Четвертый тип неадекватной позиции — ребенок и его ограниченные возможности родителями не принимаются. Результатом этого обычно является отказ от ребенка и лишение его права жить в семье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертый тип неадекватной позиции — ребенок и его ограниченные возможности родителями не принимаются. Результатом этого обычно является отказ от ребенка и лишение его права жить в семье.



Также с помощью анкеты удается определить:

§ умеют ли родители наблюдать за своим ребенком;

§ уверены или нет родители в собственных педагогических способностях;

§ занимаются ли поиском помощи в проблемных ситуациях;

Стиль воспитания и умение определять актуальный уровень развития ребенка.

Получив данные целенаправленного наблюдения за игрой матери с ребенком и анкетирования, специалист-дефектолог определяет одну из шести тенденций поведения матери.

Тенденция к «изолированности». Мать и малыш — это два совершенно независимых друг от друга индивида. Родители не создают ситуацию совместной предметно-игровой деятельности; между ними нет эмоциональной привязанности; внимание близких взрослых направлено только на педагога. В разговоре они постоянно возвращаются к одной и той же ситуации. Малыш стремится к контактам с матерью, но сталкиваясь с ее нежеланием учитывать его интересы и откликаться на его потребности, уклоняется от взаимодействия.

Следующая >1 2 3

В качестве иллюстрации приведем пример поведения мамы с дочкой Олей Р.

Мама взяла куклу, дала дочери, а сама подсела к экспериментатору. Вот что она сообщила специалисту:

—Вы знаете, нам пора в детский сад, а то она меня замучила. Мы сюда шли, а по дороге встретилась яма. Я ей говорю: «Обходи ямку, а то упадешь, поломаешь ноги, увезут тебя в больницу, там будут врачи лечить, таблетки давать, операции делать. Никто к тебе не придет, тебе будет очень плохо».

А вот вчера мы пошли гулять. Там лестница. Она полезла, а я ей говорю: «Не лезь, упадешь, будет больно, поломаешь спинку, положат в гипс, а потом, может вообще не встанешь...» и т. д.

Тенденция к «предполагаемой взаимосвязанности». Родители не создают ситуацию совместной деятельности, отмечается «невключение» ребенка в игру, ему отводится роль зрителя. Взрослые предвосхищают действия малыша. Матерями используются ситуативно-деловая и ситуативно-личностная формы общения, преобладает заниженный уровень выбора игрушки, у них недостаточно сформирована потребность в общении с ребенком, они не чувствительны к детскому отношению, неадекватная позиция по отношению к малышу — как к больному, имеющему особенности в развитии и нуждающемуся в опеке, неуверенный стиль воспитания. Интересы ребенка ими не учитываются. Поведение взрослого характеризуется гиперопекой. Играя с ребенком, родители считают, что между ними и малышом существует тесный контакт. На самом же деле они не понимают потребностей ребенка, а он, в свою очередь, по-настоящему не участвует в игре, т. е. сотрудничество мнимое, предполагаемое.

При этом малыши не обращают внимания на действия матери; с предметами, предложенными ею, действуют неадекватно (бросают их, засовывают в рот, стучат об пол и т. д.); у них не сформирована потребность в общении.

Мама Насти М. выбрала для игры пирамидку, поставила ее перед ребенком:

— Посмотри, что это у меня? Это — пирамидка, а у нее есть что? Конечно, колечки. Вот их сколько, они все разные. (Ребенок тянется к пирамидке, мама ставит ее перед девочкой. Девочка пытается как-то играть с пирамидкой, но у нее ничего не получается. Мама смотрит на это и забирает игрушку себе). А как мне снять колечко? А вот как. (Мама, не дожидаясь ответной реакции ребенка, сама снимает колечко). А это как? (Ситуация повторяется). Ребенок снова берет пирамидку, но колечки не снимаются, она начинает тянуть ее в рот, стучать ею по полу, мама берет игрушку себе и повторяет все действие с пирамидкой с самого начала. В это время девочка пытается посмотреть, что еще лежит рядом с ней и до чего можно дотянуться. Мама пытается привлечь ее внимание к пирамидке:

— Видишь, какая замечательная пирамидка. Настя, ну, посмотри на нее...

Девочка в это время что-то пытается взять в рот, подняв с пола. Мама отвлекается от пирамидки, пытается вынуть предмет изо рта, отбирает его. После этого мама не возвращается к пирамидке и выжидательно смотрит на экспериментатора.

Тенденция к «речевой взаимосвязанности». Сотрудничество в предметно-игровой деятельности организовывается родителями только с помощью речи. Выбор игр и игрушек соответствует уровню детского развития, но в то же время взрослые не подходят к детям, чтобы показать способ действия с игрушкой, обращение к ребенку носит директивный характер. Они не используют предметные действия в качестве средств общения с ребенком, у них не сформирована потребность в общении с ним (отсутствуют эмоциональные проявления, предметные действия, направленные на ребенка, и чувствительность к отношению малыша), отмечается неуверенность в своих педагогических способностях.

В ходе игры ребенок часто игнорирует, не замечает навязываемые мамой желательные действия, играя самостоятельно и по-своему. У некоторых детей отмечается эхолаличная речь. Потребность в общении не сформирована. Дети действуют неэмоционально, изредка пользуясь предметно-деловыми средствами общения.

Мама Алеши В. для игры выбрала машину. Не вставая со стула, мама говорила ему (ребенок возил молча, изредка произнося: «Афинка, афинка...»):

— Как машина поедет?.. Ну, как она гудит... Погуди... Что взял?.. Что это?.. А вот там еще есть кубики... Какой кубик?.. Какого цвета?.. А это какой?.. Возьми кубик...

Мальчик временами эхолалично повторял отдельные слова. Наконец мама сказала:

— Вот так у него и дома ничего не получается (она имела в виду, что ребенок не может определить цвет предмета).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.008 с.)