Полных и неполных предложений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полных и неполных предложений



 

Цели: дать понятие о неполных предложениях, особенностях их строения и оформления на письме (употребление тире); учить определять роль неполных предложений в речи.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки со знаками «+» и «—».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы познакомитесь с особенностями строения неполных предложений и оформления их на письме.

 

I I. Подготовка к объяснению нового материала.

— Какие из записанных предложений являются двусоставными, а какие односоставными?

1) — Трамвай идет?                    1) — Кого ждешь?

— Идет!                                        — Учителя.

2) — Кто написал комедию «Ре- 2) — О чем сообщили по радио?

    визор»?                                  — О погоде на завтра.

— Гоголь.

 

— Какая это форма речи: монологическая или диалогическая?

— Рассмотрите внимательно реплики-ответы. Что собой представляют эти предложения?

 

II. Объяснение нового материала.

— Определите, какими членами предложения они являются. (Идёт. Гоголь.)

— Роль какого члена предложения выполняют реплики-ответы в односоставных предложениях? (Учителя; о погоде на завтра.)

— Скажите, понятен ли был смысл этих реплик без реплик вопросов? (Нет, без контекста они не имеют смысла.)

— А можно ли восстановить необходимые для полноты значения члены предложения? (Да, из предшествующих предложений.)

— Предложения в которых опущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения, но его легко восстановить из контекста или описываемой ситуации, называют неполными. Чаще всего они встречаются в диалогической речи, как в нашем случае.

— А теперь скажите, неполные предложения: Идет! и Гоголь. — это двусоставные неполные предложения или односоставные? Почему? (Неполные двусоставные, так как недостающий член, который легко восстанавливается из реплики-вопроса — в 1-м предложении подлежащее — трамвай; во 2-м — сказуемое — написал.)

— А неполные предложения второго столбика? (Это неполные односоставные, так как если полностью восстановить все недостающие члены из реплики-вопроса, все равно получится односоставное предложение.)

— Неполными могут быть предложения и в монологическом высказывании. Об этом прочитайте в § 185, с. 238 учебника «Теория».

— Какой знак препинания обязателен в таких неполных предложениях? (Тире.)

— Прочитайте и запомните правило употребления тире в неполных предложениях на с. 239.

Стоит подробно проанализировать, объяснить примеры из данного правила, попробовать восстановить недостающие члены предложения, сделать вывод о том, зачем употребляются в речи неполные предложения.

 

I V. Закрепление нового материала.

Работа с учебником.

— Выполните устно упражнение 238, с. 102 учебника «Практика». Объясните расстановку знаков препинания в этом упражнении.

 

Объясиительный диктант.

Выполнение тренировочных упражнений в записи неполных предложений и постановке тире.

1) Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда — на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда — других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель — каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору — с глиной и мрамором, художнику — с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди — обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди — таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами — еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте — вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

 

— Сколько грамматических основ в последнем предложении?

— Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?

— Дайте полную характеристику этого предложения, как при синтаксическом разборе. Объясните знаки препинания в этом предложении.

 

3. Работа с сигнальными карточками «+» и «-».

— У вас на партах карточки со знаками «+» и «—». С помощью них определите вид прочитанного мною предложения: полные — «+», неполные «—».

1) Новгород — величественный старинный русский город. (+)

2) В глубине рощи — дом-вилла, весь обвитый покрасневшими уже листьями дикого винограда. (М. Пришвин.) (—)

3) С горы вниз по реке расстилались сады. (М Пришвин.) (+)

4) — Хотите чаю? (+)

5) — Покрепче, пожалуйста. (—).

6) Жара. (+)

7) В доме никого нет. (+)

8) За избами — узенькие полоски крестьянских полей. (—)

9) — Как идут дела? (+)

10) — Ничего, нормально. (—)

 

4. Работа с таблицами.

— Дома вы должны были заготовкгь т а б л и ц ы:

 

Односоставное

Двусоставное

Полные Неполные Полные Неполные
       

 

— Сейчас заполните их 1—2 примерами в каждой графе из упражнений 243 и 244, с. 103—104 учебника «Практика».

Коллективная проверка.

 

V. Подведение итога урока.

— Какие предложения называются неполными?

— Какой знак препинания употребляется в неполных преджениях?

— Как различить неполное односоставное и неполное двусоставное предложения?

 

Домашнее задание: § 185, упражнение 245 — спишите текст, в нем укажите виды простых предложений. § 21 — повторить.

 

Урок 46



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.011 с.)