Умение выражать свое эмоциональное состояние 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умение выражать свое эмоциональное состояние



• Эмоции и взаимопонимание

• Как победить страх

Раздел 2

Умение контролировать свое поведение и эмоциональ­ное состояние

• Прогоняем злость

• Учимся говорить «Нет!», когда это нужно

Раздел 3

Умение оценить свои потенциальные возможности

• Мои способности

• Кем быть

Раздел 4

Умение общаться со взрослыми и сверстниками

• Общение в жизни человека

• Живи в согласии с другими

• Приветствия

Раздел 5

Умение понимать себя и других

• Яи другие

• Самопознание

Раздел 6

Умение снимать эмоциональное напряжение

• Уверенное и неуверенное поведение

• Давайте жить дружно

• Как просить прощения

Раздел 7

Умение просить, принимать помощь и приходить на помощь

• Права и обязанности

• Право на ошибку

• Учимся просить о помощи и благодарить за помощь

Второй класс. Конспекты занятий

Второклассники уже знакомы со школьными обязан­ностями и вполне адаптировались к школьной жизни. По­этому на занятиях темы, связанные с задачами адаптации детей к школе, сменяются обсуждением и утверждением прав и обязанностей школьника.

Общение детей со сверстниками становится во втором классе более значимым, а образ учителя утрачивает в со­знании детей свой идеальный образ. Самооценка второклас­сника все больше начинает зависеть от мнения о нем свер­стников, поэтому на занятиях ребята активно обсуждают темы взаимоотношений и дружбы.

Большое место работе на занятиях во втором классе отводится формированию прочных навыков саморегуляции, усвоению новых понятий, анализу внутренних состояний детей. Игре по-прежнему придается большое значение, од­нако все больше внимания уделяется методам обсуждения, дискуссиям, анализу поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализи­ровать и логически рассуждать.

 

 

Раздел 1. Умение выражать свое эмоциональное состояние

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: «ЭМОЦИИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ»

Цели:

• познакомить детей со способами выражения своего на­ строения;

• обучить их умению распознавать чувства других людей.

Материалы:

• плакат с изображением эмоций, карточки с задания­ми, игра «Азбука настроений».

Ход занятия

Вступление

Ведущий обращает внимание ребят на плакат с изобра­жением эмоций: «О каких чувствах мы догадываемся по выражению эмоций? Чувства помогают нам понимать дру­гих людей и себя. Важно научиться распознавать чувства и самому правильно выражать их».

Далее детям предлагается вспомнить разные ситуации, которые могут вызвать те или иные, изображенные на пла­кате чувства.

Работа по теме занятия

Игра «Азбука настроений»

Детям предлагаются карточки (настольная игра Н.Л. Белопольской) с изображением зверей в разном настроении. Учащиеся угадывают настроения и пытаются сами пере­дать его мимикой.

Затем обсуждаются все предложенные варианты выра­жения эмоций. Вводятся понятия мимики и жеста как средств выражения эмоций.

Угадай эмоцию

Ведущий предлагает детям ситуацию: «Друг взял у тебя книгу на один день, а не отдает уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь реплику, которая у тебя на карточке».

Примеры ответов детей.

1. Если ты не принесешь мне завтра же книгу, то тебе не поздоровится! Предупреждаю!

2. Извини, но мне очень нужна книга.

3. Немедленно верни книгу!

4. Ты — нахал! Почему не принес мне книгу?!

5. Послушай, что с тобой случилось? Ты здоров? Я волну­юсь, ты не принес мне книгу, может, я зайду к тебе?

Пожалуйста, принеси мне книгу, она мне нужна. Если захочешь, то я тебе потом дам ее дочитать.

Обсуждение

Ведущий предлагает детям обдумать, каким был их ответ:

— «сдержанным» — сделай вид, что не сердишься;

— «агрессивным» — мне плохо, тогда и тебе будет плохо;

— «мирным» — скажи о своих чувствах так, чтобы это никому не причинило вреда.

Ведущий предлагается детям выбрать самый приемле­мый ответ.

Игра «Угадай настроение»

Ведущий предлагает каждому изобразить при помощи позы и мимики эмоцию радости.

Для этого нужно вспомнить какое-то радостное собы­тие из своей жизни. Задание выполняется с закрытыми глазами.

Анализ занятия

Анализируя разные способы выражения эмоций, важ­но подвести детей к выводу, что эмоции очень трудно по­давлять, это необязательно, если человек умеет их выра­жать мирно, не разрушая дружеские отношения и не нанося вред своему здоровью. Этому нужно учиться.

 

ЗАНЯТИЕ 2

ТЕМА: «КАК ПОБЕДИТЬ СТРАХ»

Цель:

• предупреждение и коррекция страхов.

Материалы:

• рассказ «Ночные страхи», бумага и цветные карандаши.

Ход занятия

Рисуем свой страх

Ведущий задает детям вопросы:

— Что такое страх?

— Нужен ли страх? (предупреждение об опасности)

— Чего боитесь вы?

Ведущий предлагает детям нарисовать свой страх. За­тем все рисунки вывешиваются на доску, и все дети рас­сматривают их.

Работа по теме занятия

Работа с текстом

Ведущий читает детям рассказ «Ночные страхи».

«Вот уже несколько ночей подряд Топтыжка не спал. Как только выключали свет и становилось темно и тихо, в углу комнаты что-то начинало шевелиться и блестеть. Это очень пугало Топтыжку, он залезал под одеяло с головой, закрывал глаза и уши, но страх все равно не давал ему уснуть. Но однажды Топтыжка не выдержал, встал с кро­вати и громко сказал:

— Эй, кто там? Ты кто такой? Отвечай сейчас же!
В углу все сразу стихло. Топтыжка спросил еще раз:

— Есть там кто-нибудь?

Эти слова помогли ему немного успокоиться, и он уже не так боялся. Через некоторое время в углу снова что-то зашевелилось, и раздался очень тихий, робкий голос:

— Ты не мог бы мне помочь?

— Помочь?! — переспросил Топтыжка. Разве Привиде­нию нужна помощь?!

Он считал, что привидения могут только пугать.

— Если тебе нужна помощь, то выходи из угла и давай поговорим, — сказал Топтыжка

— Хорошо, только ты, пожалуйста, не бойся меня, — раз­дался шепот из угла, и оттуда вышло маленькое пуши­стое Привидение с добрыми светящимися глазами.

Приведение рассказало Топтыжке, что давно хотело по­знакомиться с кем-нибудь, но почему-то все пугались и убегали от него.

— Меня можно увидеть только в темноте, — сказало При­видение, — но темнота многих пугает,- а я так хочу, чтобы кто-нибудь научил меня танцевать.

— Если ты хочешь, — сказал Топтыжка, — то я с удо­вольствием научу тебя танцевать.

Он взял Приведение за руки, и они начали весело кру­житься и подпрыгивать».

Обсуждение

Ведущий спрашивает детей:

— Чего боялся Топтыжка?

— Чего боялось Приведение?

— Как им удалось справиться со страхом?

— Можно ли сказать, что страх — это боязнь неизвестности?

— Как справиться с неизвестностью?

— Вам удавалось справляться со страхом?

Игра «Найди способ выйти из круга»

Все дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребе­нок стоит внутри круга и должен постараться любым спо­собом выйти из него.

Работа с рисунками

Ведущий предлагает детям нарисовать рядом со своим страхом себя (как можно крупнее), а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя. Если кому-то жаль зачерки­вать свой рисунок, можно предложить назвать рисунок по-другому, например «Чего я уже не боюсь».

Комментарии для ведущего

Это занятие направлено на предупреждение и коррек­цию детских страхов. Его можно построить на содержании тех страхов, которые характерны для конкретной группы детей (по обращениям родителей).

Раздел 2. Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние

ЗАНЯТИЕ 3

ТЕМА: «ПРОГОНЯЕМ ЗЛОСТЬ»

Цели:

• предупреждение агрессивных состояний детей;

• обучение их способам снятия агрессивных состояний.

Материалы:

• мячики из поролона, подушка, запись веселой музыки.

Ход занятия

Разминка

Детям предлагается вспомнить ситуацию, когда они очень разозлились, и изобразить свое состояние с помо­щью мимики и жестов. Ведущий задает детям вопрос:

Для чего нужна эмоция злости (предварительно обсуждается, что все эмоции нужны человеку)?

Следует подвести ребят к выводу о необходимости за­щиты чести и достоинства — собственных и других людей.

Работа по теме занятия

Игра «Воробьиные бои». Эта игра на снятие физической агрессии. Дети выбира­ют себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Проигрывает тот, кто упадет или уберет руки с колен.

Обсуждение темы. Предложить учащимся закончить предложение:

— Я злюсь, когда...

— Я с трудом сдерживаю злость, если...

— Мне трудно скрыть раздражение, когда...

После того, как все выскажутся, ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

— В чьих ответах злость не имела основания — скорее, нужно было злиться на самого себя? (Ведущий поясня­ет, что злость (гнев) можно перепутать с азартом, страхом, с напряжением.)

— Как можно справляться с нахлынувшим раздражением?

Обучение способам снятия эмоционального раздражения. Ведущий предлагает детям вспомнить занятия первого класса и правило: «Подумай о хорошем и будет хорошо» — и задает вопросы:

— Как можно о ситуации, которая вызывает злость, по­думать по-другому? (Привести конкретные примеры из жизни класса.)

Затем можно предложить несколько способов снятия эмоционального раздражения:

— заняться физической разрядкой при помощи спортивных упражнений или игр;

— попробовать скомкать и разорвать ненужную газету;

— постучать кулаком по стене;

— научиться медленно, вдыхать и выдыхать, считая до десяти.

Работа с тетрадями. Ведущий предлагает детям записать высказывания:

Будь хозяином своих эмоций.

Прислушивайся к своим чувствам.

Если не сдерживать чувства, они могут привести к неприятности.

Комментарии для ведущего

На этом занятии мы даем понятие о том, что все эмо­ции имеют право на существование. Главным является умение владеть своими эмоциями в разных ситуациях.

 

ЗАНЯТИЕ 4

ТЕМА: «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ "НЕТ!", КОГДА ЭТО НУЖНО»

Цели:

• учить детей говорить «нет!»;

• помочь им осознать ответственность за свой выбор.

Материалы:

• текст рассказа «Когда трудно сказать "нет!".

Ход занятия

Работа по теме занятия

Ведущий читает следующий рассказ.

Когда трудно сказать «нет!».

Однажды Топтыжка гулял по лесу со своими друзья­ми. Случайно они увидели в кустах малины гнездо птички Малиновки с маленькими яйцами, из которых должны были вылупиться птенцы. Наверное, хозяйка гнезда нена­долго улетела, оставив гнездо без присмотра.

— Давайте возьмем эти яйца и раздавим их! — предло­жил самый шумный медвежонок. Топтыжка даже ис­пугался от неожиданности. Ему захотелось закри­чать: — Нет! Не делайте этого! Нельзя разорять гнезда!

Птицы помогают лесу.

Но... почему-то Топтыжка промолчал...

— А если надо мной все засмеются? — подумал он. —

Вдруг они будут думать, что я трус?

— Со мной перестанут дружить, — продолжая молчать, подумал Топтыжка. — Но если не остановить разоре­ние гнезда, то я никогда себе этого не прощу...

— Как же мне быть?

Ведущий предлагает детям вопросы для обсуждения:

— Что мешало Топтыжке сказать «нет!»?

— Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда вам было трудно сказать «нет!»?

— Что можно посоветовать Топтыжке?

— Зачем нужно научиться говорить «нет», даже когда это нелегко?

Учимся говорить «нет!»

Сначала ведущий задает детям вопросы, на которые им легко ответить «нет!»:

— Вам хотелось бы спать в ледяной пещере?

— Вы хотели бы всю свою жизнь просидеть дома и никог­да не выходить на улицу?

— Вы любите горькую пищу?

— Просто ли было вам говорить «нет!»? Почему?

Затем ведущий перечисляет ситуации, в которых де­тям бывает нелегко отказаться, например, когда им пред­лагают:

— обидеть кого-то;

— сказать кому-то неправду;

— съесть мороженое, когда болит горло;

— покататься на машине с незнакомым человеком.
Далее обсуждаются вопросы:

— Что мешает нам быть решительным и сказать твердое «нет!»?

— Что может произойти, если не сказать «нет!»? (Дети приводят свои примеры.)

— Поможет ли вам тренировка сделать выбор и сказать «нет!», когда это необходимо?

В результате обсуждения дети должны прийти к выво­ду, что если вовремя не сказать «нет!», то это может при­вести к печальным последствиям, и они за это в ответе.

2. Домашнее задание

Предложите детям придумать и нарисовать в виде зап­рещающих знаков то, от чего они хотели бы научиться отказываться, чему они хотели бы научиться говорить «нет!».

Комментарии для ведущего

Теме «Трудное слово «нет!» можно отвести несколько занятий. На одном обсуждается смысл трудное слово «нет», на других идет отработка и закрепление навыка говорить «нет!», когда это нужно.

Раздел 3. Умение оценить свои потенциальные возможности

ЗАНЯТИЕ 5

ТЕМА: «МОИ СПОСОБНОСТИ»

Цели:

• учить детей осознавать свои способности и возможность саморазвития:

• формировать в них желание развивать свои способности.

Ход занятия

Разминка

Все участники занятия стоят в кругу. Ведущий предла­гает выйти в центр круга тех, кто обладает определенны­ми способностями (например: вышивать, плавать, катать­ся на роликовых коньках и др.). Остальные аплодируют тем, кто выходит в круг.

Работа по теме занятия

«Я умею». Ведущий предлагает детям назвать, что они хорошо умеют делать, но просит называть только то, что не все из ребят умеют делать так же хорошо (петь, хорошо бегать, играть на музыкальном инструменте, рисовать и др.).

Можно спросить ребят, как давно они этому научились и трудно ли было этому научиться.

«Хочу научиться». Ведущий объясняет детям, что способности сами по себе не приходят, для развития умений в любом деле необходи­ма тренировка и желание. Далее ребятам предлагается по­думать, что у них получается не очень хорошо или что они совсем не умеют делать, но очень хотели бы научиться.

Обычно ребята отвечают: кататься на велосипеде, пла­вать, играть на гитаре, водить машину и др.

Все ответы записываются на доску и обсуждаются.

— Что нужно, чтобы научиться плавать?

— Желание и тренировки в плавании!

Таким образом, обсуждаются все примеры, названные ребятами.

Игра «А вам слабо?». Ребятам предлагается повторить за ведущим несколь­ко движений, например: дотронуться указательным паль­цем правой руки до кончика носа, а указательным паль­цем левой руки — до кончика правого уха, а затем, наоборот, — указательным пальцем правой руки — до кон­чика левого уха, а указательным пальцем левой руки — до кончика носа.

Как правило, не у всех ребят это упражнение получит­ся, но важно объяснить, что после небольшой тренировки будет получаться у всех. Это задание дается на дом.

Можно предложить еще несколько аналогичных зада­ний, которые не только помогут детям понять необходи­ мость тренировки своих умений и способностей, но и бу­дут полезны для развития координации движений.

 

ЗАНЯТИЕ 6

ТЕМА: «КЕМ БЫТЬ?»

Цели:

• помочь детям в осознании своих возможностей и спо­собностей;

• развивать в них желание преодолевать неумение и вы­рабатывать в них уверенность в своих способностях.

Материалы:

• стихи о профессиях и тематические картинки.

Ход занятия        

 

Разминка

Ведущий просит детей вспомнить игру прошлого заня­тия «Кто повторит» и предлагает поиграть еще. Необходи­мо отметить и похвалить всех, кто дома потренировался и стал выполнять упражнение точно и быстро.

Далее следует обсудить с детьми, долго ли им при­шлось учиться этим упражнениям, сделать вывод: все, кто не умели, — научились, потому что верили в удачу и тренировались.

Работа по теме занятия

Ведущий читает детям отрывки из стихотворений В. В. Маяковского «Кем быть?» и задает вопрос: — Что нужно в каждой профессии?

Если никто из ребят не называет слово «способности», а просто их перечисляют, то ведущий делает вывод сам.

Далее обсуждаются необходимые способности для разных профессий: врача, учителя, музыканта, артиста, военного.

Загадай свою профессию. Ведущий предлагает ребятам перечислить, какие спо­собности требуются в данной профессии, не называя саму профессию. Это может быть любая профессия, не только та, которую они выбрали для себя. Все остальные по пе­речисленным способностям отгадывают, какая профессия загадана.

Заключительная игра

Все участники игры встают в круг и по очереди выхо­дят в центр. В центре круга каждый называет то, что он может делать лучше других, а остальные участники под­держивают его: «Ты умеешь это лучше всех!»

Раздел 4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками

ЗАНЯТИЕ 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.153 (0.103 с.)