Совместная деятельность с детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совместная деятельность с детьми



Участие в походах, экскурсиях, в том числе на экологических тропинках. Совместные походы, экскурсии стимулируют интерес родителей к естествознанию и экологии, тем более, что дети постоянно задают им вопросы. Опыт показывает, что большинство родителей не знают многих растений, животных, а главное — не умеют использовать объекты природы для развития ребенка.

Участие в экологических праздниках (не только в качестве зрителей) и в подготовке к ним. Так, в ЦРР-детском саду №1622 г. Москвы родители практически полностью оформили интерьер комнаты, создали разнообразные костюмы к празднику «День Земли», при этом они познакомились с историей его проведения и значением. Аналогичную работу выполнили родители детского сада №18 г. Тамбова, готовясь к «Празднику Волшебной воды».

Выполнение домашних заданий. Программа «Наш дом — природа» предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Так, детям предлагается дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы — где можно найти воду дома? — для чего нужна вода дома и бережем ли мы ее? — как ведут себя кошка, собака? — как растут комнатные растения? Воспитатели ДОУ №2333 г. Москвы, работая по проблеме «Сказки в экологическом образовании», предложили родителям несколько вариантов сочинения вместе с детьми сказок к разным блокам программы «Наш дом — природа». Результатом стала небольшая библиотечка собственных книг. Монтессори-педагог ДОУ №1488 г. Москвы выпускает небольшую газету для родителей, в которой им предлагается выполнить ряд домашних заданий с детьми.

Экологическая газета выпускается и в ДОУ №62 г. Самары, №4 г. Березники, №348 г. Волгограда. Более длительные наблюдения родители проводят с детьми во время отпуска: на даче, на море. Кроме того, родителям предлагается наблюдать вместе с детьми за явлениями природы по дороге в детский сад, во время прогулок.

Совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними питомцами и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье. Для этого детскому саду необходимо показать родителям роль животных, комнатных растений в воспитании ребенка, порекомендовать (если есть возможность и желание) приобрести живое существо. Еще одно направление — привлечение взрослых в живой уголок. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия.

Создание коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, подбор экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддерживали его интересы. Во всех дошкольных учреждениях, занимающихся по программе «Наш дом — природа», родители активно участвуют в формировании разнообразных коллекций для экологических комнат, музеев, в том числе и природных материалов. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию. В ГОУ №1775 г. Москвы для занятий по теме «Камни» родители оформили выставку поделок, которые принесли из дома: бусы, картины, сувениры из декоративных камней.

Выставки рисунков, выполненных детьми совместно с родителями, семейных фотографий. Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы». Регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов, например, из упаковочных, под лозунгом «Отходы — в доходы!».

Помощь в оборудовании экологического класса, живого уголка, лаборатории.

Помощь в создании библиотеки (к отбору книг, оформлению библиотеки привлекаются и дети, и родители).

Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ, парка, дома, посадка деревьев, изготовление кормушек и их размещение).

Таким образом, экологическое образование родителей — важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка и требует систематической и целенаправленной работы коллектива с учетом всех компонентов содержания.

Сотрудничество детского сада с организациями и учреждениями

Сотрудничество дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа. На рис. 10 эти связи показаны в обобщенном виде.

Рисунок 10

Координация работы ДОУ с другими учреждениями

По направлению сотрудничества можно выделить несколько групп учреждений, что отражено в таблице 11:

Таблица 11

Направления сотрудничества ДОУ с другими учреждениями

Направление сотрудничества Учреждения
Организационное Органы управления образования разного уровня, административные органы управления
Образовательное Органы образования, другие дошкольные учрежде­ния, комитеты по экологии, музеи, выставочные центры
Реализация преемственности Школы, дворцы творчества, эколого­биологические станции
Повышение квалификации Органы образования, институты повышения квалификации, научно-педагогические центры
Научное консультирование ВУЗы, научно-исследовательские учреждения, эколого-биологические станции, музеи, учреждения АН РФ, институты, заповедники
Финансовое Экологические фонды, министерства, комитеты экологии, административные органы управления, общественные отечественные и иностранные экологические организации (получение грантов) и фонды
Эколого­ оздоровительное Детские поликлиники, органы санэпидемнадзора, научные организации, комитеты экологии, учреждения по озеленению
Практическое Общественные экологические и природоохранные организации (движение «Зеленых», общества охраны природы)
Рекламное Телестудии, пресса, радио, фестивали

Организационное направление предполагает сотрудничество с целью открытия экспериментальных площадок, оформления необходимых документов в области экологического образования, участия в конференциях, совещаниях, обобщения и публикации результатов работы. Так, в г. Москве

по инициативе управления образованием Восточного и Юго-Восточного округов организованы экспериментальные площадки, разрабатывающие технологии обучения в рамках программы «Наш дом — природа». Представители органов образования регулярно отслеживают результаты экспериментов и ведут мониторинг деятельности педагогов, способствуют налаживанию контактов между школой и детским садом. Данное направление способствует реализации в экологическом образовании принципа преемственности и научности.

Образовательное направление подразумевает сотрудничество с органами образования различного уровня с целью грамотного выбора программ, методик и обмена опытом с другими детскими садами. Органы образования, в частности, организуют совещания, конференции, посвященные тем или иным проблемам экологического образования. Направление способствует реализации принципов научности, доступности, гуманистичности, интеграции, системности.

Осуществление преемственности — одно из главнейших направлений работы дошкольных учреждений, наиболее полно реализуемое в системе УВК (учебно-воспитательных комплексов). Сотрудничество дошкольных учреждений со школами в большинстве регионов развито слабо в силу ряда причин, в большинстве своем не зависящих от детских садов. Задачей многих дошкольных учреждений, занимающихся проблемой экологического образования, является формирование класса начальной школы на базе группы детского сада. В этом случае школьный педагог учитывает образовательный уровень детей и может начинать работу с более высокого уровня. Обычно же у дошкольников из дошкольных учреждений, специализирующихся в области экологического образования, отмечается высокий уровень в области естественнонаучных знаний, превышающий средний уровень первоклассника. Так, дошкольники детских садов №1908, 1622 г. Москвы неоднократно побеждали учеников начальной школы в экологических конкурсах.

Следует отметить, что и детский сад может оказать большую помощь начальной школе. Так, уже упоминавшийся детский сад №1908 регулярно принимает в экологическом классе и живом уголке учеников начальных классов школы, с которой сотрудничает. Это позволяет учителю начальных классов использовать развивающую предметную среду детского сада для уроков природоведения, поскольку в школе такие условия отсутствуют. Варианты сотрудничества дошкольных учреждений и школ — совместные конкурсы на лучшую поделку из отходов, экологические праздники, конкурсы, походы. Младшие школьники на уроках труда могут изготовить оборудование для исследований, маски, костюмы для инсценировок дошкольников.

Составление разработанного нами «Экологического паспорта» дошкольного учреждения может объединить воспитателей, старшеклассников, учителей школ, студентов, преподавателей ВУЗов, педагогов экологических и биологических центров, чиновников администраций. Во многих городах существуют тесные связи между детскими садами и учреждениями дополнительного образования: домами творчества, эколого-биологическими центрами (г. г. Москва, Санкт-Петербург, Тула, Тамбов, Лысьва Пермской области, Луховицы Московской области и другие). Интересный опыт такого сотрудничества накоплен в г. Шуя Ивановской области, где на базе детского сада №2 летом организуется лагерь, в работе которого принимают участие воспитатели ДОУ, педагоги художественной школы, учреждений дополнительного образования, студенты педагогического института. Они проводят экологические игры, походы, экскурсии.

Большое значение для реализации преемственности имеет сотрудничество дошкольного учреждения со студентами педучилищ, педколледжей, педуниверситетов, в частности, при прохождении ими педагогической практики. Однако часто программы, цели студентов никак не связаны с задачами и программами учреждения, в котором они проходят практику. Это в значительной степени снижает эффективность сотрудничества. Данное направление способствует реализации принципов преемственности и научности.

Повышение квалификации. Как уже указывалось, повышение квалификации педагогов — крайне важное условие для реализации системы экологического образования, так как большинство воспитателей, методистов недостаточно подготовлены в этой области. Направление способствует реализации принципов научности, системности. Это направление подразумевает участие в методических объединениях, постоянный контакт детских садов с институтами повышения квалификации и другими организациями, специализирующимися в данной области.

Научное консультирование. В последние годы наблюдается расширение сотрудничества дошкольных учреждений с различными научными организациями, прежде всего, институтами, университетами. Так, в г. Москве на базе Международного университета, Московского независимого эколого-политологического университета (Московский эколого-образовательный центр), МПГУ и других регулярно организуются курсы повышения квалификации в области экологического образования. Подобную поддержку детским садам оказывают и эколого-биологические станции (станции юннатов), сотрудники которых не только консультируют воспитателей, но и ведут работу с детьми: кружки, экскурсии и т.п. Кроме того, в настоящее время с дошкольными учреждениями устанавливают контакты отделы экологического просвещения заповедников и национальных парков страны (например, Лосиноостровского национального парка, г. Москва; Лапландского заповедника, Мурманская область; Полистовского заповедника, Псковская область, Воронинского заповедника, Тамбовская область), библиотек, музеев (например, Дарвиновского музея, г. Москва). Среди этих учреждений проводятся конкурсы на лучшую организацию работы в области экологического образования, что стимулирует их сотрудничество с детскими садами. В заповедниках, музеях дошкольники знакомятся с особенностями природы своего края, проблемами ее охраны, с конструктивной деятельностью человека по отношению к природе. Данное направление, прежде всего, способствует реализации принципов научности, целостности, конструктивизма, регионализма.

Финансирование. В современных сложных экономических условиях большое значение приобретает дополнительное финансирование детских садов, выделяемое на развитие экологического образования. В создании сети дошкольных учреждений, занимающихся этой проблемой, заинтересованы не только органы образования, но и комитеты экологии, общества охраны природы, органы санэпидемнадзора разного уровня. Региональные экологические фонды, администрации городов и регионов периодически финансируют те или иные мероприятия дошкольных учреждений, оказывают помощь в приобретении оборудования, литературы, особенно для экспериментальных площадок. Ряд детских садов получает гранты различных общественных, неправительственных фондов (например, педагоги детского сада- начальной школы № 1 г. Нарьян-Мара в течение нескольких лет сотрудничают с организациями из Норвегии в рамках проекта «Наш дом — природа»). Данный вопрос детально обсуждался на совещаниях по экологическому воспитанию дошкольников Всероссийского общества охраны природы.

Эколого-оздоровительное. Поскольку здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей среды, качеством употребляемых продуктов и материалов, используемых для оформления помещений детского сада, многие дошкольные учреждения занимаются вопросами здоровья и экологии в комплексе. Эколого-валеологическое направление активно развивается в г. Челябинске под руководством З.И. Тюмасевой, в г.г. Тольятти, Омске.

Многие дошкольные учреждения получают консультационную помощь со стороны медицинских учреждений и учреждений санэпидемнадзора, что благоприятно сказывается на здоровье и развитии дошкольников. Так, коллектив ЦРР- детского сада № 1622 г. Москвы, внедряющий программу «Наш дом — природа», ведет и экспериментальную работу по оздоровлению детей.

Экологические фонды, комитеты по экологии оказывают дошкольным учреждениям помощь в озеленении территорий, в оздоровлении окружающей среды. Данное направление сотрудничества способствует реализации принципов научности, гуманистичности, прогностичности, деятельностности.

Практическое. В развитии системы экологического образования в дошкольных учреждениях заинтересованы и многие общественные организации, так как через детские сады они могут вовлекать не только детей, но и их родителей, воспитателей в различные природоохранные акции. Например, ежегодно у нас в стране весной проходит акция «Марш парков», в которой могут участвовать взрослые и дети. Данное направление способствует реализации принципов деятельностности, прогностичности, конструктивизма.

Рекламное. Освещение работы дошкольных учреждений в прессе, на телевидении помогает, прежде всего, развитию сотрудничества с другими организациями, получению финансовой помощи, оценке работы коллектива, привлекает внимание родителей, административных работников к проблемам экологического образования.

Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.02 с.)