Глава 3. Драматургия экранного произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Драматургия экранного произведения



Сценарий

Понятие сценария. Трёхсоставное действие. Драматургическое событие. Формула Квинтилиана.

Драматургия экранного произведения первоначально заявляет себя в форме сценария. Сценарий – это литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

Является ли сценарий самостоятельным видом искусства? Существуют различные литературные формы - романы, стихотворения, драмы. Относится ли к ним также и киносценарий? И вообще, есть ли он та самая "рукопись, которая не горит"? Он пишется, это правда - но ведь никем (кроме нескольких человек) не читается! А когда фильм закончен, то и киносценарий исчезает бесследно. И только в редких, исключительных случаях некоторые отдельные сценарии печатаются в специальных профессиональных киносборниках.

И всё же сценарий — суть оригинальное художественное произведение, фиксирующее первоначальный творческий замысел. Это не только первая запись идеи, но и основной проект будущего произведения.

Сценарист – в отличие от журналиста или писателя – «видит» и переносит в текст только то, что может быть непосредственно снято камерой и записано микрофоном. Он даёт не изображение жизни, а изображение живой формы действительности, которая ещё только должна быть воссоздана в форме звукозрительных образов. Он описывает то, что после можно увидеть на экране.

А как показать в документальном сценарии то, чего ещё не было? Когда речь идёт о событиях, которые ещё не совершились, о реальных людях, ещё не проживших этот будущий кусок жизни?

Драматургия – понятие ёмкое, имеющее, тем не менее, характерный, как архетип (греч. - первичный образ, оригинал), признак драмы (греч. drama - букв. действие).

В своём упрощённом виде, в схеме, это представляет собой некое начавшееся действие (англ. action - результат проявления воли; физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время).

Действие - это акт, который способен развиваться до своей высшей точки, чтобы затем завершиться. Трёхсоставное действие является признаком любого драматургического звена - от эпизода до целостного произведения.

Основа документалистики - событие.

Событие - это изменение свойств явления или объекта, зафиксированное наблюдателем. Оно может фиксироваться или как однократный акт, или же в виде цепочки событий – сюжета. Событие «как оно есть» ценно своей информативной, фактической стороной только во времени и пространстве своего «со-бытия», т.е., одновременности существования с кругом свидетелей-современников.

Интерпретированное, драматургическое событие — это уже волевой художественный акт. Действие, приводящее к коренному изменению развития основного конфликта в произведении.

Формула Квинтилиана Марка Фабия (римский ритор 1-го века) учит, что о том или ином событии или поступке можно судить, когда известны ответы на следующие семь вопросов: кто? что сделал? где? когда? как? какими средствами? зачем? Первые пять вопросов относятся к информационной стороне события. Последние два - к анализу произошедшего. Последовательные ответы на эти вопросы могут стать ступеньками создания сценария.

 

Терминология драматургии

Тема. Идея. Фабула. Сюжет. Конфликт. Название. Эпизод. Дискретность.

При создании экранных произведений авторы пользуются определённым набором принципов. Прежде всего, им надо ответить на два самых главных вопроса: что и как?

«Членораздельность является первым условием, независимо от того, в какую форму воплотится вихрь мыслей человека, будь то литература, живопись, скульптура, музыка, танец. Мы будем говорить с вами о кино. Мы будем анализировать, какими путями возможно членораздельно, и вместе с тем связно, облекать в кинематографическую форму клубок своих эмоций и страстей, идей и мыслей».

Это написал кинорежиссёр, теоретик кино и педагог Лев Владимирович Кулешов в работе «Основы кинорежиссуры».

Тема. Художественная среда или предмет реализации идеи. Выбор, отбор, отсечение лишних фактов и малозначимой информации. Выбор темы — это выбор угла зрения на события, выбор критериев отбора информации, выбор текста, по которому определяется, что нужно и что не нужно снимать, что искать и фиксировать на плёнку режиссёру и оператору в этих событиях, как и где именно проявляется избранный авторами аспект рассказа.

Идея. Представление, наделённое силой действия. Мысль. Смысл - что хочет сказать автор своим зрителям. Идея - это путеводная звезда автора и режиссёра в бездне возможных вариантов съёмки. Миноискатель, который точно определяет, где скрываются наиболее взрывные, выразительные и яркие образы. Указующий перст, который диктует – это надо снимать так.

Великий деятель театра Константин Сергеевич Станиславский говорил, что идея должна быть действенной: «Я хочу сказать...». Желание сказать — это и есть то побудительное начало, которое взводит пружину творчества, греет душу автора, ведёт его по тернистому пути поиска.

Фабула. Состав событий. Фактическая сторона повествования - случаи, действия, состояния, происшествия в их причинно-следственной, хронологической последовательности.

Сюжет. Способ организации художественного материала. События плюс их мотивация. Специфика киносюжета в том, что он не просто рассказывается изобразительными знаками, напоминая этим книжку-картинку, лубок или комикс, а представляет собой такой рассказ, связь элементов которого воспринимается как предельно достоверная: мы верим, что художник не имел выбора, всё было определено самой жизнью – и, одновременно, этот же рассказ даёт такую широту ситуативного выбора, такое количество возможных вариантов, такой простор для фантазии, которых не имеет ни одно другое искусство.

Конфликт. Конфликтами пронизана жизнь. Люди постоянно вынуждены решать проблемы и преодолевать конфликты. Большие, маленькие, на семейном и на государственном уровне, в быту и на работе. Жизнь соткана из противоречий, противостояния характеров, борьбы. В том числе, внутренней борьбы человека с самим собой. Конфликт - неизбежный спутник жизни.

Но дело-то всё в том, что художественный конфликт, заявленный в произведении, отличается от жизненного, бытового конфликта тем, что он обязательно должен получить разрешение в этом произведении сугубо художественными средствами.

Катарсис, сильнейшее эмоциональное переживание – это именно освобождение, избавление от напряжения, в котором зритель находился под воздействием конфликта.

Художественный конфликт - главный возбудитель интереса зрителей к произведению. Он раскрывает противостояние сил, сторон или личностей. Он подразумевает возникновение и продолжение борьбы. А зритель сочувствует той или иной стороне конфликта. Ему интересно узнать, кто выйдет победителем, как одолеет препятствия.

Выбором того или иного типа конфликта автор выражает своё понимание реальных жизненных противоречий. Но если даже в произведении нет ярко выраженного конфликта, его может заменить конфликтный фон.

Конфликт может скрываться в столкновении загадочного факта с отсутствием объективных причин, условий для рождения такого факта. Это заставляет начать расследование, поиска ответа на вопрос, "раскрутить" маленький детектив. Зритель и сам будет пытаться найти ответ. Он мысленно будет строить варианты. Борьба за ответ станет попыткой разрешения конфликта.

Конфликт в повествовательном документальном произведении, конечно, представляет собой далеко не ту мощную пружину, которая раскручивает сюжет игрового фильма, а, скорее, небольшую пружинку. Но и такая пружинка должна быть предварительно сжата, чтобы распрямиться по мере развития действия или мысли. Иногда такую пружинку можно упаковать всего лишь в одном из эпизодов. Даже и в этом случае, она даст толчок к пробуждению дальнейшего интереса зрителей.

Надо искать и выявлять противоположные силы, противостоящие друг другу начала, чтобы через скрытые или явные конфликты раскрыть суть проблемы, черты характера героя и качества его личности.

Все совершающиеся на планете события - результат деятельности человека, если не считать природные явления. На жизни людей отражается и принятый государственный закон, и новое научное открытие – всё ведёт к переменам в жизни. Каждый человек испытывает на себе давление со стороны государства, общества, соседей, начальства и даже семьи. А в этих условиях неизбежно возникают конфликты. Людям приходится постоянно преодолевать разные препятствия, вступать в борьбу, добиваться своих целей. Человек всегда стоит в центре всех событий, о нём и только для него создаётся произведение.

Название. Имя может очень многое сказать о человеке. Название произведения — это его имя. Оно может быть интригующим, абсурдным или лирическим. Оно обязательно должно не только характеризовать фильм или передачу, но ещё и быть ориентировано на определённую группу зрителей и привлекать их интересы.

Эпизод. Это относительно самостоятельная и завершённая часть произведения, связанная с целым различными художественными способами. Умение организовывать, составлять сцену, эпизод — обязательное требование к профессионалу. Каждый эпизод внутри себя имеет начало, середину и, если это не последняя сцена произведения, не совсем завершённый конец. В нём должен содержаться посыл, новый вопрос - «крючочек», вызывающий развитие интереса и вытягивающий «петельку» продолжения рассказа.

Деление на сцены. В науке существует такое понятие, как дискретность, прерывистость. Человеку от природы дана возможность воспринимать и думать дискретно, прерывисто - по кускам. Воспринял один какой-то компонент - и требуется пауза, чтобы усвоить, обдумать. Уложилась в сознании первая порция информации - восприятие готово к приёму следующей. Мы даже пищу принимаем кусками, разжёвываем её, и только потом она отправляется дальше. И воду пьём глотками, и дышим прерывисто. Мы моргаем, давая отдых глазам – что не мешает нам соединять в единое целое картины жизни, восстанавливая пропущенное при помощи «внутреннего зрения». В этом — наша природа. Точно так же – пунктирно – мы готовы воспринимать и любое произведение.

 

Композиция

Структура фильма. Экспозиция. Завязка. Развитие. Перипетии и коллизии. Кульминация. Развязка. Финал. Пролог и эпилог.

Сергей Михайлович Эйзенштейн, когда его спрашивали, всякий ли может стать режиссёром, говорил в шутку: "Всякий - но только одному нужно этому учиться пять лет, а другому двести".

Режиссура — не журналистика. Это самостоятельная и сложнейшая профессия. Михаил Ильич Ромм замечал, что все почему-то считают, что они могут делать кино и научить сборную играть в футбол. Однако человек, не владеющий знанием и умением строить драматургию, не должен браться за создание фильмов, а тем более, не имеет права называть себя режиссёром. Крайне редкие исключения бывают, но они лишь подтверждают правило.

Повествование в документалистике не является единственной формой драматургической конструкции, хотя и является самой распространённой. Иногда используются острые драматургические построения, в которых идёт поиск ответа на сложный вопрос, раскрывается проблема или в основу изложения событий закладывается детективная история.

В документалистике драматургия может быть даже сюжетной, когда рассказывается о жизни или превратностях судьбы героя. В этом случае вступают в силу все драматургические возможности, аналогичные игровым формам или пьесе: экспозиция, завязка, конфликт, кульминация и развязка.

Композиция - это расположение сцен, эпизодов, кусков содержания. Полноценное произведение обычно представляет собой цепочку эпизодов, внутренне связанных друг с другом и развивающих основную мысль автора.

Каждая следующая сцена должна обязательно нести достаточно много нового и, в какой-то мере, неожиданного. Только в этом случае зритель будет получать необходимое количество информации, поддерживающей его интерес. Чем неожиданней следующая сцена по отношению к предыдущей, тем большее количество информации она содержит, тем интереснее она для зрителей.

Каков же механизм возбуждения и поддержания интереса зрителей в процессе восприятия? Это потребность человека в получении новых сведений, пополнении знаний, расширении своих возможностей. А также – жажда духовных исканий и эмоциональных переживаний.

Структура произведения в своём классическом виде выглядит так:

- Экспозиция – вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем. Это знакомство зрителя с основными персонажами, с местом действия и эпохой. В экспозиции заложены подготовительные конфликты, в результате которых возникают конфликты основные - центральные. Экспозиция - это изложение обстоятельств, в которых возникает борьба.

- Завязка – начало события, «камень, брошенный в воду», когда исходное положение, данное в экспозиции, нарушается, в результате чего возникает основной конфликт – борьба противоречий. Далее идёт развитие возникшего в пьесе или сценарии конфликта.

- Развитие – переход от простого к сложному, «круги на воде» - концентрическое, как будто стихийное разрастание привходящих обстоятельств.

- Перипетии - преодоление препятствий.

- Коллизии - столкновение обстоятельств или мнений Они содержат в себе ряд отдельных, всё более усложняющихся моментов борьбы.

- Кульминация – момент наивысшего напряжения действия. Кульминация совпадает или с катастрофой, к которой приводит развитие основного конфликта у главного действующего лица (или группы действующих лиц), или с развязкой всего произошедшего (в результате завершения основного конфликта).

- Развязка – завершение коллизий. Это последний, конечный пункт борьбы, после которого действие пьесы или сценария фильма приходит к концу. Наступает катарсис - освобождение от неизвестности.

- Катарсис – очищение духа от скверны вследствие сопереживания (сострадания и страха) - такова цель трагедии по Аристотелю. Снятие драматургического напряжения, говоря профессиональным языком.

- Финал – завершение произведения.

- Пролог и эпилог. То, что предшествует началу произведения — и то, что происходит после его завершения. Часто они не связаны напрямую с сюжетом произведения. От предисловия и послесловия отличаются тем, что всегда — события или действия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.017 с.)