Тема народа в лирике некрасова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема народа в лирике некрасова



Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – «страдания народа».

                                       («Элегия» 1874)

Судьба крестьянина-труженика волновала Некрасова в течение всей его жизни, он горячо сочувствует народу, рисуя вопиющие контрасты жизни и городской бедноты, и нищету и горе крестьянского быта.

Он открыл читателю новую реальность, главным лицом которой явился русский народ – сеятель, хранитель, кормилец. Уже в первом сборнике (1856, не считая юношеского «Мечты и звуки», про который Белинский сказал: «Вам за него будет стыдно».) Некрасов стремился дать как можно больше типов, охватить всю полноту народной жизни – драматичной, исполненной страдания и борьбы за выживание. Здесь нет призыва к бунту. Он просто открывает читателю ежедневное бытие, в котором нет ничего, кроме непосильной работы и несправедливости. Главные и самые необычные для русского читателя герои – это жители деревни. В поэзии Некрасова впервые мужик заговорил своим языком – непридуманным, стилизованным под народное звучание, а тем самым – настоящим, подлинным. Это тоже стало одним из некрасовских достижений. В безыскусных исповедях его героев постоянно присутствует одна и та же тема: тема мучительной жизни, изменить которую нельзя.

Тургенев признавал, что книга его «обожгла».

Стихотворение «В дороге» повествует о нелегкой доле крестьянина, при этом «мужик» сам рассказывает о своей жизни. Какие возможности открывала такая форма изложения? Рассказ человека о себе самом позволял глубже раскрыть особенности его миропонимания, его психологии.

Новаторство стихотворения:

а) изображение в лирике внутреннего мира человека из народа, мужика;

б) главный предмет изображения – жизнь народа;

в) необычность композиции: образ Груши возникает косвенно, в рассказе ямщика, а его рассказ дается в обрамлении;

г) авторское отношение к героям и их судьбам не выражено прямо, а осознается в результате «сложения» нескольких точек зрения (ямщика, Груши, барина);

д) особенности языка и интонации;

е) богатый подтекст и объемность лирического повествования.

Стихотворение «ДУМА» – это раздумье отпущенного на оброк крестьянина над своей жизнью. В его судьбе нет такой драмы, как у ямщика, но читать стихотворение жутко: все помыслы человека заняты работой, как бы прокормиться. Высшее счастье для него – наесться «до поту». Некрасов сочувствует крестьянину и любуется им, когда говорит, как бы стал он работать: «Только треск стоял бы до неба». Злость появляется у поэта: сила у тебя великая, а вот как сознание твое разбудить, душу?

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» автор прекрасно рисует картину нестерпимо тяжелой работы, читатель физически ощущает тяготы, которые переживает несчастная мать: палит жара, кусаются мухи, плачет ребенок. Автор сочувствует русской женщине, но и огорчен бесконечным терпением «всевыносящего русского племени».

В литературоведческих трудах прежних лет «Калистрат» трактовался как стихотворение о горькой народной участи, но открывается в нем и другое – привлекательный своей независимостью крестьянский характер. Исследователи видят в «Калистрате» «трагическую самоиронию» (Г.Н. Поспелов).

В стихотворении «Тройка» Некрасов видит две жизненные дороги, открывающиеся перед красавицей – крестьянской девушкой: «легкий путь» эксплуатации ее красоты и прямой торговли ею и «тяжелый», где нет ничего, кроме работы, «черной и трудной». Внешне эти дороги противоположны, открыто контрастны, в первом случае-

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка…

Во втором-

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть…

Но они равно губительны для юной души. В скачке бешеной тройки и хмельном угаре ямщика угадываются мотивы будущего «страшного мира», о котором вскоре напишет А. Блок. Этот мир несет гибель живой душе. При всей своей поэтической прелести «Тройка» – одно из самых грустных, безысходных стихотворений Некрасова, рождающих внутреннюю тревогу и тоску.

Вместо грусти «Тройки», в «Школьнике» заметная душевная приподнятость, сердечность тона, какая-то особая ласковость интонации. В «Школьнике» «невеселая дорога», на которой автор встречает босоногого мальчугана, оборванного и грязного, но с книжкой в котомке, вырастает в воображении поэта в «славный путь», «широкое поприще». Движение авторской мысли совершается от конкретного наблюдения к обобщению: размышления, ведущие от мальчика к другому мужицкому сыну, олицетворяющему талант и ум народа, - Ломоносову. А дальше – вся «родная Русь» с ее контрастами.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Родина» – это воспоминания о помещичьей усадьбе, где провел свое детство поэт; гневное обличение несправедливости общественного строя (название стихотворения приобретает более широкий смысл: не только место рождения, а Отечество, страна, гражданином которой является поэт).

Скупыми, точными эпитетами поэт срывает покровы с «роскошных» картин дворянской усадьбы, какие рисовали поэты-романтики: жизнь отцов бесплодна и пуста, бессмысленное чванство, грязный разврат, мелкое тиранство, рой подавленных и трепетных рабов… Именно здесь, в помещичьем «гнезде», лирический герой получил первые жизненные уроки, научился ненавидеть. Чувства тоски, хандры владеют лирическим героем. Такова экспозиция стихотворения.

Вторая (основная) часть контрастно рисует трагизм бесправного положения «рабов». Прежде всего возникает воспоминание о «болезненно-печальном» облике матери. Молчаливая и покорная раба мужа – угрюмого невежды, для поэта всегда оставаясь гордою и прекрасною.

Няня, утешавшая мальчика в тяжелые минуты, - тихая, ласковая, добрая женщина. Сейчас, став взрослым, лирический герой понимает бессмысленность и вредность такой доброты. Злу надо противопоставлять не кротость, а ненависть и непримиримую вражду.

И теперь уже не хандра, а жажда борьбы, мятежа против крепостничества владеет им. Сложные душевные движения, глубокая взволнованность переданы стихом энергичным, суровым, словами резкими, негладкими.

Классический пушкинский шестистопный ямб приобретает у Некрасова особую твердость, жестокость гневных движений души:

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор…

Слова, выражающие контрастные чувства, поставлены в начале строк. Прием контраста, наличие элементов ораторского стиля (церковнославянизмы, риторические вопросы и восклицания, повторы и т.д.), точные и острые эпитеты, сравнения, метафоры – все ведет читателя к раздумьям о народе и Родине.

Особое место занимает тема жизни городской бедноты. В цикле «На улице» появляются городской воришка, босой и бездомный; молоденький рекрут, прощающийся с родителями; Ванька-извозчик, мечтающий о богатом седоке… «Мерещится мне всюду драма»,- заключает автор.

Поэт стремился потрясти общество.

Когда б мои угомонились муки

И на душу сошел желанный мир,

Нашел бы я тогда другие звуки.

Другую Музу позвал бы на пир.

Но судьба поэта предопределена, и вечной его спутницей осталась она – «Муза мести и печали».

Образ героя в творчестве Некрасова постоянно меняется: ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот герой в пореформенную эпоху, в некрасовском творчестве 60-х годов.

Прошло совсем немного времени после проведения демократических реформ – и стало ясно: общество обмануто. А в поэзии Некрасова звучит надлом, разочарование. Переживший крушение главных своих надежд, поэт сомневается в том, во имя кого жил и боролся, - в самом народе:

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся…Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта,-

Увы! Не внемлет он – и не дает ответа…

                                                                       («Элегия», 1874 г.)

В некрасовской лирике появляются размышления о том, что даст народу свобода, как он примет ее, как осознает. Персонажи Некрасова – подчеркнуто безответные, забитые люди, безропотно принимающие любые унижения. Таковы и строители железной дороги («Железная дорога», 1864 г.), которые подобно древним рабам Египта, отдали здоровье, силы, а потом легко позволили себя обмануть управляющему; и ходоки («Размышления у парадного подъезда, 1858 г.): шли в столицу за правдой и легко уходят, не пущенные даже на порог «роскошных палат…» Автор не только и не столько жалеет их, сколько пытается понять, в чем причина их долготерпения, где его предел и есть ли он:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,-

Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?..

                           («Размышления у парадного подъезда», 1858 г.)

Одним из главных духовных ориентиров Некрасова был Лермонтов. Вспомним горестную лермонтовскую «благодарность»: «За жар души, растраченной в пустыне»; вспомним его Пророка – осмеянного, побиваемого каменьями за то, что посмел провозглашать «любви и правды чистые ученья». Та же мука впустую растраченного душевного жара, то же неизбывное страдание пророка, не услышанного своим народом, не узнанного им, звучит в каждой строке некрасовской «Элегии» 1874 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.009 с.)