Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Специальные условия обучения и воспитания детей с овз.
№
| Особенность
ребёнка
(диагноз)
| Характерные
особенности
развития детей
| Условия обучения
и воспитания
| 1
| Дети с за-
держкой пси-
х и ч е с к о г о
развития
| 1) снижение работоспо-
собности;
2) повышенная истощае-
мость;
3) неустойчивость вни-
мания;
4) низкий уровень
развития восприятия;
5) недостаточная продук-
тивность произвольной
памяти;
6) отставание в развитии
всех форм мышления;
7) дефекты звукопроиз-
ношения;
8) своеобразное поведе-
ние;
9) бедный словарный
запас;
10) низкий навык само-
контроля;
11) незрелость эмоцио-
нально-волевой сферы;
12) ограниченный запас
общих сведений и пред-
ставлений;
13) низкая техника чте-
ния;
14) трудности формирования навыков счета;
15) трудности при решении разного типа задач.
| 1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным
возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие
общеинтеллектуальной деятельности (умение
осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослы-
ми, оказание педагогом необ-
ходимой помощи ребёнку, с
учётом его индивидуальных
проблем.
4. Индивидуальная
дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у ребёнка
чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
6. Щадящий режим работы,
соблюдение гигиенических и
валеологических требований.
7. Специально подготовленный
в области коррекционной
педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) специалист – учитель,способный создать в классе особую доброжелательную, дове-
рительную атмосферу.
8. Создание у неуспевающего
ученика чувства защищённости
и эмоционального комфорта.
9. Безусловная личная под-
держка ученика учителями
школы.
1о. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной
деятельности.
| 2
| Дети с
умственной
отсталости, в
том числе с
проявления-
ми аутизма
| Характерно недоразви-
тие
1) познавательных инте-
ресов: они меньше
испытывают потребность в познании,
«просто не хотят ничего знать»;
2) недоразвитие (часто
глубокое) всех сторон
психической деятельно-
сти;
3) моторики;
4)уровня мотивированности и потребностей;
5) всех компонентов уст-
ной речи, касающихся
фонетико-фонематичес-
кой и лексико-грам-
матической сторон; воз-
можны все виды речевых
нарушений;
6) мыслительных про-
цессов, мышления – мед-
ленно формируются
обобщающие понятия;
не формируется словес-
но-логическое и аб-
страктное мышление;
медленно развивается
словарный и граммати-
ческий строй речи;
7) всех видов продуктив-
ной деятельности;
8)эмоционально-волевой сферы;
9) восприятии, памяти,
внимания.
| 1. Развитие всех психических
функций и познавательной
деятельности в процессе
воспитания, обучения и коррекция их недостатков.
2. Формирование правильного
поведения.
3. Трудовое обучение и подго-
товка к посильным видам
труда.
4. Бытовая ориентировка и
социальная адаптация как итог
всей работы.
5. Комплексный характер кор-
рекционных мероприятий
(совместная работа психиатра,
если это необходимо, психоло-
га, педагога и родителей).
6. Поддержание спокойной
рабочей и домашней обстанов-
ки (с целью снижения смены
эмоций, тревоги и дискомфор-
та).
7. Использование метода отвле-
чения, позволяющего снизить
интерес к аффективным фор-
мам поведения.
8. Стимулирование произволь-
ной психической активности,
положительных эмоций.
9. Развитие сохранных сторон
психики и преобладающих
интересов, целенаправленной
деятельности.
10. Применение различных
методов, способствующих раз-
витию мелкой моторики и про-
извольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд)
| 3
| Глубоко умственно отсталые деди
|
|
| 4
| Дети с откло-
нениями в
психической
сфере (состо-
ящие на учё-
те у психо-
н е в р о л о г а,
п с и х и а т р а)
| 1) повышенная раздра-
жительность;
2) двигательная растор-
моженность в сочетании
со сниженной
работоспособностью;
3) проявление отклоне-
ний в характере во всех
жизненных ситуациях;
4) социальная дезадапта-
ция
Проявления невропатии:
1) повышенная нервная
чувствительность в виде
склонности к проявлени-
ям аффекта, эмоциональ-
ным расстройствам и беспокойствам;
2)нервная ослабленность
в виде общей
невыносли
вости, быстрой
утомляемости при повышенной
н е р в н о - п с и х и ч е с к о й нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком
свете
| 1. Продолжительность коррек-
ционных занятий с одним уче-
ником или группой не должна
превышать 20 минут.
2. В группу можно объединять
по 3–4 ученика с одинаковыми
пробелами в развитии и усвое-
нии школьной программы или
со сходными затруднениями в
учебной деятельности.
3. Учёт возможностей ребёнка
при организации коррекцион-
ных занятий: задание должно
лежать в зоне умеренной труд-
ности, но быть доступным.
4. Увеличение трудности зада-
ния пропорционально возрас-
тающим возможностям ребён-
ка.
5. Создание ситуации достиже-
ния успеха на индивидуально-
групповом занятии в период,
когда ребёнок ещё не может
получить хорошую оценку на
уроке.
| 5
| Дети с нару-
шением пове-
дения, с эмо-
ц и о н а л ь н о -
в о л е в ы м и
расстройства-
ми, в том числе и дети с расстройствами аутистического спектра.
| 1) наличие отклоняюще-
гося от нормы поведе-
ния;
2) имеющиеся наруше-
ния поведения трудно
исправляются и корри-
гируются;
3) частая смена состоя-
ния, эмоций;
4) слабое развитие волевой сферы;
5) дети особенно нужда-
ются в индивидуальном
подходе со стороны взрослых и внимании коллектива сверстников.
| 1. Осуществление ежедневно-
го, постоянного контроля как
родителей, так и педагогов,
направленного на формирование у детей самостоятельности, дисциплинированности.
2. Терпение со стороны взрос-
лого, сохранение спокойного
тона при общении с ребёнком (не позволять кричать, оскорблять ребёнка, добиваться егодоверия).
3. Взаимосотрудничество
учителя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, не
бояться оставить ребёнка на
второй год в начальной школе,пока он не усвоил пройденное).
4. Укрепление физического и
психического здоровья ребёнка.
5. Развитие общего кругозора
ребёнка (посещать театры,
цирк, выставки, концерты,
путешествовать, выезжать на
природу).
6.Своевременное определение характера
нарушений у ребёнка, поиск
эффективных путей помощи.
7. Чёткое соблюдение режима
дня (правильное чередование периодов труда и отдыха).
8. Ритмичный повтор опреде-
лённых действий, что приво-
дит к закреплению условно-
рефлекторной связи и
формированию желательного стереотипа.
9. Заполнение всего свободного времени
заранее спланированными
мероприятиями (ввиду
отсутствия умений организо-
вывать своё свободное время),планирование дня поминутно.
10. Формирование социально
приемлемых форм поведения и трудовых навыков.
11. Чёткие и короткие инструкции, контроль выполнения заданий (усложнять задания
по ходу коррекционных
мероприятий).
12. Чередование различных
видов деятельности (ввиду
малой привлекательности для таких детей
интеллектуального
труда его необходимо чередовать с трудовой или художественной деятельностью).
13. Общественно значимый
характер деятельности, кото-
рая должна занимать большую часть времени.
Созидательный труд позволяет снизить пристрастие этих детей к разрушению.
14. Объединение детей в группы и коллектив.
| 6
| Дети с нару-
ш е н и е м
опорно-дви-
г а т е л ь н о г о
а п п а р а т а
(способные к
с а м о с т о я -
т е л ь н о м у
п е р е д в и ж е -
нию и само-
о б с л у ж и в а -
нию, с
с о х р а н н ы м
интеллектом)
| У детей с нарушениями
ОДА ведущим является
двигательный дефект
(недоразвитие, наруше-
ние или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих
детей двигательные
расстройства сочетаются
с психическими и рече-
выми нарушениями, поэ-
тому большинство из них
нуждается не только в
лечебной и социальной
помощи, но и в психолого-педагогической и
логопедической коррекции.
Все дети с нарушениями
ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей
трудовой деятельности.
| 1. Коррекционная направлен-
ность всего процесса обучения.
2. Комплексный характер
коррекционно-педагогической работы.
2. Психолого-
педагогическое сопровождение.
3. Посильная трудовая реаби-
литация.
4. Организация работы в рам-
ках ведущей деятельности.
5. Наблюдение за ребёнком в
динамике продолжающегося
психоречевого развития.
6. Тесное взаимодействие с
родителями и всем окружением ребенка.
| 7
| Дети с нарушением речи
| 1) речевое развитие не
соответствует возрасту
говорящего;
2) речевые ошибки не
являются диалектизма-
ми, безграмотностью
речи и выражением
незнания языка;
3) нарушения речи свя-
заны с отклонениями в
функционировании пси-
хофизиологических ме-
ханизмов речи;
4) нарушения речи носят
устойчивый характер,
самостоятельно не исче-
зают, а закрепляются;
5) речевое развитие тре-
бует определённого лого-
педического воздей-
ствия;
6) нарушения речи ока-
зывают отрицательное
влияние на психическое
развитие ребёнка
| 1. Обязательная работа с лого-
педом.
2. Создание и поддержка раз-
вивающего речевого простран-
ства.
3. Соблюдение своевременной
смены труда и отдыха (рассла-
бление речевого аппарата).
4. Пополнение активного и пас-
сивного словарного запаса.
5. Сотрудничество с родителя-
ми ребёнка (контроль за речью
дома, выполнение заданий
логопеда).
6. Корректировка и закрепле-
ние навыков грамматически
правильной речи (упражнения
на составление словосочета-
ний, предложений, коротких
текстов).
7. Формирование адекватного
отношения ребёнка к речевому
нарушению.
8. Стимулирование активности
ребёнка в исправлении рече-
вых ошибок
| 8
| Дети с нару-
ш е н и я м и
зрения (сла-
б о в и д я щ и е
дети)
| 1) основное средство
познания окружающего
мира – осязание, слух,
обоняние
(переживает свой мир в
виде звуков, тонов, рит-
мов, интервалов);
2) развитие психики
имеет свои специфиче-
ские особенности;
3)процесс формирования
движений задержан;
4) затруднена оценка
пространственных при-
знаков (местоположение,
направление, расстоя-
ние, поэтому возникают
трудности ориентировки
в пространстве);
5) тенденция к повышен-
ному развитию памяти
(проявляется субъектив-
но и объективно);
6) своеобразие внимания
(слуховое концентриро-
ванное внимание);
7) обострённое осяза-
ние;
8) особенности эмоцио-
нально-волевой сферы
(чувство малоценности,
неуверенности и слабо-
сти, противоречивость
эмоций, неадекватность
воли);
9) индивидуальные осо-
бенности работоспособности, утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от характера
поражения зрения, лич-
ных особенностей, степе-
ни дефекта), отсюда ограничение возможностизаниматься некоторыми видами деятельности;
10) обеднённость опыта
детей и отсутствие за словом конкретных пред-
ставлений, так как зна-
комство с объектами
внешнего мира лишь
формально-словесное;
11)особенности общения: многие дети не
умеют общаться в диало-
ге, так как они не слуша-
ют собеседника;
12) низкий темп чтения
и письма;
13) быстрый счёт, знание
больших по объёму сти-
хов, умение петь, наход-
чивы в викторинах;
14) страх, вызванный
неизвестным и не познанным в мире зрячих (нуждаются в специальной ориентировке и знакомстве).
| 1. Обеспечение дифференциро-
ванного и специализированно-
го подхода к ребёнку (знание
индивидуальных особенностей
функционирования зритель-
ной системы ученика).
2.Правильная позиция учени-
ка (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой в среднем ряду, при опоре на осязание ислух – за любой партой)
3. Охрана и гигиена зрения.(повышенная общая освещённость (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс); для детей, страдающих светобоязнью, установить светозатемнители, расположить рабочее место, ограничивая попадание прямого света; ограничение времени зрительной работы (непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать
15–20 мин. у слабовидящих
учеников и 10–20 мин. для уче-
ников с глубоким нарушением
зрения); расстояние от глаз
ученика до рабочей поверхно-
сти должно быть не менее
30 см; работать с опорой на осязание или слух.
4. При работе с опорой на зре-
ние записи на доске должны
быть насыщенными и кон-
трастными, буквы крупными,
в некоторых случаях они долж-
ны дублироваться раздаточным
материалом.
5. Создание благоприятного
психологического климата в
коллективе, усиление педаго-
гического руководства поведе-
нием не только ребёнка с нару-
шением зрения, но и всех окру-
жающих людей, включая педа-
гогов разного профиля.
| 9
| Дети с нару-
шением слу-
ха (слабо-
слышащие и
позднооглох-
шие дети)
| 1) нарушение звукопро-
изношения (или отсут-
ствие речи);
2) ребёнок не может самостоятельно учиться говорить;
3) ребёнок старается уйти от речевых контактов или «не понимает» обращённую к нему речь;
4) ребёнок воспринимает
слова собеседника на
слухо-зрительной основе
(следит глазами за дви-
жениями губ говорящего
и «считывает» его речь);
5) возможны отклонения
в психической сфере:
осознание, что ты не
такой как все и как след-
ствие – нарушение пове-
дения, общения, психи-
ческого развития;
6) пассивный и активный
словарный запас по объё-
му совпадает (ребёнок
хорошо понимает лишь
то, о чём он может ска-
зать);
7) характерны наруше-
ния звуко-буквенного
состава слов;
8) трудности в освоении
учебной программы;
9) ребёнок нуждается в
дополнительной коррек-
ционной помощи, под-
борке индивидуального
слухового аппарата
| 1. Стимулирование к общению
и содержательной коммуника-
ции с окружающим миром.
2. Правильная позиция педаго-
га: не поворачиваться спиной к
слабослышащему ученику во
время устных объяснений; ста-
раться контролировать пони-
мание ребёнком заданий и
инструкций до их выполне-
ния;
3. Правильная позиция учени-
ка (поставить ребёнка с нару-
шенным слухом так, чтобы он
мог видеть не только педагога
и доску, но и большинство
детей; посадить за первую
парту сбоку от педагога (спра-
ва от него).
4. Помощь ребёнку в освоении
в коллективе слышащих детей
(постараться подружить его со
сверстниками).
5. Избегание гиперопеки: не
помогать там, где ребёнок
может и должен справиться
сам.
6. Развитие слухового внима-
ния: требовать от ребёнка с
нарушенным слухом, чтобы он
всегда смотрел на говорящего,
умел быстро отыскать говоря-
щего, для этого его необходимо
контролировать, например:
«Повтори, что я сказала»,
«Повтори, о чём рассказала
Оля», «Продолжи, пожалуй-
ста» и т.п.
7. Активное включение ребён-
ка с нарушенным слухом в
работу класса (группы), не
задерживая при этом темп
ведения урока (занятия).
8. Требование от ребёнка повторять вслух задания, предложенные в устной форме, или заданные вопросы.
9. Включение слабослышащего
ребёнка в учебную деятель-
ность непосредственно на
уроке, специально организовы-
вая эту деятельность (в течение
первых лет обучения учитель
должен менять или дополнять
инструкции к упражнениям из
учебника, учитывая возможно-
сти ученика).
| Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
|