Особенности драматургии Островского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности драматургии Островского.



1. Новаторство Островского заключалось в тематике. Он круто повернул драматургию к жизни, к ее повседневности.

2. Разрабатывая широкий круг тем, писатель пользовался материалом о быте и нравов верхнего Поволжья и Москвы. «Островский, - писал Гончаров, - исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, т.е. великороссийского государства».

3. В основе любой пьесы – магистральная, ведущая тема большого социального звучания, раскрывающаяся при помощи подчиненных ей частных тем, по преимуществу бытовых. Этим самым его пьесы приобретают тематически сложную комплексность, многогранность.

4. Принципы изображения характеров:

а) глубочайшее проникновение в психологический мир персонажей;

б) введение сведений о происхождении, жизненной практике, общественном положении героев;

в) противоречивость характеров;

г) говорящие фамилии героев Островского указывают на происхождение духовное, социальную принадлежность, социально-психические особенности, на положение в обществе;

д) действующие лица возникают перед нами как живые, ощутимо наглядные, словно изваянные, покоряя и огромной обобщенностью, и неповторимой индивидуальностью;

е) элементы романтики, органически включенные в реалистическую ткань пьес Островского, явно проявляются в таких образах как, Катерина, Кудряш. Романтика этих героев – в устремленности к свету, красоте, свободе, мечте, в эмоционально-патетической приподнятости;

ж) при изображении человеческих характеров Островский применяет и средства символики. Показывая сложные переживания Катерины, ее внутреннюю борьбу, он использует символику грозы.

5. Особенности композиции пьес Островского:

а) в пьесах экспозиции нередко занимают целые акты. При распространенной экспозиции главные, сюжетообразующие персонажи первоначально чаще характеризуются репликами, рассказами других действующих лиц;

б) в процессе развития пьес драматург вводит самые разнообразные ремарки, но в большинстве случаев содействующие ясности психологических свойств и состояний персонажей;

в) при наличии распространенной экспозиции завязки пьес глубоко мотивированные, а поэтому задержанные;

г) создавая в пьесах атмосферу жизненной правды, автор с самого начала вводит читателя в сферу житейской повседневности. В этих целях он часто начинает пьесы какой-либо заурядной, обычной фразой беседующих действующих лиц или рассуждением вслух одного из них;

д) для полного воплощения идеи пьесы драматург вводит «внесюжетные» образы;

е) для развития конфликта пьес характерна строгая последовательность. Каждая сцена вытекает из другой, строго подчиняясь теме, сюжету, идее. Это придает не только композиционную стройность, собранность, непрерывность развития, но и все повышающуюся напряженность действия;

ж) сценичности его пьес содействуют кульминации, совпадающие с развязкой.

 

III. И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Ни одно произведение И.С. Тургенева не вызвало таких разноречивых откликов, как «Отцы и дети» (1861). Иначе и быть не могло! Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью.

Летом 1860 г. Тургенев обратился к изучению немецких вульгарных материалистов. В дрожь бросало писателя от их «откровений»: нет любви, а есть лишь «физиологическое влечение», нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот... И в сознании Тургенева возникал смутный образ героя, убежденного, что естественно-научные открытия объясняют в человеке и обществе буквально все. В конце июля 1860 г. в городке Вентнор на английском острове Уайт писатель обдумывал план нового романа. Он составил список действующих лиц, набросал предварительно портрет главного героя. Работа над образом Базарова увлекла его: он ведет дневник от лица героя, учится видеть мир его глазами.

Работа продолжается осенью и зимой 1860-1861 гг. в Париже. В 1861г. работа завершена, но у Тургенева появились глубокие сомнения в целесообразности его публикаций: слишком неподходящим оказался исторический момент. И тем не менее, в феврале в книжке «Русского вестника» за 1862г. роман был опубликован.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА

Название романа «Отцы и дети» часто понимается весьма упрощенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к идеологии – значит понимать его «по-базаровски». Ведь и сам Базаров считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все, сделанное «отцами».

Проблема отцовства – одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой и небезболезненный. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов», необходимо творческое переосмысление их принципов на основе уважения.

Начиная свой роман с описания столкновения между отцом и сыном, Тургенев утверждает, что здесь торжествует некая извечная жизненная норма. Писателя герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения.

СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА

1. В центре сюжета – конфликт двух поколений.

2. Точная датировка событий (20.09.1859-1860), что позволяет вызвать у читателя конкретное представление о времени. Это годы, когда обнаружился кризис крепостнической системы, обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами.

3. Центральное место занимает образ Базарова. Из 28 глав он не появляется в двух. Все персонажи группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним.

4. Лаконизм благодаря тщательному отбору точных слов, великолепному знанию народной речи.

5. Мастерство диалогов.

6. Тургенев редко поясняет значение слов и поступки героев, считая, что писатель должен быть психологом, но «тайным».

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

Тургенев поставил в «Отцах и детях» ряд проблем:

- общественно-политические: отношение к существующему строю и порядку;

- нравственные: проблема двух поколений, проблема самовоспитания, жизненной активности, вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношение к природе, искусству);

- философские: отношение к религии, к народу, смысл жизни.

ОБРАЗ БАЗАРОВА

Образ центрального героя романа «Отцы и дети» уникален. Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: «Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду» (т.е. на деятельность революционеров-демократов). Заслуга писателя в том, что он первым в России попытался создать образ «нового человека», представителя разночинцев.

Уникально и отношение автора к своему герою. В письме к Фету Тургенев сделал исключительно важное признание: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». А в письме к А.И. Герцену он подчеркнул иное отношение к своему герою: «…при сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему «влеченье, род недуга». И как бы ни уверял автор в симпатиях к своему герою: «Базаров – мое любимое детище», как бы ни сочувствовал ему, нельзя не видеть, сколь чужд Тургеневу самый «базаровский тип».

В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев подчеркивает очень важное обстоятельство: его герой появляется в момент социального перелома. Он говорит об идейном убеждении, «едва народившемся, еще бродившем». Уже одно это определяет неоднозначность Базарова, соединение в его личности разных, порой противопоставленных, взаимоисключающих начал. Он – герой времени, когда общественные силы гибели и возрождения, противостоя друг другу, действуют одновременно. Такие эпохи порождают непредсказуемый, построенный на внутреннем конфликте, дисгармоничный тип личности. Именно поэтому заведомо невозможно однозначно определить отношение Тургенева к его «любимому детищу», к герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову.

Автор не только не разделяет нигилистических убеждений Базарова, но всем ходом романа последовательно их развенчивает. И в то же время писатель испытывает огромный интерес к своему герою, в котором отразилась эпоха – во всех ее противоречиях. Как бы ни был мил Тургеневу Николай Петрович, в его личности эпоху не исследуешь. Еще менее интересен ему Аркадий – слабая копия отца. Героем времени становится, прежде всего, сильная, самобытная, социально активная личность. А сила и самобытность уже сами по себе не могут не интересовать литературу. Таким образом, сама личность Базарова привлекает автора. И, действительно, Тургенев, стремясь понять и полюбить Базарова, создает образ неоднозначный, небезупречный, но человечески очень интересный, вызывающий вначале по крайней мере любопытство, а к финалу романа – уже сострадание. Ни на секунду никого не оставит Базаров равнодушным. Он вызывает ненависть или любовь, но в нем нет ничего, порождающего скуку. Тургенев утверждал, что Базаров – «лицо трагическое».

После кончины Добролюбова писатель сказал: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Та же авторская эмоция сопровождает последние главы романа. Авторское сопереживание герою здесь проступает особенно сильно: преклонение перед душевной стойкостью героя, скорбные чувства. Роман заканчивается образом намогильных цветов. Мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Таким тоном можно говорить только об очень дорогом человеке.

Момент социальных переустройств обязательно предполагает действия людей-разрушителей, людей, в которых силен «заряд отрицательной энергии». Но каково на самом деле взаимодействие таких героев с эпохой? Что приносит их нигилизм обществу и что дает он самим нигилистам? На эти вопросы и стремится найти ответ Тургенев.

1. Внешность, портрет героя; современники считали, что Базаров похож на Добролюбова – глаза умные, спокойные, самоуверенные, красные руки, длинные волосы, балахон с кистями – весь он прост и демократичен;

2. происхождение: дед Базарова пахал землю, отец –полковой лекарь, мать-из небогатых помещиц;

3. воспитание: Базаров считает: «Всякий человек сам себя воспитать должен…» Он рано начал самостоятельную жизнь, учился в университете – «отроду лишней копейки не взял», сам зарабатывает и содержит себя;

4. отношение к простым людям;

5. занятия и интересы Базарова: студент, главный предмет его – естественные науки; как многие разночинцы, считает, что надо сделать практическое дело;

6. качества характера Базарова:

а) ум (Николай Петрович говорит, что он «умен и знающ»);

б) образованность (герой занимается естественными науками, медициной, знаком с работами немецких физиологов, гомеопатией, ботаникой …);

в) самостоятельность («Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои»);

г) трудолюбив (Тургеневу не удается показать, что делает Базаров, но на протяжении всего романа он упоминает, что Базаров работает: опыты, травы, химия, лягушки, медицинская помощь крестьянам);

д) энергичность, настойчивость, сила воли, целеустремленность («А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня»);

е) прямота, искренность суждений (в отношениях с Одинцовой, Аркадием);

ж) твердость и мужество (боится «рассиропиться» во время объяснения с Одинцовой, во время дуэли);

з) резкость, грубость, цинизм, неверное отношение к искусству.

7. общественно-политические взгляды: Базаров-нигилист, в споре с Павлом Петровичем он отрицает все элементы существующего строя и говорит, что дело их поколения – все разрушить и место расчистить, а строить будут другие;

8. философские взгляды Базарова:

а) материалист, но при этом в его мировоззрении есть элементы популярного тогда вульгарного материализма, поэтому он не признает индивидуальности в человеке, упрощает сложную духовную жизнь сознания до физиологических элементов («Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду»);

б) понимание зависимости психики людей от общественных условий («Исправьте общество, и болезней не будет»);

в) атеизм (отказ от причастия перед смертью);

г) утилитаризм (признание только того, что приносит практическую пользу: «Природа не храм, а мастерская», рассуждение о Рафаэле, Пушкине, музыке).

Последовательно развенчивает Тургенев базаровские убеждения. Поворот в ходе романа начинается с тринадцатой главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя. Он, отрицавший любовь, также бессилен с ней бороться, как в финале романа будет бессилен бороться со смертью: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» И, прежде уверенный в себе, гордящийся тем, что он «самоломанный», Базаров теряет былую цельность, утрачивает былую самоуверенность. Только в восемнадцатой главе Тургенев допускает пространное рассуждение о внутреннем мире Базарова, прежде как будто скрытом и от нас, и от самого автора под броней нигилизма.

Любовь раскалывает душу героя надвое, ставит под сомнение все идеи, которыми он жил. Охватившая Базарова любовь «пробила брешь» в его теории. Она заставила его иначе взглянуть на себя и на мир – и вот уже Евгений начинает видеть, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

Тургенев избрал для романа очень интересную композицию. Он дважды проводит своего героя по кругу: Марьино, Никольское, родительский дом. Создается великолепный эффект: к тем же людям, в схожие ситуации и былые отношения во второй половине романа приходит новый Базаров: познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Вторая часть романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. Все взаимоотношения, свидетелями которых стали читатели в «первом круге», разрушаются во «втором». Тургенев доводит до логического конца, исчерпывает их. Течение второй половины «Отцов и детей» строится как бы на чередовании «взрывов»: все, что осталось недосказанным, находит свое разрешение. Базаров оказывается перед необходимостью заново познать и себя самого, и мир.

Смерть героя глубоко символична. Он гибнет бессмысленно, даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь: «Они его почему-то вскрывать собирались, а я давно в этом не упражнялся». Тургенев дает Базарову время осознать, что он обречен, принять неизбежность близкой смерти. Он ставит своего героя в страшные условия: молодой, полный сил медик, готовившийся жить долго, свершить великие дела, должен умереть – и никакая медицина ему не поможет.

Зачем потребовалась автору такая смерть героя? Чтобы выявить в нем силу, всю мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен; в считанные дни проявить себя полностью, до конца.

Нелепая, бессмысленная смерть не озлобляет Базарова. Напротив, в нем высвобождаются от последнего нигилистического гнета его лучшие человеческие черты. Пусть неуклюже, неумело, но искренне пытается он утешить родителей; не показать своих страданий. Он открывает, что истинная ценность мира – вне каких бы то ни было отвлеченных теорий, что высшие законы для человека – законы нравственности.

Заканчивается роман эпилогом, который несет всеобъемлющую идею: жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. И какие бы люди ни приходили в мир, как бы страстно ни желали они перевернуть жизнь, как бы ни отрицали духовное начало, они уходят, исчезают – а остается то, что вечно: любовь, дети, земля, небо и безутешные двое у могилы сына.

ПСИХОЛОГИЗМ ТУРГЕНЕВА

Тонкость тургеневского психологизма, его умение художественно осваивать нюансы переживаний отмечались современниками как бесспорная заслуга писателя. Объектом изображения у Тургенева становится не последовательность мыслей и рассуждений героев, а эмоциональные переживания, тайная внутренняя жизнь, в которой герои иногда и сами не отдают себе отчета.

Приемы психологического изображения:

1. Воспроизведение внутренней жизни человека в ее реальном виде.

2. Рассказ о внутреннем состоянии героя от 3-го лица, отказ от самопсихологизма. Повествование от 3-го лица позволило воссоздать противоречивые состояния человеческой души, несовпадение эмоционального и рационального.

3. Отсутствие временной дистанции между переживанием и рассказом о нем, что усиливает убедительность и достоверность.

4. Внутренний монолог как форма передачи мыслительных процессов.

5. Принцип «тайного психологизма», реализующийся:

а) через чередование психологических и непсихологических эпизодов;

б) широкое применение приемов косвенного изображения внутреннего мира (изображение внутреннего состояния через подробности внешнего поведения, детали пейзажа, портрета, интерьера и т.д.);

в) через умолчание, предполагая, что читатель сам, без авторской помощи, поймет психологическое состояние героя.

Итак, своеобразие психологического стиля Тургенева – романиста – в многостороннем воспроизведении внутреннего мира человека средствами объективного повествования, в специфическом интересе к эмоциональной сфере внутренней жизни, в широком применении приемов «тайного психологизма».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.028 с.)