II . Драматургия Александра Николаевича Островского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Драматургия Александра Николаевича Островского.



А. Н. Островский (1823–1886). С его именем связано создание русского национального репертуара. Диапазон жизненных явлений в пьесах Островского необычайно широк. Для творчества драматурга характерно многообразие жанров драматических произведений: сцены, комедии, трагедии, драмы, исторические хроники.

Что из себя представлял репертуар русских театров середины 19 века? Самобытные, яркие пьесы отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сцене. «Горе от ума» лишь в 1862 году впервые увидел зритель; из всех пьес Н.В. Гоголя в театрах шел только «Ревизор»; драматургия Пушкина и Лермонтова русскому театру была вообще неизвестна. Основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских; излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как развлекательное, увеселительное.

К середине 19 века русская сцена испытывала настоятельную потребность в принципиальном обновлении театра; она стремилась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам. Общественная жизнь страны также требовала нового театра (время ожидания, подготовка и осуществление реформ).

Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Он не просто создал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мастерства, нового актера и нового зрителя.

 «Свои люди — сочтемся» (1849) – ранняя комедия. Развитие гоголевских традиций в комедии. Первая комедия Островского имела ошеломляющий успех. Глубокий психологизм сочетается в комедии с блистательной авторской иронией; Островский мастерски сопрягает социальное, личное и философское в постановке важнейших проблем. Автор уходит от однозначных оценок и выводов, именно поэтому, наверное, в пьесе нет положительных героев.

«Бедная невеста» (1851). Повествовательное изображение обыденной жизни. Отсутствие внешне эффектных сценических ситуаций. Сочетание драматизма и комизма. Психологическая разработанность центрального образа.

Воздействие славянофильских идей. Концепция национального характера, осмысление русской самобытности (Любим Торцов, «Бедность не порок», 1853). Обязательность моральных правил («Не в свои сани не садись», 1852; «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», 1854) и проповедь жалости и сострадания. Посрамление зла.

«Доходное место» (1856). Сатирическое изображение чиновничества, его групп и типов. Поиски положительного героя: образ Жадова. Нравственные убеждения и сила обстоятельств.

«Гроза» – вершина зрелого творчества А.Н. Островского. Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая в 1856-57 гг. Итогом этой поездки стал дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной, приволжской России.

В течение длительного времени считалось, что сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 г. дело Клыковых. Костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, дом, где она жила. Прошло много десятилетий, прежде чем последователи Островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха бросилась в Волгу.

Работу над пьесой драматург начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в 1860 г., а первое представление на сцене состоялось 16 ноября 1859 г. Версия о костромском источнике оказалась надуманной. Однако сам факт совпадения свидетельствует о прозорливости драматурга, уловившего нараставший в купеческой жизни конфликт между старым и новым.

Образ Катерины:

1. История жизни Катерины в родительском доме (свобода, сердечные отношения между родными, близость к природе, занятия Катерины – работа в саду, посещение церкви, рассказы странниц и богомолок, шитье золотом по бархату, пение).

2. Черты характера Катерины:

а) мечтательность, впечатлительность (мечты о жизни, сны);

б) сильная религиозность (видения при молитве, страх грозы как божьей кары);

в) свободолюбие и чувство собственного достоинства (из-за обиды села в лодку и уплыла);

г) решительность, смелость в критические моменты (решение пойти на свидание, уйти из семьи, уехать с Борисом в Сибирь, финал ее жизни);

д) честность, прямота, моральная чистота (не может лгать, изворачиваться, как предлагает Варвара).

3. Жизнь в доме Кабановых (Борис говорит: «Что замуж вышла, что схоронили», свекровь «поедом ест», все кругом держится на обмане, Тихон ее не понимает).

4. Душевная драма Катерины: превосходство нравственных и моральных представлений Катерины над понятиями Кабановых о Боге, долге, любви, совести и людском суде, ее свободолюбие, духовное одиночество в доме Кабановых рождают в душе протест.

Судьба Катерины самая обыкновенная: безоблачное детство в родимом доме, солнечная юность, наполненная вышиванием, молитвами, прогулками по саду да рассказами странников. Замужество – когда пора пришла. Причем нигде нет указания, что шла она за Тихона против воли, по принуждению – не было у нее не только воли или неволи своей, не было у Катерины, как у всех обитателей патриархального мира, потребности в своей воле. Было спокойное подчинению общепринятому распорядку.

Катерина ничем, по сути, не отличалась от окружающих пока не полюбила Бориса. Страх да почитание – ни о какой любви и речи нет. И вот живое чувство, никаким законам не подчиняющееся, пробуждает в Катерине личность. Личность, невозможную в патриархальном мире, не совместимую с ним. И тогда Катерина понимает, что с этим миром ее больше ничего не связывает, что ей ответ держать не перед мужем и свекровью, не перед благочестивыми калиновцами, а перед Богом: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Покоряются, ведя свою тихую обманную игру, все: Варвара, Тихон, лихой Кудряш, Борис… Катерина же покориться не может. Выродившаяся в патриархальном сознании в пустой обряд Вера жива в ней, ее ощущение вины и греха прежде всего личностно; она верует и кается с пылом первых христиан. И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга и противопоставляет ее калиновскому миру. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса. Потому Калинов и организовался в судилище над Катериной.

Проблема суда в «Грозе» не однопланова. На уровне социальном город, патриархальный мир судит Катерину. На уровне психологическом Катерина судит саму себя. Она сама, ее личность стремится осознать, что произошло. Свою любовь Катерина судить отказывается. Единственным грехом, с тяжестью которого она не может совладать, оказалась ложь: жить во лжи для Катерины так же невозможно, как отказаться от Бориса. Ведь и отказ от любви – та же ложь, ложь самой себе. От этой лжи спасаясь, кидается Катерина в омут. Она-то себя суровее всех казнила. И верилось ей в последние минуты, что смерть – это избавление от духовной кабалы, возвращение к той светлой радости, какой когда-то жила ее душа.

Для Катерины, чистой и любящей, не умереть по своей воле, а продолжать существовать в лицемерии, притворстве, обмане – вот что греховно.

    «Гроза» не трагедия, а именно драма, потому что вся пьеса пронизана иронией, потому что многие черты патриархального сознания зрителю середины 19 века прежде всего смешны: смешны рассуждения Феклуши, смешон страх перед громоотводом, смешно самодурство и бахвальство Дикого, смешна покорность Тихона. Но это драма с трагическим конфликтом, и Катерина – трагическая героиня.

Трилогия о Бальзаминове: «Праздничный сон до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861), «За чем пойдешь — то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова», 1861). Сатира и лирика. Архетип Ивана-дурака. Простодушие и наивность героя. Сказочное полновластие случая, беззаконность, веселый дух и загадочность русской жизни: «сила и правда комического представления» (А. А. Григорьев).

Д раматургия А. Н. Островского в пореформенный период. Старая и новая Россия — драматический смысл исторического движения времени.

Историческая драма. Проблема соотношения индивидуальной судьбы и человеческой общности в историческом прошлом. Уроки истории в постижении законов, определяющих судьбу России. Исторические идеалы и иллюзии. «Козьма Захарьин Минин-Сухорук» (первая редакция — 1861, вторая — 1866). Пафос общенационального единства. Растворение личности в целостности национального бытия.

Критическое изображение современной действительности. Драматический показ быстроты и разнообразия перемен в русской жизни. Острота сюжетных поворотов. «На всякого мудреца довольно простоты» (1868). Жанр политической комедии. Галерея социально-психологических портретов пореформенной Москвы. Двойная мораль и карьера героя нового времени.

Размах душевных сил героев. Новая природа диалога. Открытое столкновение персонажей. «Горячее сердце» (1868). Абсурдный быт Калинова 1830‑х годов сквозь призму нового времени. Комическая стихия пьесы, театральность и буффонада действия. Песенно-лирический склад образа Параши, ее независимость и своеволие.

Драматургия А. Н. Островского 1870‑х — первой половины 1880‑х годов. Новые темы и жанры.

«Снегурочка» (1873). Стихотворная драма в творчестве Островского. Философско-религиозные аспекты «весенней сказки». Народная утопия счастливого сказочного царства. Поэзия природы и любви. Фольклорные мотивы.

Острота жанровых разворотов конфликта оскудевающего дворянства и наступающей буржуазии. «Бешеные деньги» (1870). «Бюджет» любовной истории. Новизна психологической характеристики центрального героя. «Волки и овцы» (1875). Сплав комедии нравов с комедией интриги. Варианты буржуазной предприимчивости в стане поместного дворянства.

Тема театра в драматургии Островского. Мир театра и театр жизни. «Лес» (1870). Высокий стиль комедии и контрастность жанровых перепадов. Сплав сатиры и лирики. Двуплановость построения действия. Многозначность образа леса. Фигуры актеров. «Таланты и поклонники» (1881). Дилемма Негиной: самоосуществление таланта и нравственный императив. Лирическая характеристика центрального образа, «Без вины виноватые» (1884). Жанр мелодрамы. Мир кулис. Сценическая эффектность центральной роли.

Поздний Островский. «Новый сорт моих произведений».

«Бесприданница» (1878). Музыкальное течение действия. Многоголосье контрастных тем. Поэзия недосказанного и пленительная женственность, неординарность натуры героини. Унижение и уничтожение любви.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.009 с.)