Государство не может обеспечить принятия оптимальных решений , так как обладает внутренними источниками неэффективности . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство не может обеспечить принятия оптимальных решений , так как обладает внутренними источниками неэффективности .



Решение вопроса о выборе механизма предоставления благ — по­средством рынка или государства — должно приниматься на основе соизмерения затрат и выгод, возникающих в процессе применения каж­дого из способов производства благ.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Благо может иметь признак исключаемости в потреблении,
если обладание им одним субъектом исключает его доступ­
ность для других, а может носить признак неисключаемо-
сти, если невозможно воспрепятствовать кому-либо участво­
вать в потреблении этого блага. Вместе с тем благо может
обладать признаком избирательности в потреблении, когда
получение определенных выгод от его потребления одним
субъектом делает невозможным то же самое для другого, или
неизбирательности, когда получение выгод от потребления
блага кем-либо не ограничивает возможности получать те
же выгоды для других.

2. В зависимости от набора признаков, которым характеризу­
ется благо в потреблении, все блага делятся на частные
и общественные. Блага, обладающие признаками избира­
тельности и исключаемости, называются чистыми частны­
ми благами, а потребление такого блага одним субъектом
препятствует тому же для других, принося пользу лишь его
владельцу.

3. Блага, обладающее признаками неизбирательности и неис-
ключаемости, называются чистыми общественными блага­
ми, при потреблении которых никто не может быть исклю­
чен из числа потребителей, а потребление его одним субъек­
том не ограничивает его полезность для других.

4. Особенность чистых общественных благ состоит в том, что
(1) потребление этих благ всегда сопровождается положи­
тельными эффектами, (2) все пользователи потребляют одно
и то же количество чистого общественного блага, (3) пре­
дельные издержки предоставления блага дополнительному
потребителю равны нулю.

313


314


 

5. Суть проблемы чистых общественных благ состоит не в рас­
пределении, а в обеспечении оптимального объема их про­
изводства. Наиболее типичными примерами чистых обще­
ственных благ является национальная оборона, пожарная
служба, органы правопорядка.

6. Поскольку присущие общественным благам признаки мо­
гут проявляться в разной степени и в различных комбина­
циях, выделяют такие их виды, как:

 

—блага совместного (общего) потребления, которым при­
сущи высокая степень избирательности и низкая степень ис-
ключаемости;

—исключаемые общественные (коллективные) блага, обла­
дающие высокой степенью исключаемое™ и низкой степе­
нью избирательности;

—перегружаемые блага, неконкурентность в потреблении
которых сохраняется только в рамках определенного числа
потребителей;

—клубные блага, потребление которых ограничивается уз­
ким кругом потребителей во избежание перегрузки.

 

7. Поскольку все потребители общественного блага потребля­
ют одинаковое его количество, то объем потребления блага
каждым потребителем равняется объему его предложения,
а для каждого объема блага предельная общественная по­
лезность от его потребления представляет собой сумму всех
предельных индивидуальных полезностей. Поэтому объем
совокупного спроса на общественное благо равен сумме ин­
дивидуальных объемов спроса для каждой данной цены.

8. Хотя кривая спроса на общественное благо имеет нисходя­
щий наклон, как и в случае с чистым частным благом, она
формируется путем не горизонтального, а вертикального
суммирования индивидуальных кривых спроса.

9. Так как потребление чистого общественного блага сопровож­
дается положительными внешними эффектами, а включе­
ние в процесс его потребления дополнительных потребите­
лей не связано с дополнительными предельными издержка­
ми, общество заинтересовано в обеспечении такими благами
всех потенциальных потребителей, достигая при этом эф­
фективного объема производства чистого общественного
блага.

10. Эффективным считается такой объем чистого обществен­ного блага, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребите-


лей, равны предельным общественным издержкам производ­ства блага.

11. При потреблении чистого общественного блага потребите­
ли руководствуются принципом равенства индивидуальных
предельных выгод и предельных издержек. Поэтому дости­
жение эффективного объема производства такого блага тре­
бует кооперации потребителей, а применение единой став­
ки оплаты чистых общественных благ не является эффек­
тивным..

12. Так как предоставление общественного блага одним лицам
не препятствует его потреблению другими, у потребителей
возникает склонность уклоняться от участия в финансиро­
вании производства общественных благ. Это приводит к за­
нижению ценности общественного блага и более низкому,
по сравнению с эффективным, объему его производства.
Наличие такой склонности, получившей название пробле-

.мы «безбилетника», существенно ограничивает возможно­сти рыночного механизма в обеспечении общественными благами, а иногда делает это невозможным вообще.

13. Решение проблемы уклонения от участия в финансирова­
нии производства общественных благ может быть достиг­
нуто ограничением доступа к благу (введение платы, за­
ключение частных контрактов, создание организаций по со­
вместному использованию блага), взаимообусловленным
финансированием (увязывание предоставления потребите­
лю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым
благом, продажа побочных продуктов), субсидированием за
счет добровольных пожертвований граждан и организаций.

14. В тех случаях, когда возникающие при потреблении благ
внешние эффекты не поддаются интернализации, предостав­
ление общественных благ может быть обеспечено только го­
сударством, а финансирование их производства — за счет
взимаемых в принудительном порядке налогов.

15. Обеспечение общественными благами посредством государ­
ства обладает той особенностью, что осуществляется не на
основе индивидуальных предпочтений граждан, а опосредо­
ванно, принятием политических решений через установлен­
ные политические институты.

16. В условиях демократии институтом принятия решений вы­
ступает голосование по принципу большинства, когда реше­
ния принимаются на основе предпочтений большинства го­
лосующих.

315


17. Применение голосования в качестве института принятия ре­
шений не обеспечивает достижения эффективности, по сле­
дующим причинам:

—принцип большинства не учитывает всю совокупность
предпочтений голосующих, поскольку каждый из участни­
ков голосования обладает только одним голосом, независи­
мо от объема его предпочтений;

—при принятии решения большинством голосов результа­
ты выборов определяются предпочтениями избирателя-цен­
триста;

—в случае манипулирования порядком голосования при
принятии решений по принципу большинства затрудняет­
ся определение приоритетности общественных предпочте­
ний.

 

18. Хотя в ряде случаев предоставление благ может быть обес­
печено только государством, само государство не является
эффективным поставщиком благ, так как обладает внутрен­
ними источниками неэффективности (давление электора­
та, бюрократизм, лоббирование, поиск ренты работниками
государственного аппарата).

19. Решение вопроса о выборе механизма предоставления благ

— посредством рынка или государства — должно принимать­
ся на основе соизмерения затрат и выгод, которыми сопро­
вождается каждый из способов производства благ.

Ключевые понятия

Парадокс голосования Перегружаемое благо Поиск ренты Правило большинства Предложение общественных благ Принцип единогласия Проблема «зайцев» («безбилетника») Спрос на общественное благо Субсидирование общественных благ Теория избирателя-центриста Теория общественного выбора Чистое общественное благо Чистое частное благо

Блага совместного потребления

Бюрократизм

Взаимообусловленное

финансирование

Давление электората

Избирательность в потреблении

Исключаемое общественное благо

Исключаемость в потреблении

Клубное благо

Коллективное благо

Лоббирование

Логроллинг

Неизбирательность в потреблении

Неисключаемость в потреблении

Общее благо

316


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. К каким последствиям, с точки зрения оптимизации выпуска, приве­
дет введение платы за каждое сверх установленного бесплатного ли­
мита обращение к справочной телефонной службе при одновременном
предоставлении всем пользователям некоторой скидки?

2. Если средние издержки производства общественного блага растут, то
как отразится на объеме его производства введение единой ставки на­
лога на доходы потребителей блага?

3. Чем следует руководствоваться, принимая решение о вступлении
в совместное владение неким клубным благом? В каком случае будет
принято положительное, а в каком — отрицательное решение?

4. Должны ли стремиться к единогласному принятию решения депутаты
в стране, характеризующейся высокой дифференциацией доходов?

5. Какие соображения будут приниматься участниками голосования при
принятии решения об альтернативном выделении средств на защиту
окружающей среды или национальную оборону? Какова вероятность
принятия каждого из проектов?

Примеры решения задач

Задача 1. Три фирмы подали заявления на получение лицензии по обслуживанию городской сети кабельного телевидения. При этом об­ладатель лицензии получит монопольное право на оказание услуги и установление любой цены за ее предоставление. Какую максималь­ную величину средств готов потратить каждый заявитель на лоббиро­вание, если соглашение между ними невозможно, при кривой спроса на обслуживание Р = 100 - Q, где Р — цена, a Q — число абонентов, и ежегодных издержках на эксплуатацию в 200 единиц? Решение

Победитель, получая монопольные права, установит цену, руковод­ствуясь принципом максимизации прибыли MR = МС. Для данного случая предельный доход будет равен MR = 120 - 2Q, как производная от функции совокупной выручки TR = PQ = 120Q - Q2. Поскольку для кабельного телевидения предельные издержки подключения дополни­тельных абонентов являются нулевыми, максимизирующий прибыль объем выпуска будет равен 60 абонентам. (120 - 2Q = О, Q - 60). При таком уровне предложения фирма установит цену, равную 60 (Р = = 120 - Q, Р = 60). А при данных цене и выпуске ее совокупный доход составит TR = PQ = 60 х 60 - 3600, а прибыль П = TR - ТС = 3600 -- 200 = 3400.

Стремясь получить лицензию, фирмы будут исходит из того, что монопольное право получит тот, кто заплатит больше. Поэтому в слу­чае невозможности достижения соглашения между заявителями мак-

317


симальный размер затрат на лоббирование может составить величину, равную предполагаемой прибыли.

Тесты

1. Что из перечисленного относится к чистым общественным благам?

а) общественный транспорт;

б) городские парки;

в) музеи;

г) судебная система;

д) все перечисленное.

2. Эффективным считается такой объем производства чистого обще­
ственного блага, при котором;

а) ни один потребитель не. ограничен в его потреблении;

б) общественные предельные издержки производства блага равны
общественным предельным выгодам его потребления;

в) частные предельные издержки производства блага равны обще­
ственным предельным выгодам его потребления;

г) благо производится с наименьшими издержками.

3. Ограниченные возможности рынка в предоставлении обществен­
ных благ обусловлены:

а) неспособностью частных производителей выявить такие блага;

б) высокой конкуренцией на рынке общественных благ;

в) способностью потребителей уклоняться от оплаты потребляемых
благ;

г) государственным регулированием цен на такие блага.

4. Использование при принятии решений принципа большинства не
может обеспечить эффективности из-за того, что: • _

а) голосующие недостаточно разбираются в вопросе;

б) он не учитывает особенностей индивидуальных предпочтений;

в) при голосовании невозможно выявить наилучший вариант ре­
шения;

г) при голосовании возможна торговля голосами.

5. Производимые государством общественные блага финансируются
за счет собираемых налогов, при этом большая эффективность их
производства достигается при:

а) применении одинаковой ставки налога;

б) применении дифференцированной ставки налога;

в) ограничении круга потребителей;

г) бесплатном предоставлении их потребителям.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Долан Э.Дж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.

Гл. 17. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., перераб.

и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 17.

Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 18. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 15. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М.:

Дело и сервис, 2002. Гл. 14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993.

Гл. 4, 21.

Дополнительная

Бомол У., Блайндер А. Экономикс: Принципы и политика. 9-е изд. М.:

ЮНИТИ, 2004. Гл. 12, 19. Вэриан X. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ,

1997. Гл. 34. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т.

СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 2. Гл. 17. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб.:

Изд-во СПб.УЭиФ, 1996. Гл. 1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 2.

Гл. 33, 36.

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 20. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т.

М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 2. Гл. 18.


318


 

Номер главы

Номер теста

1 2 3 4 5
1 в г а в Г
2 б б г а А
3 а а б б А
4 а г б в Б
5 б а в в Б
6 а в в б В
7 б б а б В
8 б г в а В
9 в г а б Б
10 в б б г А
11 в в г б А
12 г а в а Б
13 г б в б Б

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.036 с.)