Принцип единства обучения, развития и воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип единства обучения, развития и воспитания



 

    Обучение, как известно из педагогики, – это процесс передачи учащимся и усвоение ими знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности. В широком понимании обучение в современной школе является средством достижения конечной цели – образования и формирования всесторонне развитой личности. Обучение – это двусторонний процесс: преподавание и учёба.

Содержание и процесс обучения в школе строятся на основе системы ведущих идей, которые называются принципами обучения. Принципы – это исходные положения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Таким образом, принципы – это руководящие положения, которые определяют организацию процесса обучения в соответствии с закономерностями усвоения учащимися знаний, умений, навыков и воспитания. Они имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных, например, физических они не действуют самостоятельно (стихийно). Для успешного осуществления учебного процесса принципы должны быть реализованы учителям.

В дидактике (теории обучения) рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый учебный предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения. Поэтому можно говорить о существовании специфических принципов обучения труду.

    Принципы трудового обучения формулируются на основе данных дидактики, обобщения передового педагогического опыта и результатов научных исследований. Они вытекают из сущности самого процесса труда и законов высшей нервной деятельности человека, которые определяют физиологические и психические процессы, что проходят при формировании трудовых знаний, умений и навыков.

    Специфику принципов трудового обучения определяют следующие факторы:

    1. Деятельность учащихся на занятиях связана не только с усвоением знаний, приобретением практических умений и навыков, но и с созданием материальных ценностей, общественно полезным, производительным трудом.

    2. Среди источников знаний, которые используются на занятиях, важное место занимают естественные изучаемые объекты (орудия и предметы труда), трудовые и технологические процессы.

    3. Занятия с учащимися могут проводиться не только в классах и кабинетах, как по другим школьным предметам, но и в учебно-производственных условиях – в мастерской, на учебно-опытном участке, в учебном цехе, в учебно-производственном комбинате, непосредственно в цехе промышленного предприятия, на полях и фермах сельскохозяйственного предприятия.

    4. Воспитательные воздействия на учащихся в процессе трудового обучения направлены, прежде всего, на формирование и развитие у них таких качеств личности, которые присущи передовым труженикам современного производства.

    5. Руководящая роль в учебно-воспитательном процессе может принадлежать не только школьному учителю, но и другим лицам: инженеру, технику, агроному, квалифицированному рабочему и др.

    Все принципы трудового обучения можно условно разделить на две группы: основополагающие и дидактические. К основополагающим принципам (ОП) можно отнести политехнический принцип (ПП), принцип соединения обучения с производительным трудом (СОПТ) и принцип профориентационной направленности трудового обучения (ПОНТО). К дидактическим принципам (ДП) трудового обучения, которые образуют единую систему, относятся:

1. единство обучения, воспитания и развития (ЕОВР),

2. связь теории с практикой в обучении (СТП),

3. систематичность и последовательность в обучении (СП),

4. научность в обучении (Нч),

5. наглядность в обучении (Нг),

6. доступность в обучении (Д),

7. сознательность и активность в обучении (СА),

8. прочность освоения знаний, умений и навыков (П).

    Все принципы действуют в тесной связи один с другим. Каждый из их раскрывается и реализуется через правила обучения – способы деятельности учителя по использованию принципов в конкретных условиях учебного процесса.

    Единство обучения, воспитания и развития. Основная решаемая педагогическая задача – создание условий для формирования всесторонне и гармонически развитой личности, для подготовки её к жизни и труду.

    Процесс решения задач образования и обучения учащихся должен оказывать влияние на их воспитание. Одновременно при этом должно происходить развитие умственных и физических способностей учащихся, развиваться их познавательные силы, активность и самостоятельность.

Требования принципа:

1. Необходимо комплексное решение задач воспитания (морального, трудового, эстетичного и т.д.) в учебном процессе.

2. Необходимо правильно подбирать наиболее эффективные формы и методы учебно-воспитательной работы с учащимися. Воспитание в процессе обучения осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависят от многих условий: содержания трудового обучения, организации и методики проведения занятий, условий трудовой деятельности, коллектива, личности учителя и др.

3. Необходимо учитывать интересы, индивидуальные особенности и уровень подготовки учащихся. Несмотря на то, что содержание трудового обучения определяется программой, но всё перечисленное нужно учитывать при отборе объектов труда. Кроме того, трудовые задания должны иметь общественно полезную направленность, побуждать учащихся к творчеству.

4. Необходимо учитывать ту большую воспитательную роль, которую играет строгое выполнение учащимися правил безопасной работы, требований культуры труда, соблюдения норм времени, взаимных обязанностей в коллективе и т.д.

5. Необходимо рационально использовать различные формы организации труда учащихся на занятиях. Например, может использоваться как индивидуальный, так и коллективный труд учащихся (в звеньях, бригадах, с разделением труда и др.). При выполнении практических работ должна организовываться взаимопомощь учащихся и соревнование их за качество и количество готовой продукции. Использование разных форм организации труда позволяет воспитывать у учащихся разные качества личности: коллективизм, общительность, взаимопомощь, ответственность перед другими и т.д.

6. Необходимо проводить экскурсии и встречи учащихся с рабочими коллективами, передовиками и новаторами производства, ветеранами труда.

7. Необходимо исключать отрицательные факторы, встречающиеся в отдельных трудовых коллективах. Участвуя в общественно полезном, производительном труде с рабочими на заводах и фабриках, учащиеся попадают под влияние двух коллективов: ученического и рабочего. С одной стороны, это может дисциплинировать, развивать у них чувство ответственности. А с другой стороны, некоторые негативные явления в коллективах взрослых плохо влияют на процесс воспитания учащихся (отношение к работе, сквернословие, нарушение трудового законодательства и др.).

8. Необходим высокий моральный облик самого учителя и отличный уровень его подготовки. Это касается, прежде всего, вас, будущих учителей трудового обучения. Итоги учебно-воспитательной работы в школе сильно зависят от знаний и умений учителя, его организаторских способностей, отношения к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и др. Во многих случаях воздействие учителя является решающим. Замечена следующая нежелательная закономерность: какой студент – таким будет и учитель. Практически очень сложно учителю формировать у учащихся такие качества личности, которыми сам он не владеет.

    Пути реализации принципа единства обучения, воспитания и развития:

1. Использование в работе с учащимися различных директивных (руководящих) документов, научных разработок и опыта лучших учителей трудового обучения.

2. Точная постановка и правильное решение задач по обучению, воспитанию и развитию на каждом уроке.

3. Выбор и использование оптимальной и рациональной совокупности форм, методов и приёмов обучения, воспитания и развития учащихся.

4. Использование в обучении трудовых традиций народа, примеров из жизни передовиков и новаторов производства, формирование у учащихся морально-психологической и практической готовности к любому труду, необходимому обществу.

5. Использование различных форм организации труда учащихся и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.006 с.)