Лекция 1.7. Методы трудового обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1.7. Методы трудового обучения



 

Вопросы:

1. Словесные методы.

2. Наглядные методы.

3. Практические методы.

 

Словесные методы

 

    Обучение – это двусторонний взаимосвязанный процесс: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учеников). В этом процессе ведущим является учитель, поэтому способы его деятельности определяют способы и деятельность учеников. Таким образом, методы трудового обучения – это способы совместной работы учителя и учеников, посредством которых достигается усвоение последними технико-технологических знаний, трудовых умений и навыков, развитие самостоятельности и творческой активности, формирование качеств личности и политехнического кругозора.

    Методы трудового обучения могут состоять из отдельных более мелких элементов, которые называют приёмами обучения. Например, метод показа трудового действия может включать следующие приёмы: показ действия в нормальном рабочем темпе, показ в замедленном темпе, показ с разделением действия на отдельные элементарные движения и др. Иногда одинаковые (похожие) приёмы могут входить в состав разных методов обучения. Например, приём записи учениками новых теоретических сведений, понятий может использоваться при изложении учителям нового материала, при самостоятельной работе с учебными пособиями, при выполнении лабораторных и практических работ и т.д.

    Одни и те же приёмы и методы обучения могут использоваться в различных сочетаниях, даже меняться местами, когда приём становится методам, а метод – приёмом. Если изучение каких-нибудь технических устройств осуществляется путем наблюдения, рассмотрения объектов, которые показывает учитель, то здесь демонстрация выступает методом обучения, а отдельные словесные пояснения, которые он делает, можно условно считать приёмами обучения.

    Эффективность трудовой подготовки учеников зависит от правильности выбора учителем методов и приёмов обучения. Для точного выбора необходимо знать их виды, особенности и возможности, подобные и отличающие признаки. Знание всего этого позволяет разделить их на отдельные группы, то есть, провести классификацию.

    По источнику получения знаний, умений и навыков методы трудового обучения разделяют на:

    - словесные (объяснение, рассказ, лекция, беседа, работа с учебником и др.),

    источник – слово учителя, или печатное слово;

    - наглядные (наблюдения, демонстрации, показ объектов труда, явлений, процессов или их изображений, приёмов работы и др.),

    источник – наглядное средство, образ;

    - практические (упражнения, решение задач, выполнение трудовых заданий и др.),

    источник – самостоятельная работа учеников.

    Такая классификация позволяет выбирать методы обучения в зависимости от наличия источников знаний, умений и навыков.

    К основным методам формирования и закрепления технико-технологических знаний относятся: объяснение, рассказ, лекция, беседа, лабораторные и практические работы, работа с учебником и др.

    Объяснение – это аргументированное, доказательное, словесное изложение материала. Оно может использоваться на всех этапах урока и характеризуется краткостью, логичностью, последовательностью, научностью, доступностью языка и примеров. Объяснение может сопровождаться введением новых понятий и терминов, показом действий, приёмов работы с инструментами и приспособлениями. Основные моменты его содержания ученики могут записывать в свои рабочие тетради.

    Рассказ – повествовательное устное изложение материала. Используется при описании трудового процесса, технологии получения и обработки разных материалов и других вопросов. Метод рассказа, например, используется на вводных занятиях (рассказ о роли труда, об учебных задачах на занятиях в школьных мастерских, о требованиях к инструментам, оснащению и т.д.).

    Лекция – это, как и рассказ, метод устного изложения, который используется при сообщении ученикам широких технических сведений за сравнительно короткий промежуток времени. Школьная лекция обычно применяется на занятиях по трудовому обучению в старших классах. Она часто содержит рассмотрение разных фактов, их объяснение, обобщение и выводы по важным теоретическим вопросам и может сопровождаться разными видами демонстраций.

    К объяснению, рассказу, лекции, как методам обучения, предъявляются следующие требования:

    - точность и научность содержания;

    - логическая последовательность изложения;

    - выразительность и доказательность;

    - эмоциональность изложения;

    - доступность для понимания учениками и др.

    Изложение (преподавание) нового материала учителем может осуществляться двумя путями: индуктивным – от частного к общему (например, принцип действия клина лежит в основе работы всех режущих инструментов) и дедуктивным – от общего к частному (например, принцип действия двигателей внутреннего сгорания общий, но конструкции их бывают разными; при формировании графических знаний сначала рассматривают центральное проецирование, а затем переходят к параллельному, прямоугольному). Последний путь изложения чаще используется на занятиях в старших классах.

    Беседа – это метод обучения, который строится на вопросах и ответах. Она используется практически на всех типах и этапах уроков при опросе, объяснении нового материала, его закреплении, в процессе самостоятельной практической работы, при подведении итогов работы и др. К беседе предъявляются следующие основные требования:

    - продуманность системы вопросов,

    - логичная последовательность постановки вопросов,

    - опора на ранее полученные знания и практический опыт и др. Беседа по своему содержанию может быть обычной (например, вспомнить пройденный материал, привести примеры и т.д.) и эвристической, то есть, подведение учеников системой последовательных вопросов к получению самостоятельных выводов, формулировок и др.). Как метод обучения, беседа требует большего времени на её подготовку и проведение, чем иные методы.

    В беседе всегда учебный материал усваивается более осознанно и прочно, лучше развивается самостоятельность учеников. Беседа часто сопровождается показом и демонстрациями разных наглядных пособий. В ходе её можно использовать проблемный подход к изложению нового материала, создавать разные проблемные ситуации.

 

Наглядные методы

 

    Следующую группу методов составляют наглядные методы или методы демонстрации. Демонстрация – важное средство реализации дидактического принципа наглядности в трудовом обучении. Это показ школьникам объектов, что изучаются, процессов, трудовых приёмов или их изображений. В ходе демонстрации ученики имеют возможность воспринимать технические объекты и процессы в натуральном виде или в виде моделей, макетов, условных обозначений.

    Учебные демонстрации по своему характеру могут быть двух видов: статические и динамические. В первом случае – это демонстрация неподвижных моделей и других объектов, во втором – действующих, подвижных. В целом демонстрации содействуют созданию чувственной основы знаний, которые приобретаются, при этом у учеников формируются правильные представления о процессах или объектах техники. Демонстрации обычно сопровождаются словесными объяснениями, рассказом или беседой. В качества объектов демонстрации чаще всего выступают инструменты, станки, приборы, технологические процессы, трудовые действия.

    На занятиях в школьных учебных мастерских демонстрации – это не только средства наглядности, но и источники знаний, объекты изучения. Например, очень тяжело или почти невозможно изучать устройство рубанка, тисков, станка без их осмотра. Ученики только тогда смогут правильно работать, когда учитель не только расскажет про тот или другой технический объект, но и покажет, как им пользоваться.

    В процессе трудового обучения используются разные виды демонстраций, которые можно разделить на четыре группы:

    - демонстрация натуральных объектов и процессов;

    - демонстрация наглядных пособий и графических изображений (чертежей, эскизов, технологических карт, схем, диаграмм, графиков и др.);

    - демонстрация кино- и видеофильмов;

    - демонстрация приёмов работы.

    Очень часто на занятиях учитель демонстрирует натуральные объекты (образцы материалов, изделий, инструментов, механизмов и т.д.) и разные виды технологических процессов. Отдельные из них могут быть показаны во время производственных экскурсий (например, прокатка и волочение металлов, промышленные способы обработки разных материалов).

    Объекты, которые изучаются, могут демонстрироваться как с рабочего места учителя (например, инструменты), так и с места их установки (например, станки, стенды), а также непосредственно на местах работы учеников (например, образцы древесины, пиломатериалов).

    К демонстрации натуральных объектов и процессов предъявляются следующие требования:

    - точное отображение поставленной учебной цели (например, при опиливании демонстрируются напильники, при строгании – рубанки и т.д.);

    - доступность для понимания (соответствие уровню трудовой и общеобразовательной подготовки, возрасту учеников);

    - типичность и соответствие современному развитию техники и технологии (например, при обучении строганию нужно демонстрировать, прежде всего, шерхебель, рубанок, а не зензубель и др.);

    - техническая исправность и эстетичность (например, ручки инструментов должны прочно удерживаться на хвостовиках, у них должен быть красивый внешний вид, а сами они – иметь правильную форму и размеры);

    - хорошая видимость с каждого учебного места.

    Со своего рабочего места учитель показывает хорошо видимые крупногабаритные натуральные объекты или объекты, количество которых ограничено. Когда отдельные мелкие предметы (изделия) тяжело рассмотреть издали, или ученикам необходимо ближе и внимательно ознакомиться с ними, то учитель использует приём, который называется работой с раздаточным материалом. Этот материал должен храниться и размещаться в коробках, пеналах, пакетах, на укладках и др.

    Довольно часто показ объектов учитель сочетает с организацией работы учеников с раздаточным материалом. Так, он демонстрирует разные виды напильников, модели автомобилей, а ученики рассматривают их на своих учебных местах.

    Для усиления зрительного восприятия при демонстрациях можно применять следующие приёмы: окраску отдельных частей объектов, их разрезы, прозрачные крышки и др. Если демонстрации натуральных объектов недостаточно наглядны, не совсем безопасные или крупногабаритные, то применяются их модели, макеты, изображения на слайдах, в кинофильмах, диафильмах и т.д.

    Модель – это уменьшенная или увеличенная копия (модель машины, самолёта). Нередко в ней в реальном или изменённом масштабе происходят процессы (явления) или часть их, соответствующие натуральному объекту. Модель часто бывает динамичной (например, модель передачи, механизма преобразования движения, электрического двигателя и т.д.).

    Макет – это обычно статическое сходство, масштабная копия натурального объекта. Модели и макеты служат для объяснения устройства, формы деталей и узлов, инструментов, приборов, механизмов, частей машин. Они дополняют или вообще заменяют демонстрации натуральных объектов. Модели и макеты используются и в тех случаях, когда показ натуральных объектов невозможен (или нецелесообразен) из-за их малых или больших размеров. Например, при изучении устройства токарных резцов применяют их увеличенные копии (макеты) с окрашенными в разные цвета поверхностями. Для наказа общего вида и устройства прокатного стана лучше взять его модель или макет уменьшенных размеров. Их изготавливают обычно из лёгких материалов, и они могут быть (для удобства использования) разборными.

    Демонстрировать натуральные объекты нужно так, чтобы ученики всё хорошо видели. Необходимо обращать внимание на самое важное, самое существенное, а не на второстепенные детали.

    На занятиях в мастерских, кабинете, классе также широко применяются демонстрации наглядных пособий и разных графических отображений (плакаты, технические рисунки, эскизы, чертежи, технологические карты и т.д.). Всё это готовится заранее или выполняется учителям на доске в ходе урока. Демонстрация их сопровождается объяснением, рассказом или беседой.

    Очень часто учитель применяет плакаты. Они могут вывешиваться не только на период объяснения, но и находиться перед глазами учеников более длительное время. По назначению плакаты можно условно разделить на три группы: иллюстрации, инструкции, их сочетание.

    Иллюстрация – это красивое изображение предмета, выполненное в определенном масштабе (увеличено, в натуральную величину, или уменьшено). Чаще всего иллюстрации содержат то, чего нет в мастерских либо они дают ученикам более наглядное представление о предметах или явлениях. Например, процесс снятия стружки проще объяснить на схеме (рисунке), чем на натуральном объекте.

    В качества инструкций на занятиях применяются плакаты и таблицы, на которых показываются приёмы выполнения разных операций и трудовых действий. К инструкциям можно отнести и таблицы с разными предупредительными и запрещающими надписями, инструкции по правилам безопасной работы и др.

    Одни и те же плакаты могут быть как иллюстрациями, так и инструкциями. Например, плакаты с изображением приёмов строгания при их объяснении являются иллюстрациями, а при непосредственном выполнении работ – это уже инструкции.

    Для показа эскизов, чертежей, рисунков и разных других изображений могут применяться технические средства обучения (киноаппараты, графопроекторы, эпидиаскопы, телевизоры и др.). Например, посредством эпидиаскопа показываются непрозрачные рисунки в увеличенном масштабе, посредством графопроектора – рисунки, схемы, чертежи, выполненные на прозрачном материале. Кодопроекция позволяет учителю строить изображения непосредственно в ходе изложения материала.

    По-прежнему важным средством наглядности при объяснении нового материала являются рисунки и иные графические изображения, сделанные учителям на доске. Главное их преимущество – последовательное выполнение на глазах у учеников. Поэтому не всегда готовые плакаты могут заменить рисунок на доске.

    Учитель выполняет также на доске эскизы и чертежи. Все они должны соответствовать требованиям стандартов. Техническая документация, которая применяется на уроках, должна постепенно усложнятся по характеру, а по содержанию – приближаться к производственной.

    Очень важным средствам повышения эффективности применения наглядности на уроках является демонстрация кинофильмов (видеофильмов). Посредством кино показываются такие процессы или явления, которые нельзя или сложно объяснить на плакатах.

    Еще больший учебный эффект даёт применение в кино мультипликации. Она позволяет показать внутренние или закрытые процессы, а также явления, которые внешне мало отличаются. Например, так удобнее демонстрировать движение электронов, рост растений, рабочий процесс в камере двигателя внутреннего сгорания и др.

    На занятиях рекомендуется применять короткометражные фильмы или отдельные их фрагменты. Метод демонстрации кинофильма должен сочетаться с иными методами обучения (объяснением, рассказом, беседой и др.), что повышает эффективность обучения.

    К демонстрациям кинофильмов предъявляются следующие требования:

    - соответствие уровню подготовки учеников, чтобы не возникало ненужных вопросов;

    - соответствие теме и учебно-воспитательным целям урока, рациональному использованию учебного времени;

    - отсутствие второстепенных деталей, чрезмерной музыки, предметов второго плана и др.;

    - кратковременность;

    - сочетание со словом учителя.

    Последнее требование реализуется на основе применения объяснения перед, после или во время демонстрации кинофильма. Предварительное объяснение позволяет создать у учеников установку на восприятие нового сложного материала. Объяснение (или беседа) после демонстрации применяется, когда в описательном плане рассматриваются вопросы устройства машин, агрегатов, разных конструкций, чтобы создать у учеников представление об этих объектах, а затем ссылаться на него при изучении нового материала. Синхронное объяснение (или комментарий) в время демонстрации кинофильма необходимо в том случае, если дикторский текст не соответствует составу слушателей (учеников), уровню их подготовки или когда фильм вообще не озвучен.

    Кроме демонстрации кинофильмов учитель может использовать на уроке показ разных диафильмов и диапозитивов. Их перечень иногда может быть указан в учебной программе.

    При подготовке к занятиям учитель подбирает кинофильмы (диафильмы) с учётом всех требований, сначала сам всё просматривает и определяет, когда и как их лучше использовать. Он должен продумать содержание своего объяснения к кинофильму, подготовить вопросы для беседы с учениками, задания и т.д. Благодаря этому, просмотр фильма становится более целенаправленным, обеспечивается организованность и дисциплина учеников на занятиях, повышается их активность.

    На уроках важную роль играет демонстрация учителям приёмов работы (операций, действий) с инструментами, механизмами, машинами. Этот показ должен сопровождаться объяснениями и применением разных наглядных пособий. Ученикам необходимо зрительно воспринять образ действия, созданный учителям, а затем его повторить или, иначе говоря, скопировать действия учителя.

    Чтобы показ учителя содействовал быстрому и эффективному формированию у учеников умений и навыков, он должен соответствовать многочисленным требованиям. Во-первых, он должен быть квалифицированным, образцовым. Учителю необходимо очень хорошо знать теоретический материал, уметь донести его до учеников, в совершенстве владеть приёмами работы, уметь методически правильно продемонстрировать их. Поэтому перед уроком необходимо старательно самому отработать, повторить всё приёмы, которые будут показываться ученикам, продумать методику ознакомления с ними.

    Во-вторых, показ должен обеспечивать осмысленное восприятие учениками образа действия. Это достигается объяснением их содержанию и цели. Учитель должен обратить внимание на самые главные, самые существенные стороны действий, обосновать целесообразность именно их, а не других. Например, необходимо объяснить ученикам, почему угол наклона зубила при рубке в тисках должен быть равным 30–35°.

    В-третьих, показ должен обеспечивать активное восприятие образа действия. Это осуществляется сочетанием показа с объяснением или беседой, а при возможности – и с применением зрительных, слуховых, тактильных и других раздражителей.

    В-четвёртых, показ во всех его деталях должен быть хорошо видимым каждому ученику. Это обеспечивается продуманным размещением их относительно образца, который показывается. Ученики могут сидеть на своих местах, подходить к станкам, машинам, материалам, к учителю, а учитель к ним. Здесь возможны разные варианты.

    При демонстрации трудовых действий обычно применяются следующие приёмы:

    - целостный показ в рабочем темпе;

    - показ в замедленном темпе;

    - показ с разделением на отдельные элементы.

    Последнее может быть как в рабочем, так и в замедленном темпе. Этот приём чаще всего применяется при показе особенно сложных действий.

    Показ всегда должен сопровождаться объяснением особенностей и целей каждого движения учителем. После усвоения образцов действий ученики начинают самостоятельно выполнять необходимые рабочие операции.

 

Практические методы

 

    При выполнении практических работ ученики применяют приобретённые технико-технологические знания для эффективного формирования умений и навыков.

    Умение – это способность человека успешно исполнять действие, какое приобретено на основе знаний и элементарных навыков. Знания являются теоретической основой любого действия. Благодаря знаниям, становятся понятными отдельные этапы действия и их последовательность. При освоении учениками конкретного действия важную роль отыгрывает элементарный личный опыт и восприятие ими чужого опыта. Затем во время упражнений этот чужой опыт постепенно становится личным, и в итоге у учеников формируются трудовые умения. Их уровень с течением времени постепенно повышается.

    Навык – автоматизированный компонент деятельности, выработанный на основе знаний в процессе упражнений. Это автоматизированные элементы умения, которые, благодаря тренировке, приобрели скорость и точность выполнения.

    Формирование трудовых умений и навыков осуществляется в тесной связи с обогащением учеников знаниями и опирается на них. Эти процессы протекают в диалектическом единстве, но формирование умений и навыков происходит труднее, чем приобретение знаний. На процесс формирования новых умений и навыков значительное влияние оказывают также раньше усвоенные трудовые действия, которые могут ускорять или замедлять его.

    Наиболее важными методами при формировании умений и навыков являются инструктажи и упражнения. Инструктаж – это сочетание методов руководства самостоятельной работой учеников или объяснение и показ способов выполнения трудовых действий, направленных на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку отклонений от них. По способу проведения инструктаж может быть устным или письменным (на основе применения инструкционных карт).

    Устный инструктаж по времени проведения бывает трёх видов: вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж проводится перед началом разных самостоятельных практических работ. В его задачу входит ознакомление учеников с целями, содержанием, характером, организацией и приёмами будущей работы, с порядком и способами осуществления самоконтроля за своими действиями.

    При проведении вводного инструктажа ученикам объясняются и показываются трудовые приёмы, операции и процессы, указывается на возможные ошибки и пути их предупреждения, на способы проверки своих действий, объясняются безопасные приёмы работы, организация учебного места и т.д. Вводный инструктаж содействует правильному формированию умений и навыков, воспитанию аккуратности и бережливости, достижению точности в работе.

    Для сознательного усвоения учениками правильных трудовых приёмов все рекомендации должны быть научно обоснованными, а суть всех основных действий разъяснена.

    Содержание вводного инструктажа перед изготовлением объектов труда включает в себя следующие моменты:

    - ознакомление учеников с названием, целью и задачами будущей работы;

    - повторение пройденного материала, если это необходимо для выполнения данной работы (краткий опрос или беседа);

    - показ образцов или стандартов будущих изделий;

    - ознакомление с технической документацией (чертежами, технологическими картами и т.д.);

    - ознакомление с техническими требованиями;

    - выдача указаний по подготовке к работе, по организации учебного места, по выполнению правил техники безопасности;

    - объяснение и показ приёмов и способов выполнения работы;

    - предупреждение о возможных ошибках;

    - объяснение и показ способов самоконтроля;

    - выполнение пробных упражнений отдельными учениками.

    После вводного инструктажа начинается пробное выполнение трудовых действий всеми учениками, проводятся упражнения по выработке рабочей позы, хватки инструментов и координации рабочих движений. При пробном выполнении трудовых действий учениками в них вырабатываются начальные умения. Постепенно пробное выполнение действий переходит в рабочие упражнения. В процессе их учитель проводит текущий инструктаж.

    Текущий инструктаж служит для корректировки действий учеников в ходе выполнения практических работ. Он может быть групповым или индивидуальным.

    При текущем инструктаже не надо чрезмерно опекать учеников, следует побуждать их к самостоятельному контролю при выполнении работы, к выявлению ошибок и их исправлению. Успешность формирования трудовых умений и навыков зависит от количества повторов в действиях, от организации упражнений.

    Упражнение – это целенаправленное повторение определенных действий для формирования и совершенствования умений и навыков, закрепления знаний. По характеру все упражнения можно условно разделить на два вида: двигательные и умственные. Первые применяются главным образом при формировании умений и навыков по выполнению технологических приёмов и операций. Они направлены, в первую очередь, на закрепление рабочей позы, на отработку правильных движений рук, на овладение способами самоконтроля и предупреждение ошибок.

    По назначению двигательные упражнения разделяются на тренировочные, учебно-производственные, рабочие и специальные. Тренировочные упражнения применяются в основном при первоначальном формировании умений и навыков, при выполнении отдельных движений, приёмов или несложных операций. Например, снятие пробной стружки; пуск и остановка станка; установка резца в резцедержатель; настройка станка на заданный режим обработки и др. Особенность тренировочных упражнений – их многократное повторение.

    Учебно-производственные упражнения применяются тогда, когда ученики усваивают умения и навыки выполнения технологических операций в полном объёме. Например, освоение процесса обработки цилиндрических или конических поверхностей; опиливание плоских поверхностей; вырубание заготовок.

    Рабочие упражнения чаще всего применяются при изготовлении конкретных объектов труда.

    Специальные упражнения служат для развития умений и навыков, которые отображают специфику отдельных трудовых действий. Например, обработка фасонных поверхностей на токарном станке при ручной подаче резца. В этом случае нужны специальные упражнения на координацию движений обеих рук. Для отработки нужных умений и навыков полезно использовать разные тренажёры. Например, вместо резца в резцедержателе закрепляется карандаш, которым чертятся на планшете линии разной формы. Тренажёры помогают ученикам воспринимать отклонения в своих трудовых действиях от задаваемых параметров (силовых, скоростных, пространственных и др.). Таким образом, создаются благоприятные условия для самоконтроля. Применение тренажёров ускоряет процесс обучения разным операциям.

    Тренажёры необходимо применять на начальных этапах обучения и для проведения периодического самоконтроля. Длительное применение тренажёров задерживает формирование у учеников других видов самоконтроля при помощи двигательного анализатора (кинестетических ощущений).

    Все двигательные упражнения могут быть организованы фронтально, индивидуально или звеньями. Это зависит от конкретных условий учебного процесса, наличия инструментов, материалов и т.д.

    К умственным упражнениям относится решение технико-технологических задач, работа с раздаточным материалом, составление технологических карт и др. Эти упражнения чаще всего применяются при формировании технико-технологических знаний, обучении приёмам работы с приборами, механизмами, машинами. Упражнения по изучению техники сопровождаются не только умственными, но и практическими действиями учеников, что позволяет развивать у них техническое мышление, расширять технический кругозор, готовить к производительному труду.

    К упражнениям как методам обучения предъявляются следующие требования:

    - целенаправленность;

    - возрастание сложности; вначале должны использоваться более простые по выполнению действия, а затем – более сложные (например, лучше начинать с упражнений по овладению операциями правки и гибки металла, а затем уже – рубки его; при выполнении этих операций движения, которые осуществляются молотком, похожие, но при рубке надо следить не только за ударами, но и за качеством поверхности, которая получается);

    - использование самоконтроля (зрительного, слухового, посредством тренажёров и т.д.);

    - осознанность деятельности (при формировании умений и навыков большую роль отыгрывает осознанность, понимание смысла деятельности, определенного образа действия; практика показывает, что попытка "научить мышцы" без участия сознания – на основе моторно-тренировочной системы – не приводит к успеху);

    - посильность и доступность;

    - систематичность (постоянный подбор упражнений, размещение их в определённой последовательности, регулярная повторяемость и т.д.).

    Достаточно эффективным методом самостоятельной работы учеников является работа их с учебником, справочниками, научно-популярной и другой литературой. В книжках обычно содержатся теоретические сведения, инструкционный и справочный материал. Нужно только научить учеников умело и рационально применять все эти материалы. Организовывать работу учеников с литературой можно только при её наличии. Потому необходимо, чтобы ученики приносили на занятия свои учебники, а также создать небольшой уголок с набором определённого количества разной литературы по предмету.

    Работу с литературой лучше применять при выполнении учениками упражнений по ознакомлению с характеристиками материалов; проведении технико-технологических расчётов; выборе материалов, деталей, инструментов и приспособлений; рассмотрении рисунков и схем, при изучении нового материала; чтении и составлении схем и эскизов, чертежей на основании стандартов; повторении пройденного материала, перед выполнением лабораторных и практических работ; при изучении технологических карт и др.

    Лабораторные работы условно относят к методам формирования и закрепления технико-технологических знаний, но их можно также рассматривать и как методы самостоятельной работы учеников. Они проводятся для практического ознакомления их со свойствами материалов, устройством инструментов, оснащения мастерских и т.д. Формы организации выполнения лабораторных работ могут быть разными: фронтально или по графику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.059 с.)