Формы проявления внешних эффектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы проявления внешних эффектов



И ВЫЗЫВАЕМЫЕ ИМИ ПОСЛЕДСТВИЯ                        _______________

Формы проявления внешних эффектов

Внешние воздействия могут приводить к негативным и позитив­ным последствиям. В зависимости от характера последствий воздей­ствия внешние эффекты подразделяются на отрицательные (негатив­ные) и положительные.

Отрицательные внешние эффекты имеют место тогда, когда дея­тельность экономических субъектов наносит ущерб третьим лицам, что приводит к дополнительным издержкам. Такие издержки могут выра­жаться в виде прироста затрат третьих лиц, как в случае с ростом забо­леваемости населения, так и в виде недополученного дохода, напри­мер крестьянами, из-за снижения урожаев в результате отрицательно­го воздействия на среду загрязняющих факторов.

Отрицательный внешний эффект — это дополнительные издержки,.воз­никающие в результате использования блага и не находящие отражения в его цене.

Так как третьи лица не являются участниками рыночной сделки, то их затраты не включаются в издержки производства. Поэтому при отрицательных внешних эффектах частные предельные издержки про­изводства всегда ниже общественных предельных издержек производ­ ства. Характер и последствия действия отрицательного внешнего эф-

274


Когда потребление блага приносит выгоды только его потребите­лям, т.е. не сопровождается позитивными внешними эффектами, то спрос на него отражает его предельную общественную полезность, так как в этом случае МРВ = MSB. Кривая рыночного предложения данно­го блага будет формироваться в соответствии с частными предельны­ми издержками МРС его производства. Рыночная цена за единицу блага составит Р*, а равновесный объем выпуска — Q*. Если производство сопровождается вредными выбросами, то общественные (действитель­ные) предельные издержки MSC производства должны включать и предельные внешние издержки МЕС, т.е. MSC = МРС + МЕС. При рыночном объеме выпуска Q* предельные общественные издержки пре­вышают предельные общественные выгоды. Ущерб (совокупные вне­шние издержки) составляют величину, равную 2 – Р*) Q *, представ­ленную площадью затемненного прямоугольника на рис. 12.5. С уче­том предельных внешних издержек цена за единицу составит Pl которая выше Р*, а оптимальный объем выпуска — Q1( что меньше Q *. Следствием действия отрицательного внешнего эффекта является пе­ репроизводство блага и заниженная его цена. Так как при данном уров­не спроса решения об объеме выпуска принимаются исходя из уровня издержек, то причиной перепроизводства является невключение ча-


сти издержек производства в цену продукции, что равнозначно бес­платному использованию ресурсов — чистого воздуха в данном слу­чае. Поэтому отрицательные внешние эффекты — это стоимость ре­сурсов, применяемых для производства продукции, но не находящих отражения в ее цене. Иначе говоря, это издержки производства, не на­ходящие адекватного возмещения в процессе рыночного обмена.

Положительные внешние эффекты имеют место при позитивных последствиях воздействия участников рыночной.операции на третьих лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не владельцем ресурса, вызвавшего эффект, а третьими лицами, притом бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная полезность блага ниже его общественной предельной полезности (рис. 12.6).

Положительный внешний эффект — дополнительная полезность, воз­никающая в результате использования блага и не находящая отражения в его цене.

Если производство блага не сопровождается отрицательными внешними эффектами, его предложение будет представлено в виде предельных частных издержек МРС, так как в этом случае МРС = MSC. Спрос на благо отдельного индивида будет выражаться предельными частными выгодами, которые он извлекает в процессе потребления блага. Рыночное равновесие будет достигнуто при объеме предложе­ния q * и цене Р* за единицу. Но так как потребление данного блага

276


сопровождается положительным внешним эффектом, то предельные общественные выгоды MSB превышают предельные частные выгоды МРВ. С учетом уровня предельных общественных выгод оптимальный выпуск достигается при Ql и Р1. Так как Q1 > Q*, а Р1 > р*, то послед­ствия положительного внешнего эффекта проявляются в завышенной цене блага и недостаточном спросе на него, что в условиях равновесия равнозначно недопроизводству (выпуск меньше оптимального) бла­га. Общие потери общественного благосостояния будут представлены величиной, равной (Р2 - Р *) х Q *. которая представлена площадью за­темненного прямоугольника на рис. 12.6.

Позиционные внешние эффекты имеют место тогда, когда деятель­ность носит соревновательный характер, уровень издержек и выгод обусловливается не ее результатами, а формируется в зависимости от достижений сторон, т.е. позицией относительно друг друга. Посколь­ку выгоды одного участника соревнования определяются его положе­нием относительно другого, то любое достижение одного снижает вы­годы другого, заставляя последнего осуществлять дополнительные затраты для улучшения своего положения. Так, дополнительные зат­раты на вооружение ставят своей целью обретение дополнительных выгод в виде военного превосходства. Другой участник соревнования, отвечая адекватными мерами, сведет на нет завоеванное преимуще­ство. Отвечая на новый вызов, он вынужден увеличить военные рас­ходы. Но рано или поздно полученные выгоды снова будут утрачены. Это означает, что общество несет расходы, не приносящие адекватных выгод. Предельные общественные издержки оказываются выше пре­дельных общественных выгод, следовательно, имеет место внешний эффект, выражающийся в избыточном использовании ресурсов. Воз­никающие в процессе соревновательной деятельности внешние эффек­ты называются позиционными, так как обусловлены различиями в по­ложении сторон. Суть проблемы позиционных эффектов связана с тем, что нерегулируемая соревновательная деятельность всегда оборачи­ вается неоправданными затратами.

Проявления позиционных эффектов многообразны. Особенно широко они распространены в социальной сфере. Это и законодатель­ные ограничения продолжительности рабочего дня, и требования к ме­рам охраны труда с целью ограничить соревнования между работни­ками за более высокий заработок, и обязательное пенсионное страхо­вание, направленное на выравнивание дохода индивида в течение всей его жизни. Существование позиционных эффектов позволяет убедить­ся в необходимости социальных институтов в обществе.

277


Причина возникновения внешних эффектов

Если подойти к проблеме внешних эффектов формально, то воз­никновение внешних эффектов связано с различиями в уровне част­ных и общественных издержек и выгод. В действительности эти раз­личия являются лишь следствием более глубоких причин. Наличие предельных внешних издержек или выгод свидетельствует о возмож­ности альтернативного использования ресурсов и благ.

Чистый атмосферный воздух может потребляться населением, а может загрязняться металлургическим комбинатом, что равносиль­но использованию чистого воздуха. В условиях ограниченности ре­сурсов это дает основания считать, что внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использова­ния ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии уста­новленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет пользоваться им бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, в частности право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы производителям металла. В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс используется уже в качестве вмененного фактора производства, что приведет к росту внутренних (частных) издержек производства до уровня предельных обществен­ных издержек.

Сходная ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лица, приносящие дополнительную вы­году, могли получить права собственности на это, они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание пре­дельных частных и предельных общественных выгод. Иными слова­ми, установление прав собственности обеспечивает1 трансформацию внешних предельных издержек во внутренние издержки, т.е. обеспе­чивает уравнивание частных и общественных издержек и выгод.

Причиной возникновения внешних эффектов является отсут­ствие установленных прав собственности на ресурсы.

Внешние эффекты и эффективность

Все виды внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят к по­терям общественной полезности, что свидетельствует о неэффектив­ности. В случае с отрицательными внешними эффектами неэффектив­ность проявляется в избыточном перепроизводстве блага, возникаю­щем из-за более низкого уровня частных предельных издержек по сравнению с действительными (общественными) предельными издер­жками (см. рис. 12.5). Перекладывая часть издержек производства на 278


третьих лиц, производитель занижает свои издержки, что приводит к занижению рыночной цены блага и его перепроизводству. Чистые потери эффективности в данном случае составят величину, равную тре­угольнику ABC. При положительных внешних эффектах неэффектив­ность проявляется в недостаточном производстве блага из-за непол­ной оценки выгод, которые приносит его потребление (см. рис. 12.6). Здесь потери эффективности равны площади треугольника DEF. Про­являясь в перепроизводстве или недопроизводстве благ, неэффектив­ность есть следствие избыточного в первом случае и недостаточного во втором случае применения ресурсов. Поэтому суть проблемы внеш­них эффектов состоит в неэффективности распределения ресурсов.

Внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, что проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и нахо­ дит свое выражение в потерях общественной полезности.

Проблема эффективности — это вопрос об альтернативных спо­собах использования ресурсов, В случае с внешними эффектами она обусловливается отсутствием установленных нрав собственности на ресурсы. Поэтому альтернативная стоимость одних ресурсов занижа­ется, а других — завышается, Любой ресурс или благо используются эффективно в той степени, в какой предельные издержки их примене­ния уравновешиваются предельными выгодами от него. Относитель­но преодоления проблемы внешних эффектов это означает, что ее прин­ципиальное решение заключается в обеспечении равенства предельных общественных издержек предельным общественным выгодам, т.е. при МSС = MSB. Так как MSC = МРС + МЕС, a MSB = МРВ + МЕЕ, то реше­ние достигается при МРС + МЕС = МРВ + МЕВ.

Иными словами, содержательная сторона вопроса сводится к корректировке частных предельных издержек и выгод таким обра­зом, чтобы они отражали общественные предельные издержки и выго­ды. Поскольку такая корректировка предполагает учет предельных внешних издержек и выгод, то задача состоит в интернализации вне­ шних эффектов, т.е. трансформации предельных внешних издержек и выгод во внутренние. В отношении отрицательных внешних эффек­тов интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального Q* —> Q1 (см. рис. 12.5). В отношении положительных внешних эффектов интерна­лизация будет означать увеличение предельной частной выгоды на ве­личину предельной внешней выгоды. При компенсации потребителям блага части затрат, равной величине предельной внешней выгоды,

279


спрос на благо вырос бы, а производство увеличилось бы до объемов оптимального Q * —> Ql (см. рис. 12.6). Такие корректировки будут спо­собствовать перераспределению ресурсов в направлении более эффек-. тивного их применения, что приведет к устранению неэффективно­сти.

Если права собственности на ресурсы установлены и имеется воз­можность свободного обмена ими, то производители и получатели вне­шних эффектов могли бы на компенсационной основе договориться о таком распределении этих прав, которое обеспечило бы равенство их издержек и выгод. Иначе говоря, обмен правами собственности обес­печил бы трансформацию внешних эффектов во внутренние, и опти­мальное распределение ресурсов было бы достигнуто. Проблема, од­нако, состоит в том, что установление прав собственности и ведение переговоров по обмену ими также связаны с издержками (установле­ние и защита прав, получение информации об эффекте). Это делает решение проблемы затруднительным, а иногда и невозможным.

Принцип функционирования рыночной экономики гласит, что производственные ресурсы перемещаются туда, где их применение наиболее эффективно. Если ресурсы имеют денежную оценку, то они будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наи­более выгодно, т.е. тем, кто может обеспечить их наиболее эффектив­ное использование. Из этого следует важный вывод о том, что права собственности будут перераспределяться в соответствии с принципом эффективности применения ресурсов, независимо от того, каким было их первоначальное распределение. Данная зависимость известна как теорема Коуза—Стиглера. Она гласит, что свободный обмен правами собственности обеспечивает их эффективное распределение независи­мо от того, как они были распределены первоначально. Смысл ее сво­дится к тому, что рыночный механизм способен обеспечить эффектив­ное распределение ресурсов при (1) четко установленных правах соб­ственности, (2) свободном обмене ими и (3) отсутствии издержек по осуществлению трансакций. При данных условиях внешние эффекты будут носить временный характер, устраняясь в процессе рыночного оборота посредством обмена (купли-продажи) правами собственности на ресурсы. На практике указанные условия выполняются крайне ред­ко. Поэтому реальная способность рыночного механизма по обеспече­нию эффективного распределения ресурсов не соответствует той, ко­торая провозглашена теоремой Коуза—Стиглера.


12.3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ Задачи и способы регулирования

Существование неэффективности, вызванной внешними эффек­тами, связано с недостатками рыночного ценообразования, которое не обеспечивает учет в рыночной цене внешних предельных издержек или выгод. Следовательно, суть проблемы регулирования сводится к тому, чтобы найти способы трансформации внешних предельных издержек (выгод) во внутренние.

Теоретически рыночный механизм при определенных условиях способен обеспечить интернализацию внешних эффектов. Когда пра­ва собственности четко установлены, а процедуры по их обмену не связаны с существенными издержками сторон, проблема внешних эф­фектов может быть решена путем переговоров производителей и по­лучателей внешних эффектов. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута посредством слияния, т.е. объедине­ния производителей и получателей внешних эффектов в единый хо­зяйствующий субъект. То и другое приведет к корректировке объемов производства и будет способствовать оптимизации распределения ре­сурсов.

Условия, необходимые для интернализации внешних эффектов посредством рыночного механизма, на практике часто оказываются невыполнимыми. Причин тому много: трудности установления прав собственности; сложность определения источников внешних эффек­тов; недостаток информации об издержках и выгодах сторон; значи­тельные издержки, которыми обычно сопровождаются установление прав собственности и ведение переговоров. Поэтому использование рыночного механизма для решения проблемы экстерналий не всегда эффективно и возможно. Появляется необходимость в применении нерыночных способов регулирования внешних воздействий. Эту функ­цию выполняет государство. Оно корректирует-возникающие в связи с действием внешних воздействий издержки и выгоды посредством ад­ министративных (ограничение производства или предоставление благ) и экономических мер (налоги и субсидии).

Регулирование внешних эффектов — это осуществляемые в виде ограни­чений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направ­ленные на оптимизацию распределения ресурсов.


 


280


281


Регулирование отрицательных внешних эффектов

Следствием действия отрицательного внешнего эффекта являет­ся перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отри­цательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать кривую предложения блага в сторону оптимального, соответствующего уровню общественных предельных издержек, объема его производства. Она может быть решена разнообразными способами.

Стандарты — устанавливаемые государством ограничения на виды и объемы загрязняющих окружающую среду промышленных выбросов, являются наиболее распространенным способом регулиро­вания отрицательных внешних эффектов. Суть его состоит в том, что­бы добиться приведения равновесного рыночного объема предложения в соответствие с оптимальным путем сокращения предложения бла­га. Для этого в качестве воздействующих инструментов используются ограничение объемов загрязняющих выбросов и установление норм содержания вредных веществ в выбросах. В первом случае цель дости­гается за счет прямого ограничения объема выпуска, во втором — за счет сдвига кривой предложения в результате роста издержек производства из-за дополнительных затрат производителей, связанных с необходи­мостью соблюдения норм (установка оборудования и проведение ме­роприятий по очистке выбросов).

Способствуя сокращению внешних эффектов, стандарты не обес­печивают оптимальное распределение ресурсов.

Во-первых, стандарты не затрагивают ту часть внешних эффек­тов, которая вызвана допускаемыми нормами выбросов, и часть внеш­них предельных издержек не компенсируется, что означает потребле­ние части ресурсов бесплатно.

Во-вторых, стандарты не учитывают возможные различия в уров­нях частных предельных издержек фирм, с одной стороны, и уровнях общественной предельной полезности для разных получателей экстер-налий — с другой. Если предельные издержки фирм различаются (рис. 12.7), то применение единого стандарта выбросов S приводит к то­му, что для фирм с низкими издержками (MPC1 - MSC1) установлен­ные требования окажутся выше эффективного (Q 1 > QS), а для фирм с более высокими издержками (МРС2 - МSС2) — ниже эффективного (Q2 < QS)- Поскольку в обоих случаях общественно оптимальный объем выпуска не достигается, то и неэффективность размещения ресурсов не устраняется. Подобная ситуация складывается и при наличии расхождений в уровне общественных выгод (рис. 12.8). Например, сте­пень загрязненности в городах выше, чем в сельской местности. Со-

282


ответственно и общественные выгоды от производства блага в горо­дах ниже (MSB 2), чем в сельской местности (MSB 1). Цоэтому при при­менении единого стандарта действующие в сельской местности фир­мы будут производить на уровне ниже оптимального (Q1 > Qs), a фир­мы, действующие в городах, — выше оптимального (Q 2 < Qs), что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов. Устра­нение этих недостатков путем введения индивидуальных стандартов экономически не оправдано, так как связано с большими администра­тивными издержками (сбор информации, мониторинг и контроль).

В-третьих, и это самое главное, применение стандартов не созда­ет стимулов для сокращения фирмами выбросов ниже установленных норм.

Налоги как платежи за наносимый ущерб являются другим спо­собом корректировки внешних эффектов. Они могут устанавливать­ся в отношении как производимых благ, так и вредных выбросов. Ме­ханизм воздействия налога (Т) состоит в том, что вводимый на вели­чину внешних предельных издержек Т = МЕС налог поднимает предельные издержки производства до уровня общественных предель­ных издержек (рис. 12.9). Становясь детерминантой кривой предло­жения, он сдвигает ее вверх S-» S1. В результате происходит сокраще­ние выпуска в сторону оптимального объема Q1 , а общество получает прямой выигрыш, равный устраненным потерям эффективности (тре­угольник ЛВС), что, однако, не означает устранение наносимого ущерба вообще.

Последствия введения налога обусловливаются наличием у фирм альтернативных способов минимизации издержек производства, что должно учитываться при введении налога. Если фирмы находят пред­почтительным с точки зрения максимизации собственной прибыли

283


платить налог, сокращая вы­пуск, то наносимый ущерб будет лишь уменьшаться — в нашем случае до размеров (Р1 - Р3) х q1. Когда вводи­мый налог лишит фирм при­были, они прекратят про­изводство. Если же фирмы располагают способами со­кращения вредных выбро­сов, издержки по которым ниже налога, они будут со­вершенствовать технологии,

в результате чего вредные воздействия сократятся либо будут устра­нены.

Применение налогов имеет ряд преимуществ. В отличие от стан­дартов он не требуют сбора труднодоступной информации о предель­ных издержках снижения выбросов и связаны с более низкими издерж­ками регулирования. Применение налога Т не затрагивает издержек фирм на уменьшение загрязнения МСа1 и МСа2 и способно обеспечить тот же уровень выбросов при более низких издержках (МСЬТ < МС b S) чем в случае применения стандартов, 5 (рис. 12.10я). Так как фирмы мо­гут извлечь выгоду в виде разницы между затратами на сокращение вы­бросов и налогом, то последний выступает мощным стимулом для со­кращения фирмами уровня выбросов за счет совершенствования техно­логии, а полученные налоги обеспечат рост государственных доходов.


Между тем использование налогов на практике имеет определен­ные трудности:

—во-первых, отсутствие непосредственной корреляции между
объемом выпуска и уровнем загрязнения не обеспечивает интернали-
зации внешнего эффекта, что требует четкого определения источника
внешнего эффекта и установления налога на каждый отдельный вид
вредных выбросов, а это связано со значительными дополнительными
издержками;

—во-вторых, налоги ведут к росту цен;

—в-третьих, равнозначные ошибки (рис. 12.106) при установле­
нии налога Т1 оборачиваются более серьезными предельными обще­
ственными издержками (MSCT > MSCS), нежели в случае применения
стандартов S1;

—в-четвертых, имеющее компенсирующий характер применение
налогов не гарантирует устранения наносимого ущерба, что чревато
необратимыми последствиями в долгосрочной перспективе;

—в-пятых, в тех случаях, когда получатели внешнего эффекта
располагают более дешевым способом их устранения, налогообложе­
ние вообще неэффективно.

Рассматривая вопросы регулирования внешних эффектов, сле­дует помнить, что задача состоит не в устранении загрязнения как та­кового, а в обеспечении эффективного распределения ресурсов. Это означает, что эффективный уровень контроля йад загрязнением до­стигается тогда, когда предельные общественные издержки равны пре­дельным общественным выгодам. В этой связи проблема регулирова­ния внешних эффектов заключается в том, чтобы повышение эффек­тивности распределения ресурсов достигалось при снижении издержек фирм по устранению отрицательных внешних эффектов. Реализация такой задачи (при соблюдении допустимого уровня загрязнения) воз­можна путем создания рынка прав на загрязнение, где такие права могли бы свободно продаваться и покупаться.

Лицензии на сброс загрязняющих веществ — один из возможных способов регулирования внешних эффектов посредством обмена пра­вами собственности. Установив допустимый объем загрязнения, госу­дарство выпускает равное этому объему количество лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняющего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыночный оборот. Поскольку пред­ложение лицензий S строго ограничено, то цена лицензии будет зави­сеть от спроса D на них, как права на сброс загрязняющих веществ (рис. 12.11). Уже само действие рыночного механизма на рынке ли­цензий будет способствовать тому, что права на выбросы будут пере-

285


мещаться к тем фирмам, которые имеют более низкие издержки по сокращению выбросов. Кроме того, права на использование ре­сурса (воздух, вода и т.п.) будут покупаться и для альтернатив­ных целей использования, не со­пряженных с внешними эффек­тами, что равнозначно сокраще­нию предложения лицензий (S1) и росту их цены (Р1). Одни фир­мы будут вынуждены сокращать выпуск либо внедрять более со­вершенные способы производ­ства. Фирмы, для которых цена лицензий окажется выше издер-

жек по снижению вредных выбросов, вынуждены будут прекратить производство, что обеспечит переход прав на выбросы к фирмам, с бо­лее низкими издержками по снижению вредных выбросов. В резуль­тате достигается повышение эффективности при более низких издерж­ках.

Механизм «компенсаций», представляющий собой заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене пра­вами собственности на загрязнения, применяется тогда, когда допол­нительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фир­ма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая го­това за определенную плату сократить выбросы.

Механизм «кредитования» сводится к тому, что фирмы с более низким по сравнению с нормативным уровнем вредных выбросов, по­лучают не только право («кредит») на равновеликое превышение норм загрязнения в будущем, но и возможность накапливать такие «креди­ты». Если фирмам предоставляется право продавать такие «кредиты», то этот способ регулирования может стать мощным стимулом для даль­нейшего снижения выбросов, так как продажа полученных «кредитов» приведет к росту их прибылей.

Мониторинг, применяемый для отслеживания норм выбросов по каждому отдельному загрязнителю, также может быть использован для снижения издержек фирм по соблюдению установленных норм. Фир­мам разрешается превышать нормативы по одному виду выбросов, если она обеспечивает равноценное снижение выбросов другого вида.

286


Регулирование положительных внешних эффектов

Действие положительного внешнего эффекта выражается в бо­лее низком, по сравнению с эффективным, объеме производства и по­требления блага. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального, т.е. соответствующего уровню общественных предельных выгод, объема его производства и по­ требления. Так как собственно положительный характер внешнего эф­фекта обычно проявляется в процессе потребления благ, то суть ре­гулирования положительных эффектов сводится к оказанию пони­жающего воздействия на цену блага, что увеличит спрос на него, а следовательно, и выпуск.

Субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям блага, являются наиболее распространенным спосо­бом регулирования положительных внешних эффектов.

Субсидии могут быть направлены непосредственно на стимули­ рование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительные внешние эффекты. Формы такого суб­сидирования — талоны на продукты питания, денежные выплаты бед­ным слоям населения, предоставление стипендий на образование, бес­платная вакцинация. Если потребление блага сопровождается поло­жительными внешними эффектами (рис. 12.12a), то при равновесном объеме спроса Q* суммарные потери общественной полезности (поло­жительный внешний эффект) составят (Р2 - Р*) х Q*, а чистые потери эффективности — величину, равную площади треугольника DEF. Так как эффективный объем потребления равен Q 1, то для его достижения необходимо предоставить потребителям субсидию (Суб) в размере предельной внешней выгоды С = МЕ B на каждую единицу блага. Сни­жение цены блага для потребителя (P 1 > Р3) приведет к росту покупа­тельной способности населения и сдвигу кривой спроса (D —»D1), по­средством чего достигается увеличение производства блага в эффек­тивном с точки зрения общества объеме (Q* —» q1). При этом потребуются субсидии в сумме, равной (Р1 - Р3) х Q 1.

Субсидии могут быть нацелены на стимулирование предложения (рис. 12.126). В этом случае непосредственными получателями субси­дий выступают производители, а их воздействие выражается в сокра­щении предельных издержек производства блага и смещении кривой его предложения (S —» SС). Понижающее воздействие на цену (Р —»Рс) приводит к росту потребления (Q* —> Qc). Следует, однако, обратить внимание на то, что размер субсидии (Суб) больше снижения цены.

287



Примером такого рода регулирования может служить субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.

Что касается трудностей, возникающих при регулировании по­ложительных внешних эффектов, то они сходны с теми, которые воз­никают в процессе регулирования отрицательных внешних эффектов, а именно недостаток информации, дополнительные административ­ные издержки. Нельзя также забывать, что субсидирование связано с дополнительными издержками.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Внешние эффекты являются следствием нерыночных спо­
собов взаимодействия экономических субъектов, когда ре­
зультаты деятельности одних лиц оказывают влияние на
других без адекватного возмещения последствий влияния.

2. В зависимости от характера воздействия внешние эффекты
могут быть негативными (отрицательными), ведущими к до­
полнительным издержкам третьих лиц, и положительными,
обусловливающими возникновение выгод у третьих лиц.

3. Негативные внешние эффекты возникают вследствие зани­
жения цены блага, вызванного различиями в уровне част­
ных и общественных предельных издержек.

4. Положительные внешние эффекты возникают вследствие
недостаточного спроса на благо из-за различий в уровне ча­
стных и общественных предельных выгод.

5. Причиной существования внешних эффектов является от­
сутствие установленных прав собственности на ресурсы, что

288


приводит к искажению стоимости ресурса для альтернатив­ных способов его использования.

6. Не отражаясь в рыночной цене благ, внешние эффекты ис­
кажают информацию об издержках и выгодах, что приводит
к неэффективности распределения ресурсов, проявляющей­
ся в форме перепроизводства или недопроизводства благ.

7. Условием устранения потерь эффективности, вызванных
внешними эффектами, является обеспечение равенства меж­
ду общественными предельными издержками и обществен­
ными предельными выгодами.

8. Внешние эффекты могут быть устранены посредством ры­
ночного механизма, если права собственности установлены,
а издержки обмена ими низки.

9. Когда рыночный механизм не способен обеспечить устра­
нения последствий воздействия внешних эффектов, исполь­
зуются нерыночные способы их регулирования — стандар­
ты и налоги в отношении отрицательных внешних эффек-

• тов и субсидии в отношении положительных внешних эффектов.

Ключевые понятия

Общественные предельные издержки

Отрицательный внешний эффект Позиционный внешний эффект Положительный внешний эффект Права собственности Рынки прав на загрязнения Теорема Коуза—Стиглица Частные выгоды Частные издержки Частные предельные выгоды Частные предельнее издержки

Внешние выгоды Внешние издержки Внешние предельные выгоды Внешние предельные издержки Внешние эффекты • Интернализация внешних эффектов Корректирующие налоги Корректирующие стандарты Корректирующие субсидии Общественные выгоды Общественные издержки Общественные предельные выгоды

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. На кого следует возлагать обязательства по ликвидации внешнего эф­
фекта в случае низких трансакционных издержек? -

2. Какое значение имеет определение виновника отрицательного внеш­
него эффекта?

289


3. Чем обусловлена неэффективность использования ресурса, находяще­
гося в общественном пользовании? Дайте, если возможно, графическую
иллюстрацию этому.

4. Если правительство проводит жесткую экологическую политику, то как
это скажется на общественном благосостоянии?

5. Когда правительственные органы испытывают трудности в обеспечен­
ности информацией о затратах фирм на сокращение загрязнения, ка­
кой из способов регулирования внешних эффектов им следует приме­
нить?

Примеры решения задач

Задача 1. Действующие в городе две фирмы выбрасывают в атмосфе­ру по 6 т в день загрязняющих веществ каждая. Городской совет решил сократить наполовину загрязняющее воздействие фирм. Какой из ва­риантов ограничения вредного воздействия — введение ограничения на выбросы или налог — обеспечит наиболее эффективное решение, если издержки сокращения на каждую тонну выбросов у одной фирмы составляют 700 руб. в день, а у второй — 300 руб. в день. Решение

Если городской совет примет решение о введении ограничении на выбросы, то каждая из фирм вынуждена будет перейти на более совер­шенную технологию. При этом издержки сокращения выбросов у пер­вой фирмы составят 1050 руб. в день (1,5 т х 700 руб.), а у второй -450 руб. (1,5 т х 300 руб.), а их суммарные издержки составят 1500 руб.

Сокращения выбросов можно добиться введением налога. При этом реагирование фирм будет зависеть от величины налога. Если рост из­держек после введения налога превысит затраты на новую технологию, фирма будет осуществлять переход к ней, сокращая выбросы. Если нет, то она предпочтет выплату налога без сокращения выбросов. Вторая фирма уменьшит выбросы при введении налога размером 300 руб. за тонну — в этом случае издержки фирмы по переходу на новую техно­логию будут равны величине налоговых выплат в 450 руб. Однако пер­вая фирма, имея издержки перехода в 700 руб. за тонну, предпочтет платить налог, потому что рост ее издержек будет меньше (3 х 300 = = 900), чем при переходе на новую технологию (700 х 1,5 = 1050). Что­бы заставить фирму сократить выбросы вдвое, необходимо ввести на­лог размером в 700 руб. Но тогда суммарные издержки обеих фирм со­ставят (1,5 х 700) + (1,5 х 700) = 2100 руб., что значительно больше издержек (1500 руб.), которые понесут фирмы при введении стандар­тов. Следовательно, в данном случае ограничения на выбросы являют­ся более эффективным способом сокращения последних, чем приме­нение налога.

290


Тесты

1. Внешние эффекты возникают из-за того, что:

а) рыночное равновесие не является стабильным;

б) производство наносит ущерб окружающей среде;

в) производители располагают рыночной властью;

г) рыночные цены благ не отражают побочных издержек и выгод.

2. Наличие отрицательного внешнего эффекта проявляется в том, что:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.094 с.)