Направления экологии в блоке занятий «вода» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления экологии в блоке занятий «вода»



Направление экологии Тема занятий Содержание
Биологическая экология, естествознание «Вода вокруг нас» Значение воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в природе
Биологическая экология, естествознание «Куда бежит река» Знакомство с разными видами водоемов (реками, озерами, прудами), как образуются реки
Биологическая экология, естествознание     «Эта волшебница вода» Виды осадков (дождь, снег, роса, иней и т.д.)
Биологическая экология, естествознание «Ходит капелька по кругу» Элементарные представления о круговороте воды в природе
Биологическая экология, естествознание «Какой бывает вода» Знакомство с рядом свойств воды (вода про­зрачная, жидкая, без запаха и вкуса, растворяет вещества, жидкое, твердое и газообразное состояния воды, температура воды и т.д.)
Биологическая экология, прикладная экология «Что растет в воде» Вода — среда обитания некоторых растений. Знакомство с особенностями водных растений на примере отдельных видов. Охрана водо­емов как среды обитания растений и береж­ное отношение к водным растениям
Биологическая экология, прикладная экология «Кто живет в реке» Вода — среда обитания некоторых животных. Знакомство с особенностями водных живот­ных на примере отдельных видов
Биологическая экология, социальная экология «Вода нужна всем» Роль воды в жизни наземных (комнатных и дикорастущих) растений и различных животных
Социальная экология, прикладная экология «Почему воду нужно беречь» Экономное использование воды как ресурса, экологически грамотное поведение ребенка в быту
Социальная экология, прикладная экология «Я и река» Причины загрязнения водоемов, поведение людей и ребенка, в частности, во время отдыха на водоемах, последствия неграмотного поведения для обитателей водоемов
Все три направления «Праздник волшебной воды» Обобщение материалов различных тем

Например, изучая блок «Волшебница вода», дети знакомятся с водой в природе, различными водоемами, свойствами и состояниями воды в природе, водными животными и растениями, необходимостью экономить воду дома, причинами и последствиями загрязнения рек, морей, путями их охраны. Все темы связаны друг с другом. Так, знания о свойствах воды нужны дошкольникам при изучении приспособленности водных организмов к среде обитания: вода прозрачна, значит, живые организмы могут видеть, а растения — получать солнечный свет; в грязной, мутной воде меньше света — ухудшается жизнь различных организмов; вода бывает теплой, холодной — в водоемах с разной температурой обитают разные животные, растения. В свою очередь, объяснение последствий загрязнения рек строится на знании тесных взаимосвязей водных организмов с окружающей средой. В связи с тем, что знания рассматриваются лишь как одно из средств достижения цели экологического образования, в каждом блоке программы выделяются два аспекта: обучающий и воспитывающий, которые в итоге обеспечивают главную цель — развитие ребенка. Второй аспект тесно связан с формированием у ребенка системы ценностей, базирующейся на новой парадигме, а также с формированием осознанно-правильного и активно-действенного отношения к окружающей среде (эмоционального, бережного, конструктивного, экологически грамотного и безопасного по отношению к среде и собственному здоровью поведения, умения прогнозировать элементарные последствия своих поступков по отношению к окружающему и желание в силу своих возможностей способствовать сохранению и поддержанию среды своего обитания).

Каждый блок имеет по два названия: одно — для педагогов, другое — для детей (например, «Вода» — «Волшебница вода», «Песок. Глина. Камни» — «Что у нас под ногами», «Животные» — «Кто в доме-природе живет» и т.п. Более подробно содержание блоков дано в «Приложении». 

Блоковая структура программы позволяет реализовать проблемный подход: каждый блок отражает определенную проблему, которая рассматривается с разных точек зрения, в частности, с позиции всех трех направлений экологии (рис. 3). С другой стороны, каждая проблема позволяет раскрывать экологические вопросы в процессе обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. В определенном смысле блоки программы «Наш дом — природа» могут быть рассмотрены как модули, которые воспитатели включают в качестве дополнения в другие программы как общеразвивающие, так и дополнительные. Модульность весьма желательна для современных программ в области дошкольной педагогики, так как воспитатели имеют право выбора программ и зачастую самостоятельно их комбинируют. Так, блоки занятий программы «Наш дом — природа» в настоящее время активно используются воспитателями, работающими по программам «Истоки», «Радуга», «Детство», «Юный эколог», «Паутинка», а также Монтессори- педагогами и педагогами дошкольных учреждений коррекционного вида.

Система работы по программе

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.004 с.)