Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полных и неполных предложений
Цели: дать понятие о неполных предложениях, особенностях их строения и оформления на письме (употребление тире); учить определять роль неполных предложений в речи. О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки со знаками «+» и «—».
Ход урока I. Организационный момент. — Сегодня вы познакомитесь с особенностями строения неполных предложений и оформления их на письме.
I I. Подготовка к объяснению нового материала. — Какие из записанных предложений являются двусоставными, а какие односоставными? 1) — Трамвай идет? 1) — Кого ждешь? — Идет! — Учителя. 2) — Кто написал комедию «Ре- 2) — О чем сообщили по радио? визор»? — О погоде на завтра. — Гоголь.
— Какая это форма речи: монологическая или диалогическая? — Рассмотрите внимательно реплики-ответы. Что собой представляют эти предложения?
II. Объяснение нового материала. — Определите, какими членами предложения они являются. (Идёт. Гоголь.) — Роль какого члена предложения выполняют реплики-ответы в односоставных предложениях? (Учителя; о погоде на завтра.) — Скажите, понятен ли был смысл этих реплик без реплик вопросов? (Нет, без контекста они не имеют смысла.) — А можно ли восстановить необходимые для полноты значения члены предложения? (Да, из предшествующих предложений.) — Предложения в которых опущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения, но его легко восстановить из контекста или описываемой ситуации, называют неполными. Чаще всего они встречаются в диалогической речи, как в нашем случае. — А теперь скажите, неполные предложения: Идет! и Гоголь. — это двусоставные неполные предложения или односоставные? Почему? (Неполные двусоставные, так как недостающий член, который легко восстанавливается из реплики-вопроса — в 1-м предложении подлежащее — трамвай; во 2-м — сказуемое — написал.) — А неполные предложения второго столбика? (Это неполные односоставные, так как если полностью восстановить все недостающие члены из реплики-вопроса, все равно получится односоставное предложение.) — Неполными могут быть предложения и в монологическом высказывании. Об этом прочитайте в § 185, с. 238 учебника «Теория».
— Какой знак препинания обязателен в таких неполных предложениях? (Тире.) — Прочитайте и запомните правило употребления тире в неполных предложениях на с. 239. Стоит подробно проанализировать, объяснить примеры из данного правила, попробовать восстановить недостающие члены предложения, сделать вывод о том, зачем употребляются в речи неполные предложения.
I V. Закрепление нового материала. Работа с учебником. — Выполните устно упражнение 238, с. 102 учебника «Практика». Объясните расстановку знаков препинания в этом упражнении.
Объясиительный диктант. Выполнение тренировочных упражнений в записи неполных предложений и постановке тире. 1) Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда — на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда — других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель — каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору — с глиной и мрамором, художнику — с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди — обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди — таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами — еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте — вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)
— Сколько грамматических основ в последнем предложении? — Какие члены предложения опущены в неполных предложениях? — Дайте полную характеристику этого предложения, как при синтаксическом разборе. Объясните знаки препинания в этом предложении.
3. Работа с сигнальными карточками «+» и «-». — У вас на партах карточки со знаками «+» и «—». С помощью них определите вид прочитанного мною предложения: полные — «+», неполные «—». 1) Новгород — величественный старинный русский город. (+) 2) В глубине рощи — дом-вилла, весь обвитый покрасневшими уже листьями дикого винограда. (М. Пришвин.) (—) 3) С горы вниз по реке расстилались сады. (М Пришвин.) (+)
4) — Хотите чаю? (+) 5) — Покрепче, пожалуйста. (—). 6) Жара. (+) 7) В доме никого нет. (+) 8) За избами — узенькие полоски крестьянских полей. (—) 9) — Как идут дела? (+) 10) — Ничего, нормально. (—)
4. Работа с таблицами. — Дома вы должны были заготовкгь т а б л и ц ы:
Односоставное |
Двусоставное | |||||||
Полные | Неполные | Полные | Неполные | ||||||
— Сейчас заполните их 1—2 примерами в каждой графе из упражнений 243 и 244, с. 103—104 учебника «Практика».
Коллективная проверка.
V. Подведение итога урока.
— Какие предложения называются неполными?
— Какой знак препинания употребляется в неполных преджениях?
— Как различить неполное односоставное и неполное двусоставное предложения?
Домашнее задание: § 185, упражнение 245 — спишите текст, в нем укажите виды простых предложений. § 21 — повторить.
Урок 46
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.011 с.)