Эстетика движения и пространства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетика движения и пространства.



Пространство. Движение.

Пространство. Реальное, но субъективно ограниченное «взглядом» киноаппарата, оно перенесено в пространство фильма, в пространство экрана. Туда, где на все вещи зритель часто смотрит с точки зрения действующих лиц. Происходит отождествление зрителя с действующим лицом: «сопереживание» направления движения или взгляда, пространственные перемещения людей в их взаимодействии. Этого не даёт ни одно другое искусство. Перед глазами зрителя открывается глубина, в которую герой должен упасть; встаёт высота, на которую герой должен взобраться. Вещи предстают в искажённой перспективе или в укороченном виде. Положение персонажа в кадре меняется — вместе с этим меняется и точка зрения зрителя, словно он беспрерывно поворачивается. Меняющееся направление взгляда вызывает постоянное чувство движения.

Возможности снимать панорамой и с движения позволяют ощутить пространство, не превратившееся в перспективу, как на картине, которую зритель рассматривает извне, а пространство, в котором - при помощи камеры - зритель движется сам.

Движение. Главнейший, родовой признак кино, отличающий его от всех других видов искусств, связанных с изображением. По словам Рене Клера, «если существует эстетика кино, то... она заключается в одном слове: «движение».

Движение — это альфа и омега выразительных средств кино. Самый вид движения рождает своего рода «резонансный эффект» — у зрителя возникают такие кинестетические реакции, как мускульные рефлексы, моторные импульсы и т. п. В любом случае, движение материальных объектов действует, как физиологический стимулятор. О притягательной силе движений на экране пишет французский психолог Анри Валлон: «Мы не можем оторвать глаз от фильма с его непрестанной сменой изображений не только потому, что иначе мы потеряли бы сюжетную нить и не понимали бы происходящего на экране, но ещё и потому, что в потоке кадров есть своеобразная привлекательность, некая приманка для нас, мобилизующая наше внимание, наши чувства и наше зрение, заставляющая их ничего не упустить. Значит, само движение — это нечто манящее и захватывающее».

Это движение вызывает в зрителе внутреннюю напряжённость и безотчётное волнение.

 

Инструменты профессии

Ритм. Темп. Темпоритм. Эпизод. Композиция – составление единства.

Ритм. Соразмерность, стройность; способ чередования; создаётся временными соотношениями частей (кадров, звуков) в целом (эпизоде, музыкальной фразе).

Человек живёт внутренними ритмами, которые контролируют его дыхание и сердцебиение. Воздействие внешнего ритма может изменить частоту ударов пульса зрителя. Речь, её ритм, также играют значительную роль. Чем чётче ритм речи, тем больше её воздействие на зрителя. Александр Сергеевич Пушкин в зависимости от ритма менял замысел стиха! А Владимир Семёнович Высоцкий писал тексты песен с гитарой в руках.

Ритм в фонограмме - пение птиц, городской шум, стук колёс - воспроизводит движение во времени. Визуальный ряд также имеет ритм - это симметрия, баланс, повторение, контрапункт («точка против точки» - многоголосие), противостояние изображений. Акценты, паузы, членение на отрезки – одинаковые или разные по длительности.

В целом, ритм - совокупность кинематографических элементов, воздействие которых рождается в восприятии.

Темп. Степень быстроты; скорость процесса; фактор движения, влияющий на характер действия. Темпом в музыке называют скорость исполнения мелодии, степень сжатости или растянутости тактов. Темп фильма – т.е. скорость внутрикадрового движения, продолжительность действий, форма перебивок - зависит от целей, которые поставлены. Приём организации материала во времени.

Темпоритм. Степень драматического напряжения, индивидуальный «заряд» эпизода, способный удержать восприятие зрителя в конкретных временных границах; средство внешней подачи ритма. Для восприятия – труднообъяснимое чувство жизни, захватывающее силой устремления.

Эпизод. Строительный материал фильма, основная драматургическая единица его членения, обладающая относительной самостоятельностью. Отдельное событие, соединённое логическими мостиками с другими событиями.

Здесь, на стыке эпизодов, могут нарушаться законы монтажа - для того, чтобы неожиданностью воздействовать на чувства зрителя.

Композиция. Составление единства. Главная задача композиции заключается в том, чтобы завладеть вниманием аудитории. На композицию влияет мода, но хорошая композиция, прежде всего, основывается на понимании психологии восприятия.

Композиция по Эйзенштейну – это сопоставление, соразмещение. Компоновка отдельных элементов фильма с целью воздействия на зрителя. Средство выражения мысли, состоящее в смене элементов - акцентов. Главный композиционный акцент – нечто близкое к кульминации, перелом действия, пик понимания мысли автора.

Приёмы композиции: 1. Перестановка пролога и эпилога; 2. Повторы; 3. Фрагментарность (пунктирный монтаж); 4. Неожиданные повороты действия в авторской трактовке; 5. Различные точки зрения на одно событие («Расёмон» Акиры Куросавы, 1950).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.004 с.)