Наблюдение, экспериментирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение, экспериментирование



Принадлежность животных к живому у дошкольников сомнения не вызывает. Сложнее доказать им, что растение — это тоже живая природа. Для того, чтобы дети убедились в этом, проведите ряд наблюдений и экспериментов.

1.    Возьмите комнатное растение и рассмотрите его. Первый вопрос, который задают дети: а как же оно движется? Ведь кактус или фикус растут на одном и том же месте и никуда не убегают! Пусть дошкольники вспомнят, каким это растение было год назад: выше или ниже? Растет ли оно? Сравните два растения разного возраста (например, старый и молодой фикусы). Подчеркните, что любой стебель движется, но только не так, как мы привыкли: он не ходит, не бегает, но зато тянется вверх.

2.    Более наглядно движение растений можно показать на примере подсолнуха, который поворачивает свою желтую головку вслед за солнцем. Комнатные растения тоже стараются расположить свои веточки так, чтобы получить максимальное количество света. Поставьте растение на окно, обратив внимание детей на расположение листьев (можно сделать зарисовку). Через некоторое время проверьте, изменилось ли оно. Вывод: листья тянутся к свету. Поверните горшок на 180° и через некоторое время снова исследуйте растение. Оказывается, что листья поворачиваются вслед за солнечными лучами. Проверьте расположение листьев комнатных растений в вашем живом уголке и обобщите увиденное.

3.    Проведите эксперимент с прорастанием картофеля. Возьмите обычную коробку из-под обуви, проделайте в одной из ее боковых сторон дырку. Внутри коробки, между ее стенками, поставьте картонные перегородки (длина каждой из них должна быть меньше ширины коробки) — своеобразный лабиринт, по которым будет искать путь к солнцу картофельный проросток. Поместите картофелину на противоположной от дырки стороне (лучше взять уже проросший клубень). Коробка должна быть закрыта, единственный источник проникновения в нее солнечных лучей — проделанное вами отверстие. Поместите всю эту конструкцию невдалеке от окна или другого источника света так, чтобы в дырку попадали солнечные лучи. Периодически наблюдайте за корнеплодом: через некоторое время картофелина даст росток, который постепенно начнет удлиняться и тянуться к свету, «обходя» поставленные вами картонные препятствия. Вывод: картофельный росток, во-первых, удлинялся, рос, а, во-вторых, двигался по направлению к свету.

4.    Второй вопрос, который возникает у детей по поводу растений, — как же они дышат? Об этом вы еще поговорите с дошкольниками на занятиях по блоку «Воздух-невидимка», сейчас лишь скажите, что растения дышат по-другому, чем люди и животные: через специальные, очень маленькие дырочки, расположенные на листьях. Выберите одно растение с крупными листьями. Заклейте его нижнюю часть клейкой бумагой. Через некоторое время у этого листа появятся признаки угнетения: он посветлеет, станет менее упругим. Это происходит оттого, что вы закупорили дырочки (они называются устьицами), через которые происходит воздухообмен. Лист не может дышать и погибает. Следует помнить, что совсем погибнуть лист не должен, так как это либо вызовет негативные эмоции у ребенка, либо будет воспитывать у него безразличное отношение к живому. Поэтому осторожно уберите клейкую бумагу сразу же, как только заметите первые признаки увядания листа. Лучше всего убедиться в безопасности эксперимента для растения еще до начала исследования, не привлекая к этому дошкольников.

5.    Еще один «детский» вопрос: а как питаются растения? Что и чем они едят? Ведь у них нет ни рук, ни рта. Ухаживая за комнатными растениями или растениями на грядке, подчеркните, что вы подкармливаете их питательными смесями, поливаете, то есть кормите и поите их. Мы, например, иногда пьем сок, воду из стакана при помощи трубочки (дети могут сделать это), а для растений такими трубочками являются их корешки. Во-вторых, почти все растения питаются за счет почвы и, в-третьих, в листьях под лучами солнца готовится особая пища, а «готовят» ее зеленые «зернышки-поварята». Поэтому и листья у растений зеленые.

6.    Четвертый вопрос: бывают ли у растений детки? Обратите внимание ребят на то, что вы разводите комнатные растения, используя отводки, отростки. Проследите за появлением «деток» у растений. Особенно хорошо для этих целей подходят кактусы, коланхоэ, «детки» которых очень похожи на взрослые растения.

После проведения опытов раздайте детям по одной карточке с рисунком и попросите доказать, что на ней изображена именно живая (или неживая) природа.

Беседа      

Рассмотрите вместе с дошкольниками репродукции пейзажей (гор, морей, рек, лесов, лугов и т.п.). Видели ли ребята такую природу? Есть ли на картинах живая природа (растения, животные) и неживая (облака, вода, горы, воздух, снег, солнце)? Какие из этих объектов можно найти и вблизи детского сада? Понаблюдайте за природой во время прогулки.

Игра

1.    Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются (например, если названо растение — поднимают руки, «растут», если животное — прыгают). Когда же педагог называет объект неживой природы, дети замирают на месте.

2.    Игра с мячом «живое — неживое» проводится по типу игры «природа — неприрода». Если воспитатель называет объект живой природы, ребенок ловит мяч, если неживой — отбивает.

3.    Игры с ящиком ощущений, с волшебным мешочком, с мячом и с карточками, на которых изображены различные геометрические фигуры, проводятся по аналогии с играми по теме «Что такое природа».

4.    Дети делятся на две команды. Одна команда движениями изображает растение или животное (живую природу), другая — камень, солнце (неживую). Участники игры угадывают, о чем или о ком идет речь.

5.    Дошкольники задумывают объект живой или неживой природы и дают его словесное описание. Задача остальных участников игры — отгадать, о чем или о ком идет речь, и пояснить, почему они отнесли его к живой или неживой природе.

Музыка                

1.    Подберите музыку и придумайте пластический этюд, отражающий связь живого и неживого: семечко (живое) упало на землю, его полил дождик, согрело солнышко (неживая природа), оно стало прорастать и, наконец, превратилось в настоящее дерево.

2.    Предложите детям показать с помощью движений (под музыкальное сопровождение) признаки живой природы, о которых говорили ранее: как растет комнатное растение (было маленьким — присели, стало большим — постепенно поднимаемся и вытягиваем руки вверх); как подсолнух поворачивается вслед за солнцем (ребенок в короне с изображением солнышка передвигается по комнате, а дети-подсолнухи поворачивают за ним головы); как растение, за которым наблюдали, протягивало листики к солнышку, меняя его положение (листики можно изобразить с помощью ладошек); как у мамы-растения появились детки (один ребенок изображает «маму», другие — деток, которые сначала стоят возле нее, а затем по очереди отходят); как прорастала картофелина и как она искала путь к свету в лабиринте (пластический этюд или упражнение во время занятий по физкультуре).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.005 с.)