Лекция 1.5. Системы трудового обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1.5. Системы трудового обучения



 

Вопросы:

1. Операционная система.

2. Операционно-предметная система.

3. Конструкторско-технологическая система.

 

Операционная система

 

    Система – это множество разных элементов, которые находятся в определённых отношениях и связях друг с другом. Они создают какую-то целостность, единство. Под системами трудового обучения понимают разные варианты планирования и организации процесса формирования у учащихся знаний, умений и навыков.

    Правильный выбор системы обучения с учётом характера педагогических ситуаций позволяет учителю достигать наибольшего эффекта в своей деятельности. Для этого необходимо знание сути наиболее известных систем трудового обучения и их педагогических возможностей. Используя понятие "трудовое обучение", мы будем понимать под ним не только занятия в школьных мастерских и другие виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательной школы, но и профессиональное обучение. Последнее складывается с двух частей: теоретического обучения и производственного обучения. Производственное обучение и практические занятия в школьных мастерских имеют много подобного, хотя и отличаются своими задачами. Оба эти вида связаны с необходимостью разделения содержания обучения, группировкой его частей и установлением последовательности овладения ими.

    Среди известных систем трудового обучения наиболее важное место занимают следующие шесть: предметная, операционная, моторно-тренировочная, операционно-предметная, операционно-комплексная, проблемно-аналитическая.

    Операционная система. Она была создана в последней четверти 19-го столетия группой лиц под руководством русских инженеров Д.К. Советкина и В.П. Маркова. Первые три программы, подготовленные ими, были созданы для обучения слесарным, столярным и токарным работам.

    Операционная система предусматривала два этапа обучения: овладение основными операциями в процессе изготовления учебных объектов (тренировка) и использование полученных умений и навыков при изготовлении товарной продукции. Для первого из их подбирались специальные учебные объекты, при изготовлении которых предусматривалось поочередное выполнение строго определённых технологических операций. На втором этапе обучения приёмы и навыки выполнения работы совершенствовались непосредственно в процессе производства объектов труда.

    При обучении по операционной системе учащиеся усваивали трудовые операции, которые составляли содержание профессии. Благодаря этому, они получали представление о том, что процесс изготовления любого предмета складывается в основном из одних и тех же операций. Разница заключалась в той последовательности, в какой операции следовали одна за второй, а также в требованиях к точности обработки.

    Таким образом, операционная система не "привязывала" учащихся к определенному ряду конкретных изделий, а вооружала их (в рамках данной профессии) универсальными знаниями и умениями, облегчала контроль и коррекцию при их формировании. В этом – главное преимущество рассматриваемой системы по сравнению с предметной. Она имела распространение не только в России, но и в других странах, где называлась "русской", и использовалась в профессиональной подготовке рабочих. Операционная система имеет определенные недостатки.

    Во-первых, труд учащихся в начале обучения не носил производительного характера. Во-вторых, существовал определенный разрыв между изученными операциями и теми, которые ученикам приходилась выполнять при изготовлении товарной продукции, операционная система отрывала выполнение операций от изготовления продукции. В-третьих, при выполнении отдельных операций учащиеся не могли приобрести некоторые дополнительные знания и умения (по организации труда, планированию и др.). В-четвертых, не всегда можно было соотнести усвоенные операции на учебных объектах с операциями на промышленных изделиях. Поэтому операционная система в практике производственного обучения в настоящее время используется ограничено.

    В трудовом обучении учащихся организация процесса формирования умений и навыков по операционной системе целесообразна в том случае, когда требуется повысить уровень подготовки учащихся в заданной отрасли деятельности. Такая необходимость возникает, например, перед выполнением производственных работ, связанных с изготовлением предметов по заказам предприятий или перед допуском к управлению сложной техникой (токарным станком, автомобилем и др.).

    При обучении выполнению отдельных операций по этой системе часто используются тренажеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.003 с.)