Лекция №15 «Мировоззрение, воспитание гражданственности и патриотизма» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №15 «Мировоззрение, воспитание гражданственности и патриотизма»



Мировоззрение – система взгляда человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и определение своего места в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, религиозных убеждений и идеалов человека.

Формируется в процессе усвоения знаний и выработки на их основе взглядов и убеждений, регулирующих жизнь человека. Мировоззрение влияет на развитие и саморазвитие личности, выполняет функции внутреннего регулятора жизни человека. Фундамент личности, позволяющий активизировать исполнение социальных ролей (труженик, гражданин, патриот, ответственный семьянин).

Процесс формирования мировоззрения длительный, сложный, противоречивый. Связан со способностью теоретического мышления, проявлением чувств и воли. Формируется эмоционально-чувственная сфера – способность эмоционально сопереживать исторические события и явления, умение сострадать и сопереживать близким людям.

Мировоззрение оказывает влияние на формирование жизненной позиции личности: выбор профессии, ценностные ориентации, самооценку, уровень притязаний.

Функции мировоззрения:

1. информационно-отражающая – связана с восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека;

2. ориентационно-регулятивная – деятельность человека ограничивается общественными нормами;

3. оценочная – оценка действительности, исходя из собственных убеждений;

4. научное – опирается на научную картину мира, путем научного анализа и теоретического обоснования (формируется на учебных занятиях, во время учения и взаимодействия, в процессе разнообразной деятельности учащихся, трудовой, вне учебной, общественной и другой, при использовании средств массовой информации, в процессе самообразования, самовоспитания и саморазвития личности);

5. религиозное – в основе вера человека в существование бога и других сверхъестественных сил, бессмертие души;

6. житейское – формируется под воздействием условий жизни людей и передается от поколения к поколению.

Воспитательные условия формирования научного мировоззрения:

обеспечения глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов мировоззренческого характера;

условие перевода знаний во взгляды и убеждения, придание обучению общественной направленности;

помочь уяснить в каком направлении движется страна, какие прогрессивные преобразования осуществляются в экономике, социальных взаимоотношениях и так далее;

соблюдение принципа историзма при изучении программного материала

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе проведения учебных и вне учебных занятий;

эмоциональная окраска изучаемого материала;

вовлечение в активную деятельность, в результате которой закрепляются убеждения и взгляды личности;

использование харизмы педагога, его умение заинтересовать

 

1. Оптимистичный, зрелый, отец, гражданин, уверенный, настойчивый, творческий, сдержанный, твердый, выдающийся, интеллектуал, признаю власть над людьми, независим

 

Формирование гражданской и национальной культуры

Непобежденный гарнизон

Лекция №16 «Основные понятия полного дидактического цикла»

Каждое действие представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие части:

· ориентировочную

· исполнительную

· контрольно-корректировочную

1 этап связан с формированием у учащегося мотивации на выполнение действия.

Более эффективной считается внутренняя мотивация обучающегося, базирующаяся на познавательном интересе и ненасыщаемой познавательной потребности. Такая мотивация может успешно пробуждаться, например, в проблемном обучении, когда ученик, сталкиваясь с проблемой, видит противоречие, испытывает затруднение, удивление, восхищение, желание разобраться.

Внешняя мотивация, положительная или отрицательная (например, материальное вознаграждение или угроза наказания), сохраняется не столь длительно, как внутренняя, и требует постоянного поддержания извне.

2 этап – ориентировочный. На этом этапе создается ориентировочная основа действия (ООД)

ООД – это описание выполнения действия, модель действия, которая может быть представлена в текстовом или графическом виде, а также система условий правильного выполнения действия.

ООД может быть составлена и преподнесена учащемуся по-разному, в зависимости от этого наблюдается больший или меньший развивающий эффект обучения. П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина выделили 3 типа ООД.

 

Исследователи подчеркивают, что тип ориентировки необходимо формировать тогда, когда ученик еще не приступил к отработке нового для него действия, но как раз этот момент часто упускается педагогами из поля зрения.

Важная педагогическая задача – обучение с самого начала безошибочному выполнению умственных действий.

анализ причин их возникновения показывает, что ошибки появляются лишь тогда, когда:

отсутствует ряд существенных условий, ориентиров, необходимых для првавилтьного выполнения действия;

процесс формирования действия не контролируется и не управляется учителем.

Нельзя ли обеспечить ученика необходимыми ориентирами, обставить вехами весь путь нового действия и таким образом в зародыше устранить самую возможность совершения ошибок при его формировании?

Как помочь избежать ошибок?

1. подробное описание последовательности операций, из которых состоит новое действие;

2. полный набор ориентиров для каждой из этих операций;

3. система указаний, как и в каком порядке пользоваться этими ориентирами и каким способом выполнять каждую операцию.

все это должно быть представлено ученику в таком виде, чтобы он, переходя от одного указания к другому, хотя и медленно, но с первого же раза мог правильно (и обоснованно) выполнить каждую операцию и в конце концов все действие.

Полная ООД - построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.008 с.)