Период реформ и контрреформ (вторая половина XIX В. ) 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период реформ и контрреформ (вторая половина XIX В. )



 

Отмена крепостного права

 

Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути становления капиталистических отношений. К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую не­состоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных пред­приятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая про­мышленность — купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных ра­ботников, сужал рынок сбыта.

Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены бар­щинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

В 30-50-е гг. XIX в. в России произошел промышленный пере­ворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно свя­занной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промыш­ленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не Могли быть полноценными потребителями промышленной про­дукции.

более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками не со­блюдалась. В черноземных губерниях барщина была господству­ющей формой эксплуатации крестьян. Накануне отмены крепост­ного права барщинных крестьян насчитывалось 71,1%[cliv][154].

Все более невыгодным становился труд крепостных и для по­мещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян полностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земле. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян для повышения доходности своих име­ний. Стране требовалось все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения при­былей.

Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в по­гоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путем их перевода полностью на барщину и даже на так называе­мую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.

Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Мно­гие помещики разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливают­ся рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война по­казала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстри­ровала отсталость страны, что в конечном счете привело к воз­никновению в 1859-1861 гг. революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления и восстания крестьян ста­новятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и мно­гие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.

Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Прове­дению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепост­ного права.

В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Сек­ретный комитет, которому поручалась разработка основного про­екта отмены крепостного права. Однако идея отмены крепостного права встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков. Комитет, выражая интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа.

Члены Секретного комитета пытались противодействовать предложениям царя. Им было невыгодно отказываться от своих привилегий и терять такую бесплатную рабочую силу, как кре­постные крестьяне. Сам царь вынужден был подходить к этому вопросу иначе. Он и его ближайшие соратники видели, что в стра­не назревает революционная ситуация, которая может привести к отмене крепостного права снизу на явно не выгодных для по­мещиков условиях.

Царизм при выработке проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. Для его выясне­ния царское правительство образовало из местных помещиков гу­бернские комитеты, которым предлагалось выработать свои пред­ложения к проекту отмены крепостного права.

В январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Глав­ный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, на ко­торые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мне­ния губернских комитетов. В их состав вошли представители ми­нистерств внутренних дел, юстиции, государственных имуществ и II отделения Собственной канцелярии царя.

На содержание проекта крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов, которые выража­ли интересы реакционных крепостников.

Обсуждения в губернских комитетах продолжались долго. Там шли ожесточенные споры между явными крепостниками и более либеральными помещиками. Пока шли эти споры, крестьянское движение росло. Это вынудило самодержавие ускорить разработ­ку и принятие аграрных законов. Началась более активная дея­тельность редакционных комиссий по изучению проектов губерн­ских комитетов. В результате с учетом мнения губернских коми­тетов был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Го­сударственным советом, большинство членов которого его одоб­рило. 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобожде­нии крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

Революционная ситуация 1859-1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономи­ческого развития.

С момента обнародования документов реформы крестьяне по­лучили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в иные мест­ности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиком сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.

Изменились также имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись, по существу, прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов стра­ны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестья­нам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

Для урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назнача­лись мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки в соответствии с замечаниями и предложениями крестьян, а миро­вой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмот­ренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при после­дующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в чер­ноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в разме­рах земли; они, как правило, получали неудобные для обработ­ки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у поме­щиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собствен­ность, а только в пользование. За пользование он должен был рас­плачиваться повинностями — барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был вы­купить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно пре­вышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестья­не платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство ор­ганизовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им таким образом кре­дит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обстав­лена разного рода ограничениями. Полным собственником крес­тьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном со­стоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 г. таких крестьян оставалось пример­но 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкуп­ные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 г. категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

В 1863 и 1866 г. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

Реформа предусматривала организацию крестьянского само­управления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вот­чинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские во­лостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт — сель­ская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общины на основе уравнительного землепользования. Староста главным образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или при­нудительным общественным работам на срок до двух дней, штра­фовать на сумму до одного рубля.

Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел — один выборный от десяти дворов. Волостной сход при­нимал решения, которые касались всей волости.

На волостном сходе выбирали волостного старшину, который выполнял решения схода и различные полицейские функции (за­держивал бродяг, дезертиров, принимал другие меры по охране порядка). Старшину избирали, как правило, из кулаков. Волост­ной сход избирал волостной суд для рассмотрения малозначитель­ных уголовных и гражданских дел.

Крестьянское общественное самоуправление функционирова­ло под контролем полицейских органов. В контакте с ними дей­ствовали старосты и особенно волостные старшины. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с суще­ственными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения.

В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталисти­ческих отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.004 с.)