Систематичность и сознательность в обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематичность и сознательность в обучении



основная педагогическая задача – формирование у учащихся целостной системы знаний и умений по основам производства. В соответствии с этим принципом излагается учебный материал в строгом порядке, который соответствует логике науки и труда, с опорой на ранее усвоенные знания. Точное выполнение программы и систематическая работа с учебником способствуют усвоению учащимися знаний в определенной системе. Учебный материал изучается в соответствии с технологическими процессами и принятой системой обучения.

Связь теории с практикой

Принципы: использование на уроках сведений из практического опыта учащихся

Прочность усвоения знаний, умений, навыков

доступность в обучении (обучение от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого до тяжелого.)

 

Лекция №8 «Воспитание»

Воспитание – это двусторонний целенаправленный процесс формирования положительных черт личности.

НПА: Кодекс Республики Беларусь, концепция непрерывного воспитания детей, учащейся молодежи, РИПО «Актуальные проблемы воспитания личности в системе ПТО (ССО): методические рекомендации» под редакцией О.С. Поповой; планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования (РИПО); Завадская Жанна Ефимовна и др. «Методика воспитательной работы в профессиональной школе»; Виктор Николаевич Наумчик «Трудные дети»; Виктор Чечет «Семейная педагогика».

Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающихся.

Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно-зрелой творческой личности обучающихся.

Назначение воспитательной работы – это успешное обеспечение социализации личности в современном обществе, подготовка к самостоятельной жизни, трудовой, профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

Проведение воспитательной работы учитывает проблемы современного образования.

Адекватное отражение действительности образовательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах (П.И. Пидкасистый)

Закономерности:

воспитание учащегося совершается путем активности самого ребенка. Мера усилий педагога соответствует мере возможностей ребенка. Содержание деятельности учащихся в процессе воспитания определяется особенностью развития ребенка. Не учитывая индивидуальные особенности ребенка педагог рискует встретить сопротивление и пассивность. Воспитание осуществляется с любовью.

Воспитание должно венчаться ситуацией успеха.

Принципы воспитания (Ян Амос Каменский):

гуманистическая направленность воспитания

принцип сообразности (человек часть природы)

принцип культуросообразности – воспитывая учитываем место рождения, отклонения от норм ребенка.

принцип эффективности социального взаимодействия предполагает воспитание в коллективе, что формирует социальную адаптацию и самореализацию учащихся.

Проблемы современного образования

В настоящее время человечество шагнуло в постиндустриальную эпоху – решена проблема голода, наличие изобилия материальных благ, конкуренция на рынке труда, нестабильность в экономике, культуре, политике. Современное общество технологично. В связи с этим требования к рынку труда изменились (коммуникативные, профессиональные, хорошо адаптирующиеся к социальным условиям, умение ставить жизненные цели и преодолевать трудности, конкурентоспособность, экономность, стрессоустойчивость, расчетливость).

Современные идеалы будущих специалистов отягощены потребительскими, иждивенческими ожиданиями, что снижает их гражданско-патриотическую и социально-нравственную активность. Государственное воздействие на молодежь постоянно падает, все больше выпускников самоутверждается в других странах мира.

Глобальные вызовы в системе образования:

1. Замена социокультурного контекста в определении понятия «образования» экономическим и предпринимательским, падение престижа знаний.

2. Духовный и творческий кризис личности – разрушение общечеловеческих нравственных традиций и ценностей, подмена ценностями потребления.

3. Экологическая проблема (изменение климата), использование технологий генной инженерии, кризис здравоохранения.

4. Демографические проблемы. Кризис семьи, алкоголизация, наличие «нетрадиционных» браков, суррогатное материнство.

5. Социальный кризис: размывание границ между понятиями «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», виртуализация социокультурного пространства, повышение уровня социального одиночества, радикализация молодых людей, снижение потребности живого общения, глобализация, мобильность связи, хронический информационный стресс – снижение способности молодого поколения к интеллектуальной мобилизации, аналитической способности к установление причинно-следственных связей, тех или иных событий за счет формирования средствами массовой информации «мозаичного сознания», феномен «угасания личности». Человеку необходимо возвратиться к активности творчеству, духовности, на основе общечеловеческих ценностей, творческой организации труда. Образование – школа мыследеятельности, мышления и действия. Необходимо выработать у учащихся мировоззрение – систему целей, ценностей, убеждений, способствующих социализации личности, на основе духовно-нравственных принципов. Воспитание – не говорить, а учить, делать.

 

Методы воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.004 с.)