Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сециальные условия для реализации коррекционной программы.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие программы логопедических и психологических занятий, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога. Кадровое обеспечение: в настоящее время 1 педагог-психолог и 1 логопед, педагогов дополнительного образования -!!!!! Материально-техническое обеспечение: 1кабинет педагога-психолога для проведения индивидуальных занятий и 1 кабинет логопеда.
Все 98 тем Вебинары и конференции Календарь памятных дат Повышение квалификации А еще... Розыгрыш планшета за подписку! Ваши коллеги спрашивают (часть 1) Ваши коллеги спрашивают (часть 2) Самые популярные статьи года Полезные материалы Главная страница» Статьи» Психолого-педагогическое сопровождение» Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога 6 апреля 2012 43104 Сохранить себе: Полезно10 Темы: Психолого-педагогическое сопровождение Справочник педагога-психолога. Школа Методическая мастерская Автор: Чепракова Е.А. Статьи по теме Как составить образец технологической карты урока по ФГОС 631 Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю 674 Психолого-педагогическое сопровождение детей 365 Аналитический отчет педагога психолога школы 374 Одно из основных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения – коррекционно-развивающая работа с детьми. Она проводится как в индивидуальной форме, так и в групповой. Существуют следующие коррекционно-развивающие программы педагога-психолога: стандартизированные - в них определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования к участникам. Перед началом коррекционных программ педагога-психолога проверяет возможности реализации всех этапов, наличие нужных материалов, соответствие требований, предъявляемых к участникам, их возможностям; свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует курс, ставит цели и задачи его этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции. Основные требования к составлению коррекционно-развивающих программ Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога должны соблюдать следующие требования: Четкое формулирование целей работы, определение коррекционно-развивающей программы педагога-психолога. Определение круга задач, конкретизирующих данные цели. Определение стратегии и тактики работы. Отбор конкретных методик и техник. Подготовка необходимых материалов и оборудования. Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная). Определение продолжительности проведения курса. Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д.). Определение длительности каждой встречи или коррекционного занятия (от 10-15 минут в начале до 1,5-2 часов на заключительном этапе). Разработка конкретного содержания программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми в школе. Планирование форм участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т. д. Определение формы контроля реализации. Проведение коррекционно-развивающей программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы. Оценка эффективности реализованной программы. По завершении реализации коррекционно-развивающих программ педагога-психолога мероприятий в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т. д.) заключение о результатах реализованной программы с оценкой ее эффективности (бланк анализа работы см. в приложении). Коррекционно-развивающая программа из 9 составляющих Общая характеристика. Методологические и теоретические основы. Цели и задачи, ожидаемые результаты. План и содержание занятий. Характеристика используемого оборудования. Организация, формы и методы работы. Основные этапы работы (в т.ч. диагностическая составляющая программы). Оценка эффективности. Описание конкретного примера работы с использованием программы. Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога: общая характеристика Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога включают следующие аспекты: актуальность программы и ее обоснование; описание общего ресурса ОУ в контексте коррекционно-развивающей деятельности; назначение программы; характеристика контингента (для кого предназначена); описание используемого оборудования; требования к специалистам, принимающим участие в работе. В данном разделе прежде всего описываются те трудности, с которыми обращаются родители (или законные представители) в соответствующие службы, а также причины, их вызывающие. Актуальность курса может быть подтверждена цифровыми данными, характеризующими деятельность конкретного учреждения, систему районных, городских, областных структур, а также в целом ситуацию в стране и за рубежом. Описание общего контекста и специфики коррекционно-развивающих программ педагога-психолога, ситуации в учреждении и применения предлагаемых коррекционно-развивающих процедур включает ответы на несколько вопросов: кто и с какими запросами обычно обращается к специалистам соответствующего профиля в данном ОУ; каков его ресурс в решении поставленных проблем; чем чаще всего продиктовано обращение к специалисту; в чем состоят конкретные трудности ребенка, выступающего в качестве клиента; кто формулирует запрос - родители, образовательное учреждение или сам ребенок - и как в связи с этим изменяется процедура работы с ним? От ответов на эти вопросы зависит, с одной стороны, правомерность применения предлагаемой программы, а с другой - специфика ее использования в каждом конкретном случае. Проблемы, на которые направлен курс, целесообразно ранжировать: на первое место ставить те из них, которые с большой долей вероятности будут решены при использовании предлагаемой программы, а на последнее - проблемы, при работе с которыми она может оказаться действенной только совместно с другими процедурами и методами. Важный момент - адресность работы, т. е. указание четких характеристик контингента, для которого она предназначена: возрастные особенности и ограничения; типичные физические, физиологические, психофизиологические, психологические качества; ограниченные возможности здоровья (степень подробности описания выбирается в зависимости от содержания). Указание возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа, поможет лучше сориентироваться в вопросах организации работы, интерпретации результатов, анализа соответствия психического и личностного развития ребенка нормам развития. В данном разделе описания могут быть отмечены и ограничения по использованию программы коррекционной работы в том случае, если ее применение при особых обстоятельствах может вызывать отрицательные последствия. Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога: методологические и теоретические основы Методологические основы позволяют раскрыть сущность понятий, на которых она базируется, принципов, положенных в основу ее разработки и реализации, главных теоретических посылок, позволяющих определять адекватные формы и методы работы, грамотно проводить коррекционно-развивающие программы педагога-психолога и интерпретировать полученные результаты. В качестве методологических основ курса могут выступать общеметодологические принципы - принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода и др., а также зарекомендовавшие себя в науке теории личности и деятельности (например, теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и проч.), научные концепции, раскрывающие особенности личности, на которые направлена коррекционно-развивающая программа, описывающие структуру деятельности, в рамках которой это воздействие осуществляется, и определяющие набор методов и частных методик, включенных в программу. При разработке программ необходимо учитывать и некоторые методические принципы. Среди наиболее значимых из них коррекционно-развивающая программа позволяет выделить следующие: активное привлечение к участию в программе ближайшего социального окружения ребенка - родителей, других родственников, педагогов; учет результатов заключения психолого-медико-педагогической комиссии; опора на различные психические процессы - как наиболее развитые на данный момент, так и те, что отстают в развитии; "программированное" обучение, которое предполагает включение в программу операций, выполняемых сначала совместно с психологом, а в дальнейшем, по мере формирования соответствующих умений, ребенком самостоятельно; усложнение заданий, что позволяет поддерживать интерес к работе и дает ребенку возможность испытывать радость от преодоления трудностей; учет объема материала - внесение изменений только после того, как в относительной мере сформировано то или иное умение; учет сложности материала и создание благоприятного эмоционального фона как в процессе работы, так и по ее окончании. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога Определение целей и задач коррекционно-развивающей программы - один из основных принципиально важных разделов, без которого ее практическое использование затруднено либо вовсе невозможно. Под целью обычно понимается будущий результат, определяющий характер и способы действий человека по его достижению. Поэтому цели программы должны быть предельно конкретно сформулированы, давать четкие представления о том, чего ожидают авторы методики после ее применения, а также об основном способе достижения предполагаемых результатов. Любую поставленную цель следует развернуть в систему частных задач с указанием условий их решения в определенный отрезок времени. Коррекционно-развивающая программа позволяет сформулировать цели и задачи как систему задач трех уровней: коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, что позволяет обучающимся с интеллектуальными нарушениями усваивать учебный план; профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития. В целом перечисленное может касаться нормализации условий жизни и развития ребенка, формирования навыков деятельности и поведения, гармонизации сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной сфер личности, повышения социального и личностного статуса ребенка и т. д. Важная характеристика результата - достижение возрастных норм уровня развития того или иного качества. Однако более значимыми в программе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога могут оказаться даже не нормы, а сам факт изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка. При этом все они должны быть четко зафиксированы. План программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога может быть представлен в двух вариантах: таблица; последовательное описание процедуры занятий. Обязательно указывается тема каждого занятия, цель и время, отводимое на его проведение. Описание содержания занятий предполагает не только подробное изложение упражнений, игр и процедур, но и указание используемого оборудования (например, использование таблиц в работе педагога-психолога), четкую формулировку цели каждого занятия, его ожидаемых результатов и методов обратной связи, касающейся эффективности занятия. Если предлагаемые процедуры не являются авторскими, следует сообщить литературный источник, в котором есть их подробное описание и обоснование. При описании работы необходимо указать форму, в которой она проводится: индивидуальная; групповая; смешанная. Полезно сообщить, какая из них дает максимальный эффект и при каких условиях. Методы, используемые при реализации программы, также включаются в ее описание. Характеризуя классические методы (наблюдение, беседа, опрос), целесообразно перечислить конкретные показатели и вопросы, которые могут использовать специалисты, применяющие коррекционно-развивающую программу. Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога наиболее эффективны, если проводятся не реже одного раза в неделю (при продолжительности занятия - от 40 минут до 1-1,5 часа). Интенсивность программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях. Характеристика используемого оборудования в коррекционно-развивающей программе Описание оборудования может включать его технические данные, размеры, комплектность, условия работы с ним, необходимые требования к специалистам и ограничения в применении. Также учитывается его назначение, определяются роль и место процедур с использованием оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования в контексте возможных методов и приемов работы в конкретной ситуации (например, использование музыки в коррекционной работе). Другое условие успешности коррекционной работы - пролонгирование воздействия. Даже после завершения работы по программе желательно контактировать с участниками занятий с целью наблюдения за особенностями поведения, выяснения того, сохранились ли прежние и возникли ли новые проблемы в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять такой контроль хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Коррекционно-развивающая программа зависит от времени воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии и начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного преодоления трудностей. Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога: основные этапы Описание работы включает характеристику ее основных этапов и указание требований к организации каждого из них. К числу основных этапов относятся следующие: подготовительный; первичная диагностика; коррекция типового плана и содержания работы; реализация коррекционно-развивающих мероприятий; заключительная диагностика; оформление результатов работы. Важная составляющая подготовительного этапа — подробное изучение обстоятельств, в которых развивался и находится в настоящее время ребенок (ситуация в семье и ОУ, запрос родителя и жалобы ребенка, условия его развития и обучения, специфика проявления возрастных особенностей, имеющиеся трудности и ограничения, характерный уровень тревожности и т. д.). Такой анализ исходной ситуации позволяет выявить и предварительно сформулировать реальную проблему ребенка (детей) как гипотезу, с которой предстоит работать. На этом этапе важно не только обозначить проблему как таковую, но и комплексно подойти к определению путей и способов ее решения. Основное назначение первичной диагностики - получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программу целесообразно включить полный список методов диагностического съема информации об участниках группы с подробным перечнем используемых методик и процедур, а также описание требований к процедуре проведения диагностического исследования и составлению диагностического заключения. Третий этап работы - уточнение плана и содержания занятий в соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями участников группы, условиями их развития. Коррективы в программу могут быть внесены и на основе текущей обратной связи о ходе работы с группой. По окончании собственно коррекционно-развивающих мероприятий необходима итоговая (заключительная) диагностика. Ее главная цель - получение информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы. Данный этап завершается написанием диагностического заключения об изменениях изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих программ педагога-психолога и прогнозе будущих изменений с рекомендациями возможных форм дальнейшей работы с детьми — участии в неформальных образовательных проектах, развивающих программах. Оценка эффективности коррекционно-развивающих программ педагога-психолога Эффективность воздействия оценивается как с точки зрения постановки целей и задач программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное разрешение проблем развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. Кроме того, по окончанию прохождения программы специалист должен разработать психологические рекомендации. Оценка эффективности коррекционно-развивающих программ педагога-психолога зависит от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника данного процесса в значительной мере определяет ее итоговую оценку. Так, для участника группы основным критерием успешности прохождения программы будет ощущение удовлетворения от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для педагога-психолога, ответственного за организацию и проведение коррекционно-развивающей программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных целей. А для лиц из окружения участников группы эффективность программы определяется степенью выполнения их запроса, удовлетворения мотивов, побудивших обратиться в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также осознанием проблем и непосредственно связанных с ними задач. Какой бы критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие: субъективно переживаемые участником изменения во внутреннем мире; объективно регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека; устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека. Приложение Бланк анализа работы с группой (Заполняется педагогом-психологом после каждого проведенного занятия по программе.) Основные психологические проблемы, решаемые в ходе программы: ____________________________________________________________ Успешность решения психологических проблем: ____________________________________________________________ Трудности, возникшие при реализации программы: ____________________________________________________________
Источник: http://www.menobr.ru/article/28755-korrektsionno-razvivayushchaya-programma-v-rabote-pedagoga-psihologa Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки. Глава 1. Организация коррекционно-педагогической работы в группах кратковременного пребывания Многолетние исследования и опытно-экспериментальная работа ученых и практиков показали, что степень эффективности коррекции вторичных отклонений в развитии и формирования компенсаторных механизмов зависит от следующих факторов: § раннего выявления и раннего начала целенаправленной коррекционно-педагогической работы; § содержания и методов обучения и воспитания; § своевременного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс; § реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении; § правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии. Появилась возможность создать новые организационные формы оказания коррекционной поддержки детям с нарушениями развития. При уточнении первичного нарушения и определении специфических образовательных потребностей детей (по заключению ПМПК) коррекционная поддержка организуется в группах кратковременного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего или комбинированного вида. Цель деятельности групп кратковременного пребывания — оказание помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям. В группах кратковременного пребывания создают специальные условия для обеспечения чувства защищенности, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии малыша. К специальным условиям относятся: адекватные способы общения взрослых с ребенком; создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (специальное пространство, специальное оборудование — спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника. Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая — работе специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача-невропатолога или детского психиатра) с родителями. Разработку программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта — совместные действия, указательный жест, подражание, действия по образцу и словесной инструкции), физической (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровая деятельность, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы должно включать в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие актуальный уровень основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности проблемный ребенок вступает во взаимодействие сначала с одним, а затем и с группой сверстников. Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача) с семьей планируется после изучения характера взаимодействия матери с ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа планируется на небольшой период — на два или три месяца и разрабатывается по следующим направлениям: § условия и правила проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье; § содержание работы (указываются задачи, методы и приемы) с ребенком по основным линиям его раз вития; § виды деятельности в целях формирования положи тельных форм взаимодействия с другими детьми; § формы работы с родителями: консультации, обучение матери путем наблюдения за работой педагогадефектолога с ребенком; лекции с указанием тем, места и времени их проведения; участие в коллективном обсуждении проблем воспитания детей в семье. Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с учетом психофизического нарушения, имеющегося у ребенка. В группы кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (для детей с нарушением интеллекта) принимаются дети с органическим поражением ЦНС в возрасте от рождения до 7—8 лет: § дети раннего возраста (первых 2—3 лет жизни) с органическим поражением ЦНС; § дети с умственной отсталостью умеренной формы; § дети, имеющие сложную структуру нарушений; § соматически ослабленные дети с нарушением интеллекта. Состав группы может быть постоянным в течение одного учебного года, но прием в группу может проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест. Обучение ребенка в группе кратковременного пребывания осуществляется 1—2 года или до его поступления в образовательное учреждение. В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по ре-татам обследования дают индивидуальные рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка. Кратковременное пребывание детей с органическим поражением ЦНС в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение занятий с ребенком различными специалистами либо ежедневно, либо несколько раз в неделю. В некоторых случаях допускается сокращение времени пребывания (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и др.) Наполняемость группы кратковременного пребывания, как правило, от 6 до 10 детей, в зависимости от возраста и степени выраженности нарушений и наличия детей со сложной структурой нарушений. К работе с воспитанниками групп кратковременного пребывания выделяется помощник воспитателя, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал: врач-невропатолог (детский психиатр), медицинская сестра. При выделении штатных единиц на группу и необходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководствоваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.71.\ё 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, утвержденными Постановлением Министерства труда России от 21.04.93 № 88. Должностные обязанности педагогического и обслуживающего персонала группы кратковременного пребывания определяются Тарифно-квалификационной характеристикой (требованиями) по должностям работников Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.09.1995 года, № 463/1268. Итак, в чем же заключается коррекционно-педагогическая деятельность специалиста в группе кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта? Основным специалистом, проводящим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает индивидуальные программы обучения и воспитания детей в группе и в семье; составляет расписание занятий с воспитанниками группы; проводит коррекционные занятия с детьми; консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в домашних условиях; обучает родителей педагогическим приемам общения со своим ребенком. Документация учителя-дефектолога: личное дело на каждого ребенка; индивидуальные программы на каждого ребенка; результаты коррекционно-педагогической работы с каждым ребенком; итоги коррекционно-развивающего обучения в группе за учебный год; заключительные психолого-педагогические характеристики и рекомендации на каждого ребенка. Основная форма работы учителя-дефектолога в группе кратковременного пребывания — индивидуальные занятия с детьми. По возможности занятия проводятся в небольших группах (2 ребенка), в процессе формирования у детей интереса к сотрудничеству со взрослым и с другими детьми организуется совместная деятельность 3—4 детей. Продолжительность каждого занятия с одним ребенком, как правило, 1 час. В это же время оказывается психолого-педагогическая помощь и родителям. Коррекционные занятия с ребенком, как правило, проводятся учителем-дефектологом два раза в неделю, но при необходимости и по желанию родителей — чаще (через день, каждый день) или реже (один раз в неделю, один раз в две недели). Кроме того, с ребенком и с родителями занимается педагог-психолог, музыкальный педагог, инструктор по физической культуре. Если семья живет далеко от учреждения (например, в другом городе), то родители могут приезжать с ребенком два-четыре раза в год на одну-две недели и посещать коррекционные занятия ежедневно. Содержание образовательного процесса в группе определяется программой дошкольного обучения и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура и степень нарушения, уровень психофизического развития). Педагог-психолог группы изучает особенности эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы, участвует в составлении индивидуальных коррекционных программ обучения и воспитания ребенка; консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, соблюдения единых требований к нему, осуществляет преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи; оказывает психологическую помощь матери в дошкольном учреждении, а при необходимости и в семье; ведет документацию (карта психологического обследования ребенка; журнал планирования и учета занятий); составляет планы работы с семьей ребенка; готовит отчет о результатах психологической работы за год. Музыкальный педагог принимает участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных коррекционных программ развития на каждого ребенка; проводит индивидуальные занятия с детьми и занятия с небольшой группой, организует праздники. Совместно с другими специалистами консультирует родителей по вопросам использования музыкальных средств в воспитании ребенка; ведет документацию (планы занятий с воспитанниками, отчет о результатах работы за год). Инструктор по физической культуре участвует в изучении воспитанников и составлении индивидуальных коррекционных программ развития на каждого ребенка; проводит с детьми индивидуальные и по групповые занятия, консультирует родителей по вопросам закаливания и физического развития ребенка, ведет документацию (планы занятий с воспитанниками, отчет о результатах работы за год). Врач-невропатолог (детский психиатр) определяет нервно-психический статус детей, при необходимости направляет на дополнительное обследование (генетическое, нейрофизиологическое и др.). назначает лечение, следит за изменениями в состоянии каждого ребенка в процессе коррекционного воздействия, осуществляет консультирование родителей. Медицинская сестра обеспечивает медицинский контроль за состоянием здоровья детей группы и выполняет медицинские процедуры в соответствии с назначениями врача; осуществляет тесное взаимодействие дошкольного учреждения с детской поликлиникой. Помощник воспитателя отвечает за соблюдение санитарно-гигиенических норм, убирает помещение. Воспитатель участвует в организации коллективной деятельности детей, занимает ребенка в то время, когда учитель-дефектолог или другие специалисты консультирует родителей. Глава 4. Работа педагога-дефектолога с родителями в группах кратковременного пребывания Обязательным условием функционирования группы кратковременного пребывания детей с нарушениями психофизического развития является проведение индивидуальных занятий в присутствии родителей ребенка или его законных представителей. Прежде всего, необходимо четко обозначить основное содержание работы всех специалистов, участвующих в коррекционно-педагогическом процессе, с родителями. Особенно это касается педагогов-дефектологов и психологов. Мы считаем, что основное содержание работы психолога в группе кратковременного пребывания детей с нарушениями психофизического развития — формирование межличностных взаимоотношений: между ребенком и его родителями, между детьми, между родителями разных детей, между родителями и другим ребенком. Основным содержанием работы педагога-дефектолога с родителями проблемного ребенка является формирование сотрудничества между родителями и их ребенком. Сотрудничество — это своеобразный этап в развитии взаимодействия матери и ребенка. Оно предполагает, что родители могут передать общественный опыт и сформировать у ребенка потребность (желание) перенять его. В процессе сотрудничества взрослому важно не просто обучить какому-либо действию, а передать ребенку через это действие способы познания окружающего мира. Каковы же цели и задачи, которые ставит перед собой специалист-дефектолог, работая с родителями, воспитывающими проблемного ребенка? Дефектолог оказывает квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создает условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; помогает близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребенка среду; выявляет, раскрывает и поддерживает положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребенком, формирует уверенный и спокойный стиль воспитания. Рассмотрим формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии и их родителями. Как показал многолетний практический опыт работы, этими формами работы являются: консультативно-рекомендательная; лекционно-просветительская; практические занятия для родителей; организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия. Рассмотрим подробно каждую из этих форм. Консультативно-рекомендательная форма работы. Данная форма работы включает в себя первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования. На первичном психолого-медико-педагогическом обследовании с участием дефектолога, врача — детского невропатолога, психолога родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможности их обучения и т. д., и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье. На первом приеме специалисту-дефектологу и психологу следует обратить внимание на реакцию родителей на поведение ребенка (указания, поддержка, безучастность и др.). При этом необходимо учитывать состояние родителей (растерянность, угнетенность, жалобы, поиск путей решения проблем). Это важно, поскольку от психологического состояния родителей зависит тактика специалиста: § это может быть только эмоциональная поддержка, сочувствие (типа: «Я знаю, это тяжело» и т. д.), а также расположение родителей к себе; § возможно, родители нуждаются в получении точной информации об отклонении в развитии у ребенка, причинах, вызвавших первичное нарушение; § совместное составление плана дальнейших шагов для организации коррекционной помощи ребенку и т. д. Положительным результат первичной психолого-медико-педагогической консультации считается тогда, когда родители, прислушавшись к рекомендациям специалистов и почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращаются к ним еще и еще раз за помощью. При повторных посещениях консультации семьей различными специалистами прослеживается динамика психофизического развития ребенка, а также эффективность предложенных при первичном посещении рекомендаций. При необходимости вносятся изменения в индивидуальные программы развития и курсы лечения. Лекционно-просветительская форма работы. На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей. При этом во время первой встречи им предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны им, а также предлагается дополнить список теми вопросами, которые отсутствуют, но важны для них, т. е. о чем им хотелось бы узнать. По желан
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.062 с.) |