Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение показателей эффективности
ЗАДАНИЕ 12. ИСХОДЯ ИЗ ЦЕЛИ ОПЕРАЦИИ (ЗАДАНИЕ 5) СФОРМУЛИРУЙТЕ ВЫБРАННЫЙ ВАМИ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ЦЕЛЕВУЮ ФУНКЦИЮ) МОДЕЛИ. Показатели эффективности служат основой для оценки конкретных решений рассматриваемой проблемы. В примере о ремонтном оборудовании для автотранспортных средств в состав показателей эффективности могут быть включены число автомашин, ожидающих ремонта, среднее время ожидания, стоимость сооружения и оснащение ремонтных участков и т.д. В практических случаях достаточно трудно поставить в соответствие всей совокупности целей организации (нередко противоречивых) какой-либо один критерий. Это определяется либо сложностью математических функций, необходимых для формирования такого критерия, что не позволяет найти подходящий метод решения, либо значительной исходной неопределенностью формулировок некоторых целей, что не дает возможности выразить их через количественные характеристики. Например, при определении оптимальной величины некоторого товара критерий оптимизации должен формироваться с учетом противоречивых целей, которые преследуют различные отделы организации – производственный, материально-технического снабжения, сбыта, финансовый. То, что эти цели действительно противоречивы, проявляется, например, в требовании отдела сбыта иметь на складе запас готовой продукции, минимизирующий неудовлетворенный спрос, причем данное требование выдвигается без учета возможностей производственного отдела. Если критерий оптимизации не ассоциирован с глобальной целью, а отражает ее линию в частных аспектах, то использование модели приводит к решению, называемому субоптимальным. Решение такого рода не в полной мере отвечает истинным интересам данной организации как целостной системы. Естественно, что опытный исследователь обычно старается тем или иным путем минимизировать отрицательные последствия субоптимизации, вводя в целевую функцию важнейшие противоречивые цели с присоединенными им "разумными" значениями весовых коэффициентов. Эти весовые коэффициенты отражают представления исследователя об относительной важности каждой цели. Если некоторые из таких целей не могут быть введены в целевую функцию, то при интерпретации полученного субоптимального решения должны учитываться сделанные допущения.
Методические указания к заданию В предыдущих заданиях вами составлена словесная модель операции, где сформулирована цель, определены управляемые и неуправляемые переменные, описаны ограничивающие условия для переменных. Считать, что разработанная модель совершенна, может быть, преждевременно. Поэтому предлагается вернуться к вашему объекту, проанализировать его в соответствии с планом (задание 2) с системотехнической точки зрения. Поэтому очередным будет задание 13. Системный анализ модели
Структуризация проблемы ЗАДАНИЕ 13. ОПРЕДЕЛИТЕ СТЕПЕНЬ СТРУКТУРИЗАЦИИ ВАШЕЙ ПРОБЛЕМЫ. Структуру любой проблемы можно охарактеризовать следующими логическими элементами: - возможность определить цель, достижение которой означает, что проблема решена; - альтернативные средства (с их помощью может быть достигнута цель); - затраты ресурсов, требуемые для каждого курса действий; - наличие моделей с отображением связей между целями, альтернативами и затратами; - возможность формализации цели в виде критериев оптимальности, От степени структуризации проблемы зависит возможность применения того или иного метода ее решения. В связи с этим проблемы могут быть разделены на следующие: - стандартные; - хорошо структуризованные; - слабоструктуризованные; - неструктуризованные. Стандартные отличаются ясностью и однозначностью не только целей альтернатив и затрат, но и самих решений на основе заранее выработанных процедур и правил, четко определенных методик. К ним можно отнести, например, расчет потребности в оборудовании, материалах, рабочей силе и т.д. исходя из заданной производственной программы. Хорошо структуризованные проблемы многовариантны по существу, но хорошо количественно сформулированы. В них существенные зависимости выявлены настолько, что они могут быть выражены в числах или символах. В таких проблемах наилучший из возможных вариантов решения может быть найден с помощью построения и оптимизации детерминированной экономико-машинной модели с единственным критерием оптимальности. В управлении экономическими процессами немало хорошо структуризованных проблем, начиная от транспортных задач и кончая задачами ассортиментной загрузки производственных мощностей.
Слабоструктуризованные проблемы связаны с выработкой перспективных способов действий. Наряду с изученными и количественно нормализуемыми элементами эти проблемы содержат элементы неопределенности. К таким причисляют проблемы со следующими особенностями: принимаемые решения относятся к будущему; имеется широкий диапазон альтернатив; решения требуют больших вложений ресурсов и содержат элементы риска; решения зависят от неполности информации; не полностью определяются требования, относящиеся к стоимости и времени реализации проблемы; цель проблемы не всегда можно формализовать в виде единственного критерия оптимальности; проблема внутренне сложна. Слабоструктуризованные проблемы решаются с помощью количественно-качественной методологии системного анализа (в первую очередь теории иерархических структур), сочетающей математические расчеты с соображениями экспертов. Неструктуризованные проблемы отличаются значительной неопределенностью и неформализуемостью как самих целей, так и возможных курсов действий. При их решении основное значение придается суждению, опыту и интуиции руководителей и специалистов. К названным можно отнести проблему формирования долгосрочных и среднесрочных планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, социального развития коллектива и др. Методы и модели решения стандартных проблем – это методы и модели без управления. Они необходимы как методы и модели диагностического анализа и информационного обеспечения для оптимизационных задач (методы прямого счета, нормирование, балансовые, статистические методы и модели анализа и прогнозирования). Методы и модели хорошо структуризованных проблем – оптимизационные методы и модели детерминированных процессов: оптимизации, вариационного исчисления, линейного и нелинейного программирования, дискретного и динамического программирования, детерминирования метода математической теории оптимальных процессов и др. Методы и модели слабоструктуризованных проблем входят в арсенал методологии системного анализа. Здесь существенную роль играет фактор неопределенности. В этих условиях меняется общая модель выбора решений, широко используют методы векторной оптимизации. Согласно концепции векторной оптимизации цель разработки той или иной хозяйственной системы не всегда можно практически формализовать в виде единственного критерия оптимальности. Требование построения единого показателя достижения цели, выступающего в роли критерия оптимальности, заменяется требованием построения набора (вектора) целевых функций. Приходится считаться с факторами неопределенности. Они связаны в первую очередь с научно-техническим прогрессом, природно-климатическими условиями, неоднозначным поведением моделей и т.д. Все это ведет к тому, что оптимальный план не может разрабатываться однозначно, а должен формулироваться как множество вариантов, каждый из которых с некоторой вероятностью может оказаться оптимальным.
Методы и модели неструктуризованных проблем включают, в основном, методы принятия решений в условиях неопределенности (теория игр), а также на основе экспертных оценок, эвристического программирования, теории адаптации и обучения. Поиск решения в последнем случае рассматривается как многошаговый повторяющийся процесс итеративного типа, в ходе которого постоянно сравниваются цели с возможностями их достижения, изыскиваются новые возможности, а сами цели корректируются.
Определение конечной цели ЗАДАНИЕ 14. ПРОВЕРЬТЕ ВЫБРАННУЮ ВАМИ ЦЕЛЬ (ЗАДАНИЕ 5) С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА И, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, ДОПОЛНИТЕ ЕЕ. Центральным этапом методологии системного анализа является определение целей. Поскольку глобальную цель обычно не удается связать со средствами ее достижения, то осуществляется разбиение (декомпозиция) генеральной цели на более мелкие – локальные цели, позволяющие выявить средства их достижения. Поэтому центральным методом системного анализа стал метод поэтапного расчленения генеральной цели на составные элементы, названный методом построения дерева целей. Дерево целей строится так, что корень дерева соответствует генеральной цели, а вершины относятся к подцелям. Причем по мере опускания по уровням дерева цели становятся более мелкими. Разбиение генеральной цели на подцели продолжается до тех пор, пока не появляется возможность связать цели нижних уровней дерева со средствами, обеспечивающими выполнение этих целей. Таким образом, одна из главных задач построения дерева целей –установление полного набора средств, обеспечивающих достижение поставленной генеральной цели, и выявление связей между этими средствами. Следует отметить, что как формулировка целей, так и процесс построения дерева целей являются творческими, относящимися к неформальной части системного анализа. Несмотря на то, что дерево целей формируется на сугубо эвристической основе, при реализации метода построения дерева целей можно выделить два этапа: 1) построение первоначального варианта дерева целей; 2) определение коэффициентов относительной важности его отдельных элементов и формирование окончательного варианта дерева целей.
Первый этап можно разбить на подэтапы, предусматривающие выбор: - принципа построения дерева целей; - принципа детализации элементов на каждом уровне; - глубины детализации; - взаимосвязи между элементами. На втором этапе можно выделить следующие подэтапы: - выбор критериев оценки целей; - ранжирование критериев, расчет коэффициентов относительной важ-ности дерева и уточнение дерева на основе результатов проведенного анализа. Можно выделить два принципа, положенные в основу вида дерева целей: 1) целевой, в соответствии с которым на всех уровнях дерева целей представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные 2) последовательной декомпозиции проблемы по схеме: цель – проблема – мероприятия по достижению целей – отдельные задачи – потребные ресурсы. Оба принципа не противоречат друг другу и могут применяться в зависимости от поставленной задачи совместно. При построении дерева целей обычно проверяется выполнение определенных условий, к которым относятся: - соподчиненность – цели нижнего уровня должны быть подчинены целям более высокого уровня, представлять собой их составляющие (элементы), вытекать из них, обеспечивать их достижение; - сопоставимость – на каждом уровне системы должны располагаться цели, сопоставимые по масштабу и значимости; - полнота – система целей должна включать в себя всю совокупность целей, вытекающих из соответствующей генеральной цели высшего уровня; - взяимоувязанность – в системе целей не могут присутствовать изолированные цели, т.е. не связанные ни с какими-другими целями; - реальность – цели должны быть достижимыми с точки зрения реальных возможностей и ресурсов. Для того чтобы перейти от целей к мероприятиям, по их достижении необходимо детально уяснить характер взаимосвязей между целями. Можно отметить три вида взаимозависимостей между целями одного уровня: 1)взаимодополнение целей – цель достигается только в случае достижения цели , и наоборот; 2)безразличие целей – цель достигается независимо от достижения цели ; 3)конкурентность целей – ограниченное количество ресурсов может быть направлено на достижение либо цели , либо цели . Взаимозависимость целей одного уровня учитывают с помощью коэффициентов взаимной полезности (КВП). Эти коэффициенты определяются на основе экспертных оценок. Для того чтобы выявить характер взаимосвязей между целями различных уровней и определить влияние каждой их них на достижение генеральной цели, в рассмотрение вводят коэффициенты относительной важности целей. Степень важности каждой цели для выполнения поставленной генеральной цели, определяемая полученными коэффициентами относительной важности, является необходимой информацией для лиц, планирующих достижение поставленных целей, так как позволяет при ограниченности ресурсов отбирать цели, требующие достижения в первую очередь.
Разработка альтернатив ЗАДАНИЕ 15. ВЫБЕРИТЕ И ОПИШИТЕ ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ системой. На третьем этапе системного анализа – "Разработка альтернатив" осуществляется корректировка параметрических и структурных моделей объекта и проводится синтез и анализ облика управляющей системы, которая позволяет реализовать сформулированные цели. При разработке различных вариантов управляющей системы обычно проектирование осуществляется по следующим фазам: элементы – структура – функционирование. "Разработка альтернатив" связана с разработкой функциональных аспектов проектируемой системы. Под функционированием системы понимается упорядоченное во времени и пространстве взаимодействие органов управления, технических средств и управляемых объектов при осуществлении в системе основных видов управляющей деятельности. При этом с учетом выполнения поставленных целей формулируются: - перечень задач, посредством решения которых осуществляется - распределение задач между органами управления различных уровней; - объемы, виды, формы и сроки представления информации взаимообмена между объектами системы: - критерии и показатели эффективности функционирования системы. представляет собой одну из самых сложных и ответственных задач проектирования системы. Решение этих задач позволит на начальных стадиях разработки определить: - перечень подлежащих автоматизации видов управляющей деятельности, реализуемых в данной системе; - состав подсистем и перечень отдельных объектов системы; - перечень внешних систем, с которыми предполагается взаимодействие; - основные формы управления и способы взаимодействия элементов системы; - общие требования к функциональным характеристикам объектов,
Анализ ресурсов ЗАДАНИЕ 16. ОЦЕНИТЕ ПОВТОРНО С УЧЕТОМ СТРУКТУРНОГО Возможности управления системой зависят от наличия достаточного количества ресурсов: материальных, энергетических, информационных, финансовых, человеческих и т.д. В качестве шкалы соизмерения различных ресурсов, средства их учета, нормирования и планирования их использования обычно выбирают финансовые ресурсы. Основным подходом к исчислению ресурсов является оценка потребных ресурсов для достижения цели операции. Перечислите все особенности, условия и характеристики вашей операции, которые необходимо отразить в модели в виде математических соотношений. Учтите, что должны быть определены управляемые переменные, которые обязательно войдут в аналитические соотношения для ограничений и цель операции. Для проектируемой операции необходимо определить: 1) потребные ресурсы по процессам "жизненного цикла" операции; 2) ограничения по отдельным видам ресурсов; 3) возможности замещений ограниченных видов ресурсов. На основании такого анализа разрабатывается модель расхода ресурсов на операцию. Обычно модели расхода ресурсов выражаются стоимостью как универсальной шкалой измерения ресурсов. Однако для дефицитных видов ресурсов она может быть выражена также в натуральном виде. Различают статическую и кинематическую модели расхода ресурсов. Статическая модель расхода ресурсов разрабатывается в виде матрицы, в которой строки содержат расход ресурсов на подсистему. В кинематической модели расхода ресурсов процессы жизненного цикла выражены в координате времени. На основе построения кинематической модели выявляются "пики" в потребных ресурсах, которые при жестких ограничениях на ресурсы могут оказаться существенными для достижения поставленных целей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.048 с.) |