Сущность классификации форм и средств воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность классификации форм и средств воспитания.



Средство воспитания – целесообразно организованные и подобранные способы действия или предметы среды, преднамеренно включаемые воспитателем для решения определенных задач. К средствам воспитания относятся:

- различные виды деятельности (игровая, трудовая, общение, учебная), предметы (указка), произведения материальной и духовной культуры, наглядные пособия, средства обучения (учебник, таблица), литература, коллектив, слово педагога.

- роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, природное сырье, животное, растение, явления, события, эпизоды и т.д.. Педагог – не сродство, а субъект деятельности.

Педагогическая проблема выбора средств является в их адекватности воспитательной задаче. Средства выбирают, отбирают, отвергают, подбирают – оставляя единственно пригодное для задуманной цели. Средство должны отвечать социокультурным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Прием – часть метода воспитания.

Форма воспитания по В.Е.Титовой:

1. Мероприятие – события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами с целью воздействия на них.

2. Дела – общая работа, важное событие, организуемые членами коллектива на ползу и радость кому-либо в том числе и себе.

3. Игра - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно осуществляемая.

По субъекту организации:

-  дети

- на основе сотрудничества

- организуют взрослые

По результату:

- информационный обмен

- выработка общего решения

- общественно-значимый продукт

По количеству участников:

- индивидуальные

- групповые

- массовые

 

Лекция №13 “Личность, коллектив, самовоспитание”

Самовоспитание, этапы и методы самовоспитания.

Самовоспитание – воспитание самого себя.

Иерархия потребностей человека (выше только духовная потербность)

Самовоспитание – систематическое и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие, на формирование базовой культуры личности. Зависит от условий, в которых живет человек. Самовоспитаение предполагает наличие ясноосознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Связано с самосознанием, критическим мышлением, способности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию человека. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе своих возможностей и способностей. Самовоспитание – сила для саморазвития личности.

Этапы самовоспитания:

· принятие решения о необходимости личностного самосовершенствования

· самопознание

· выбор средств, составление плана

· реализация планов

Методы самовоспитания:

1. самоубежедение

2. самовнешение

3. самообязательства

4. самокритика

5. эмпатия (мысленный перенос себя на положение другого)

6. самопринуждение, самоприказ

7. самопоощрение

Личность группы, коллектив

Коллектив (лат. collectives) группа учащихся, взаимовлияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально-обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, имеющие потребности, нормы и правила поведения, организованы совместно выполняемой деятельностью и достигшие в своем развитии высокого уровня.

Функции коллектива:

· воспитательная;

· стимулирующая – коллектив способствует формированию духовно-нравственных ценностей личности;

· личностно-развивающая – коллектив способствует расширению кругозора личности и эмоциональному обмену.

Характерные признаки коллектива:

· наличие социально значимой цели;

· общая совместная деятельность для достижения целей;

· общая организация этой деятельности;

· отношения ответственной зависимости в коллективе (моральное единение);

· общий выборный руководящий орган (староста);

· широкая система коллективных связей;

· благоприятный морально-психологический климат;

· сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях;

· гигиенический и педагогически продуманный распорядок жизни учащихся;

· развитая критика и самокритика и т.д.

Коллектив отмечает ряд особенностей:

· сплоченность;

· сознательность;

· взаимоответственность;

· самостоятельность;

· доброжелательность;

· здоровая критика и самокритика;

· разумное сочетание личностных и общественных интересов.

Автором теории деятельности личности в коллективе является Антон Семенович Макаренко. По Макаренко коллектив проходит три стадии:

1. стадия становления коллектива (задача педагога – знакомство, выработка правил поведения и взаимоотношений в коллективе, предъявление требований, групповых норм, превращающих группы в коллектив);

2. формирование актива группы (включение неформальных лидеров в актив группы под руководством педагога);

3. обучение членов коллектива методам конструктивного решение проблем (задача педагога – формирование общественного мнения, поддержание традиций. Сам коллектив выдвигает требования к каждому. Педагог – консультант);

4. самореализация и самовоспитание всех членов коллектива

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.007 с.)