, 1505, 1655, 1775, 1934,1315, 2337, 2382, 497, 522, 2156 и других. Педагог-эколог обязательно должен получить соответствующую профессиональную подготовку как в области экологии, естествознания, так и в области методики экологического образования дошкольников. Необходимо отметить специфику формирования кадров экологов. В последнее время наблюдается интересная тенденция: на эту должность в детские сады приходят специалисты в области биологии, экологии, почвоведения, географии, сельского хозяйства, окончившие МГУ, МПГУ, Академию им. Тимирязева, в том числе имеющие ученые степени кандидатов и даже докторов наук. Таким образом, формируются как бы две группы специалистов-экологов: одна из них, изначально специализирующаяся на дошкольной педагогике, повышает свою квалификацию в области экологического образования; вторая же, в той или иной степени знакомая с основами экологии, естествознания (бывшие учителя школ, сотрудники научных организаций), проходит переподготовку в области дошкольного образования. Есть еще одна группа экологов — бывшие учителя начальной школы. Все эти особенности влияют и на вариативность организации работы в детских садах, так как каждый эколог адаптирует материалы не только к условиям сада, но и к своим собственным возможностям и представлениям об экологии.

В настоящее время в разных детских садах работа экологов организована по-разному, но в основном можно выделить два варианта:

—   эколог регулярно проводит занятия с детьми и является координатором всей работы в области экологического образования;

—   эколог периодически посещает группы, где беседует с детьми, проводит игры и т.п., ухаживает за растениями, животными, огородом.

При апробации программы «Наш дом — природа» большую эффективность показал первый вариант, так как именно он способствует постепенной экологизации работы всего учреждения. Рассмотрим подробнее возможные направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках первого варианта модели «Эколог». Схематически эти взаимосвязи показаны на рис. 8.

Направления работы руководителя:

—- организация всего образовательного процесса (при необходимости — экспериментальной работы); распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

—   сотрудничество с органами управления образованием;

выделение дополнительных ставок (педагога-эколога, лаборанта, садовника) и подбор, повышение квалификации кадров в области экологического образования; составление дизайн-проекта учреждения, экологизация развивающей предметной среды;

решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т.п.);

работа с родителями;

координация работы с другими учреждениями; связь со школой.

Направления работы старшего воспитателя:

—   ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;

—   выбор программы и методики (совместно с экологом);

—   определение места экологического образования в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;

—   контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;

—   мониторинг деятельности всего коллектива;

—   участие в диагностике детей и анализе ее результатов;

—   проведение методических семинаров для членов коллектива;

—   участие в экологизации развивающей предметной среды;

—   участие в распространении опыта работы учреждения (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);

—   руководство составлением «Экологического паспорта» детского сада;

—   организация родительских собраний, посвященных проблемам экологии и экологического образования;

—   обобщение результатов работы.

Направления работы психолога:

—   психологическая поддержка работы по экологическому образованию (в том числе экспериментальной деятельности);

—   анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста;

—   присутствие на занятиях эколога с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);

—   участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с экологом (разработка диагностических заданий с учетом материала по экологическому образованию);

—   составление рекомендаций для эколога с учетом индивидуальных особенностей детей;

—   анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями и экологом (фиксирование особенностей поведения детей, их высказываний и т.п.);

—   участие в составлении диагностических карт;

—   работа с родителями.

Направления работы медицинского работника:

—   оздоровительная работа с детьми;

участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения сточки зрения состояния здоровья детей; участие в составлении «Экологического паспорта детского сада» и его анализе;

—   эколого-оздоровительное просвещение родителей (например, по темам «Окружающая среда и здоровье», «Безопасное питание», «Экологическая безопасность жилища», «Законы природы на дачном участке»).

Направление работы педагога-эколога:

—   участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;

—   подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;

—   участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды;

—   выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений;

—   подготовка наглядного материала, подбор литературы для занятий с детьми;

—   координация работы специалистов: музыкального руководителя, педагога изодеятельности, инструктора физкультуры;

—   координация работы воспитателей: составление еженедельной программы для воспитателей по конкретной теме и контроль за ее выполнением;

—   участие в диагностике результатов экспериментальной работы;

—   работа с родителями;

—   консультирование педагогов по вопросам экологического образования; 

—   оформление «Экологического паспорта ДОУ», «Экологических паспортов» растений, животных экологического комплекса;

—   распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).

Направления работы музыкального руководителя:

—   проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

—   согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;

—   разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;

—   подбор музыкальных произведений к программе (звуки природы, классические произведения, песни о природе);

—   музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга»);

—   использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки).

Направления работы педагога по изобразительной деятельности:

—   закрепление материала экологических занятий в рисовании, аппликации, лепке;

—   иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;

—   оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

—   совместное проведение занятий с экологом;

—   участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

—   подбор художественных произведений к программе эколога;

—   координация своей программы с программой эколога;

—   участие в диагностике (в частности, анализ детских рисунков);

—   использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Направления работы инструктора по физической деятельности:

—   согласование программы физвоспитания с программой эколога для выявления точек соприкосновения;

—   включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений животных, растений) по согласованию с экологом;

—   участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов по экологической тропинке, экскурсий, в том числе, вместе с родителями;

—   участие в экологических (спортивно-экологических) праздниках;

—   тренер по плаванию также может участвовать в экологических праздниках (например, «Волшебница вода»), организации некоторых экспериментов (с надувными игрушками — тема «Воздух»), подвижных игр на воде (тема «Вода»);

—   обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.

Направления работы педагога художественного труда:

—   изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала;

—   согласование своей программы с программой «Наш дом — природа»;

—   изготовление совместно с детьми оборудования, наглядных пособий для проведения экологических занятий;

—   изготовление декораций, масок, костюмов для экологических праздников;

—   изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.

Направления работы педагога театральной деятельности:

—   подготовка и проведение экологических праздников, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных; пальчиковый, кукольный театр.

Направления работы воспитателя:

—   экологизация видов деятельности дошкольников в группах;

—   выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;

—   выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

—   создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;

—   подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми);

—   работа с родителями (домашние задания детям, оформление нужной информации);

—   участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);

—   участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» ДОУ.

Поскольку перед педагогом-экологом стоит много задач, желательно иметь в детском саду отдельно ставку лаборанта для ухода за животными и растениями живого уголка, экологической комнаты (как правило, эту работу выполняет по совместительству кто-нибудь из воспитателей) и садовника (если территория большая и требует регулярного ухода). И лаборант, и садовник помогают воспитателю или педагогу-экологу организовать работу с детьми во время посещения живого уголка или огорода, сада. В ДОУ № 1617 г. Москвы для занятий оригами выделен специальный кабинет и воспитатель, чья работа также согласуется с работой эколога. Подчеркнем, что выше перечислены именно возможные, а не обязательные направления работы педагогов. В зависимости от условий детского сада, акцент может быть сделан только на некоторых из них.

Модель «Воспитатель»

Данная модель отличается от модели «Эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка. Модель существует во многих детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. На практике она представлена двумя вариантами: первый — экологическое образование осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий; второй — задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения. Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование). В детских садах с такой моделью организации работы также имеется интересный опыт. Например, в ДОУ №1424 г. Москвы воспитателем С.В. Мамаевой разработана серия игровых заданий (заданий-лабиринтов, интеллектуальных игр к блокам программы «Наш дом — природа»). Модель «Воспитатель» также предполагает наличие у воспитателя определенной подготовки в области экологического образования.

В рамках этой модели реализуются только отдельные компоненты системы экологического образования (экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей). На рис. 9 (стр. 88) связь деятельности воспитателя с этими компонентами показана при помощи линий. Для сравнения обеих моделей на этом рисунке оставлены незаполненными прямоугольники, символизирующие сотрудников, которые работают в дошкольном учрежден, но не участвуют в процессе экологического образовании, Сопоставление рисунков дает наглядное представление об условиях для экологического образования в рамках разных моделей: модель «Воспитатель» создает ограниченные возможности для этого процесса и является, на наш взгляд, в современных условиях менее эффективной. Обе указанные модели нацелены на реализацию интегрированного подхода в экологическом образованию и способствуют всестороннему развитию личности ребенка. При реализации любой модели детский сад должен стремиться организовать работу по нескольким основан направлениям: экологизация различных видов деятельности ребенка; подготовка кадров; работа с родителями; сиг» ка окружающей среды; экологизация развивающей предметной среды, координация работы с другими учреждениями (рис. 7). Все эти направления дополняют друг друга. Так, в ЦРР-детском саду №1908 г. Москвы - экспериментальной площадке — для занятий эколога отводится определенное время в расписании — 1 час в неделю. Это так называемое основное занятие, которое педагог проводит в экологической комнате (иногда в сотрудничестве с другими специалистами), живом уголке, лаборатории или на улице с подгруппой детей.

Для реализации интегрированного подхода в работу включается весь коллектив. Эколог совместно с методистом разрабатывает систему заданий для воспитателей и специалистов. Например, педагог-эколог организует в лаборатории исследовательскую работу по блоку «Волшебница вода». После занятий по экологии дети закрепляют материал в изобразительной деятельности, конструировании. Воспитатели с детьми во время прогулок наблюдают за снегом, льдом, инеем, лужами, ручейками, туманом (в зависимости от времени года), читают в группах рекомендованную экологом литературу, проводят игры, слушают музыкальные произведения, рисуют, предоставляют дошкольникам возможность самостоятельно экспериментировать с водой, наблюдать за обитателями аквариумов. Музыкальный руководитель подбирает произведения, связанные с тематикой блока (песни, танцы, классические и современные произведения), участвует в подготовке экологических инсценировок, праздников, придумывает пластические этюды. Интересен также опыт этого учреждения по организации новой формы обучения педагогов. Объединившись, перечисленные выше специалисты проводят мастер-классы (открытые занятия) в других дошкольных учреждениях г. Москвы, работая с незнакомыми детьми без предварительной подготовки.

Инструктор по физической культуре этого детского сада не только организует различные игры, но и адаптирует для своих целей некоторые экологические сказки. Так, по сказке Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял» разработано необычное занятие, включающее спортивное состязание.

Для целей экологического образования используется и фольклорная комната.

 

Подготовка педагогических кадров

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагогов, работающих с дошкольниками (воспитателей, методистов, руководителей, специалистов). В настоящее время наблюдается противоречие между целью экологического образования, его содержанием, методикой и уровнем профессиональной подготовки педагогов, а также их системой ценностей по отношению к окружающей среде. Роль работников дошкольных учреждений в экологическом образовании имеет свою специфику: именно в раннем возрасте для ребенка характерна склонность к подражанию, он полностью доверяет взрослому, у дошкольников отсутствует критический взгляд на поступки близких людей. Н.В. Добрецова подчеркивает, что «развивающий эффект образовательного процесса в значительной мере связан с личностью педагога, которая воплощает в себе культурные образцы, проявляет их в стиле общения, в своих ценностных установках».

Общий уровень подготовки работников дошкольных учреждений в области экологического образования все еще не позволяет реализовать в полной мере экологизацию дошкольной образовательной системы. Проведенный нами анализ анкетирования около 300 сотрудников дошкольных учреждений из разных регионов России (Москва, Тольятти, Тамбов, Тюменская обл. и другие) подтверждает эти выводы. Участники анкетирования отвечали на вопрос: «Что вы понимаете под экологическим образованием?»

(Разрешалось давать несколько вариантов ответов.) 78% опрошенных отметили только природоохранный аспект экологического образования («охранять, беречь природу, ее богатства, растительный и животный мир, приумножать богатства», «знать правила поведения в лесу, на реке и соблюдать их»). 49% сделали акцент на воспитании любви к Родине, природе. 38% понимают под экологическим образованием «изучение природы, окружающего мира». Только 6% в своих ответах упомянули необходимость изучения взаимосвязей в природе. Ни один из опрошенных не затронул вопросы экологической безопасности, формирования экологически грамотного поведения в быту. Основной акцент педагогами делается на получении детьми природоведческих знаний (87%). В то же время не нашел отражение в ответах деятельностный аспект экологического образования. Затруднения вызывает у педагогов вопрос о различии содержания экологического и природоохранного, природоведческого образования.

Н.Н. Моисеев особо подчеркивал роль «УЧИТЕЛЯ» в реализации системы экологического образования, необходимость овладения педагогами новой этикой, нового понимания места человека в мире и задач его цивилизации. Н.Б. Мельник выделяет в структуре экологической культуры педагога духовно-теоретический (знание педагогами теории экологического образования), духовно-практический (ценностные ориентации экологической направленности), материально-практический (экологический характер и экологическая направленность реального педагогического процесса) компоненты. На наш взгляд, можно выделить несколько сложившихся в настоящее время направлений подготовки педагогов в области экологического образования:

· подготовка студентов в педучилищах, пединститутах, педуниверситетах;

· переподготовка воспитателей (в том числе и подготовка экологов) на краткосрочных курсах повышения квалификации;

· повышение квалификации на курсах, проводимых авторами программ;

· участие в работе методических объединений районов, округов и т.п. (знакомство с опытом работы); участие в конференциях, совещаниях разного уровня, посвященных проблемам экологического образования; участие в конкурсах по экологической тематике;

· повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольных учреждений (методические советы по экологической тематике);

· сотрудничество коллективов дошкольных учреждений с организациями, занимающимися проблемами экологии и экологического образования (см. раздел «Координация работы»); распространение опыта работы детских садов — экспериментальных площадок по экологическому образованию среди других учреждений.

Как положительный момент можно оценить внедрение в работу дошкольных учреждений разнообразных форм повышения квалификации сотрудников: выделение в программах специальных разделов, связанных с данной проблемой, непрерывно действующие семинары для воспитателей, взаимопосещение и просмотр открытых мероприятий, индивидуальная работа с воспитателями. В Восточном округе г. Москвы интересно проходят ежегодные ярмарки идей, а коллективы столичных дошкольных учреждений — экспериментальных площадок (например, ЦРР-детские сады №2333, 1908, 1622, 2337, ГОУ №2382) передают свой опыт коллегам из детских садов, работающих в инновационном режиме (№1424,1775,1488,1617).

Довольно часто при подготовке и переподготовке кадров основное внимание уделяется усвоению природоведческих, биологических, экологических знаний и ознакомлению с конкретными программами, методиками экологического образования дошкольников. Данное направление, несомненно, играет важную роль, так как значительное количество работников дошкольных учреждений, в том числе и специализирующихся в области экологического образования, обладает крайне слабой подготовкой в области естественных наук, и затрудняется определить цели, задачи, содержание экологического образования. Однако подготовка студентов и переподготовка работников дошкольных учреждений должна быть направлена, прежде всего, на формирование экологической культуры педагога, формирование его как личности, убежденной в необходимости экологического образования, владеющей новой экологической этикой и понимающей необходимость изменений в поведении, мотивации поступков людей с позиции новой парадигмы.

Для экологизации образовательного процесса всего дошкольного учреждения крайне важно, чтобы воспитатели осознали ее необходимость и свою ответственность за образование дошкольников. К сожалению, действия руководителей, специалистов и воспитателей зачастую бывают несогласованными, что негативно сказывается на этом процессе. В качестве примера приведем случай, который произошел во время прогулки в одном из дошкольных учреждений, углубленно занимающихся экологической тематикой. «Хулиганистый, беспокойный», по определению педагогов, мальчик слишком активно вел себя на улице. Чтобы отвлечь его, воспитатель сломала веточку дерева (!) и дала ребенку со словами: «Береги ее, я тебе ее дарю, если посадишь и будешь ухаживать, вырастет дерево». Мальчик всю оставшуюся часть прогулки простоял в углу двора, прижав к себе веточку. Через некоторое время (воспитательница к тому времени забыла об этом случае!), уже после возвращения в группу, ребенок сказал: «Я посадил веточку в землю, она вырастет». Воспитатель никак не отреагировала на сообщение ребенка, и лишь после разговора с экологом ситуация изменилась. Другой пример: в детском саду, где высококвалифицированный эколог регулярно ведет занятия, на прогулках воспитатели вместе с детьми охапками рвут самые красивые цветы, плетут из них венки, составляют букеты, а после прогулки выбрасывают. И в этом случае наблюдается противоречие между содержанием занятий эколога и реальными поступками детей под руководством воспитателей.

В структуре экологического образования педагогов- дошкольников нами выделены следующие составляющие: теоретическая (овладение системой знаний из области естественных и гуманитарных наук); методическая (овладение методикой экологического образования, личностно-

ориентированной методикой); ценностная (формирование представлений о новых ценностях), деятельностная (участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды).

Если рассматривать содержание экологического образования воспитателей с точки зрения его компонентов, следует отметить, что в настоящее время отдается предпочтение познавательному компоненту и практически не реализуется деятельностный компонент. Иногда педагог на курсах повышения квалификации, семинарах получает преимущественно экологические знания, причем зачастую в труднодоступной для него форме, в лучшем случае к этому направлению добавляется знакомство с различными методиками экологического образования. В результате педагог в дошкольном учреждении воспроизводит полученную на курсах информацию, акцентируя внимание на передаче ребенку знаний, а занятия по экологии проводятся по аналогии с занятиями по математике, развитию речи, без использования активных методов обучения, общения с природой во время прогулок и т.п. Экологическое образование работников ДОУ, как и экологическое образование в целом, должно охватывать все четыре компонента содержания в сбалансированном соотношении.

Таким образом, современная подготовка работников дошкольных учреждений может включать следующие направления: научно-профессиональная подготовка (знание основ экологии, естествознания), профессионально-методическая (освоение современных методик экологического образования и умение реализовывать на практике интегрированный подход), освоение методик работы с родителями и основ экологической безопасности, умение самостоятельно оценивать экологическую обстановку и ее связь со здоровьем населения, умение организовать развивающую предметную среду для цели экологического образования, способность анализировать собственное поведение по отношению к окружающему миру и работу с дошкольниками с позиции новой парадигмы (изменение ценностных ориентиров), воспитание у педагога чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей среды вплоть до ограничения своих потребностей, желание участвовать в посильных акциях по ее защите.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.069 с.)