Формирование уверенного и спокойного стиля воспитания достигается путем повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование уверенного и спокойного стиля воспитания достигается путем повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей.



Содержание работы по повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей включает:

§ Знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития здорового ребенка. В этих целях проводятся лекции и беседы, рекомендуется раз личная литература по данным вопросам (см. Приложение). Большое внимание специалисты уделяют объяснению роли и форм общения с ребенком на том или ином возрастном этапе, значению ситуативноде лового общения, приводящего к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной и игровой деятельности детей (к переходу от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Родители знакомятся с такими понятиями, как «ведущая деятельность», «зоныактуального и ближайшего развития» и др.

§ Объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье. Для каждого малыша совместно с родителями составляется режим дня, в котором отводится время сну, принятию пищи, занятиям, игре, прогулкам и т. д. Говорится о необходимости выработки единых требований к ребенку.

Обучение родителей приемам формирования навыков самообслуживания и опрятности в определенные возрастные периоды.

§ Знакомство родителей с различными видами игрушек и игр (музыкальные, механические, дидактические, народные и др.), их назначением, ролью в жизни ребенка, изготовление игрушек и игр, необходимых для работы с малышом, демонстрация одной и той же игрушки в разных целях (например, корзинки-вкладыши помогают научить ребенка различать цвет («Где такая же?»), размер («Дай самую большую, самую маленькую»), количество («Положи в ведерко много корзинок, одну»), обучение пространственной ориентировке («Спрячь котика под корзинку, в корзинку» и т.д.), действиям по подражанию, образцу («Построй такую же башенку») и т. д.). Объяснение родителям роли игры в развитии ребенка, знакомство с видами игр (дидактические, сюжетные, подвижные, настольные и т.д.) и этапами формирования игровой деятельности (отдельные игровые действия, цепочка игровых действий, сюжетная и сюжетно-ролевая игра).

Педагог-дефектолог, работающий с родителями, для которых характерна тенденция к речевой взаимосвязанности, помимо всего прочего должен научить взрослых создавать ситуацию совместной деятельности с ребенком. Только в совместной деятельности ребенок перенимает опыт, накопленный предыдущими поколениями, овладевает различными способами действия с предметами, что ведет, в свою очередь, к развитию у ребенка познавательного интереса к взрослому, к эмоциональному отношению к людям и предметам, к инициативному поведению, направленному на самовыражение и на получение оценки от окружающих людей, формированию основных предпосылок игры. На этой основе возникает и речевое взаимодействие ребенка со взрослым.

В совместной деятельности близкие взрослые первоначально организуют действия ребенка, а затем контролируют и оценивают формирование этих действий. Таким образом, работая над формированием этого навыка, специалист, во-первых, должен обучить родителей способам передачи общественного опыта, адекватным актуальному уровню развития малыша (совместным действиям, по жесту, по подражанию, по образцу или речевой инструкции), используя совместные и частично-совместные действия.

Родителям объясняется важность и значимость использования предметно-действенных средств при организации общения с ребенком. Необходимым условием является обязательное совместное обыгрывание постройки, рисунка, поделки и т. д. Обучение совместным действиям ведется следующим образом. Взрослый берет кисти малыша, сидящего в позе «ребенок спиной ко взрослому», в свои и все необходимые действия выполняет сам его руками. По мере освоения ребенком действия взрослый захватывает лучезапястный сустав для направления основного движения детской руки и постепенно ослабляет давление на руку. В дальнейшем взрослый держит свою руку сверху навесу, не касаясь руки ребенка, как бы страхуя его. На первых занятиях эти приемы демонстрирует специалист, а затем просит маму сделать также. Если у мамы не получается, педагог становится сзади, берет ее и детские руки в свои и выполняет действие. Частично совместные действия (ребенок начинает — взрослый продолжает или наоборот) выполняются в позе «ребенок спиной к взрослому» и «ребенок напротив взрослого». В работе используются и видеоматериалы.

Задача педагога-дефектолога, работающего с родителями, для которых характерна тенденция к «предполагаемому взаимодействию», включает отработку навыков как у всех названных ранее групп, а также навыка «подключения» к действиям своего ребенка. Вначале мы учим родителей замечать, а затем и повторять действия малыша и звуки, произносимые им, и развивать в нужном направлении: например, малыш, манипулируя пирамидкой, случайно протягивает руку с кольцом в сторону мамы, она подхватывает кольцо и говорит: «На, мама! Коля дал маме колечко. Будем вместе играть» и т. д.

Подгрупповые занятия. На завершающем этапе работы с родителями дефектолог проводит подгрупповые занятия: двое детей и две мамы. Подобные занятия возможны лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях. Родители, воспитывающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулок. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между взрослыми. Бывает, что родители нормально развивающихся детей недовольны тем, что такой малыш играет рядом с их ребенком (недостаток информации о проблемных детях порождает у них страх). Родители малыша с нарушениями психофизического развития боятся конфликтной ситуации между их ребенком и другими детьми и не знают, как предупредить конфликт или выйти из него. Именно на подгрупповых занятиях специалист-дефектолог обучает родителей умению налаживать контакт своего малыша с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой. В проведении подгрупповых занятий желательно активное участие психолога (возможно использование игротерапии и др.)- Формы организации занятий с детьми и их родителями могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самими заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса, результат которого зависит от многих причин и не в последнюю очередь от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Надо доверять родителям, создавать условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушиваться к их мнению, но не идти у них на поводу и быть терпеливыми и корректными, уверенными и последовательными.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.004 с.)