Поиски смысла жизни Андрея Болконского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиски смысла жизни Андрея Болконского



На войну 1805 года Андрей Болконский идет, ибо устал от светского пустословия, ибо ищет истинного дела. Но не только поэтому. Именно там, на полях сражений, сможет уподобиться своему кумиру – Наполеону, найдет «свой Тулон». И с психологической, и с исторической точек зрения очень важно, что Наполеон одновременно и враг князю Андрею, и предмет поклонения. Важно, ибо дает психологический анализ заблуждений эпохи, романтизировавшей войну, воспевающей завоевателей и восхищавшейся красивой смертью на поле боя. Для Толстого же война – лишь кровь и грязь, боль и вынужденное убийство себе подобных. К этой правде ведет он своего героя (и читателей): через все хитросплетения военной кампании 1805 года – на поле Аустерлица.

Неразрывная внутренняя взаимосвязь войны и ее воплощения – Наполеона впервые явственно предстанет именно после Аустерлицкого сражения. И, развенчивая культ войны, Толстой одновременно развенчивает и Наполеона, лишает его всех романтических покровов. В стремлении князя Андрея самореализоваться по образу и подобию кумира, повторить его путь, Толстому ненавистно все: и сам кумир, и желание сбыться в чужой судьбе. И тогда к князю Андрею приходит ошеломляющее прозрение.

Толстой лукав. Он даст молодому Болконскому все, о чем тот мечтает, подарит ему повторение наполеоновского звездного часа. Князь Андрей в сражении при Аустерлице поднимает знамя. Но знамя это, в мечтах героя так гордо реявшее над его головой, в реальности оказывается лишь тяжелой палкой, которую трудно и неудобно держать в руках: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. За этот-то миг готов был князь Андрей отдать жизнь! Для Толстого само представление о красивой смерти в бою – кощунство. Поэтому так резко описывает он ранение своего героя: «Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно…»

Перед глазами князя Андрея раскроется чистое высокое небо – символ истины. Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, видеть небо – быть.

Князь Андрей попадает в плен, выздоравливает и возвращается в Лысые Горы. Он едет к семье, оставленной им ради «наполеоновских» свершений. К семье, которую любит теперь иначе, чем любил, уезжая на войну, ценность которой в его теперешнем понимании неизмеримо высока. Сейчас князь Андрей делает еще один шаг от Наполеона.

Любимые герои Толстого проходят в романе свой путь «от Наполеона к Кутузову». Разочаровавшись в Наполеоне под небом Аустерлица, Болконский отрекся от явного подражания своему кумиру. Он еще не осознал всех своих «наполеоновских» черт, еще не отрекся от них. Трагическое возвращение в Лысые Горы – логический итог его «наполеоновского» пути, результат его предательства. К новому витку своей жизни князь Андрей приходит не только с истиной, обретенной под небом Аустерлица, но и с вечно кровоточащей раной неискупленной вины, с обнаженной душой, с растревоженной совестью. Горькое признание сделает он Пьеру: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол».

Отрекшись от так дорого стоившего ему честолюбия, князь Андрей отрекается и от активной жизни. Теперь его цель – не приносить людям зла. Затворничество, уход в себя… Но не в этом для Толстого та истинная, великая простота, к которой он ведет любимых своих героев. Искренность, живая энергия Пьера были необходимы князю Андрею. Разговор на пароме о смысле бытия, о назначении жизни человеческой возвращает князя в мир людей, вновь включает его в историю. И тогда становится возможной встреча с Наташей – еще не новая любовь для князя Андрея, но горячее желание слиться с миром людей, почувствовать себя вновь живым, деятельным – возродиться.

Все дальнейшее течение жизни князя Андрея – сотрудничество и разрыв со Сперанским, любовь к Наташе, пересилившая эту любовь обида и новое, очищенное и возвышенное чувство, - все лишь непрямой, но единственно верный тогда избранный путь к людям. Путь, приведший князя Андрея «к Кутузову». Он будет еще ошибаться, и заблуждаться, и по высшему счету оплатит свои заблуждения – но так или иначе не померкнет перед ним небо Аустерлица. Вечным укором и предостережением останется вопрос на мертвом лице жены и не потускнеет образ девочки Наташи, стремящейся к слиянию с миром, к счастью общности со всем живым.

I. Стремление к высшей правде – цель духовных исканий главных героев романа. Сложность и противоречивость характера князя Андрея предопределяют трудность жизненных поисков героя мучительность его нравственного прозрения.

II. Духовные искания Андрея Болконского:

1. поиск истинного, достойного дела:

а) неудовлетворенность светским обществом;

б) разочарованность в семейной жизни;

в) мечта о подвиге, стремление к славе;

г) желание на военной службе обрести уверенность в себе;

2. участие в войне 1805 года:

а) чувство воинского долга, воспитанное отцом;

б) неприятие законов света в среде воинского офицерства;

в) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;

г) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает Андрея к реальности);

д) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения;

е) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своем кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе);

3. смерть жены и рождение сына; понимание Болконским, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений;

4. уход в себя, отречение от активной жизни;

5. разговор с Пьером о добре, справедливости и правде – этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея;

6. встреча с Наташей в Отрадном (желание возродиться), воплощение мыслей Андрея в образе дуба – символе «замирания» и «возрождения»;

7. стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским;

8. любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком;

9. разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, заостренность на себе);

10. участие в войне 1812 года – решающий этап в жизни Болконского:

а) возвращение в армию, стремление быть полезным Отечеству, слияние с судьбой народа;

б) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе;

в) нравственный подвиг Андрея на поле Бородина – подвиг выдержки и силы духа;

г) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину – необходимость любви к людям;

д) чувство жалости к Курагину;

е) возрождение любви к Наташе;

ж) смерть Андрея.

III. Судьба Андрея Болконского – это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.008 с.)