Специальные условия обучения и воспитания детей с овз. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные условия обучения и воспитания детей с овз.



 

Особенность ребёнка (диагноз) Характерные особенности развития детей Условия обучения и воспитания
1 Дети с за- держкой пси- х и ч е с к о г о развития 1) снижение работоспо- собности; 2) повышенная истощае- мость; 3) неустойчивость вни- мания; 4) низкий уровень развития восприятия; 5) недостаточная продук- тивность произвольной памяти; 6) отставание в развитии всех форм мышления; 7) дефекты звукопроиз- ношения; 8) своеобразное поведе- ние; 9) бедный словарный запас; 10) низкий навык само- контроля; 11) незрелость эмоцио- нально-волевой сферы; 12) ограниченный запас общих сведений и пред- ставлений; 13) низкая техника чте- ния; 14) трудности формирования навыков счета; 15) трудности при решении разного типа задач. 1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.   2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию). 3. Сотрудничество с взрослы- ми, оказание педагогом необ- ходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем. 4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач. 5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь. 6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований. 7. Специально подготовленный в области коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) специалист – учитель,способный создать в классе особую доброжелательную, дове- рительную атмосферу. 8. Создание у неуспевающего ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта. 9. Безусловная личная под- держка ученика учителями школы. 1о. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной деятельности.
2 Дети с умственной отсталости, в том числе с проявления- ми аутизма Характерно недоразви- тие 1) познавательных инте- ресов: они меньше испытывают потребность в познании, «просто не хотят ничего знать»; 2) недоразвитие (часто глубокое) всех сторон психической деятельно- сти; 3) моторики; 4)уровня мотивированности и потребностей; 5) всех компонентов уст- ной речи, касающихся фонетико-фонематичес- кой и лексико-грам- матической сторон; воз- можны все виды речевых нарушений; 6) мыслительных про- цессов, мышления – мед- ленно формируются обобщающие понятия; не формируется словес- но-логическое и аб- страктное мышление; медленно развивается словарный и граммати- ческий строй речи; 7) всех видов продуктив- ной деятельности; 8)эмоционально-волевой сферы; 9) восприятии, памяти, внимания. 1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков. 2. Формирование правильного поведения. 3. Трудовое обучение и подго- товка к посильным видам труда. 4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация как итог всей работы. 5. Комплексный характер кор- рекционных мероприятий (совместная работа психиатра, если это необходимо, психоло- га, педагога и родителей). 6. Поддержание спокойной рабочей и домашней обстанов- ки (с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфор- та). 7. Использование метода отвле- чения, позволяющего снизить интерес к аффективным фор- мам поведения. 8. Стимулирование произволь- ной психической активности, положительных эмоций. 9. Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности. 10. Применение различных методов, способствующих раз- витию мелкой моторики и про- извольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд)
3 Глубоко умственно отсталые деди    
4 Дети с откло- нениями в психической сфере (состо- ящие на учё- те у психо- н е в р о л о г а, п с и х и а т р а) 1) повышенная раздра- жительность; 2) двигательная растор- моженность в сочетании со сниженной работоспособностью; 3) проявление отклоне- ний в характере во всех жизненных ситуациях; 4) социальная дезадапта- ция Проявления невропатии: 1) повышенная нервная чувствительность в виде склонности к проявлени- ям аффекта, эмоциональ- ным расстройствам и беспокойствам; 2)нервная ослабленность в виде общей невыносли вости, быстрой утомляемости при повышенной н е р в н о - п с и х и ч е с к о й нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете 1. Продолжительность коррек- ционных занятий с одним уче- ником или группой не должна превышать 20 минут. 2. В группу можно объединять по 3–4 ученика с одинаковыми пробелами в развитии и усвое- нии школьной программы или со сходными затруднениями в учебной деятельности. 3. Учёт возможностей ребёнка при организации коррекцион- ных занятий: задание должно лежать в зоне умеренной труд- ности, но быть доступным. 4. Увеличение трудности зада- ния пропорционально возрас- тающим возможностям ребён- ка. 5. Создание ситуации достиже- ния успеха на индивидуально- групповом занятии в период, когда ребёнок ещё не может получить хорошую оценку на уроке.
5 Дети с нару- шением пове- дения, с эмо- ц и о н а л ь н о - в о л е в ы м и расстройства- ми, в том числе и дети с расстройствами аутистического спектра. 1) наличие отклоняюще- гося от нормы поведе- ния; 2) имеющиеся наруше- ния поведения трудно исправляются и корри- гируются; 3) частая смена состоя- ния, эмоций; 4) слабое развитие волевой сферы; 5) дети особенно нужда- ются в индивидуальном подходе со стороны взрослых и внимании коллектива сверстников. 1. Осуществление ежедневно- го, постоянного контроля как родителей, так и педагогов, направленного на формирование у детей самостоятельности, дисциплинированности. 2. Терпение со стороны взрос- лого, сохранение спокойного тона при общении с ребёнком (не позволять кричать, оскорблять ребёнка, добиваться егодоверия). 3. Взаимосотрудничество учителя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, не бояться оставить ребёнка на второй год в начальной школе,пока он не усвоил пройденное). 4. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка. 5. Развитие общего кругозора ребёнка (посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу). 6.Своевременное определение характера нарушений у ребёнка, поиск эффективных путей помощи. 7. Чёткое соблюдение режима дня (правильное чередование периодов труда и отдыха). 8. Ритмичный повтор опреде- лённых действий, что приво- дит к закреплению условно- рефлекторной связи и формированию желательного стереотипа.   9. Заполнение всего свободного времени заранее спланированными мероприятиями (ввиду отсутствия умений организо- вывать своё свободное время),планирование дня поминутно. 10. Формирование социально приемлемых форм поведения и трудовых навыков. 11. Чёткие и короткие инструкции, контроль выполнения заданий (усложнять задания по ходу коррекционных мероприятий). 12. Чередование различных видов деятельности (ввиду малой привлекательности для таких детей интеллектуального труда его необходимо чередовать с трудовой или художественной деятельностью). 13. Общественно значимый характер деятельности, кото- рая должна занимать большую часть времени. Созидательный труд позволяет снизить пристрастие этих детей к разрушению. 14. Объединение детей в группы и коллектив.
6 Дети с нару- ш е н и е м опорно-дви- г а т е л ь н о г о а п п а р а т а (способные к с а м о с т о я - т е л ь н о м у п е р е д в и ж е - нию и само- о б с л у ж и в а - нию, с с о х р а н н ы м интеллектом) У детей с нарушениями ОДА ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, наруше- ние или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и рече- выми нарушениями, поэ- тому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. 1. Коррекционная направлен- ность всего процесса обучения. 2. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. 2. Психолого- педагогическое сопровождение. 3. Посильная трудовая реаби- литация. 4. Организация работы в рам- ках ведущей деятельности. 5. Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося психоречевого развития. 6. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.
7 Дети с нарушением речи 1) речевое развитие не соответствует возрасту говорящего; 2) речевые ошибки не являются диалектизма- ми, безграмотностью речи и выражением незнания языка; 3) нарушения речи свя- заны с отклонениями в функционировании пси- хофизиологических ме- ханизмов речи; 4) нарушения речи носят устойчивый характер, самостоятельно не исче- зают, а закрепляются; 5) речевое развитие тре- бует определённого лого- педического воздей- ствия; 6) нарушения речи ока- зывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка 1. Обязательная работа с лого- педом. 2. Создание и поддержка раз- вивающего речевого простран- ства. 3. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (рассла- бление речевого аппарата). 4. Пополнение активного и пас- сивного словарного запаса. 5. Сотрудничество с родителя- ми ребёнка (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда). 6. Корректировка и закрепле- ние навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочета- ний, предложений, коротких текстов). 7. Формирование адекватного отношения ребёнка к речевому нарушению. 8. Стимулирование активности ребёнка в исправлении рече- вых ошибок
8 Дети с нару- ш е н и я м и зрения (сла- б о в и д я щ и е дети) 1) основное средство познания окружающего мира – осязание, слух, обоняние (переживает свой мир в виде звуков, тонов, рит- мов, интервалов); 2) развитие психики имеет свои специфиче- ские особенности; 3)процесс формирования движений задержан; 4) затруднена оценка пространственных при- знаков (местоположение, направление, расстоя- ние, поэтому возникают трудности ориентировки в пространстве); 5) тенденция к повышен- ному развитию памяти (проявляется субъектив- но и объективно); 6) своеобразие внимания (слуховое концентриро- ванное внимание); 7) обострённое осяза- ние; 8) особенности эмоцио- нально-волевой сферы (чувство малоценности, неуверенности и слабо- сти, противоречивость эмоций, неадекватность воли); 9) индивидуальные осо- бенности работоспособности, утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от характера поражения зрения, лич- ных особенностей, степе- ни дефекта), отсюда ограничение возможностизаниматься некоторыми видами деятельности; 10) обеднённость опыта детей и отсутствие за словом конкретных пред- ставлений, так как зна- комство с объектами внешнего мира лишь формально-словесное; 11)особенности общения: многие дети не умеют общаться в диало- ге, так как они не слуша- ют собеседника; 12) низкий темп чтения и письма; 13) быстрый счёт, знание больших по объёму сти- хов, умение петь, наход- чивы в викторинах; 14) страх, вызванный неизвестным и не познанным в мире зрячих (нуждаются в специальной ориентировке и знакомстве). 1. Обеспечение дифференциро- ванного и специализированно- го подхода к ребёнку (знание индивидуальных особенностей функционирования зритель- ной системы ученика). 2.Правильная позиция учени- ка (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой в среднем ряду, при опоре на осязание ислух – за любой партой) 3. Охрана и гигиена зрения.(повышенная общая освещённость (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс); для детей, страдающих светобоязнью, установить светозатемнители, расположить рабочее место, ограничивая попадание прямого света; ограничение времени зрительной работы (непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15–20 мин. у слабовидящих учеников и 10–20 мин. для уче- ников с глубоким нарушением зрения); расстояние от глаз ученика до рабочей поверхно- сти должно быть не менее 30 см; работать с опорой на осязание или слух. 4. При работе с опорой на зре- ние записи на доске должны быть насыщенными и кон- трастными, буквы крупными, в некоторых случаях они долж- ны дублироваться раздаточным материалом. 5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе, усиление педаго- гического руководства поведе- нием не только ребёнка с нару- шением зрения, но и всех окру- жающих людей, включая педа- гогов разного профиля.
9 Дети с нару- шением слу- ха (слабо- слышащие и позднооглох- шие дети) 1) нарушение звукопро- изношения (или отсут- ствие речи); 2) ребёнок не может самостоятельно учиться говорить; 3) ребёнок старается уйти от речевых контактов или «не понимает» обращённую к нему речь; 4) ребёнок воспринимает слова собеседника на слухо-зрительной основе (следит глазами за дви- жениями губ говорящего и «считывает» его речь); 5) возможны отклонения в психической сфере: осознание, что ты не такой как все и как след- ствие – нарушение пове- дения, общения, психи- ческого развития; 6) пассивный и активный словарный запас по объё- му совпадает (ребёнок хорошо понимает лишь то, о чём он может ска- зать); 7) характерны наруше- ния звуко-буквенного состава слов; 8) трудности в освоении учебной программы; 9) ребёнок нуждается в дополнительной коррек- ционной помощи, под- борке индивидуального слухового аппарата 1. Стимулирование к общению и содержательной коммуника- ции с окружающим миром. 2. Правильная позиция педаго- га: не поворачиваться спиной к слабослышащему ученику во время устных объяснений; ста- раться контролировать пони- мание ребёнком заданий и инструкций до их выполне- ния; 3. Правильная позиция учени- ка (поставить ребёнка с нару- шенным слухом так, чтобы он мог видеть не только педагога и доску, но и большинство детей; посадить за первую парту сбоку от педагога (спра- ва от него). 4. Помощь ребёнку в освоении в коллективе слышащих детей (постараться подружить его со сверстниками). 5. Избегание гиперопеки: не помогать там, где ребёнок может и должен справиться сам. 6. Развитие слухового внима- ния: требовать от ребёнка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего, умел быстро отыскать говоря- щего, для этого его необходимо контролировать, например: «Повтори, что я сказала», «Повтори, о чём рассказала Оля», «Продолжи, пожалуй- ста» и т.п. 7. Активное включение ребён- ка с нарушенным слухом в работу класса (группы), не задерживая при этом темп ведения урока (занятия). 8. Требование от ребёнка повторять вслух задания, предложенные в устной форме, или заданные вопросы. 9. Включение слабослышащего ребёнка в учебную деятель- ность непосредственно на уроке, специально организовы- вая эту деятельность (в течение первых лет обучения учитель должен менять или дополнять инструкции к упражнениям из учебника, учитывая возможно- сти ученика).

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.011 с.)