Регулирование деятельности монополий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование деятельности монополий



Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется в целях снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования.

Регулирование деятельности монополии направлено на ограничение рыночной власти последней и осуществляется в целях увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.

Законодательные меры регулирования деятельности монопо­лий — это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще  всего законодательные меры предполагают:

—запрещение договоров о ценах и разделе рынка;

—установление контроля за разделом рынка и слияниями;

—регулирование наборов предоставляемых доминирующими
продавцами услуг потребителям.

Направленность действия данных мер связана:

а) с коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным; б) проведением структурной политики, в ходе ко­торой сама отрасль становится более конкурентной.

Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничи­ваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важней­шими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регу­лирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обыч-Но реализуется в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего илш нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

Цель установления «потолка цены» — увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введе­ние «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемле­мого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную

208


проблему при использовании этого метода регулирования. Потолок должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца моно­польной прибыли, а с другой — обеспечить фирме покрытие опера­тивных расходов и получение справедливого дохода на инвестирован­ный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии.

Естественная монополия — тип рыночной структуры, при кото­ром единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наимень­ших издержках производства. Она присуща отраслям, которые харак­теризуются устойчиво растущей экономией от масштаба производства (трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хо­зяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций). В этих от­раслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой даст более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому государство может способ­ствовать поддержке такого рода монополии, создавая систему мер (кон­троль за ценой и качеством блага, определение набора предоставляе­мых услуг), противодействующих реализации монополистом имею­щейся рыночной власти.

В случае естественной монополии (рис. 9.7), когда из-за большой Доли постоянных издержек эффект масштаба столь значителен, что кривая спроса D пересекает кривую средних долгосрочных издержек (LRAC ем) на участке ее снижения, уровень LRAC ем всегда будет ниже

209


конкурентных LRACK. Используя свою рыночную власть, монополия может установить предложение на уровне QM при цене Рм и получать монопольную прибыль, что и является причиной регулирования ее деятельности. Если целью регулирования является оптимизация объ­ема выпуска, то в этом случае следует установить «оптимальную» с точки зрения общества цену PMC, равную предельным издержкам производства LRMCem, что обеспечило бы эффективное распределение ресурсов. Однако оптимальный выпуск QMC,. не обеспечивает эффектив-ности производства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде и уходу фирмы из отрасли в долго­срочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, обще­ство должно либо компенсировать убытки субсидированием производ­ства, либо установить «справедливую цену» Рем, соответствующую средним долгосрочным издержкам производства LRACeM. В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не до­бивается максимально возможного объема выпуска, обеспечит его уве­личение до QEM при более низких, чем при совершенной конкуренции Рk ценам Р EM.

В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что   регулирование цен может провоцировать рост X-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсирова­ны, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «из-

210


держки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в ка­честве базы установления «справедливой цены» будут взяты ее капи­тальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному заме­щению труда капиталом, что приведет к той же X-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фир­мы. Важно помнить, что установление «потолков цен» чревато возник­новением дефицита продукции.

Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посред­ством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом слу­чае введение налога вызовет рост издержек и монополист сократит выпуск и поднимет цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно при спросе низкой эластич­ности введение налога на продукцию обернется лишь дополнитель­ными потерями совокупного благосостояния.

Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль, оставив ей только нормаль­ную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличает­ся от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производите­ля. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребите­лями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод на­логообложения монопольной прибыли не тождествен налогу с продаж, при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен»..

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Монополия имеет место тогда, когда одна фирма обеспечи­вает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способно­сти продавца оказывать влияние на рыночную цену. •. 2. Существование монополий обусловлено наличием барьеров проникновения в отрасль, роль которых могут выполнять значительный положительный эффект масштаба, исключи-

211


Двусторонняя монополия Естественная монополия Законодательные меры регулирования Закрытая монополия Источники монопольной власти Монополия

212


тельные права, контроль над важнейшими факторами про­изводства, являющиеся при этом источниками монопольной власти.

3. В зависимости от причин формирования монопольной вла­
сти различают: закрытую монополию, положение которой
защищено законодательно или исключительными правами,
ограждающими ее от конкуренции; открытую монополию,
для которой обладание монопольной властью является ре­
зультатом ее собственных достижений и всегда имеет вре­
менный характер; естественную монополию, когда эффек­
тивным является размер предприятия, обеспечивающий весь
объем рыночного спроса; монопсонию, когда монопольная
власть концентрируется у покупателя.

4. Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист име­
ет возможность оказывать влияние на рыночную цену пу
тем регулирования величины объема своего выпуска.

5. Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы,
принуждающие производить с минимальными средними из­
держками, монополист может выбрать любой объем выпус­
ка. Однако, следуя правилу максимизации прибыли, он вы­
бирает такой объем выпуска, при котором предельная вы­
ручка равна предельным издержкам производства. При этом,
сталкиваясь с наклонной кривой спроса, монополист назна­
чает цену, превышающую предельные издержки производ­
ства на величину, обратно пропорциональную эластичности
спроса.

6. Так как решение монополиста об объеме предложения за­
висит от изменений эластичности спроса, определяющей
положение кривой предельной выручки, то однозначного со­
отношения между ценой и объемом предложения не суще­
ствует. Поэтому для монопольного рынка кривой предло­
жения, отражающей зависимость между ценой и объемом
предложения, не существует.

7. Поскольку кривая предельной выручки монополиста распо­
лагается ниже кривой рыночных цен, то максимизирующий
прибыль монополиста объем предложения будет меньше
конкурентного, а монопольная цена за единицу продукции
будет выше конкурентной. Осуществляя предложение
в объеме меньше оптимального и реализуя продукцию по
ценам выше предельных издержек производства, монополия
приводит к сокращению общественного благосостояния.


8. Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издер­жек производства) и использовании (средние издержки про­изводства выше минимальных) ресурсов обусловливает не­обходимость регулирования деятельности монополий, осу­ществляемого в целях снижения цен и увеличения выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предотвраще­ние монопольных проявлений, и экономических мер, огра­ничивающих возможности реализации рыночной власти мо­нополии.

Ключевые понятия

Монопсония

Открытая монополия

Потери «мертвого груза»

Предложение в условиях

монополии

Спрос на продукцию монополиста

Экономические меры регулирования

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Какой из факторов следует рассматривать как наиболее существенный
для возникновения монополии в рамках долгосрочного периода? По­
чему?

2. Насколько верно утверждение: чем выше монопольная власть, тем боль­
ше прибыль?

3. Верно ли утверждение, что в сравнении с конкурентной отраслью аб­
солютная монополия всегда оборачивается более высокими ценами
и меньшим объемом выпуска?

4. Правильно ли поступает правительство, ограничивая уровень при­
быльности естественного монополиста? Каковы возможные альтерна­
тивы регулирования?

5. Стремится ли фирма-монополист осуществлять выпуск, эффективный
по издержкам?

Примеры решения задач

Задача 1. Фирма-монополист определила, что при существующем спро­се на ее продукцию функция зависимости средней выручки от объема предложения описывается формулой AR= 12 - q. Если фирма несет

213


 


 


214


средние издержки по производству А С = (16 + q 2): q, то какие прибыль 1 (+) или убыток (-) получает фирма, оптимизируя выпуск в краткоcрочном периоде?

Решение

Экономический результат функционирования фирмы зависит от соотношения уровня выручки от реализации и издержек. В этом смыс­ле такой результат — прибыль или убыток — может быть найден двул способами. Один из них состоит в сопоставлении совокупных издер­жек из совокупной выручки, когда прибыль представляет собой результат вычитания совокупных издержек из значения совокупной выручки, т.е. П = TR - ТС. Другой способ заключается в сопоставлении  средней выручки (цены) и средних издержек, когда прибыль находится как разность между средней выручкой и средними издержками, ум­ноженная на объем выпуска, т.е. П = (AR - AC) q. Любой из них можетбыть использован для решения данной задачи. Проблема состоит лишь в определении оптимального с точки зрения получения максимальной прибыли объема выпуска.

Согласно условию максимизации, наибольшая прибыль будет пoлучена фирмой-монополистом при объеме выпуска, для которого предельные издержки производства равны предельной выручке. Следова­тельно, первым шагом к решению задачи является определение функций этих показателей. Так как они представляют собой первые производные от функций совокупных издержек и выручки, то вопрос сводится к определению функций последних. Такие функции легко найти, умножив функции средних издержек и средней выручки на q, поскольку речь идет о взаимозависимости общих и средних величин.

8 нашем случае получим: TR = А Rq = (12 - q) q = 12 q - q 2 и ТС = ACq
= [(16 + q 21): q \ q = 16 + q 2. Продифференцировав полученные функции, находим функции предельной выручки и предельных издержек:
MR = 12 - 2 q, MC = 2 q. Теперь можем определить максимизирующий
прибыль объем выпуска при MR = МС, т.е. 12 - 2 q = 2 q. Следовательно,
максимальная прибыль будет получена фирмой при объеме выпуска

q= 3.

Окончательное решение задачи предполагает только подстановку, полученного значения q в формулу определения прибыли П = (A R - AC) q; П = [(12 - q) - (16 + q2): q } q = [(12 q - 2 q 2 - 16): q ] q =12q -2q2 - 16. Подставив значение оптимального объема выпуска q = 3, найдем прибыль, равную П = 2. Полученное значение можем проверить путем определения прибыли как разности между совокупной выручкой и совокупными издержками: П = TR - ТС = (12 q - q 2) - (16 + q 2) = I 2 q -2q2-16=2

Задача 2. Спрос на продукцию монополиста описывается функцией qd = 40 - 2Р, а восходящий участок кривой долгосрочных предельных издержек LRMC = 2 Q - 4. Если государство установит цену на продук­цию монополиста, равную 14, то к каким последствиям это приведет —


образуется дефицит (-) или излишек (+)? Каковы были бы цена и объем рыночного предложения на нерегулируемом рынке монопо­лии?

Решение

Для того чтобы определить последствия регулирования цены, не­обходимо установить объемы рыночного спроса и предложения моно­полиста для данной цены. Найти объем рыночного спроса легко, под­ставив установленный уровень цены в функцию рыночного спроса на продукцию. Так как QD = 40 - 2Р, то QD = 40 - 2 х 14 = 12.'

Какой объем предложения обеспечит монополист? Руководству­ясь в своей деятельности принципом максимизации прибыли, он оп­тимизирует производство при объеме выпуска, для которого предель­ная выручка равна предельным издержкам, т.е. MR = МС. Поскольку по условию задачи цена установлена государством, то в этом случае для монополиста MR = Р. Следовательно, он будет оптимизировать выпуск при Р = МС, т.е. 14 = 2 Q - 4. Решая данное уравнение относи­тельно Q, получаем объем предложения монополиста, равный 2 Q = 14 + + 4, Q = 9. В итоге имеем рыночное предложение объемом 9 единиц при объеме рыночного спроса в 12 единиц. Следовательно, в результа­те установленного потолка цен образуется дефицит в объеме 3 единиц.

Если бы регулирование цены не проводилось, то в такой ситуации монополист осуществлял бы выпуск на уровне, для которого MR = МС. Поскольку для рынка монополии функция рыночного спроса есть функция спроса на продукцию монополиста, то эта функция может быть использована для определения функции предельной выручки. Для этого первоначально определим функцию совокупной выручки TR = Р(Q) х Q нашем случае это 2Р =40 - Q или Р = 20 - S x Q. Отсюда TR =(20 - S х Q) х Q = 20Q - S x Q2. Продифференцировав функцию совокупной выручки, получим функцию предельной выручки MR = 20 - Q. Теперь можем определить объем выпуска монополиста, мак­симизирующий его прибыль. Решая уравнение MR = МС, 20 - Q = = 2 Q - 4, получаем 3Q - 24, a Q = 8. Подставив значения объема выпус­ка в обратную функцию рыночного спроса Р = 20 - S x Q, определим рыночную цену, которая будет равна 16.

При сравнении полученных результатов можно заметить, что це­новое регулирование способствовало увеличению предложения со сто­роны монополиста при более низкой цене, которое, однако, сопровож­дается возникновением дефицита продукции.

Тесты

1. В модели монополии предполагается, что:

а) продавцы и покупатели принимают цены как данные;

б) проникновение на рынок новых фирм не ограничено;

в) поведение продавцов не является стратегическим;

г) производится стандартизированный продукт.

215


2. В качестве барьера для проникновения в отрасль новых произво­
дителей могут служить:

а) патенты и лицензии;

б) более низкие издержки крупного производства;

в) законодательно оформленные исключительные права;

г) все, что перечислено, верно.

3. Так как спрос на продукцию монополии является убывающим, то <
это означает, что при увеличении предложения монополиста:

а) кривая средней выручки располагается выше кривой предел
ной выручки;

б) кривая его совокупной выручки постоянно возрастает;

в) кривая предельной выручки располагается выше кривой ере,
ней выручки;

г) кривая предельной выручки и кривая цены совмещаются.

4. Какой из названных хозяйствующих субъектов обладает признак
ми естественной монополии:

а) нефтедобывающая компания;

б) аэропорт;

в) электростанция;

г) все перечисленное верно?

5. Реализация рыночной власти в условиях монополии означает, чт

а) монополист назначает максимально высокие цены;            

б) цена превышает предельную выручку;

в) монополисту гарантирована высокая прибыль;

г) монополист не учитывает особенностей спроса.


Дополнительная

Бомол У., Блайндер А. Экономикс: Принципы и политика. 9-е изд М •

ЮНИТИ, 2004. Гл. 10, 18. Вэриан X. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ

1997. Гл. 23-24. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т.

СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 2. Гл. 10. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб:

Изд-во СПб.УЭиФ, 1996. Гл. 1. Макконнем К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992 Т 2

Гл. 26, 34.

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 10. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т.

М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 2. Гл. 10, 12.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Долан Э.Дж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.

Гл. 8,16. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., перераб,;!

и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 10.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 7. • Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. В Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М. I

Дело и сервис, 2002. Гл. 5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993.'

Гл. И, 14.

216


РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ
НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ                   Глава 10

При анализе таких рыночных структур, как совершенная конкуЯ ренция и абсолютная монополия, мы рассматривали цену в качестве фактора, определяющего выбор потребителя. На практике связанные с приобретением благ издержки являются не единственным фактором,'1! принимаемым во внимание потребителями. Часто качество блага, епи внешний вид, а иногда и престижность могут оказывать более суще­ственное влияние на потребительский выбор, что обусловливает диф­ференциацию рыночного спроса. Вместе с тем обусловленные особен­ностями технологии оптимальные размеры предприятия различны для каждой отдельной отрасли, что приводит к различиям в организации отраслевого рынка. Одни отрасли представлены множеством неболь­ших фирм, в то время как другие — несколькими крупными фирмами., Все это приводит к тому, что определяющим содержание конкуренции фактором становится не цена, как при совершенной конкуренции,; а объем продаж. Конкуренция между фирмами за объем продаж назы­вается несовершенной конкуренцией, а покоящиеся на ней модели рынка дают наиболее близкое к действительности представление о ме­ханизмах рыночного взаимодействия фирм.

10.1. РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ

Характеристика рынка монополистической конкуренции

Рынок монополистической конкуренции — это тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифферен­цированного товара ведут конкурентную борьбу за объем продаж. От­личительными особенностями этого типа рынка являются: дифферен­циация продукта; большое число продавцов; отсутствие отраслевых барьеров; отсутствие стратегического поведения.

Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает не-, которую рыночную власть и сталкивается с убывающей кривой спро-

218


са на свою продукцию. Однако наличие товаров-заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы высокоэластичной (функция от чис­ла конкурентов и степени дифференциации продукта) в каждом дан­ном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер.

Таким образом, рынок дифференцированного товара обладает чертами как монополии, так и совершенной конкуренции. Эта двой­ственность приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым параметрам (технические характеристики, каче­ство, услуги), а содержательным моментом монополистической кон­куренции становится конкуренция за объем продаж. Поэтому, допус­кая теоретически отсутствие на рынках с монополистической конку­ренцией стратегического поведения фирм, следует учитывать, что на практике оно все же будет иметь место и проявится тем сильнее, чем меньшее число фирм действует на рынке.

На рынке монополистической конкуренции производящие дифференци­рованный продукт фирмы обладают ограниченной рыночной властью и конкурируют за объем продаж.

Равновесие при монополистической конкуренции

Сталкиваясь с убывающей кривой спроса на свою продукцию df, фирма, действующая на рынке с монополистической конкуренцией, оптимизирует свое предложение q * f при MRf = МС и цене P * f, что обес­печит ей максимальную прибыль, размер которой отражен затемнен­ным прямоугольником (рис. 10.1). Прибыль фирмы зависит от уровня спроса на ее продукт и уровня ее издержек производства. Поскольку

фирма действует в конкурентной среде, а спрос на ее продукт эла­стичен, то она может столкнуться с проблемой низкого спроса d 1 f, не обеспечивающего ей покрытия средних совокупных издержек. Как и в случае с совершенно кон­курентной фирмой, фирма, дей­ствующая в условиях монополи­стической конкуренции, может минимизировать равные постоян­ным издержкам убытки до тех пор, пока цена на ее продукцию покры­вает средние переменные издерж-


ки фирмы для каждого данного объема выпуска 1 f). Если же спрос, настолько слаб, что никакая комбинация цены и выработки не обеспечивает покрытия совокупных переменных издержек, фирма минимизирует убытки в краткосрочном периоде путем остановки производ­ства.

Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополистически конкурирующая фирма оптимизирует выпуск при объеме, обеспечивающем максимальное превышение совокупной выручки над совокупными издерж­ ками.

Несмотря на то что принципы принятия решений монополистачески конкурирующей фирмой в отношении оптимального выпуска те же, что и у совершенно конкурентной фирмы, нельзя рассматривать кривую ее предельных издержек в качестве кривой предложения -фирмы, потому что при убывающей кривой спроса на продукцию фир­мы невозможно установить четкую зависимость между ценой и объе­мом выпуска, поскольку они формируются под влиянием как предельных издержек фирмы, так и эластичности спроса на ее продукт. Как и в случае с монополией, при одном и том же объеме выпуска в зави­симости от особенностей спроса фирма может установить разные цены на свою продукцию. При одной и той же цене она может осуществлять выпуск разного объема. Таким образом, наличие дифференциации про­дукции не позволяет дать описания зависимостей между величиной спроса и предложения при каждой данной цене. Не имея комбинаций цены и выработки для каждого отдельного производителя, нельзя по­строить и кривые спроса и предложения для отрасли.

Для рынков с монополистической конкуренцией кривые отраслевого спро­ са и предложения не существуют.

Если в краткосрочном периоде фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это приведет к увеличению отраслевого предложения. Во-первых, действующие в отрасли фирмы будут наращивать производство, стремясь увеличить прибыль за счет использования имеющейся экономии от масштаба (при неизменности цен на ресурсы). Во-вторых, а в данном случае это глав­ное, увеличение отраслевого предложения произойдет за счет проник­новения в отрасль новых фирм, привлеченных возможностью получе­ния экономической прибыли. Для этого нет никаких препятствий, так как рынок монополистической конкуренции характеризуется отсут­ствием отраслевых барьеров входа.

При сохранении рыночного спроса на продукцию отрасли на пре­жнем уровне (рис. 10.2) вход в отрасль новых конкурентов приведет 220


 


LRMC


LRAC


как к сокращению рыночной доли Отдельной фирмы qf lR, так и к повы­шению эластичности спроса на ее продукцию из-за увеличившегося количества заменителей. Это означает, что при прочих равных усло­виях кривые спроса на продукцию фирм отрасли в долгосрочном пе­риоде будут смещаться влево к началу координат df LR. Такое смещение будет происходить до тех пор, пока экономическая прибыль фирм от­расли не станет равной нулю. Вход в отрасль новых фирм прекратит­ся, и она окажется в положении долгосрочного равновесия. Посколь­ку кривые спроса на продукцию фирм - касательные к их долгосроч­ным средним издержкам, то это означает, что в условиях долгосрочного равновесия монополистически конкурирующие фирмы а) осущест­вляют предложение по ценам, равным средним долгосрочным издерж­кам, Pt LR = LRAC и б) не получают экономической прибыли.

Рис. 10.2. Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли при монополистической конкуренции

В отрасли с монополистической конкуренцией установление долгосроч­ного рыночного равновесия не обеспечивает условий эффективного про­изводства из - за наличия рыночной власти у фирм и слабой конкуренции.

На практике силы установления рыночного равновесия в усло­виях монополистической конкуренции не так сильны, как при совер­шенной конкуренции, и движение к установлению равновесия при нулевой прибыли следует рассматривать лишь как тенденцию. Во-пер­вых, монополистическая конкуренция предполагает сегментирован­ный спрос, отдельные фирмы могут получать устойчивую экономи­ческую прибыль за счет вывода на рынок уникального товара, более благоприятного географического положения, применения передовой

221


технологии. Во-вторых, установлению рыночного равновесия при ну­левой экономической прибыли препятствуют факторы, обусловлен­ные самой дифференциацией продукции: значительные инвестицщ по разработке, высокие маркетинговые издержки, которые выступают в качестве своеобразных барьеров проникновения в отрасль. В-треть­их, обладая рыночной властью, действующие в отрасли фирмы могут устанавливать такие цены на продукцию, которые, обеспечивая вд получение небольшой экономической прибыли в долгосрочном пери­оде, одновременно выполняли бы роль барьера для проникновение в отрасль новых фирм. Наконец, возникающие при прекращении про­изводства большие безвозвратные издержки всегда выступают факто­ром, сдерживающим уход фирм из отрасли даже в случае убыточное производства.

Неэффективность монополистической конкуренции

Несмотря на схожесть механизмов совершенной и монополисти ческой конкуренции, последняя обладает существенными отличиями (рис. 10.3). Во-первых, при монополистической конкуренции долго­срочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными,; что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощ ностей. Во-вторых, хотя монополистически конкурирующие фирмы могут и не получать экономической прибыли в долгосрочном период де, их цены (РMK) не равны предельным издержкам производства. Первое свидетельствует о том, что предложение осуществляется фирма­ми по ценам (РMK) выше минимальных долгосрочных средних издер­жек, что оборачивается потерями эффективности в форме уменьшения благосостояния из-за недоиспользования мощностей (QK - QMK). Вто­рое указывает на потери эффективности в форме потери части излишка потребителя из-за рыночной властиMK – РK).

Монополистическая конкуренция приводит к потерям эффективности из - за недоиспользования производственных мощностей и реализации фир­мами рыночной власти.

Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том,' что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее число фирм могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в условиях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение числа фирм при­ведет лишь к росту степени их рыночной власти, что при отраслевом

222


равновесии даст более высокие цены. Так как рыночная власть фирм обусловлена дифференциацией продукта, наличие излишних произ­водственных мощностей служит своеобразной платой общества за эту дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и на­оборот. Поэтому суть проблемы заключается в том, сколько готов по­требитель платить за ассортиментную дифференциацию. Так как ры­ночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на их продукт, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынка компенсируется ростом благосостояния потребителей, вызванного расширением продуктово­го ассортимента.

Дифференциация продукта может быть использована фирмой в качестве способа увеличения своей рыночной доли, особенно в слу­чае, когда фирма имеет положительную экономию от масштаба произ­водства. Учитывая связь между уровнем дохода и спросом, фирма бу­дет возлагать плату за дифференциацию на потребителей, имеющих более низкую эластичность спроса (рис. 10.4).

Если в группе потребителей продукта фирмы есть покупатели с более (рис. 10.4а) и менее (рис. 10.4е) эластичным спросом, то линия спроса на продукт фирмы Da + b будет иметь вид ломаной (рис. 10.46) При данной форме средних долгосрочных издержек LRAC фирма оп­тимизирует выпуск при объеме Q* и цене Р*. В этом случае ее экономи­ческая прибыль равна нулю. Так как издержки производства убыва­ют, фирма может извлечь дополнительную экономию от масштаба про­изводства, увеличив выпуск до уровня, при котором достигаются Минимальные средние издержки (МС = LRAC). (Для данного примера

223



,

издержки взяты как не зависящие от дифференциации. Это вполне обо­снованное упрощение, ибо фирмы располагают способами дифферен­циации, которые несущественно отражаются на издержках. Фирма может ограничиться продажей одного и того же продукта под различ­ными названиями и в разной упаковке.) Может ли фирма при этом достичь равновесия? Может, если установит для покупателей с эластачным спросом цену на уровне Р a = МС (рис. 10.4й), а для покупателеи с неэластичным спросом — цену Pb в соответствии с принципом MR = МС (рис. 10.4е). В этом случае она обеспечивает безубыточность производства на сегменте рынка с эластичным спросом (МС = LRAC), а на сегменте с неэластичным спросом получает экономическую при­быль, размер которой представлен площадью затемненного прямо­угольника (рис. 10.4е). К тому же фирма еще и расширяет свою ры­ночную долю.

 

Такой подход способствует не только расширению рыночной доли фирмы, но и росту ее совокупной прибыли. Иногда фирмы реализуют одну модель продукта по ценам даже ниже средних издержек, компен­сируя потери за счет увеличения цен на другую модель продукта (пе­рекрестное субсидирование). Учитывая, что определяющим моментом рынка монополистической конкуренции являются особые свойства продукта, фирмы стремятся обратить внимание потребителя именно на этот аспект. Поэтому одним из важнейших факторов воздействия на спрос является реклама.


10.2. ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК И ЕГО МОДЕЛИ Характеристика олигополистического рынка

Олигополия —это тип рыночной структуры, для которой харак­терно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. В качестве признаков, определяющих особенности олигополистического рынка, следует указать такие, как: ограниченное количество фирм; значительная концентрация производства у отдель­ных фирм; ограниченный доступ в отрасль; стратегическое поведение фирм.

Олигополистический рынок может быть представлен как стан­дартизированным, так и дифференцированным продуктом. Вне зави­симости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти. В условиях олиго­полистического взаимодействия (реагирование на действия друг дру­га) особенность рынка состоит в том, что фирмы сталкиваются не толь­ко с реакцией потребителей, но и с реакцией своих конкурентов. По­этому, в отличие от ранее рассмотренных рыночных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклон­ ной кривой спроса, но и действиями конкурентов.

На олигополистическом рынке фирмы тесно взаимодействуют друг с дру­ гом и принимают производственные решения с учетом реакции своих кон­ курентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.13 с.)