Однородные члены предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Однородные члены предложения.



СОЮЗЫ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

 

Цели: активизировать знания учащихся об однородных членах предложения и союзах при них, расширить знания о случаях постановки запятых при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяюпихся союзах после каждого однородного члена; о случаях, когда занятая не ставится.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

I I. Подготовка к объяснению нового материала.

Беседа.

— Назовите основные признаки однородных членов предложения.

— Какая связь между однородными членами предложения? (Сочинительная.)

— А какие средства связи используются между однородными членами? (Интонация, сочинительные союзы.)

— Кто сможет записать на доске группы, на которые делятся сочинительные союзы? Приведите примеры союзов каждой группы. (Можно обратить внимание учащихся на примеры в § 149.)

— Какие из этих союзов являются составными? Приведите пример предложения с повторяющими союзами и. Расскажите, что вы знаете о постановке знаков препинания при однородных членах с союзами.

— Прочитайте предложення, записанные на доске.

Д. Письмо писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. (А.С. Пушкин.)

 

— Есть ли в этом предложении однородные члены? Назовите их.

Учащиеся называют, а учитель подчеркивает их в предложении, В результаате должно получиться следующее:

 

 

— Какой вывод нужно сделать для себя? (Прежде чем ставить запятые при повторяющемся союзе, нужно проверить, соединяет ли он однородные члены одного ряда или разных рядов.)

 

II I. Изучение иового материала.

— Прочитайте § 187 и рассмотрите случаи, когда еще ставятся запятые при однородных членах и когда не ставятся.

— Схематично выпишите эти правила себе в тетрадь.

 

I V. Закрепление нового материала.

Объяснительный диктант.

— Запишите текст под диктовку. Найдите однородные члены и способ их связи между собой. Укажите, какую роль играет повторение союзов и других слов перед однородными членами в данном тексте.

 

Как сложится судьба этих ребятишек? Вырастуг и улетят на Большую землю выучатся и, может быть, будут жить и работать где-нибудь на Волге, на Украине, на благословенном юге. И пройдет много-много лет. И уже забываться станет и эта бухта, и северное сияние над ней. Но вдруг ни с того ни с сего затоскует сердце, четко станут перед глазами вот эти дали, вот это мохнатое полуночное солнце над океаном, и так потянет сюда, так захочется по бывать здесь! И льды, хоть на час, хоть на миг, покажутся роднее, дороже вишневого сада и ласкового солнышка.

 

Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 250 с комментированием с места, 109 учебника «Практика».

Схемы предложений учитель рисует на доске под диктовку учащихся, или сами учащиеся выходят и записывают их на доске.

2) Устное выполнение упражнения 256.

Схемы 1-го и 2-го предложений стоит записать на доске.

 

Выборочное письмо.

— Выпишите из записанных на доске предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.

О б р а з е ц. Был на севере я и на юге, плыл на тихой и шумной волне, но везде, как о верной подруге, о московской скучал стороне. (К. Букин.)

 

 

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем неслыщно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. Скребицкий.) 7) По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)

 

V. Подведение итога урока.

— Что вы повторили на сегодняшнем уроке?

— Что узнали нового?

 

Домашнее задание: выучить правила употребления знаков препинания при однородных членах в § 186—187, упражнение 262, упражнение 265 (устно).

 

 

Урок 47



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.255 (0.007 с.)