Психологизм Ф. М. Достоевского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологизм Ф. М. Достоевского



Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Искание и постижение универсальной философской истины в процессе личностных идейно-нравственных поисков – основная проблематика произведений Достоевского, в том числе, его романа «Преступление и наказание».

Раскрытие такой проблематики обусловило появление в произведениях Достоевского глубокого психологизма. У Достоевского впервые в русской литературе психологизм стал всеобъемлющей стихией повествования, писатель свободно владеет всеми способами и приемами психологического анализа, не отдавая предпочтения какому-либо одному.

СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЗМА

1. Душевная жизнь изображается в ее крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряженности. (Раскольников идет «делать пробу» и в то же время говорит себе: «Разве я способен на это?»).

2. Непредсказуемость внутреннего мира, подчеркиваемая типичными словами и конструкциями: «странно», «как бы невольно».

3. Внимание писателя сосредоточено, во-первых, на анализе психологического состояния, во-вторых, на воссоздании психологической атмосферы страдания, душевной муки.

4. Психологическая атмосфера создается следующим образом:

а) путем подбора эпитетов, обозначающих чувства («ужасно странно», «в страшной тоске»);

б) использованием деталей внешнего мира, производящих тяжелое впечатление (каморка Раскольникова, угнетающий желтый цвет и др.);

в) психологизацией речи героев: в самом тоне высказываний запечатлено определенное эмоциональное состояние;

г) сюжет подчиняется целям психологического изображения (психологическое напряжение Раскольникова усиливается письмом матери);

д) использованием портретных деталей (зеркалом души становятся губы, их движения гораздо выразительнее глаз);

5.Приемы психологического изображения:

а) внутренний монолог;

б) сны Раскольникова;

в) видения;

г) принцип «двойничества» (Раскольников-Свидригайлов, Раскольников-Лужин»);

д) полное или частичное умолчание о душевном состоянии героя.

Психологический стиль Достоевского, умеющего показать сложнейшие пласты внутреннего мира человека, «две бездны» в его душе, можно считать уникальным.

 

VI. М.Е. САЛТЫКОВ ЩЕДРИН.

РОМАН «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА

Головлевская хроника поначалу не мыслилась писателем как самостоятельное произведение. С 1875 года в «Отечественных записках» писатель стал печатать серию рассказов и очерков под общим заглавием «Благонамеренные речи», в которую входили и рассказы из жизни помещичьей семьи Головлевых. По совету И.С. Тургенева Салтыков – Щедрин дописал несколько глав-историй и в 1880 году выпустил отдельной книгой под новым названием «Господа Головлевы».

Роман имеет автобиографические источники и реальных прототипов. На головлевскую тему Салтыков-Щедрин набрел, побуждаемый мыслями и впечатлениями, вызванными реальными и чрезвычайно тяжкими собственными переживаниями. За некоторыми образами и деталями угадываются имена и дела известных писателю лиц:

-упоминание о «постылых детях» Арины Петровны связано с обычным в семье Салтыковых делением на «любимчиков» и «постылых»;

-назидания Арины Петровны Павлу напоминают наставления, бывшие в ходу в семействе Салтыковых;

-в долгой и запутанной тяжбе о наследстве, которая затронула и Салтыкова-Щедрина, самая неприглядная роль принадлежала старшему брату;

-образ Арины Петровны вобрал впечатления писателя о яркой и властной фигуре матери.

Но атмосферу своей собственной семьи писатель воспроизвел только отчасти, в развитии фабулы рассказа и судьбы действующих лиц допустил много вымысла. Он всегда был исследователем и первооткрывателем таких глубинных пластов жизни, которые другим казались чем-то привычным и примелькавшимся.

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ

Каждая из глав романа снабжена емким «говорящим» заглавием. Из семи названий глав щедринского романа первые пять непосредственно соотнесены с темой семьи, семейных отношений («Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости»). Каждое из этих пяти заглавий, как будто намекающих на существование традиционных семейных связей, на самом деле содержит скрытый сатирический намек на необратимый распад.

«Семейный суд» – лицемерная расправа над Степаном Владимировичем.

«По-родственному» – Иудушка ускоряет смерть брата Павла.

«Семейные итоги» – проклятие сына-кровопийцы.

«Племяннушка» – отъезд Анниньки.

«Недозволенные семейные радости» – Иудушка отправляет новорожденного в воспитательный дом.

Предпоследняя глава – «Вымороченный». В Толковом словаре В.И. Даля «вымороченный» – вымерший (Выморочный род. Выморочное имение.)

Глубоко знаменательно название всего романа: «Господа Головлевы».

Господин- 1. форма вежливого обращения;

2. человек, принадлежащий к привилегированному классу;

3. владыка, хозяин положения.

Формально к господам относятся все члены многочисленной головлевской семьи, но многие из них оказываются не настоящими господами, заглавие романа воспринимается уже не буквально, это господа, которые перестают быть хозяевами положения в жизни, в быту, в семье.

«ГОЛОВЛЕВЫ» - это слово читается как «самоубийцы», стоит только припомнить старославянское «голова» и «головных» – «убитый» и «убийца». Это фамилия, поэтому слово это как будто несет еще некий родовой, закономерный, определенный самой судьбой характер. На этих значениях многое держится в художественном мире «Господ Головлевых».

ТЕМА РОМАНА – разрушение и гибель семьи Головлевых. Почему же господа Головлевы обречены на вымирание? Ответ - в содержании всего романа: паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность, атмосфера бессмысленного накопительства, лицемерие, ложь, вражда всех к каждому, лень, беспомощность.

ОСНОВНАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРОБЛЕМА РОМАНА – определение границ выживаемости человека, покинутого Совестью, судьба вымороченного мира.

«Господа Головлевы» – «общественный» роман. В распаде семьи Салтыков-Щедрин увидел верные признаки тяжелой социальной болезни, охватившей русское общество. Теме дворянского оскудения писатель придает новый, неожиданный поворот. В то время, как другие писатели сосредоточили внимание на экономическом оскудении дворянских гнезд, Щедрин делает акцент на другом: Головлевы легко приспособились к пореформенным буржуазным порядкам и не только не разоряются, а стремительно богатеют. Но по мере их материального преуспевания, в собственной душе совершается страшный процесс внутреннего опустошения, который и интересует Щедрина. Шаг за шагом прослеживает он этапы духовной деградации всех своих героев.

В художественном мире романа центральную роль играют образы блудного сына. Пустоты, без-совестного мира и бесприютной Совести. Сюжет и композиция романа-хроники подчинены изображению распада, гибели головлевской семьи. Исчезают родственные связи, повседневные отношения приобретают форму презрительного равнодушия, взаимной брани. Каждый из головлевской фамилии и по наследственным своим задаткам, и по воспитанию, и по всей обстановке жизни был подготовлен к тому, чтобы цинично и безалаберно отнестись к «семейным узам». Праздность, непригодность к какому-либо делу, безудержное стремление урвать для себя кусок получше, пожирнее – все эти привычки точат род Головлевых.

Есть одна любопытная особенность этого романа: в истории каждого последующего персонажа «Господ Головлевых» повторяется в каких-то важных чертах нечто из жизни предыдущего персонажа.

«СЕМЕЙНЫЙ СУД» – кульминация очерка – «совещание» членов головлевской семьи по поводу дальнейшей жизни Степана, старшего сына, промотавшего выделенную ему долю наследства. Слова «семья», «по-родственному» звучат постоянно, но реального содержания за ними нет. Арина Петровна не находит для своего сына других определений, кроме как «балбес», «мерзавец», «злодей». В конце концов она обрекает его на полуголодное существование.

Брат Павел выслушивает приговор Степану совершенно равнодушно. Порфирий – «Иудушка» уговаривает «милого друга маменьку» не выделять «балбесу» отцовской доли наследства. Степан – одаренный от природы, но беспутный, озорной и одновременно жалкий человек.

Петенька проиграл в карты казенные деньги и приехал в Головлево как в последнее «свое место», куда только мог приехать в минуту отчаяния. С тревогой ощущает Петенька душевную пустоту Иудушки. А потрясенная Арина Петровна вспоминает историю с «Балбесом». Совпал и финал повестей: ни один мускул не дрогнул на деревянном лице Иудушки, «ни одна нота в его голосе не прозвучала чем-нибудь похожим на призыв блудному сыну».

Судьбу двух братьев Иудушки и двух его сыновей разделяет и «племяннушка» Порфирия Петровича – Аннинька.

ОБРАЗ ИУДУШКИ

Порфирий Петрович выписан очень пластично. Ему, как и Арине Петровне, свойственна привязанность к пустому, обманному слову. Иудушка мастерски использует в сущности нехитрый арсенал мимических приемов, любая его поза, любой жест красноречиво говорящи. Участливость, доброе внимание, сердечная отзывчивость и ласка превратились у него в ритуал, в привычный обряд.

Хозяйственное преуспеяние героя достигается ценой рассчитанных и страшных в своей безжалостности ухищрений. У Порфирия Петровича ничего святого за душой нет. Бог для него – тоже ритуал.

Финал «Господ Головлевых» загадочен, автор наделяет героя такими чертами, что тип помещика-стяжателя и пустослова воспринимается по-настоящему трагически. Порфирию Петровичу открылась ужасная правда. Каждое воспоминание о прошлом приносило боль. Иудушка «в первый раз в жизни…серьезно, искренне возроптал на свое одиночество…», не проходит для него бесследно и смерть сына Володи: «…по временам даже и в нем поднимался какой-то тусклый голос, который бормотал, что все-таки разрешение семейного спора самоубийством – вещь по малой мере подозрительная…» («Семейные итоги»).

Сам головлевский хозяин, растерзанный совестью, потрясенный и измученный, идет на сознательную смерть. Зло казнит человека, писатель словно бы напоминает людям об их собственной ответственности за свою судьбу.

Салтыков – Щедрин представил гениальный образец сатирического произведения, в котором смех застывает, замолкает, а читатели пробуждаются к серьезным раздумьям о страшных последствиях, к которым приводят человека нравственные изъяны, нравственное оскотинение.

В финале романа мы узнаем его начало, роман кончается тем же, с чего начался. Исход Иудушки, старого головлевского барина - это в то же время начало правления «новой» хозяйки усадьбы – «сестрицы Надежды Ивановны Галкиной».

История завершила круг и вернулась к тому же, с чего началась. Жизнь в романе словно замкнута в какую-то безвыходную наезженную колею: здесь ничто не начинается и не кончается; даже – здесь все повторяется.

Щедрин ставит человечество перед решительным выбором – «или – или»: либо человечество, изгнав Совесть, остывшее и падшее, закоченеет в «постылости», погрязнет в гнусном самоистреблении, либо выпестует оно то растущее маленькое дитя, в котором растет и Совесть. Других путей для человечества Щедрин не знает.

«СКАЗКИ» САЛТЫКОВА – ЩЕДРИНА

19 век в литературе стал «эпохой обличительного жанра». Его истоком следует считать громкий, язвительный смех Гоголя.

М.Е. Салтыков – Щедрин продолжил лучшие традиции русской сатирической литературы и явился достойным преемником Гоголя. Как утверждали современники, от Салтыкова – Щедрина не могла уйти никакая общественная гадина, которой он не послал бы вслед хорошего пинка или ядовитого удара сатирическим бичом.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Над книгой «Сказок» Салтыков-Щедрин работал с 1882 по 1886 год. Эту книгу считают итоговым произведением писателя: в нее вошли все основные темы его творчества.

О мотивах, побудивших Щедрина к написанию сказок, высказывались разные предположения. Пытались объяснить появление сказок частными факторами личной биографии писателя: или приступами мучительной болезни, мешавшими ему сосредоточить мысль на более сложной творческой работе; или тем, что, скучая по детям во время заграничных поездок, Салтыков писал им письма забавного, сказочного содержания и под влиянием этих обстоятельств набрел на сказочную литературную форму. Наивное предположение. Другие усматривали «нечто» неожиданное в том, что суровый сатирик русского общества Салтыков обратился на склоне своих лет к волшебной сказке.

Предпринимались попытки объяснить появление сказочной формы как средства борьбы с цензурой или же как результат воздействия на писателя литературно-сказочной традиции или традиции фольклорной сказки. Однако, как отметил Н.К. Пиксанов, салтыковская сказка «так оригинальна, так не похожа на сказки литературные и народные в своем существе, элементы традиции так в ней переработаны, что теряет остроту вопрос, откуда именно позаимствовал Салтыков те или иные элементы художественной формы для своих сказок». Итак, сказка, хотя она и представляет собой лишь один из жанров в творчестве Салтыкова, органически близка его художественному методу, она тесно взаимодействует с другими его произведениями.

Изучение творческой истории «Сказок» Салтыкова убеждает, что они подготовлялись исподволь, как бы стихийно вызревали в недрах его сатиры в силу таких присущих его творческому методу приемов, как художественное преувеличение, фантастика, иносказание, сближение обличаемых социальных явлений действительности с явлениями из жизни животного мира.

Салтыковская сказка самостоятельно возникла по типу фольклорных сказок, а последние лишь способствовали ее формированию. Особенность творческого метода писателя в соединении традиционных фольклорных элементов с творческой фантазией автора.

Сама форма сказки дала Щедрину большую свободу открыто высказываться по волнующим его проблемам.

СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА

Салтыков-Щедрин писал сказки для взрослых. Это развернутые аллегории, где социальные и нравственные проблемы облечены в форму полушутливого повествования о животных, птицах и рыбах. Сам автор придумал для них своеобразные жанровые определения: «разговор», «поучение», «сказка-элегия». Эту литературную форму можно условно назвать очерком-фантазией, т.к. точная документальность сочетается с самой невероятной выдумкой.

По своему жанровому составу сказки не являются однородными. Рассматривая сказки в порядке их написания, можно наблюдать эволюцию их жанровой формы:

1869 г. – социальные типы в сказках выступают в их человеческих образах;

1883 г. – Салтыков использует зоологический элемент, творит в форме животного эпоса;

1886 г. – ослабление юмора, отказ от зоологических образов и вообще от жанра сказки. Произведения, завершающие сказочный цикл, представляют собою или обработку преданий («Христова ночь»), или типичный салтыковский сатирический рассказ («Праздный разговор»), или рассказ социально-бытового характера («Деревенский пожар»).

Эволюция жанра объясняется тем, что сказки посвящены прежде всего проблемам народной жизни, горьким раздумьям писателя о судьбах крестьянства и о перспективах освободительной борьбы. Но частичные жанровые отклонения внутри сказочного цикла не нарушают его проблемно-тематического и художественного единства.

«СКАЗКИ» КАК ЦИКЛ

«Сказки для детей изрядного возраста» – цикл, состоящий из 32 компонентов.

ПРИЗНАКИ ЦИКЛА:

1. Общее заглавие.

2. Жанровая, проблемная соотнесенность.

3. Внутренняя логика расположения компонентов, связанная скрытой идеей автора цикла.

4. Сюжетно-тематическая, сюжетно-образная автономность произведений компонентов.

«Сказки» – особая художественная структура, целостное самостоятельное произведение, несущее добавочные смыслы, не выраженные по отдельности в частях, составляющих цикл.

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В сложном идейном содержании сказок Салтыкова можно выделить четыре основные темы:

1. Сатира на правительственные верхи и эксплуататорские классы («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»);

2. Изображение жизни народа («Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Коняга», «Кисель»);

3. Обличение поведения и психологии обывательски настроенных кругов общества («Премудрый пескарь»);

4. Тема либеральной болтовни, бесплодного теоретизирования русской интеллигенции («Карась-идеалист»).

Но, конечно, строгое тематическое разделение салтыковских сказок провести невозможно, т.к. одна и та же сказка наряду со своей главной темой затрагивает и другие, что создает эффект сказочного полотна.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК

1. Нарицательность образов сказок (они олицетворяют собой целый комплекс черт, присущих отдельным социальным группам: орел-меценат, медведь на воеводстве, дикий помещик, коняга, карась-идеалист, премудрый пескарь и т.д.);

2. Использование Щедриным «эзопова языка» и аллегории (иносказания) (как признался сам писатель: «Я Эзоп и раб третьего отделения»);

3. Сатирические конфликты (гневное осмеяние социальных пороков, присущих героям сказок);

4. Использование гротеска и гиперболы;

5. Соединение фантастики с действительностью;

6. Использование в сказках фольклорных сюжетов и образов (Щедрин лишь переосмысляет их в своих сатирических целях, если в фольклорных сказках волк, медведь, лиса, заяц - носители просто человеческих черт характера, то у писателя они несут уже социальные черты, например, «карась – рыба смирная и к идеализму склонная», «что касается до ершей, то эта рыба уже тронутая скептицизмом, и при том колючая»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.03 с.)