Предложение монополиста в долгосрочном периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение монополиста в долгосрочном периоде



Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, то решение монополиста об изменении масштабов произ­водства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и дол­ госрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершен­ной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы произво­дить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска, позволяющий из­влекать максимальную прибыль.

Решение монополиста об изменении масштабов производства зависит от соотношения его долгосрочных средних издержек и рыночного спроса.

203


Проблема выбора оптимального, с точки зрения минимизация издержек, масштаба производства стоит и перед монополией, так Как при прочих равных условиях позволит получить большую прибыль. Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист может уве­личить прибыль путем осуществления производства не на одном за­воде, а на нескольких, каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издержек. Это возможно в случае, когда спрос, при котором MR = LRACmin, является кратным выпуску, обеспечивающему мини­мальные долгосрочные средние издержки, (рис. 9.3). При увеличении рыночного спроса монополист может увеличить предложение до объ­ема Q путем расширения производства на одном заводе. В этом слу­чае, осуществляя производство с минимальными краткосрочными средними издержками АС2, он будет иметь долгосрочные средние из­держки на уровне LRAC 2, которые значительно превышают их мини­мальные значения при объеме выпуска, равного q *. Если спрос позво­ляет оптимизировать предложение на уровне, кратном объему выпус­ка, дающего минимальные средние издержки (MR = MC2Q), то это позволит монополисту увеличить суммарное предложение до 2Q*, по­строив два равно эффективных завода с выпуском, равным Q*. Это будет означать осуществление предложения при минимальных долго­срочных средних издержках, где MR = LRMC = LRACmn. В результате, несмотря на снижение рыночной цены с уровня Р Q до уровня Р2 Q., сум­марная прибыль монополиста возрастет как за счет снижения средних издержек производства, так и за счет увеличения предложения, что потребует обеспечения равной эффективности использования факто­ров производства на обоих заводах.


В условиях монопольного рынка кривой предложения, отражающей зави­симость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует.

Из всего сказанного следует, что решение монополиста об объ­еме предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эла­стичности спроса, определяющей положение кривой предельной вы­ручки, что для монополиста является решающим. Так как при смеще­нии кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может и уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения нет. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены (рис. 9.4а), а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предло­жения (рис. 9.46). Поэтому для монопольного рынка кривой предложе­ ния, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом пред­ ложения, не существует. Это легко понять, если вспомнить, что усло­вием построения кривой предложения совершенно конкурентных фирм является заданность цен как критерия оптимизации выпуска, что в условиях монополии отсутствует.

9.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗМА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ

Экономические последствия монополии

Несмотря на то что рынок в условиях монополии — равновесный, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. Во-первых, в условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производ-

205


ства, что свидетельствует о неэффек-тивном распределении ресурсов. Во-вторых, объем выпуска в условиях монополии меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресур­сов. Производя слишком мало про­дукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокрашению общественного благосостояния.

Допустим, функция спроса D ли­нейна, предельные издержки фирмы МС, а средние издержки АС (рис. 9.5). В этом случае монопольный выпуск составит QM против кон-курентного QK при соответствующих ценах Рм и Рк. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительско-го излишка, равная площади прямоугольника (А), перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника (В), и части излишка производите­ля, равной площади сегмента (С). Общие потери благосостояния со­ставят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В) + (А — С), что даст величину потерь, рав-ную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспре-делении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монопо­лизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монопо­лии. Поэтому даже если часть монопольной прибыли будет перерасп­ределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения,; полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложе­ния в условиях монополии меньше конкурентного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.007 с.)