Развитие трудового обучения (историко-педагогический аспект) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие трудового обучения (историко-педагогический аспект)



    Из общей задачи методики трудового обучения вытекает ряд частных задач, среди которых наиболее важными являются следующие:

    1. Обоснование учебных и воспитательных задач трудового обучения с учётом конкретного этапа развития общества и тех требований, какие он предъявляет к школе.

    Рассмотрим на отдельных примерах, как изменялись эти задачи в последние десятилетия на основании определённых документов, что принимались руководством страны. До декабря 1977 года в процессе трудового обучения школа должна была давать учащимся первоначальный круг необходимых для жизни знаний и умений в разных видах труда. Осуществлялась также ориентация выпускников на дальнейшее продолжение учёбы в высших учебных заведениях.

    С декабря 1977 года и до апреля 1984 года школа должна была давать определенный объём знаний и умений, необходимых для включения учащихся в общественно полезный, производительный труд, вплотную подвести их к овладению конкретной профессией.

    После 1984 года и в последующие годы стоит задача овладения определенной профессией каждым учеником к моменту окончания средней школы.

    В связи с реформой школы в Республике Беларусь в конце 90-х годов начала широко осуществляться подготовка старшеклассников в профильных классах. Это позволяло лучше учитывать интересы, стремления и склонности учащихся. Вопрос о приобретении в школе профессии начал решаться по желанию учащихся и их родителей.

    Основными источниками для определения задач трудового обучения в течение ряда лет становления отечественной школы были произведения видных теоретиков прошлого, известных учёных, а также важные постановления, которые принимались руководством государства. Как бы ни изменялись обстоятельства в обществе, безусловно, правильно поставленная трудовая подготовка должна способствовать, прежде всего, всестороннему развитию личности каждого учащегося, усилению связи школы с жизнью, формированию у учащихся политехнического кругозора, подготовке их к труду в сфере материального производства, обслуживания и в других видах деятельности, обоснованному выбору профессии.

    Задачи трудового обучения и воспитания определяются также в зависимости от тенденций развития науки, техники и технологий, от требований современного производства к трудовой подготовке молодёжи. Приобрели значение такие задачи трудового обучения и воспитания, как развитие технического мышления, творческих способностей, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, воспитание ответственности, добросовестного отношений к труду и общей трудовой культуры.

    В процессе трудового обучения школьников решаются и специфические задачи, что определяются содержанием учебного материала (обучение приёмам пользования разными инструментами, умению шить, готовить еду, выращивать урожай растений, выполнять правила безопасности труда и др.).

    2. Обоснование содержания трудового обучения учащихся разных возрастных групп, формулировка рекомендаций по составлению программ и учебников, проверка этих рекомендаций в ходе исследовательской работы в школе.

    Для построения содержания учебного предмета необходимо, во-первых, выбрать учебный материал из того, что имеет соответствующая наука или отрасль техники, и, во-вторых, систематизировать его в опредёленной последовательности с учётом возрастных особенностей учащихся, их знаний по другим предметам.

    Методика трудового обучения, в особенности в средних (5–9) классах, в этом отношении находится в наиболее тяжелом и сложном положении. Учащимся необходимо ознакомиться с обработкой разных материалов, элементами техники и технологиями и др.

    Объём знаний, накопленный к настоящему времени в любой сфере деятельности человека, очень большой. Нужно же выделить основное, главное, но доступное пониманию учащихся. Возьмем, например, обработку конструкционных материалов, которая занимает большую часть времени занятий в школьных мастерских. Для выбора технических сведений в эти разделы нужно опираться на такие научные дисциплины, как теория резания, технология машиностроения, расчёт и конструирование режущих инструментов, теория машин и механизмов и др.

    Таким образом, приходится из большого количества знаний и умений выделять те, которые наиболее соответствуют задачам политехнического образования и могут создать у учащихся правильное представление о теоретических основах и практическом использовании изучаемых производственных процессов.

    Для того чтобы решить, какой учебный материал имеет наибольшую учебную и воспитательную ценность, важно иметь критерии для его отбора. Разработка таких критериев также является делом методики трудового обучения (техники, технологии).

    В условиях стремительного научно-технического прогресса область техники и технологии приобретает значительную динамичность. Появляются новые машины, новые технологии и материалы. Поэтому содержание учебных программ по трудовому обучению не может оставаться неизменным. В связи с этим методика трудового обучения должно заниматься корректировкой содержания трудового обучения.

    Особое значение имеет систематизация учебного материала. Его в учебной программе необходимо разместить с учётом, как внутренней логики, так и закономерностей восприятия и освоения, объективной сложности. Для улучшения освоения учебного материала нужно учитывать и межпредметные связи.

    3. Построение процесса обучения и трудового воспитания школьников. Сюда входит отбор методов, приёмов и форм организации учебно-воспитательной работы с тем, чтобы сформировать целостную личность учащегося, личность человека-труженика. Личность формируется, как отмечал Ф.И. Иващенко, в семейном и общественном окружении, в обучения и воспитания и в ведущей деятельности. В технологическом образовании – это, как известно, деятельность трудовая. Именно в ней развиваются и специализируются такие качества, как внимание, восприятие, мышление, чувства, способности.

    Мышление учащегося в трудовой деятельности приобретает новые черты: техническое, практическое, технологическое. Учащийся под руководством учителя невольно превращает свои внешние практические действия в мысленные, мысленные операции. Под воздействием труда происходит "культивация" чувств учащегося: одни из них отсеиваются как ненужные, на их место приходят другие - трудолюбие, чувство ответственности, гордости за свою работу. При этом интенсивно развиваются техническое и пространственное воображение, наблюдательность, ловкость рук, глазомер. Задача методики – рационализовать учебный процесс технологического образования в этом направлении, сориентировать весь личностный потенциал учащегося на формирование целей трудовой деятельности, контроль хода его, оценку итогов.

    Из воспитательной точки зрения очень важно обеспечить общественно полезную направленность труда учащихся. Однако без специальных тренировочных упражнений часто невозможно обеспечить точность и качество работы. Решение таких и похожих им проблем – важная задача методики трудового обучения, направленная на обоснование конкретных рекомендаций для учителей.

    4. Исследование закономерностей соединения обучения с общественно полезным, производительным трудом.

    Осознание общественной значимости своей труда в школьных мастерских, УПК, ученических производственных бригадах, на пришкольном участке, когда создаются разные предметы (материальной ценности), даёт основание личности учащегося в той или другой степени понять объективную связь его труда с нуждами общества. Учителю следует развивать эту связь, формировать понимание учащихся в том направлении, что реальная потребность общества в итогах их труда должна превращаться в личную потребность человека-труженика. Окончательно и прочно сформировать такое понимание – одна из наиболее важных частных задач методики трудового обучения и технологического образования. Именно в процессе общения учителя труда (техники, технологии) с учащимися и учащихся между собой в трудовой деятельности максимально раскрываются и моделируются образцы соответствующего поведения.

    Условия для участия учащихся в общественно полезном, производительном труде создаются при изучении основ наук, а не только в процессе трудового обучения. Нужно творчески использовать все знания и умения, полученные как на уроках, так и в других видах деятельности учащихся. Школе нужен не любой производительный труд, а только такой, который содействует выполнению поставленных учебно-воспитательных задач. Поэтому методика трудового обучения ищет наилучшие пути соединения обучения и воспитания учащихся с их общественно полезным, производительным трудом, выявляет закономерности этого процесса и дает рекомендации по их использованию.

    5. Обоснование задач, содержания и методики внеклассной и внешкольной работы учащихся по технике и труду.

    Это работа получила широкое распространение в трудовой подготовке молодёжи. Повсюду в школах создаются кружки по обработке древесины и металлов, кружки юных техников, народных ремёсел и др. Соответствующие кружки работают при станциях юных техников, домах технического творчества и других детских учреждениях.

    Практикой работы кружков выработаны разнообразные формы организации занятий в них. Задача методики трудового обучения – обобщить этот опыт и выделить наиболее удачные, эффективные формы и методы проведения занятий в них, распространить передовой опыт, сделать его достоянием всех учителей труда и руководителей кружков.

    При решении рассматриваемой задачи методика трудового обучения опирается на общие положения дидактики, на опыт внеклассной работы по другим школьным предметам. Вместе с тем и здесь методика трудового обучения решает ряд специфических для себя задач: отбор материала для программы того или другого кружка, определение критериев отбора объектов труда, развитие конструирования и моделирования, определение путей технологического образования участников кружков и др.

    6. Разработка и проверка на практике материальной базы (обеспеченности) учебного процесса по трудовому обучению.

    Решение этой задачи предусматривает придание соответствующего внимания оснащению лабораторий, кабинетов, мастерских, учебных цехов и участков, обеспечению их необходимым оснащением, приспособлениями, инструментами и материалами. Только при наличии соответствующей материальной базы возможно успешное проведение учебных и внеклассных занятий по технике и труду.

 

Процесс трудового обучения

    На занятиях в школьных учебных мастерских учащиеся овладевают знаниями об основах производства и трудовыми умениями и навыками. В ходе выполнения практических работу них развиваются техническое мышление, простейшие конструкторские умения, формируются творческие способности и воспитывается общая культура труда.

Под умением понимается способность человека успешно исполнять требуемое действие, которая приобретена на основе знаний и элементарных опыта и навыков. Знания являются теоретической основой любого действия. Благодаря знаниям, становятся понятными отдельные этапы действия и их последовательность. Элементарный опыт даёт учащимся конкретное представление о данном виде деятельности. В создании таких представлений играет роль, как личный опыт учащихся, так и восприятие ими чужого опыта. Однако здесь ведущая роль принадлежит личному опыту. Восприятие чужого опыта даёт положительные результаты только при наличии личного опыта. Личный опыт обучаемых является почвой для восприятия ими чужого опыта. Без этой почвы (основы) обучение малоэффективно. Усваивать передаваемое – это объединять продукты чужого опыта и элементарного личного.

Зрительное и слуховое восприятие чужого опыта даёт учащемуся представление лишь о том, как выполняется данное действие. Это своего рода образец, инструкция к предстоящей работе. Для формирования собственного умения необходимо, чтобы учащийся попробовал сам выполнить данное действие. По мере пробного выполнения действия чужой опыт постепенно переходит в личный опыт учащегося. Упорядочиваются, уточняются движения, и учащийся постепенно овладевает их структурой. Вначале каждое движение осуществляется отдельно в медленном темпе и сопровождается продумыванием каждого последующего этапа его выполнения. Затем постепенно все отдельные движения сливаются в целостное действие. На разных этапах обучения уровни усвоения учащимися трудовых умений различны. Простейшие (элементарные) умения учащихся постепенно объединяются и превращаются в более сложные умения.

    Навык – автоматизированный компонент деятельности, выработанный на основе знаний в процессе упражнений. Это автоматизированные элементы умения, которые, благодаря тренировке, приобрели скорость и точность выполнения.

    Превращение знаний в умения и навыки происходит в диалектическом единстве, и чаще всего постепенно. Поэтому степень совершенства навыков на разных этапах обучения не одинакова. И их структура постепенно изменяется, совершенствуется. В ходе упражнений по мере усложнения выполняемых учащимися действий идёт постепенное объединение простых навыков в более сложные.

    Формирование трудовых умений и навыков осуществляется в тесной связи с обогащением учеников знаниями и опирается на них. Эти процессы, как уже отмечалось, протекают в диалектическом единстве, но не тождественны друг к другу. Обычно и чаще всего формирование умений и навыков происходит труднее и сложнее, чем приобретение знаний. Для формирования трудовых умений и навыков одной мыслительной работы (деятельности) недостаточно, необходимо участие учащихся в практическом осуществлении трудовой деятельности, более или менее длительные упражнения. Кроме того, на процесс формирования новых умений и навыков значительное влияние могут оказывать также раньше усвоенные рабочие действия, которые могут ускорять или замедлять его.

Таким образом, формирование умений и навыков – процесс более сложный и продолжительный, чем усвоение знаний. Знаний у человека всегда больше, если можно так сказать, чем умений и навыков. Чтобы объяснить, почему так происходит, необходимо рассмотреть психолого-педагогические основы формирования трудовых умений и навыков.

    В исследованиях известного учёного-физиолога И.П. Павлова показано, что физиологическим механизмом формирования умений и навыков является процесс образования временных нервных связей в коре полушарий головного мозга человека.

    Рассмотрим процесс образования этих связей при формировании трудовых умений и навыков. Прежде, чем практически выполнить любое задание, человек осуществляет (воспроизводит) его мысленно. Поэтому формирование умений и навыков начинается с усвоения знаний о способах и последовательности действий. Таким образом, у учащихся вначале создаётся так называемый образ действия. От его полноты и точности во многом зависит эффективность практического выполнения действий, и именно формирование умений и навыков.

    Для создания у учащихся образа действия используются различные приёмы и методы. Наиболее эффективными из них являются: беседа, объяснение, рассказ и показ (учебная демонстрация предстоящего действия). Установлено, что показ без объяснения и, наоборот, объяснение без показа не дают желаемых результатов.

    Безусловно, как показывает практика, создать полный и точный образ действия даже при правильном сочетании показа и объяснения в отдельных случаях не получается. Например, учитель может объяснить и показать только внешние признаки трудового действия: его структуру, рабочую позу, хватку инструмента, траекторию его перемещения. Внутреннюю картину трудового действия ни охарактеризовать, ни показать иной раз просто не удаётся. Например, трудно объяснить и показать распределение усилий, прикладываемых к инструменту. Учащийся этого просто не ощущает. Так же трудно передать и прочувствовать усилия, скорость и частоту передвижения инструмента, кинестетические ощущения рук и т.д.

Всем этим и объясняется необходимость продолжительных и многочисленных упражнений, чтобы на основе имеющегося образа действия овладеть трудовыми приёмами. Кроме того, на результат выполнения трудового действия влияют специфические особенности сенсорно-двигательного аппарата человека.

Сенсорно-двигательный аппарат (СДА) человека – это его органы чувств (зрение, слух, кинестезия – мышечные ощущения движения и положения органов) и органы движения (руки, ноги, тело), представленные в системе и взаимодействии.

Природа наградила человека таким СДА, который позволяет делать самые разнообразные движения одним и тем же органом (рукой). Например, рука человека многозвенная, шарнирная. Любой предмет, который находится в ней, имеет шесть степеней свободы: три перемещения и три вращения. А учащийся должен приучить свои руки выполнять конкретные и точные действия, подобные действиям рук учителя. При этом на точность движений рук влияют силы инерции, вес инструмента, его размеры и другие факторы. Всё это и усложняет процесс формирования трудовых умений и навыков.

Получив у учителя задание, прослушав инструктаж о порядке его выполнения, имея в голове образ действия, учащийся начинает пробовать выполнять это задание. Задание и инструктаж – это внешние раздражители, вызывающие возбуждение в коре головного мозга человека. Это раздражение растекается по многочисленным участкам коры больших полушарий, связанных с двигательными центрами человека. Ответной реакцией на раздражение являются мышечные движения. Но, так как раздражение затронуло многочисленные участки коры больших полушарий, то в движение приходят и многочисленные мышцы, даже и те, которые не нужны для целесообразного выполнения действия. Поэтому на первых порах учащийся делает много лишних движений, не может координировать их, действие выполняет неумело, хаотически, с большим напряжением.

Далее в процессе длительных упражнений постепенно ненужные двигательные центры затормаживаются, лишние движения отпадают, учащиеся приобретают трудовой опыт и сноровку. Таким образом, благодаря многочисленным упражнениям, в коре больших полушарий мозга человека укрепляются такие временные неровные связи, которые соответствуют конкретному раздражителю и ответной реакции на него. Т.е. определённая последовательность рабочих движений путём многочисленных повторений укрепляется в так называемом динамическом стереотипе. Динамический стереотип – это системность работы мозга в ответ на конкретный раздражитель.

    Внешним проявлением создания определённых нервных связей, возникновения динамического стереотипа, является автоматизация движений при выполнении определённых действий. При этом знания постепенно превращаются (переходят) в навыки. Автоматизация движений свидетельствует о наличии у учащегося навыка. Таким образом, сам процесс формирования навыков можно условно разделить на три этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации действий. В основе этих этапов лежат соответствующие нервные процессы, происходящие в коре головного мозга человека: анализ, синтез и укрепление временных нервных связей – появление динамического стереотипа.

    Аналитический этап. Он характеризуется стремлением обучаемого к сознательному овладению каждым отдельным элементом сложного действия. Например, при усвоении запуска автомобильного двигателя в начальный момент учащийся овладевает каждым движением, входящим в это действие (поставить в нейтральное положение рычаг переключения передач, затянуть ручной тормоз, включить стартер). Все эти движения выполняются изолированно друг от друга как самостоятельные действия, иногда может нарушаться их последовательность. Целостность же действия возникает в результате специальных усилий сознания, направленных на объединение отдельных, входящих в него элементов.

Синтетический этап. Он характеризуется тем, что в результате упражнений ранее обособленные движения начинают объединяться в целостное действие. Законченность действия и необходимая степень его совершенства приобретается путём более или менее длительных упражнений. При этом образующиеся в коре полушарий мозга человека нервные связи всё больше и больше укрепляются. Сознание учащегося направлено на объединение отдельных движений в целостное действие.

Этап автоматизации. Он характеризуется окончательным слиянием отдельных движений в целостное действие. В процессе упражнений происходит автоматизация движений и образование навыка. При этом в коре головного мозга всё больше укрепляются нервные связи, и постепенно образуется динамический стереотип. На этом этапе сознание учащегося с отдельных движений переносится на конечный результат действия. Примеры отдельных двигательных навыков: движения ног при ходьбе, приём пищи, работа некоторыми инструментами и др.

Примеры сенсорных навыков: опытный сталевар по цвету металла может судить о степени готовности плавки, опытный водитель по характеру шума работающего двигателя может определить его неисправность.

    При автоматизации двигательных навыков может даже отсутствовать зрительный контроль. При этом движения выполняются точно, исчезает напряжённость в работе, требуются минимальные затраты мышечной энергии, появляется плавность и ловкость в движениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.023 с.)