Методика трудового обучения как отрасль педагогической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика трудового обучения как отрасль педагогической науки



    Для качественного осуществления трудовой подготовки учащихся в общеобразовательных заведениях учитель должен быть вооружён системой знаний о процессе обучения. Общие закономерности образования и обучения в современной школе исследует наука дидактика – теория обучения. Но в школе, как известно, изучается ряд учебных предметов, в основе которых лежат соответствующие науки. Преподавание каждого школьного предмета имеет свою специфику и отличается от обучения другим предметам не только своим содержаниям, но и задачами, методами, формами организации. Потому эти особенности обучения излагаются в частных методиках (методиках преподавания).

    По мере приобретения опыта работы разрабатывается практически, оформляется научно и совершенствуется общая методика трудового обучения или, проще, методика трудового обучения. Таким образом, методика трудового обучения является частной дидактикой, методикой преподавания, одной из отраслей педагогической науки.

    Кроме общей методики трудового обучения разрабатываются частные методики по отдельным направлениям (разделам) трудового обучения. Например, методика трудового обучения в школьных мастерских, в старших классах в УПК; методика обучения школьников разным видам труда (технический, сельскохозяйственный, обслуживающий); разным профилям профессиональной подготовки (автоделу, столярному делу, токарному делу и др.), отдельным разделам программы (обработка древесины, обработка металлов и др.).

    Предметом методики трудового обучения, как отрасли педагогической науки, является процесс трудовой подготовки учащихся в общеобразовательных школах. Иными словами, предмет методики трудового обучения – это процесс вооружения учащихся элементами общетехнических и специальных знаний, умениями и навыками выполнения основных технологических операций по обработке разных материалов ручным и механизированным способами, выращиванию растений, а также управлению отдельными технологическими машинами. В ходе этих процессов осуществляется политехническое образование, воспитание, связь обучения с общественно полезным, производительным трудом учащихся, ознакомление их с массовыми рабочими и другими профессиями промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания.

    Процесс трудового обучения имеет две стороны: деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учёба), которые осуществляются в единстве и взаимосвязи. Такая двусторонность единого учебного процесса характерна для всех школьных предметов. Вместе с тем своеобразие содержания, целей и задач предмета трудовое обучение (техники, технологии) влияет на особенности организации его изучения.

    Методика трудового обучения исследует эти своеобразия, на основе их выясняет закономерности процесса обучения технике, труду и технологиям, формулирует практические правила преподавания каждого раздела (блока, модуля) учащимся разных возрастных групп. В этом состоит общая задача методики трудового обучения и технологического образования. Она опирается как на деятельностный, так и на личностный подход в обучении и воспитания. Суть такого подхода в обобщенном виде заключается в рассмотрении совместной деятельности учителя и учащихся в трудовом обучении как процесса активного воздействия на личность учащегося как на категорию целостную. При этом такое воздействие не отказывает, а даже усиливает, существенно затрагивает структуру личности учащегося, все её подструктуры, разнообразные её компоненты, оттенки, черты.

    Важная отличительность особенность общей задачи методики трудового обучения – методическая и методологическая подготовка учителя к умению профессионально "компоновать" у учащихся готовность к труду в сфере материального производства, обслуживания и других видах деятельности. Готовность к труду как объект науки, согласно определению А.И. Кочетова, характеризуется сутью – "возможностью и способностями человека создавать духовные и материальные ценности".

    Суть как категория научная включает в себя обязательное наличие системы внутри объекта обучения и воспитания при сохранении устойчивых связей между элементами этой системы.

    Системный подход в методике трудового обучения предусматривает:

    - научный анализ основ современного производства, народных ремёсел, соответствующих школьному возрасту технологий в целях выделения и отбора содержания обучения (отдельных блоков, модулей) для следующего целостного структурного моделирования учебно-воспитательного процесса;

    - построение, компоновку целостной системы обучения и воспитания;

    - педагогическое управление смоделированными компонентами системы трудового обучения школьников в процессе реального функционирования этих компонентов;

    - исследование взаимосвязанных явлений, закономерностей построенной системы, использование полученной информации, как в целом, так и во взаимодействия с другими системами в целях постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений;

    - научное прогнозирование дальнейшего развития трудовой подготовки школьников, их технологического образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.007 с.)