Виды экономических индикаторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды экономических индикаторов



Базовая классификация ЭИ разделяет их на три группы: опережающие или лидирующие, совпадающие (coincident) и запаздывающие или отстающие (lagging)[1].

Динамика опережающих индикаторов дает возможность сделать прогноз будущей рыночной ситуации, предсказать движение других ЭИ. Лидирующие индикаторы – главные ЭИ для трейдера. В их число неизменно входят ключевые национальные и глобальные фондовые индексы.

Совпадающие индикаторы отражают текущую, сложившуюся экономическую обстановку.

Запаздывающие ЭИ фиксируют уже наступившие рыночные обстоятельства с некоторым отставанием (лагом). Выполняют роль подтверждающих сигналов.

С точки зрения трейдинга, различие между опережающими и запаздывающими ЭИ можно трактовать так.

Лидирующий индикатор дает сигнал к открытию позиции перед развитием нового тренда или накануне разворота. С помощью опережающего ЭИ опытный торговец имеет шанс разглядеть грядущую тенденцию накануне, когда она не очевидна. Отстающий индикатор «дает отмашку» в начале или уже в середине складывающегося тренда. Правильно оценить информацию от лидирующих ЭИ способны немногие, основная публика «заходит», вооруженная данными от запаздывающих показателей.

Индикаторы экономического цикла – показатели прогноза фаз рынка.

Экономический цикл является естественной формой развития (роста) экономики. В динамике экономического развития выделяют три основные фазы: - рецессия или спад – снижение деловой активности, падение производства, уровня занятости и доходов (по степени падения различают кризис и депрессию);-восстановление - это подъем экономической активности, рост рыночной конъюнктуры, возрастание выпуска после его падения, имевшего место в период рецессии, до прежних уровней; - развитие - продолжение роста экономики после стадии восстановления, как правило, до достижения нового максимума выпуска, превосходящего достигнутый в предыдущем цикле; стадия развития иногда может включать несколько циклов, которые в этом случае именуются циклами роста. Каждый экономический индикатор, как отражение отдельных параметров экономического развития, тоже демонстрирует циклическое поведение. Однако циклы индикаторов по отношению к циклам экономического развития имеют индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать. В зависимости от природы индикаторов и их связи с общей экономической динамикой, принято выделять: - проциклические индикаторы (ход которых совпадает с общим направлением экономического роста - прибыли корпораций растут на подъеме экономики); - противоциклические (которые направлены против общего роста - безработица растет когда экономика падает); - ациклические (поведение которых мало меняется внутри цикла).

+ российские компании (новостные агентства) РБК, Интерфакс, Ведомости

 

Индексные методы измерения экономических процессов. Индексы экономических индикаторов и порядок их расчета. Источники информации и периодичность расчета экономических индикаторов, возможность их использования в анализе.

Москалев Илья Геннадьевич

Индексные методы измерения – способы расчета эффектов экономических процессов, их динамики и сравнения между собой. Например, динамика показателя в текущем году по сравнению с прошлым. Индексы рассчитываются в процентах.

Для уточнения индексных показателей исключается сезонная зависимость – показатель, отражающий изменений в зависимости от сезона. Пример – объемы строительства увеличиваются весной и летом и снижаются осенью и зимой.

При расчете индексов используются следующие основные показатели:

 i - индивидуальный индекс, J - общий или сводный индекс, q - объем производства в натуральных единицах измерения, цена за единицу продукции, Z - себестоимость за единицу продукции,

t - затраты времени на производство единицы продукции, W - выработка продукции в стоимостном выражении на 1 рабочего, T - численность рабочих или общие затраты времени на производство продукции

Экономические индикаторы (индикаторы экономического развития) – это экономические и финансовые данные, рассчитанные на основе статистической отчетности, характеризующие определенную экономическую сферу (рынок труда, промышленность и т.д.) и ее состояние.

Индикаторы делятся на опережающие (основаны на прогнозировании возможного состояния) и отстающие (пост-оценка состояния).

К экономическим индикаторам в макроэкономике относятся:

1.) ВВП (валовый внутренний продукт) - общая стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны. Данные по ВВП рассчитываются за квартал и за год. Информация содержится на сайте Росстата.

Основные методы расчета ВВП:

а.) суммирование всех доходов в экономике: заработной платы, процентов на капитал, прибыли и ренты;

б.) суммирование всех произведенных расходов: потребления, инвестиций, государственных закупок товаров и услуг, а также чистого экспорта.

ВВП делится на номинальный и реальный:

Номинальный ВВП - сумма произведений объемов производства отдельных товаров и услуг на уровень их фактических цен в году.

Реальный ВВП - деление номинального ВВП на индекс цен ВВП или дефлятор ВВП.

2.) Индекс потребительских цен (индекс инфляции, CPI) - отражает изменение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (еда, одежда, топливо и т.д.). Инфляция имеет собственный цикл, запаздывающий по отношению к общему циклу роста экономики.

Индекса потребительских цен рассчитывается ежемесячно. Информация содержится на сайте ЕМИСС (единая межведомственная информационно-статистическая система).

Индекс цен производителей (PPI) - индекс с фиксированным набором весов, отслеживающий изменения в ценах, по которым продают свои товары национальные производители на оптовом уровне реализации. PPI охватывает все стадии производства и все секторы. Цены импортных товаров учитываются как сырье и компоненты. В сравнении с индексом потребительских цен PPI помимо товаров включает услуги, в том числе на оптовом уровне реализации.

Индексы цен рассчитываются путем деления суммы произведений цен текущего года и выпусков базового года на сумму произведений уровня цен и выпусков базового года.

3.) Золотовалютные резервы - государственные запасы золота и иностранной валюты, хранящиеся в центральном банке или в финансовых органах, принадлежащие государству золото и иностранная валюта в международных валютно-кредитных организациях. Золотовалютные резервы пересчитываются каждую неделю. Информация представлена на сайте ЦБ РФ.

Золотовалютные запасы страны являются финансовым резервом, за счет которого в случае необходимости могут быть произведены государственные долговые выплаты или осуществлены бюджетные расходы. Кроме того, наличие резервов позволяет ЦБ контролировать динамику курса национальной валюты путем интервенций на валютном рынке. Размер золотовалютных резервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы в обращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгу и гарантировать трехмесячный импорт.

4.) величина государственного долга - долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Величина государственного долга пересчитывается раз в месяц и представляется на сайте Минфина РФ.

Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств:

- списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;

- выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, и в таком случае заемщику разрешается самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;

- секьюритизация - страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются (в случае продажи вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств).

5.) Платежный баланс - соотношение платежей, поступивших из-за границы, и платежей, произведенных за границей в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц). Информация содержится на сайте ЦБ РФ.

Платежный баланс состоит из торгового баланса, баланса услуг и некоммерческих платежей (баланс по «невидимым» операциям), баланса движения капиталов и кредиторов.

Расчет платежного баланса:

А.) определяется баланс текущего счета - сумма кредитов и дебетов по различным торговым операциям.

Б.) определяется баланс счета операций с капиталом, который относится к выбытию или приобретению нефинансовых активов, которые могут включать землю или другие физические активы.

В.) определяется баланс финансового счета, который относится к международным денежным притокам и оттокам, связанным с инвестициями.

Г.) сумма трех балансов.

6.) Уровень безработицы - превышение количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Рассчитывается ежегодно, помесячно и поквартально. Информация содержится на сайте Росстата.

Безработица может быть:

А.) Фрикционная - связана с поисками или ожиданием работы в ближайшем будущем.

Б.). Структурная - возникает в связи с падением спроса на рабочую силу в какой-либо отрасли – например, при моральном устаревании оборудования, работе с которым обучение прежние работники.

В.) Циклическая - возникает в период спада в экономике.

Расчет уровня безработицы – число безработных делится на сумму безработных и работающих (рабочая сила) и умножается на 100 %. Фактический уровень безработицы включает сумму уровней трех видов безработицы, приведенных выше.

 

Особенности применения отраслевого анализа в фундаментальном анализе. Показатели, используемые в отраслевом анализе. Средняя норма прибыли в отрасли, срок окупаемости инвестиций, капиталоемкость и другие показатели как база для выбора отрасли инвестирования. Роль отрасли в страновом и мировом воспроизводственном процессе. Растущие, цикличные и стагнирующие отрасли. Отраслевой потенциал экономики.   

Раскин Андрей Андреевич

Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.

При проведении отраслевого анализа основным объектом исследования служит хозяйственная отрасль. Отрасль - это совокупность предприятий, конкурирующих с аналогичными товарами или услугами на одном потребительском рынке.

Выделяют следующие стадии анализа отрасли:

  • определение экономических характеристик отраслевого окружения;
  • оценка степени конкуренции;
  • определение ключевых факторов успеха;
  • заключение о степени привлекательности отрасли.

Экономические характеристики отрасли важны, так как они налагают ограничения на разнообразие стратегических подходов, которые компания может использовать в данной отрасли. Для оценки общей ситуации в отрасли используются следующие показатели:

  • реальный и потенциальный размер рынка;
  • стадия жизненного цикла отрасли (начало подъема, быстрый рост и взлет, начало зрелости, конец зрелости и насыщение, застой и старение, спад);
  • темпы роста размера отрасли и тенденции ее развития;
  • структура отраслевых издержек;
  • система сбыта продукции;
  • среднеотраслевая прибыль;
  • темп технологических изменений и продуктовых инноваций и др. (степень продуктовой дифференциации; величина экономии на масштабе производства, транспортировке и т.п.).

Отраслевой анализ выявляет те черты внешней среды компании, которые наиболее значимо влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий.

Логическим выходом стратегического анализа предприятия является оценка альтернатив для выбора стратегии. Таким образом, отраслевой анализ - отправная точка процесса формирования стратегического плана. Отрасли сильно различаются между собою, и данный анализ позволяет успешно ориентироваться организации в каждой из них. Конструкция отраслевого анализа должна позволить получить ответы на следующие вопросы:

  • Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?
  • Что является движущей силой изменений в отрасли и какое влияние они имеют?
  • Какие конкурентные силы действуют в отрасли и насколько они сильны?
  • Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции?
  • Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом?
  • Какие ключевые факторы будут определять конкурентный успех или поражение?
  • Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней?

Также при анализе отрасли и конкурентной среды необходимо определение доминирующих в отрасли экономических характеристик:

  • размеры рынка;
  • области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);
  • скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;
  • число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;
  • число покупателей и их относительные размеры;
  • превалирование передней или задней интеграции;
  • легкость входа и выхода;
  • степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;
  • уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;
  • влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;
  • является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;
  • наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;
  • требования к капиталу;
  • прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.

Далее целесообразно составить "портрет" отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших и новых конкурентов; большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях.

Основные движущие силы, вызывающие изменения позиций конкурентов и учитываемых при анализе конкурентной среды:

  • Изменения в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности для новых фирм. Сдвиги в скорости роста нарушают баланс между отраслями поставляющими и покупающими, входом и выходом).
  • Изменения в том, кто покупает товары и как они используются (эти сдвиги создают новые возможности, которые не должны быть упущены, но и требуют перестройки фирм - например, создания служб сервиса и т.д.).

Показатели, как база выбора отрасли:

Норма прибыли показывает, какую прибыль предприятие получает в итоге после вычета не только производственных расходов, но и процентов по кредитам, результата от изменения валютных курсов, налогов и прочих доходов и расходов.

Факторы, влияющие на норму прибыли:

  • Масса прибыли
  • Скорость оборота капитала.
  • Структура авансирования капитала (С-средства производства, V-зарплата)
  • Экономия на средствах производства.
  • Масштаб производства.

Кроме того, прибыль во многом зависит от уровня рыночных цен, а уровень рыночных цен зависит от соотношения спроса и предложения товаров, от уровня конкуренции и монополии.

Есть 2 вида конкуренции:

  • Внутриотраслевая - ведется за получение наибольшей доли отраслевой прибыли. В условиях рынка совершенной конкуренции товары продаются по единой рыночной цене, поэтому предприятие вынуждены внедрять достижения НТП, чтоб снизить издержки производства и получить прибыль.
  • Межотраслевая - это соперничество предприятий разных отраслей за более прибыльное приложение капитала.

В разных отраслях существ разные нормы прибыли, так как разные скорости оборота капитала и разные структура авансированного капитала и др. В тех отраслях, где прибыль низкая, предприятие изымают свои капиталы и направляют в отрасли с высокой нормой прибыли.

В низкорентабельных отраслях в результате сокращения производства увеличиваются цены и норма прибыли. В отраслях, куда направляются капиталы, увеличивается производство, снижаются цены и норма прибыли, так образом происходит усреднение нормы прибыли. Но такое переливание капиталов осуществляется только на рынке совершенной конкуренции. Если есть барьеры на рынке несовершенной конкуренции, то перелив капитала замедляется.

Капиталоемкость – это показатель объема средств, используемых при производстве товара, относительно его итоговой стоимости и стоимости других производственных издержек. Чаще всего данное понятие применяется к целым отраслям и видам хозяйственной деятельности.

Воспроизводственный процесс в макроэкономическом масштабе означает совокупный результат деятельности хозяйствующих субъектов на уровне всей экономики, а также ее отраслей. Состояние процесса воспроизводства зависит от уровня развития, динамики и соотношения его элементов. Важно и указание на то, что состояние процесса производства проявляется в условиях реализации продукции на рынке, под которыми понимаются требования рынка к разнообразию и качественным характеристикам продукции, соотношение цен на различные виды товаров, услуг и на ресурсы для их производства, а также емкость рынка. Исследование товарной конъюнктуры предполагает определение условий реализации для конкретной товарной группы, а исследование общехозяйственной конъюнктуры дает обобщенное представление о состоянии экономики, фазе экономического цикла и условиях реализации товаров. При изучении средне- и долгосрочных тенденций развития конъюнктуры динамика производства, распределения и потребления приобретает ключевое значение, поскольку факторы, оказывающие влияние на соотношение спроса и предложения, преимущественно кратко- и среднесрочные.

Кризисная отрасль — отрасль, которую можно охарактеризовать резким падением объёма производства.
В России за последние несколько лет к таким отраслям можно отнести автопром, железнодорожное машиностроение и легкую промышленность. Для стабилизации положения в этих отраслях, правительство разрабатывает и реализует антикризисные программы.

Депрессивная отрасль — отрасль, находящаяся в состоянии застоя, имеющая размытые и неясные перспективы развития.
В нашей стране строительная отрасль продолжает находиться в состоянии вялотекущей рецессии без очевидных признаков выхода из этой фазы экономического цикла. Данную отрасль на текущий момент можно отнести к одной из самых депрессивных отраслей экономики России.

Стабильная отрасль — отрасль с устойчивым и перспективным ростом, выше среднего роста по стране. В 2009 году, например, Россия была крупнейшем в мире экспортером природного газа, вторым по величине экспортером нефти, и третьим крупнейшим экспортером стали и первичного алюминия.

Перспективная отрасль — это, прежде всего отрасль, обладающая потенциалом развития, имеющая инвестиции под чёткие, целенаправленные комплексные программы. Также она характеризуется малым объёмом производства, но в скором будущем может иметь наибольший эффект от вложения денежных средств. Например, отрасль товаров и услуг для детей. С 2006 по 2016 гг. в России резко выросла и продолжает расти рождаемость, а значит как минимум до начала 2020-х гг. доля детей в населении будет расти. Следовательно, рынок рассчитанных на детей товаров и услуг будет расширяться.

Растущая отрасль — отрасль, находящаяся в стадии роста и имеющая в настоящий момент наибольшую рентабельность. Предприятия отрасли работают на полную мощность и не имеют проблем со сбытом своей продукции. В экономике страны, находящейся на стадии кризиса, их обычно нет.

Цикличные отрасли отличаются повышенной чувствительностью к различным фазам экономического цикла. В основном, это отрасли, производящие средства производства, а также товары длительного пользования. Доходность и риск по инвестициям в акции компаний цикличных отраслей в значительной степени зависят от фазы цикла деловой активности.

Сезонность во многих отраслях экономики обусловлена неравномерностью выпуска продукции, которая связаны с временами года, климатическими особенностями и различным уровнем предъявляемого спроса на продукцию.

 

Фундаментальный подход к анализу эмитента. Капитализация компании как основной показатель стоимости эмитента. История развития подходов к проведению анализа эмитентов. Анализ компаний-эмитентов Грэмма и Додда, Современные подходы к проведению анализа эмитентов. Структура анализа эмитента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.027 с.)