Особенности лирики некрасова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности лирики некрасова



1. Народность формы и содержания лирики. Взгляд на жизнь с точки зрения рабов, а не господ, угнетенных, а не угнетателей.

2. Совестливость лирического героя, способность чувствовать чужое горе как свое; с этим связан лирический колорит некрасовской поэзии.

3. «Монтажный принцип» композиции: авторский взгляд, авторское отношение к героям и судьбам не выражено прямо, а осознается в результате «сложения» нескольких точек зрения (барин, ямщик).

4. «Ролевой принцип»: речь идет не от лица автора, а от лица какого-нибудь лирического персонажа.

5. Многоголосие поэзии.

6.Раздвоенность лирического героя: он тянется к прекрасному, возвышенному, но считает своим долгом говорить о народных страданиях.

7. Новаторство в области поэтической формы, сближение поэзии с прозой, использование повествовательного стиха.

8. Использование элементов народной речи.

9. Широкое использование трехсложных размеров, придававших текстам протяжное, песенное звучание.

Н.А. НЕКРАСОВ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ

Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Материал для поэмы писатель копил, по его признанию, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершенной. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Некрасов начал работу над поэмой в первой половине 60-х годов 19 века. Рукопись первой части поэмы помечена Некрасовым 1865 годом. В этот год первая часть поэмы была уже написана, начата же, очевидно, несколькими годами раньше. Упоминание в первой части о ссыльных поляках (глава «Помещик») позволяет считать 1863 год датой, ранее которой эта глава не могла быть написана, так как подавление восстания в Польше относится к 1863-1864 годам.

Однако первые наброски к поэме могли появиться и раньше.

К продолжению работы Некрасов приступил лишь в 70-х годах, после семилетнего перерыва.

Публикацию поэмы Некрасов начал вскоре по окончании работы над первой частью. Уже в январской книжке «Современника» за 1866 год появился пролог поэмы. Печатание первой части растянулось на четыре года. Опасаясь поколебать и без того шаткое положение «Современника», Некрасов воздержался от опубликования последующих глав первой части.

Очередные части поэмы печатались в журнале «Отечественные записки». Отдельного издания поэмы Некрасов при жизни так и не увидел.

ЖАНР ПОЭМЫ

Сам Некрасов называл «Кому на Руси жить хорошо» поэмой, однако ни на одну из поэм, известных в русской литературе до Некрасова, его произведение в жанровом отношении не похоже. Содержание произведения требовало для своей реализации какой-то новой жанровой формы, и Некрасов создал ее, социально-философскую поэму. Поэт стремился осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу.

В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею. В эпическое повествование широкими пластами входят элементы лирики.

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ

Поэма строится по законам классической эпопеи: она состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? Внутренне части связаны идеей: показать рост самосознания народа. В «Прологе» как будто намечена и четкая схема путешествия – встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем.

Автор допускает «отступления, заходы в прошлое», что позволяет остановить внимание на том или ином герое, предмете.

Сказочные мотивы позволяют Некрасову свободно и непринужденно обращаться со временем и пространством, легко переносить действие из одного конца России на другой, замедлять или ускорять время по сказочным законам.

Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в поэме форма развертывания сюжета – это рассказ встречаемого странниками «счастливца», отвечающего на их вопрос. Так построены главы «Поп», «Счастливые», «Помещик», вся третья часть «Крестьянка». При этом каждая из этих глав или частей имеет свою особенность. Рассказы попа и помещика сравнительно невелики по объему, построены в форме прямого ответа на вопрос мужиков. Эти рассказы представляют собой монологи предполагаемого «счастливца», изредка прерываемые короткими репликами крестьян.

Рассказ Матрены («Крестьянка») отличается значительно большей сложностью: это имеющая самостоятельное значение повесть о судьбе крестьянской женщины, занимающая восемь глав произведения, изобилующая многими отклонениями от основного повествовательного стержня, содержащая внутри себя рассказы других действующих лиц (например, рассказ Савелия).

Другая композиционная форма развития сюжета состоит в показе того, что проходит перед глазами семерых странников во время их путешествия, когда они выступают не в роли допытывающихся ответа у встречных, а держатся как бы в стороне, являются наблюдателями. Перед нами сменяются сцена за сценой, они слушают разные истории, песни, до них доносятся обрывки разговоров, реплики, возгласы. В такой форме написаны «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Последыш», большая часть «Пира – на весь мир».

Третий вид сюжетного повествования – это рассказ от имени автора. Крестьяне-странники не появляются на сцене ни в качестве доискивающихся, ни в качестве наблюдателей, они вообще здесь не фигурируют. В такой форме идет повествование о Григории Добросклонове.

Композиция поэмы – свободная, емкая, придающая произведению характер широкого поэтического обозрения, - отвечает авторскому замыслу дать развернутый показ самых различных сторон современной действительности: кажущаяся рыхлость композиции, произвольность в расположении отдельных эпизодов художественно оправданы.

Располагая эпизоды внутри отдельных глав. Некрасов сознательно помещает в конце глав наиболее яркие в социальном отношении эпизоды. В других случаях композиционная роль соседних эпизодов, изображающих различные стороны жизни, состоит в том, что автор противопоставляет их, подчеркивает их социальную контрастность, внутренне присущую им конфликтность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.007 с.)