Средства новых информационных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства новых информационных технологий



 

Актуальными среди современных средств обучения являются электронные учебники и образовательные веб-сайты. Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми свойствами бумажных изданий, имеют ряд преимуществ:

- компактность хранения в памяти компьютера или на электронных носителях информации;

- гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость;

- возможность оперативного внесения изменений и дополнений;

- удобство пересылки по электронной почте.

Электронный учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты и др. Они вариативны в исполнении, когда используется удобный для чтения цвет фона и текста; размер шрифта и др. Материал из электронного учебника учитель может дополнить, исправить, отослать ученику по электронной почте, записать на компакт-диск или поместить на образовательный веб-сайт для одновременного доступа к ней учеников. Электронный учебник обеспечивает режим самообучения и возможность самоконтроля.

С помощью машинного переводчика электронный учебник может быстро перевести учебный материал на другой язык. Учитель и ученик могут добавлять в учебник свои комментарии, ссылки, ставить вопросы, а цитаты из электронного учебника применять в собственных работах.

Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную программу обучения их техническому труду. Однако это должно строиться таким образом, чтобы сохранялась логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов.

Учащиеся смогут самостоятельно пополнять свой электронный учебник творческими работами, при необходимости открывая их для общего доступа, например на веб-сайте. Публикация в электронном учебнике создаваемых или отбираемых учащимися материалов, а также размещение их на доступном для других людей веб-сайте, существенно повышает их ответственность за качество своей информации.

Электронный учебник предоставляет большие возможности для личностной творческой работы. Учитель и ученики могут участвовать в разработке собственного электронного учебника, в добавлении к нему материалов или заданий без существенных затрат на переиздание. В учебниках на бумажных носителях такая возможность не предусмотрена, конструирование школьниками личностного содержания технологического образования затруднено.

Структура электронного учебника обычно выбирается блочная. Это означает, что отдельные электронные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в процессе обучения учащихся техническому труду. Замена электронных блоков не сопряжена с существенными затратами по переизданию. Единственная проблема, возникающая при видоизменении электронного учебника, это проблема авторских прав. Решать её необходимо юридическим путём с помощью составления соответствующего договора между авторами учебника и его последующими пользователями-доработчиками, путем разработки специальной инструкции или официального постановления о действиях пользователей с электронными изданиями.

Один и тот же электронный учебник будет иметь различные версии для учителя и учеников. С точки зрения учителя, электронный учебник по определенному предмету постоянно дополняется новыми текстами учеников и специалистов в виде дополнительных приложений. С годами учебник увеличивается в объеме для всех последующих учеников в количестве своих приложений, связанных между собой гиперссылками. Через некоторое время отдельные его части и приложения перерабатываются.

Для ученика его учебник дополняется личными работами, работами его одноклассников и текстами первоисточников, которые он выбирает для себя. Такой учебник остается в архиве ученика и сопровождает его личностно ориентированное технологическое образование на протяжении всех лет обучения техническому труду. В результате у каждого школьника создается личная образовательная библиотека, хранящаяся на электронных носителях.

Таким образом, электронные учебники, которые разрабатываются для использования в процессе обучения учащихся техническому труду, позволят учителю:

- индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

- обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;

- сократить время теоретического обучения и увеличить время на выполнение графических, лабораторных и практических работ;

- демонстрировать визуальную учебную информацию;

- моделировать и имитировать процессы и явления;

- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

- формировать умение принимать оптимальные решения;

- повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;

- передать культуру познания и др.

Образовательный веб-сайт учебного заведения в сети Интернет – новое средство обучения техническому труду, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке. В связи с развитием информационных технологий количество и роль образовательных веб-сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного веб-сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Уникальность веб-сайтов делает их универсальным средством для решения многих образовательных задач: предоставление информации для учеников, учителей и школ, желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, интерактивные формы коммуникации – форумы, конференции и др.

Основой разработки образовательного веб-сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например информационные технологии. Школьный сайт должен решать не отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы.

Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определяют базовую основу сайта и находят свое отражение на его титульной странице.

Имеются два значимых аспекта разрабатываемого школьного сайта: внешний и внутренний. Во-первых, школа организует деятельность своих учеников и педагогов в открытом информационном пространстве, и поэтому она должна быть интересна для внешних посетителей, которых привлекают не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера, во-вторых, школьный сайт может стать полезным инструментом для более качественного и эффективного решения традиционных внутренних задач учебного заведения: проведения Интернет-занятий, семинаров и конференций; организации дистанционных педсоветов и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.

Главные принципы конструирования образовательного веб-сайта – его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей – участников процессов, организуемых школой с помощью сайта.

К образовательному сайту и к связанным с ним технологиям применимы универсальные критерии, справедливые для любых сайтов: технические, эстетические, эргономические, психологические, информационные и др. В то же время сфера образовательной деятельности накладывает специфические требования к конструированию школьных сайтов, и учебно-методическая составляющая является в данном случае главной.

Таким образом, учебно-методические функции средств обучения техническому труду, можно охарактеризовать: информативностью (передача необходимой для обучения информации); интегративностъю (рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом); экономичностью (облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников); оптимальностью (рациональное и безопасное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога).

Вместе с тем, социально-экономическое и научно-техническое развитие современного общества требуют не только систематического обновления фонда средств обучения техническому труду, но и их влияния на корректировку целей и содержания образования, разработку новых форм и методов обучения. Особенно ярко данная тенденция наблюдается в процессе расширения ресурсов сети Интернет и электронных средств коммуникаций, обуславливающих развитие дистанционного и Интернет-образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.011 с.)