Основные направления психологического сопровождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления психологического сопровождения



 

Направления Задачи Содержание и формы работы Ожидаемые результаты
Диагностическая работа Первичная диагностика для выявления детей, особо нуждающихся в психологической коррекции. Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов с целью определения уровня и особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, уровня сформированности УУД.
  • наблюдение, психологическое обследование;
  • анкетирование родителей, беседы с педагогами
  • Анкетирование, наблюдение во время занятий,
  • беседа с родителями,
  • посещение семьи.
составление характеристики, выработка рекомендаций.
Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в психологической помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ. Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровне сформированности УУД. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость,агрессивность и т.д.)
Коррекционно-развивающая работа Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Формирование групп для коррекционной работы.
  • Составление расписания занятий.
  • Проведение коррекционных занятий (индивидуальных и групповых)
  • Отслеживание динамики развития ребенка (проведение срезовой диагностики, обсуждение на шПМПК)
Позитивная динамика развиваемых параметров
Консультативная работа Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей по вопросам обучения, воспитания и коррекции психического развития детей младшего школьного возраста.
  • Индивидуальные консультации.
  • Групповые консультации.
  • Групповые тренинги.
  • Выступления на родительских собраниях.
Повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Информационно-просветительская Консультирование педагогов и других специалистов по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  • Психологические консультации педагогов и других специалистов по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  • Выступление на методических объединениях учителей начальных классов, педсоветах.
  • Тренинги для учителей начальных классов.
Повышение психологической компетенции педагогов в области воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Содержание работы педагога-психолога

Процесс психологического сопровождения ребенка включает в себя несколько этапов.

I этап. (при поступлении ребенка в школу).Предварительный сбор информации о ребенке(ознакомление с историей развития, личным делом, заключением городской ПМПК, анализ семейной ситуации, жалобами со стороны родителей, изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.). На этом этапе важно выявление обстоятельств, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация).

II этап. Непосредственное обследование ребёнка. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). На этом этапе применяются разработанные диагностические методики, а также беседы и наблюдение. Обследования направлены на выявление уровня развития познавательной сферы и отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей, нарушений поведения и т.д. Также важно выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
III этап. Анализ материалов обследования. Анализируются все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности и основные проблемы в обучении и развитии. По результатам диагностики выявляются дети, нуждающиеся в индивидуальной помощи. Вырабатываются рекомендации для дальней работы с ребенком, которые фиксируются в Индивидуальной карте развития.

IV этап. На основании выявленных проблем определяются направления коррекционной работы с каждым ребенком. Также в направления работы закладываются рекомендации городской ПМПК. Осуществляется выбор форм и методов работы с учетом степени и структуры дефекта:
- индивидуальная (применяется в работе с детьми, имеющими тяжелую степень интеллектуального недоразвития, выраженные аффективные отклонения и нейродинамические расстройства)
- групповая (предпочтительнее в тех случаях, когда основные проблемы ученика лежат в сфере межличностных отношений). Также создаются мини-группы из 3-4 человек для проведения коррекционной работы по конкретной проблеме ребенка.

В случае выбора индивидуальной формы работы на ребенка составляется индивидуальный тематический план коррекционных занятий. При групповых формах работы разрабатываются групповые программы коррекции и развития или апробируются адаптированные программы. При разработке коррекционных программ для начального звена взято за основу выделение трех уровней коррекции на основе нейропсихологического подхода ( А.В. Семенович): первый уровень – стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Содержанием занятий являются дыхательная гимнастика, моторные упражнения на растяжку, релаксацию, преодоление локальных мышечных зажимов и дистоний (в том числе, глазодвигательные и артикуляционные упражнения), на координацию движений (взаимодействие рук и ног, левой и правой половины тела). На этом этапе также используются задания на развитие произвольного внимания. На втором уровне формируется операциональное обеспечение вербальных и невербальных психических процессов. Используются следующие упражнения: пальчиковая гимнастика, на развитие и коррекцию зрительного гнозиса («Чего не хватает?», «Что неправильно нарисовал художник?», «Дорисуй предмет до целого», узнавание «зашумленных» изображений» и т.п.); задания на формирование пространственных и представлений; задания, помогающие ребенку освоить схему своего тела (показ и называние его частей, «Где моя правая (левая) рука?»), внешнее пространство («Робот, исполняющий команды», «Правильное и неправильное зеркало»), пространство плоскости листа («Графические диктанты», «Соедини точки», «Что находится в верхнем правом углу листа?»; на овладение временными представлениями («Всему свое время», «Как меняется человек (и животное) с возрастом», «Распорядок дня» и др.); на формирование чувства ритма и фонематического слуха; на развитие различных видов памяти («Запомни и найди», «Что изменилось на картинке?», «Художник» (словесный портрет по памяти) и т.д.);на соотнесение образа предмета с его названием («Я знаю пять…», «Лото».)
На третьем уровне происходит формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. На этом этапе используется групповая работа, в ходе которой учащиеся овладевают навыками произвольной регуляции поведения в процессе соблюдения правил и ролей. Применяются также упражнения на коррекцию высших психических функций, в основе многих из которых выступают задания, аналогичные известным диагностическим методикам («Классификация», «Аналогии», «Последовательность событий», «Матрицы Равена», «Пиктограмма» и т.п.).
Также при индивидуальной и групповой психокоррекционной работе практикуются разные формы работы: наблюдение, арт-терапия, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия.

Индивидуальные занятия проводятся для всех выявленных учащихся 1-4 классов. Корекционно-развивающие игры проводятся во 2,3,4 классах 1 раз в неделю. В 1 классе проводятся индивидуальные занятия и занятия по подгруппам по 3-4 человека, а также групповые занятия с привлечением родителей по программе «Семейный клуб». Также, по подгруппам (3-4 человека) проводятся релаксационные занятия и занятия по арт-терапии для учащихся разных классов 1-2 раза в неделю.

V этап. Отслеживание динамики развития ребенка, анализ и корректировка результатов(проведение срезовой диагностики по заложенным параметрам,, беседы с учителями, посещение уроков, обсуждение на шПМПК)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.005 с.)