V. Ф. М. Достоевский «преступление и наказание» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Ф. М. Достоевский «преступление и наказание»



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«Преступление и наказание» – одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над нею в условиях «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумрачную, переходную эпоху: лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские бунты подавлены, надежды революционной демократии на крестьянскую революцию оказались несостоятельными.

М.Е. Салтыков-Щедрин задавал тревожный вопрос: «Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются…»

Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, которым оно не верит.

Положение усугублялось тем, что раздиравшие дореформенную Россию социальные противоречия к концу 60-х годов еще более обострились. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительную ситуацию двойного социального кризиса: незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными, нарастал процесс распада вековых духовных ценностей, смешивались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности.

Русская художественная и философская мысль напряженно анализировала происходящее, осознавала истоки кризиса, искала выход. Лермонтов и Гоголь, первыми ощутившие дыхание близящейся трагедии, создали бессмертные образы, запечатлевшие духовную ущербность, нравственную несостоятельность «нашего времени». Однако их надежды связывались не с нигилистическим отрицанием всех святынь, но с возвращением к истинным ценностям.

60-е годы особенно плодотворны предложениями человечеству особых принципов человеческих отношений. Некрасов строил свою систему, где главенствующая роль отводилась жертвенной личности, готовой пойти на плаху ради счастья других; Чернышевский выпустил в свет «революционное евангелие», которым зачитывались целые поколения юных преобразователей.

Общая нестабильность, неудачи политики внешней и внутренней, постоянно назревающий социальный взрыв – все это сказывалось, и прежде всего – на молодых умах, которые дышали той атмосферой, формировались ею.

СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА

Фиксируя трагические проявления новой общественной болезни, Достоевский создает особый тип романа – идеологический.

В основе драматического конфликта романа – борьба одержимых идеалами людей, столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, мучительная борьба теории с жизнью в душе человека.

Вместе с тем, в сюжетной ткани романа ощутимы элементы авантюрные, детективные. В основе сюжета лежит история преступления и его разоблачения. История эта покрыта тайной, и секрет занимательности состоит в том, что тайна постепенно раскрывается.

ВЫВОД: роман идеологический, социально-психологический, детективный.

«Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления. Разгадка мотивов преступления отодвинута и превращается в сюжетную тайну» (В. Шкловский).

ОБРАЗ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

В центре романа фигура Родиона Раскольникова. Герой Достоевского необычен: влача жалкое существование, он готов отдать последнее тому, кому, на его взгляд, сейчас совсем плохо: он остается красивым даже в лохмотьях, в нем чувствуется какая-то особая гордость.

Особенности характера РАСКОЛЬНИКОВА

а) «угрюм, мрачен, надменен и горд…Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце…Ужасно высоко себя ценит…Право, точно в нем два противоположных характера сменяются». (Разумихин). Замкнут, необщителен, сосредоточен в себе;

б) способен на добрые дела: любит мать и сестру, жалеет Мармеладовых, не может бросить пьяную обесчещенную девочку, заботится об отце своего университетского товарища, больного туберкулезом;

в) постепенно, под влиянием социального устройства жизни приходит к мысли о необходимости борьбы, но выбирает путь убийства, «крови по совести».

В центре внимания исследователей, изучающих роман «Преступление и наказание», находится вопрос о мотивах преступления Раскольникова. И здесь можно выделить три концепции:

а) идея многослойности, когда находят до пяти мотивов, объясняющих преступление (Ю. Борев);

б) концепция двойственности мотивов основана на столкновении двух главных идей – Наполеона и Христа (В. Кирпотин и С. Белов);

в) однозначная концепция, ставящая во главу угла идею Наполеона (Г. Поспелов, Ю. Карякин).

БЕЗОБРАЗНЫЙ – этим словом автор характеризует мир, в котором живет герой, причины неразрешимого конфликта с этим миром и, наконец, определяет внутреннее состояние героя и его мечту.

БЕЗОБРАЗНАЯ мечта – в этом словосочетании выражается двойственность души Раскольникова, показывается постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, высоким и низким.

БЕЗОБРАЗНАЯ – здесь говорит чувство (безграничное отвращение к тому, что задумал) и ум (создавший две теории: наполеоновскую и арифметическую для обоснования убийства).

МЕЧТА – здесь и стремление Раскольникова сделать добро всем людям, и желание стать «наполеоном», властелином.

Красота и безобразие противостоят друг другу. Фамилия героя символизирует раскол, происходящий в душе Раскольникова..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.130 (0.008 с.)