Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы проявления внешних эффектов
И ВЫЗЫВАЕМЫЕ ИМИ ПОСЛЕДСТВИЯ _______________ Формы проявления внешних эффектов Внешние воздействия могут приводить к негативным и позитивным последствиям. В зависимости от характера последствий воздействия внешние эффекты подразделяются на отрицательные (негативные) и положительные. Отрицательные внешние эффекты имеют место тогда, когда деятельность экономических субъектов наносит ущерб третьим лицам, что приводит к дополнительным издержкам. Такие издержки могут выражаться в виде прироста затрат третьих лиц, как в случае с ростом заболеваемости населения, так и в виде недополученного дохода, например крестьянами, из-за снижения урожаев в результате отрицательного воздействия на среду загрязняющих факторов. Отрицательный внешний эффект — это дополнительные издержки,.возникающие в результате использования блага и не находящие отражения в его цене. Так как третьи лица не являются участниками рыночной сделки, то их затраты не включаются в издержки производства. Поэтому при отрицательных внешних эффектах частные предельные издержки производства всегда ниже общественных предельных издержек производ ства. Характер и последствия действия отрицательного внешнего эф- 274 Когда потребление блага приносит выгоды только его потребителям, т.е. не сопровождается позитивными внешними эффектами, то спрос на него отражает его предельную общественную полезность, так как в этом случае МРВ = MSB. Кривая рыночного предложения данного блага будет формироваться в соответствии с частными предельными издержками МРС его производства. Рыночная цена за единицу блага составит Р*, а равновесный объем выпуска — Q*. Если производство сопровождается вредными выбросами, то общественные (действительные) предельные издержки MSC производства должны включать и предельные внешние издержки МЕС, т.е. MSC = МРС + МЕС. При рыночном объеме выпуска Q* предельные общественные издержки превышают предельные общественные выгоды. Ущерб (совокупные внешние издержки) составляют величину, равную (Р2 – Р*) Q *, представленную площадью затемненного прямоугольника на рис. 12.5. С учетом предельных внешних издержек цена за единицу составит Pl которая выше Р*, а оптимальный объем выпуска — Q1( что меньше Q *. Следствием действия отрицательного внешнего эффекта является пе репроизводство блага и заниженная его цена. Так как при данном уровне спроса решения об объеме выпуска принимаются исходя из уровня издержек, то причиной перепроизводства является невключение ча-
сти издержек производства в цену продукции, что равнозначно бесплатному использованию ресурсов — чистого воздуха в данном случае. Поэтому отрицательные внешние эффекты — это стоимость ресурсов, применяемых для производства продукции, но не находящих отражения в ее цене. Иначе говоря, это издержки производства, не находящие адекватного возмещения в процессе рыночного обмена. Положительные внешние эффекты имеют место при позитивных последствиях воздействия участников рыночной.операции на третьих лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не владельцем ресурса, вызвавшего эффект, а третьими лицами, притом бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная полезность блага ниже его общественной предельной полезности (рис. 12.6). Положительный внешний эффект — дополнительная полезность, возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его цене. Если производство блага не сопровождается отрицательными внешними эффектами, его предложение будет представлено в виде предельных частных издержек МРС, так как в этом случае МРС = MSC. Спрос на благо отдельного индивида будет выражаться предельными частными выгодами, которые он извлекает в процессе потребления блага. Рыночное равновесие будет достигнуто при объеме предложения q * и цене Р* за единицу. Но так как потребление данного блага 276 сопровождается положительным внешним эффектом, то предельные общественные выгоды MSB превышают предельные частные выгоды МРВ. С учетом уровня предельных общественных выгод оптимальный выпуск достигается при Ql и Р1. Так как Q1 > Q*, а Р1 > р*, то последствия положительного внешнего эффекта проявляются в завышенной цене блага и недостаточном спросе на него, что в условиях равновесия равнозначно недопроизводству (выпуск меньше оптимального) блага. Общие потери общественного благосостояния будут представлены величиной, равной (Р2 - Р *) х Q *. которая представлена площадью затемненного прямоугольника на рис. 12.6.
Позиционные внешние эффекты имеют место тогда, когда деятельность носит соревновательный характер, уровень издержек и выгод обусловливается не ее результатами, а формируется в зависимости от достижений сторон, т.е. позицией относительно друг друга. Поскольку выгоды одного участника соревнования определяются его положением относительно другого, то любое достижение одного снижает выгоды другого, заставляя последнего осуществлять дополнительные затраты для улучшения своего положения. Так, дополнительные затраты на вооружение ставят своей целью обретение дополнительных выгод в виде военного превосходства. Другой участник соревнования, отвечая адекватными мерами, сведет на нет завоеванное преимущество. Отвечая на новый вызов, он вынужден увеличить военные расходы. Но рано или поздно полученные выгоды снова будут утрачены. Это означает, что общество несет расходы, не приносящие адекватных выгод. Предельные общественные издержки оказываются выше предельных общественных выгод, следовательно, имеет место внешний эффект, выражающийся в избыточном использовании ресурсов. Возникающие в процессе соревновательной деятельности внешние эффекты называются позиционными, так как обусловлены различиями в положении сторон. Суть проблемы позиционных эффектов связана с тем, что нерегулируемая соревновательная деятельность всегда оборачи вается неоправданными затратами. Проявления позиционных эффектов многообразны. Особенно широко они распространены в социальной сфере. Это и законодательные ограничения продолжительности рабочего дня, и требования к мерам охраны труда с целью ограничить соревнования между работниками за более высокий заработок, и обязательное пенсионное страхование, направленное на выравнивание дохода индивида в течение всей его жизни. Существование позиционных эффектов позволяет убедиться в необходимости социальных институтов в обществе. 277 Причина возникновения внешних эффектов Если подойти к проблеме внешних эффектов формально, то возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровне частных и общественных издержек и выгод. В действительности эти различия являются лишь следствием более глубоких причин. Наличие предельных внешних издержек или выгод свидетельствует о возможности альтернативного использования ресурсов и благ. Чистый атмосферный воздух может потребляться населением, а может загрязняться металлургическим комбинатом, что равносильно использованию чистого воздуха. В условиях ограниченности ресурсов это дает основания считать, что внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет пользоваться им бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, в частности право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы производителям металла. В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс используется уже в качестве вмененного фактора производства, что приведет к росту внутренних (частных) издержек производства до уровня предельных общественных издержек.
Сходная ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лица, приносящие дополнительную выгоду, могли получить права собственности на это, они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание предельных частных и предельных общественных выгод. Иными словами, установление прав собственности обеспечивает1 трансформацию внешних предельных издержек во внутренние издержки, т.е. обеспечивает уравнивание частных и общественных издержек и выгод. Причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Внешние эффекты и эффективность Все виды внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят к потерям общественной полезности, что свидетельствует о неэффективности. В случае с отрицательными внешними эффектами неэффективность проявляется в избыточном перепроизводстве блага, возникающем из-за более низкого уровня частных предельных издержек по сравнению с действительными (общественными) предельными издержками (см. рис. 12.5). Перекладывая часть издержек производства на 278 третьих лиц, производитель занижает свои издержки, что приводит к занижению рыночной цены блага и его перепроизводству. Чистые потери эффективности в данном случае составят величину, равную треугольнику ABC. При положительных внешних эффектах неэффективность проявляется в недостаточном производстве блага из-за неполной оценки выгод, которые приносит его потребление (см. рис. 12.6). Здесь потери эффективности равны площади треугольника DEF. Проявляясь в перепроизводстве или недопроизводстве благ, неэффективность есть следствие избыточного в первом случае и недостаточного во втором случае применения ресурсов. Поэтому суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности распределения ресурсов. Внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, что проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и нахо дит свое выражение в потерях общественной полезности. Проблема эффективности — это вопрос об альтернативных способах использования ресурсов, В случае с внешними эффектами она обусловливается отсутствием установленных нрав собственности на ресурсы. Поэтому альтернативная стоимость одних ресурсов занижается, а других — завышается, Любой ресурс или благо используются эффективно в той степени, в какой предельные издержки их применения уравновешиваются предельными выгодами от него. Относительно преодоления проблемы внешних эффектов это означает, что ее принципиальное решение заключается в обеспечении равенства предельных общественных издержек предельным общественным выгодам, т.е. при МSС = MSB. Так как MSC = МРС + МЕС, a MSB = МРВ + МЕЕ, то решение достигается при МРС + МЕС = МРВ + МЕВ.
Иными словами, содержательная сторона вопроса сводится к корректировке частных предельных издержек и выгод таким образом, чтобы они отражали общественные предельные издержки и выгоды. Поскольку такая корректировка предполагает учет предельных внешних издержек и выгод, то задача состоит в интернализации вне шних эффектов, т.е. трансформации предельных внешних издержек и выгод во внутренние. В отношении отрицательных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального Q* —> Q1 (см. рис. 12.5). В отношении положительных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды. При компенсации потребителям блага части затрат, равной величине предельной внешней выгоды, 279 спрос на благо вырос бы, а производство увеличилось бы до объемов оптимального Q * —> Ql (см. рис. 12.6). Такие корректировки будут способствовать перераспределению ресурсов в направлении более эффек-. тивного их применения, что приведет к устранению неэффективности. Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних эффектов могли бы на компенсационной основе договориться о таком распределении этих прав, которое обеспечило бы равенство их издержек и выгод. Иначе говоря, обмен правами собственности обеспечил бы трансформацию внешних эффектов во внутренние, и оптимальное распределение ресурсов было бы достигнуто. Проблема, однако, состоит в том, что установление прав собственности и ведение переговоров по обмену ими также связаны с издержками (установление и защита прав, получение информации об эффекте). Это делает решение проблемы затруднительным, а иногда и невозможным. Принцип функционирования рыночной экономики гласит, что производственные ресурсы перемещаются туда, где их применение наиболее эффективно. Если ресурсы имеют денежную оценку, то они будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно, т.е. тем, кто может обеспечить их наиболее эффективное использование. Из этого следует важный вывод о том, что права собственности будут перераспределяться в соответствии с принципом эффективности применения ресурсов, независимо от того, каким было их первоначальное распределение. Данная зависимость известна как теорема Коуза—Стиглера. Она гласит, что свободный обмен правами собственности обеспечивает их эффективное распределение независимо от того, как они были распределены первоначально. Смысл ее сводится к тому, что рыночный механизм способен обеспечить эффективное распределение ресурсов при (1) четко установленных правах собственности, (2) свободном обмене ими и (3) отсутствии издержек по осуществлению трансакций. При данных условиях внешние эффекты будут носить временный характер, устраняясь в процессе рыночного оборота посредством обмена (купли-продажи) правами собственности на ресурсы. На практике указанные условия выполняются крайне редко. Поэтому реальная способность рыночного механизма по обеспечению эффективного распределения ресурсов не соответствует той, которая провозглашена теоремой Коуза—Стиглера.
12.3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ Задачи и способы регулирования Существование неэффективности, вызванной внешними эффектами, связано с недостатками рыночного ценообразования, которое не обеспечивает учет в рыночной цене внешних предельных издержек или выгод. Следовательно, суть проблемы регулирования сводится к тому, чтобы найти способы трансформации внешних предельных издержек (выгод) во внутренние. Теоретически рыночный механизм при определенных условиях способен обеспечить интернализацию внешних эффектов. Когда права собственности четко установлены, а процедуры по их обмену не связаны с существенными издержками сторон, проблема внешних эффектов может быть решена путем переговоров производителей и получателей внешних эффектов. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута посредством слияния, т.е. объединения производителей и получателей внешних эффектов в единый хозяйствующий субъект. То и другое приведет к корректировке объемов производства и будет способствовать оптимизации распределения ресурсов. Условия, необходимые для интернализации внешних эффектов посредством рыночного механизма, на практике часто оказываются невыполнимыми. Причин тому много: трудности установления прав собственности; сложность определения источников внешних эффектов; недостаток информации об издержках и выгодах сторон; значительные издержки, которыми обычно сопровождаются установление прав собственности и ведение переговоров. Поэтому использование рыночного механизма для решения проблемы экстерналий не всегда эффективно и возможно. Появляется необходимость в применении нерыночных способов регулирования внешних воздействий. Эту функцию выполняет государство. Оно корректирует-возникающие в связи с действием внешних воздействий издержки и выгоды посредством ад министративных (ограничение производства или предоставление благ) и экономических мер (налоги и субсидии). Регулирование внешних эффектов — это осуществляемые в виде ограничений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направленные на оптимизацию распределения ресурсов.
280 281 Регулирование отрицательных внешних эффектов Следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать кривую предложения блага в сторону оптимального, соответствующего уровню общественных предельных издержек, объема его производства. Она может быть решена разнообразными способами. Стандарты — устанавливаемые государством ограничения на виды и объемы загрязняющих окружающую среду промышленных выбросов, являются наиболее распространенным способом регулирования отрицательных внешних эффектов. Суть его состоит в том, чтобы добиться приведения равновесного рыночного объема предложения в соответствие с оптимальным путем сокращения предложения блага. Для этого в качестве воздействующих инструментов используются ограничение объемов загрязняющих выбросов и установление норм содержания вредных веществ в выбросах. В первом случае цель достигается за счет прямого ограничения объема выпуска, во втором — за счет сдвига кривой предложения в результате роста издержек производства из-за дополнительных затрат производителей, связанных с необходимостью соблюдения норм (установка оборудования и проведение мероприятий по очистке выбросов). Способствуя сокращению внешних эффектов, стандарты не обеспечивают оптимальное распределение ресурсов. Во-первых, стандарты не затрагивают ту часть внешних эффектов, которая вызвана допускаемыми нормами выбросов, и часть внешних предельных издержек не компенсируется, что означает потребление части ресурсов бесплатно. Во-вторых, стандарты не учитывают возможные различия в уровнях частных предельных издержек фирм, с одной стороны, и уровнях общественной предельной полезности для разных получателей экстер-налий — с другой. Если предельные издержки фирм различаются (рис. 12.7), то применение единого стандарта выбросов S приводит к тому, что для фирм с низкими издержками (MPC1 - MSC1) установленные требования окажутся выше эффективного (Q 1 > QS), а для фирм с более высокими издержками (МРС2 - МSС2) — ниже эффективного (Q2 < QS)- Поскольку в обоих случаях общественно оптимальный объем выпуска не достигается, то и неэффективность размещения ресурсов не устраняется. Подобная ситуация складывается и при наличии расхождений в уровне общественных выгод (рис. 12.8). Например, степень загрязненности в городах выше, чем в сельской местности. Со- 282 ответственно и общественные выгоды от производства блага в городах ниже (MSB 2), чем в сельской местности (MSB 1). Цоэтому при применении единого стандарта действующие в сельской местности фирмы будут производить на уровне ниже оптимального (Q1 > Qs), a фирмы, действующие в городах, — выше оптимального (Q 2 < Qs), что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов. Устранение этих недостатков путем введения индивидуальных стандартов экономически не оправдано, так как связано с большими административными издержками (сбор информации, мониторинг и контроль). В-третьих, и это самое главное, применение стандартов не создает стимулов для сокращения фирмами выбросов ниже установленных норм. Налоги как платежи за наносимый ущерб являются другим способом корректировки внешних эффектов. Они могут устанавливаться в отношении как производимых благ, так и вредных выбросов. Механизм воздействия налога (Т) состоит в том, что вводимый на величину внешних предельных издержек Т = МЕС налог поднимает предельные издержки производства до уровня общественных предельных издержек (рис. 12.9). Становясь детерминантой кривой предложения, он сдвигает ее вверх S-» S1. В результате происходит сокращение выпуска в сторону оптимального объема Q1 , а общество получает прямой выигрыш, равный устраненным потерям эффективности (треугольник ЛВС), что, однако, не означает устранение наносимого ущерба вообще. Последствия введения налога обусловливаются наличием у фирм альтернативных способов минимизации издержек производства, что должно учитываться при введении налога. Если фирмы находят предпочтительным с точки зрения максимизации собственной прибыли 283 платить налог, сокращая выпуск, то наносимый ущерб будет лишь уменьшаться — в нашем случае до размеров (Р1 - Р3) х q1. Когда вводимый налог лишит фирм прибыли, они прекратят производство. Если же фирмы располагают способами сокращения вредных выбросов, издержки по которым ниже налога, они будут совершенствовать технологии, в результате чего вредные воздействия сократятся либо будут устранены. Применение налогов имеет ряд преимуществ. В отличие от стандартов он не требуют сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов и связаны с более низкими издержками регулирования. Применение налога Т не затрагивает издержек фирм на уменьшение загрязнения МСа1 и МСа2 и способно обеспечить тот же уровень выбросов при более низких издержках (МСЬТ < МС b S) чем в случае применения стандартов, 5 (рис. 12.10я). Так как фирмы могут извлечь выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогом, то последний выступает мощным стимулом для сокращения фирмами уровня выбросов за счет совершенствования технологии, а полученные налоги обеспечат рост государственных доходов. Между тем использование налогов на практике имеет определенные трудности: —во-первых, отсутствие непосредственной корреляции между —во-вторых, налоги ведут к росту цен; —в-третьих, равнозначные ошибки (рис. 12.106) при установле —в-четвертых, имеющее компенсирующий характер применение —в-пятых, в тех случаях, когда получатели внешнего эффекта Рассматривая вопросы регулирования внешних эффектов, следует помнить, что задача состоит не в устранении загрязнения как такового, а в обеспечении эффективного распределения ресурсов. Это означает, что эффективный уровень контроля йад загрязнением достигается тогда, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам. В этой связи проблема регулирования внешних эффектов заключается в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов достигалось при снижении издержек фирм по устранению отрицательных внешних эффектов. Реализация такой задачи (при соблюдении допустимого уровня загрязнения) возможна путем создания рынка прав на загрязнение, где такие права могли бы свободно продаваться и покупаться. Лицензии на сброс загрязняющих веществ — один из возможных способов регулирования внешних эффектов посредством обмена правами собственности. Установив допустимый объем загрязнения, государство выпускает равное этому объему количество лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняющего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыночный оборот. Поскольку предложение лицензий S строго ограничено, то цена лицензии будет зависеть от спроса D на них, как права на сброс загрязняющих веществ (рис. 12.11). Уже само действие рыночного механизма на рынке лицензий будет способствовать тому, что права на выбросы будут пере- 285 мещаться к тем фирмам, которые имеют более низкие издержки по сокращению выбросов. Кроме того, права на использование ресурса (воздух, вода и т.п.) будут покупаться и для альтернативных целей использования, не сопряженных с внешними эффектами, что равнозначно сокращению предложения лицензий (S1) и росту их цены (Р1). Одни фирмы будут вынуждены сокращать выпуск либо внедрять более совершенные способы производства. Фирмы, для которых цена лицензий окажется выше издер- жек по снижению вредных выбросов, вынуждены будут прекратить производство, что обеспечит переход прав на выбросы к фирмам, с более низкими издержками по снижению вредных выбросов. В результате достигается повышение эффективности при более низких издержках. Механизм «компенсаций», представляющий собой заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнения, применяется тогда, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы. Механизм «кредитования» сводится к тому, что фирмы с более низким по сравнению с нормативным уровнем вредных выбросов, получают не только право («кредит») на равновеликое превышение норм загрязнения в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». Если фирмам предоставляется право продавать такие «кредиты», то этот способ регулирования может стать мощным стимулом для дальнейшего снижения выбросов, так как продажа полученных «кредитов» приведет к росту их прибылей. Мониторинг, применяемый для отслеживания норм выбросов по каждому отдельному загрязнителю, также может быть использован для снижения издержек фирм по соблюдению установленных норм. Фирмам разрешается превышать нормативы по одному виду выбросов, если она обеспечивает равноценное снижение выбросов другого вида. 286 Регулирование положительных внешних эффектов Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком, по сравнению с эффективным, объеме производства и потребления блага. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального, т.е. соответствующего уровню общественных предельных выгод, объема его производства и по требления. Так как собственно положительный характер внешнего эффекта обычно проявляется в процессе потребления благ, то суть регулирования положительных эффектов сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага, что увеличит спрос на него, а следовательно, и выпуск. Субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям блага, являются наиболее распространенным способом регулирования положительных внешних эффектов. Субсидии могут быть направлены непосредственно на стимули рование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительные внешние эффекты. Формы такого субсидирования — талоны на продукты питания, денежные выплаты бедным слоям населения, предоставление стипендий на образование, бесплатная вакцинация. Если потребление блага сопровождается положительными внешними эффектами (рис. 12.12a), то при равновесном объеме спроса Q* суммарные потери общественной полезности (положительный внешний эффект) составят (Р2 - Р*) х Q*, а чистые потери эффективности — величину, равную площади треугольника DEF. Так как эффективный объем потребления равен Q 1, то для его достижения необходимо предоставить потребителям субсидию (Суб) в размере предельной внешней выгоды С = МЕ B на каждую единицу блага. Снижение цены блага для потребителя (P 1 > Р3) приведет к росту покупательной способности населения и сдвигу кривой спроса (D —»D1), посредством чего достигается увеличение производства блага в эффективном с точки зрения общества объеме (Q* —» q1). При этом потребуются субсидии в сумме, равной (Р1 - Р3) х Q 1. Субсидии могут быть нацелены на стимулирование предложения (рис. 12.126). В этом случае непосредственными получателями субсидий выступают производители, а их воздействие выражается в сокращении предельных издержек производства блага и смещении кривой его предложения (S —» SС). Понижающее воздействие на цену (Р —»Рс) приводит к росту потребления (Q* —> Qc). Следует, однако, обратить внимание на то, что размер субсидии (Суб) больше снижения цены. 287 Примером такого рода регулирования может служить субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства. Что касается трудностей, возникающих при регулировании положительных внешних эффектов, то они сходны с теми, которые возникают в процессе регулирования отрицательных внешних эффектов, а именно недостаток информации, дополнительные административные издержки. Нельзя также забывать, что субсидирование связано с дополнительными издержками. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ 1. Внешние эффекты являются следствием нерыночных спо 2. В зависимости от характера воздействия внешние эффекты 3. Негативные внешние эффекты возникают вследствие зани 4. Положительные внешние эффекты возникают вследствие 5. Причиной существования внешних эффектов является от 288 приводит к искажению стоимости ресурса для альтернативных способов его использования. 6. Не отражаясь в рыночной цене благ, внешние эффекты ис 7. Условием устранения потерь эффективности, вызванных 8. Внешние эффекты могут быть устранены посредством ры 9. Когда рыночный механизм не способен обеспечить устра • тов и субсидии в отношении положительных внешних эффектов. Ключевые понятия
Внешние выгоды Внешние издержки Внешние предельные выгоды Внешние предельные издержки Внешние эффекты • Интернализация внешних эффектов Корректирующие налоги Корректирующие стандарты Корректирующие субсидии Общественные выгоды Общественные издержки Общественные предельные выгоды ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вопросы для обсуждения 1. На кого следует возлагать обязательства по ликвидации внешнего эф 2. Какое значение имеет определение виновника отрицательного внеш 289 3. Чем обусловлена неэффективность использования ресурса, находяще 4. Если правительство проводит жесткую экологическую политику, то как 5. Когда правительственные органы испытывают трудности в обеспечен Примеры решения задач Задача 1. Действующие в городе две фирмы выбрасывают в атмосферу по 6 т в день загрязняющих веществ каждая. Городской совет решил сократить наполовину загрязняющее воздействие фирм. Какой из вариантов ограничения вредного воздействия — введение ограничения на выбросы или налог — обеспечит наиболее эффективное решение, если издержки сокращения на каждую тонну выбросов у одной фирмы составляют 700 руб. в день, а у второй — 300 руб. в день. Решение Если городской совет примет решение о введении ограничении на выбросы, то каждая из фирм вынуждена будет перейти на более совершенную технологию. При этом издержки сокращения выбросов у первой фирмы составят 1050 руб. в день (1,5 т х 700 руб.), а у второй -450 руб. (1,5 т х 300 руб.), а их суммарные издержки составят 1500 руб. Сокращения выбросов можно добиться введением налога. При этом реагирование фирм будет зависеть от величины налога. Если рост издержек после введения налога превысит затраты на новую технологию, фирма будет осуществлять переход к ней, сокращая выбросы. Если нет, то она предпочтет выплату налога без сокращения выбросов. Вторая фирма уменьшит выбросы при введении налога размером 300 руб. за тонну — в этом случае издержки фирмы по переходу на новую технологию будут равны величине налоговых выплат в 450 руб. Однако первая фирма, имея издержки перехода в 700 руб. за тонну, предпочтет платить налог, потому что рост ее издержек будет меньше (3 х 300 = = 900), чем при переходе на новую технологию (700 х 1,5 = 1050). Чтобы заставить фирму сократить выбросы вдвое, необходимо ввести налог размером в 700 руб. Но тогда суммарные издержки обеих фирм составят (1,5 х 700) + (1,5 х 700) = 2100 руб., что значительно больше издержек (1500 руб.), которые понесут фирмы при введении стандартов. Следовательно, в данном случае ограничения на выбросы являются более эффективным способом сокращения последних, чем применение налога. 290 Тесты 1. Внешние эффекты возникают из-за того, что: а) рыночное равновесие не является стабильным; б) производство наносит ущерб окружающей среде; в) производители располагают рыночной властью; г) рыночные цены благ не отражают побочных издержек и выгод. 2. Наличие отрицательного внешнего эффекта проявляется в том, что:
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.094 с.) |