I I . Закрепление изученного материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I I . Закрепление изученного материала.



Речевая разминка.

— Найдите и исправьте, обьяснив, ошибки в предложениях, записанных на доске.

Д. 1) Сатирики разоблачают невежд, грубость алчность, эгоизм. 2) Избиратели хорошо знают и доверяют своему кандидату в депутаты 3) Леночка встретила и сказала Маше о поездке в лес. 4) Язык пьесы краток, но красочный. 5) Отец очень любит шахматные соревнования и ловить рыбу.

 

Работа с учебником.

— Выполните самостоятельно упражнение 277, с. 119 учебника «Практика».

— Прочитайте, какие предложения у вас получились, называя все знаки препинания в них. Как вы ответили на вопрос после упражнения?

 

Распределительный диктант.

—Запишите под диктовку предложения в две колонки:

 

Ставится запятая между                                                 Не ставится запятая между

однородными членами                                                         однородными членами

 

1) День был совершенно ясный, тихий, жаркий. (Л. Толстой.)

2) Невелика птичка, зато поет хорошо. (Пословица.)

3) Малинин встретил взгляд Синцова и тоже несколько секунд молча смотрел ему в глаза (К. Симонов.)

4) У зазнайки Егорки похвалы да отговорки. (Пословица.)

5) Не только штык, но и колос врага колет. (Пословица.)

6) Как летом так и зимой для наблюдательного человека в тайге много интересного. (Е. Пермитин.)

7) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом. (И. Тургенев.)

8) Лизонька поднялась сегодня ни свет ни заря.

9) Ветер резал лицо, и не то снег, не то дождь, не то крупа изредка принималась стегать по лицу. (Л. Толстой.)

— Подчеркните однородные члены предложения.

Коллективная проверка.

 

4. Творческое задание.

— Рассмотрите репродукции картин известных художников (на доске). Составьте к ним три предложения с однородными членами, одно из них обязательно должно быть с обобщающим словом. Составьте схему своего предложения.

— Прочитайте свои предложения, называя все знаки препинания.

 

Работа в группах.

— Объединитесь в группы из 4-х человек (по 2 парты). Каждый из вас дома готовил карточку-задание, обменяйтесь ими и выполните задание в течение 5 минут. Затем верните карточки их составителям, чтобы они проверили вашу работу. На карточке укажите фамилию проверившего ее и фамилию работавшего по ней.

— Кто получил оценку «отлично» и «хорошо»? Остальным учащимся нужно еще раз проработать учебный материал, так как на следующем уроке вам предстоит написать контрольный диктант.

 

Объяснительный диктант.

Проверьте свои знания и потренируйтесь в постановке знаков препинания.

1) Снег, укрывший и лес, и травы, и кустарники в сверкающую белизною горностаевую мантию, напугал тетерева. (Е. Пермитин.) 2) Свою избенку Трифон отделал первой: починил крыльцо, навесил новую дверь, перебрал в сенях пол. (А. Андреев.) 3) Грохот воды, рев перекатов, стремительный бег и нескончаемое эхо у скал — такое осталось впечатление от этой реки. (К. Федин.) 4) От Балтики до Тихого океана, от Ледовитого океана до Памира — всюду слышен этот мирный, но исполненный сдержанной и тяжкой силы гул. (М. Шолохов.) 5) Но теперь, в начале марта, все: и овраг, и лес, и поляна — было укрыто глубоким снегом. (Г. Скребицкий.)

 

— Составьте схемы двух последних предложений.

— Сколько рядов однородных членов в 4-м предложении? Назовите их.

 

I II. Подведение итога урока.

— Расскажите, в каких случаях ставится тире и двоеточие при однородных членах с обобщающим словом.

— В каких случаях ставятся запятые при однородных членах?

— А в каких случаях не ставятся запятые?

 

Домашнее задание: выполнить упражнение 274, с. 118 учебника «Практика»; повторить § 186—188.

 

 

Урок 51

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

Цель: проверить знания и умения по теме «Предложения с однородными членами».

 

Ход урока

 

Звезды еще сверкали остро и холодно. но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, за полнозвучно и звонко. Тревожным, свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Внезапно ветер стих, деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, острожное тявканье лисиц и первые, неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, как будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Последние звезды тихо, незаметно погасли в посветлевшем небе. Лес окончательно отряхнул с себя остатки ночного мрака и вставал теперь во всем своем зеленом величии. Побагровели и засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, поднялось солнце, занявшийся день обещал быть ясным, морозным, ядреным.

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы, лисица оставила на снегу кружевной, хитро запутанный след и тоже убралась с поляны. Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

(По Б. Полевому.)

 

(Текст взят из журнала «Русская словесность». — № 7, 2001. — с. 50.)

 

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1) Составьте схему предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения.

 

2) Подчеркните однородные члены предложения:

I  в а р и а н т – во 2-м абзаце;      II в а р и а н т – в 3-м абзаце.

 

3) Найдите в первом абзаце предложение с двумя рядами однородных членов. Выпишите его. Схематично докажите правильность своего выбора.

 

III ЧЕТВЕРТЬ (21 ч + 7 ч «Развитие речи»)

 

Урок 52



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.012 с.)