Системный подход к объектам управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к объектам управления



 

ЗАДАНИЕ 1. ВЫБЕРИТЕ И ОПИШИТЕ ОБЪЕКТ системного ИССЛЕДОВАНИЯ

                                        ИЗ ЗНАКОМОЙ ВАМ ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объектом теории исследования являются большие человеко-машинные (организационно-управленческие) системы. К ним относятся предприятия, объединения, учреждения материально-технического снабжения и торговли, научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения, министерства, ведомства, системы распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов, текущего и перспективного планирования и т.д. Объектом исследования могут быть также сложные технические информационные системы, системы управления технологическими процессами или боевыми операциями, системы организации обмена информацией, сложные разветвленные сети связи или энергоснабжения и др. Характерной особенностью таких систем является то, что они наряду с вещественными, денежными, энергетическими и информационными ресурсами в качестве составных элементов включают в себя коллективы людей, взаимодействующих между собой и с вещественной, а также энергетической и информационной частью. Общей чертой для них является управляе­мость, т.е. способность изменять свое состояние, движение или раз­витие во времени в зависимости от принимаемых управляющих решений.

Содержанием процесса исследования служат диагности­ческий анализ структуры системы и принципов ее функционирования, разложение системы на элементарные подсистемы и процессы с целью синтеза оптимальной структуры и выбора наиболее эффективных вариан­тов протекания последних и управления ими.

Включение в вещественные системы людей, необходимость учета их интересов и взаимодействия как с вещественной частью системы, так и с коллективами людей других систем, составляющих окружающую среду, - отличительная черта теории системного анализа от дру­гих прикладных направлений, например теории оптимального управления.

Процесс принятия решений - одна из форм научного познания действующего способа производства с целью наиболее полного удов­летворения потребностей членов общества. Он дол­жен быть организован планомерно, систематично и экономно. Важно не просто методологически обосновать какую-либо совокупность меро­приятий по достижению цели, но и осуществлять ее возможно эффек­тивнее.

Таким образом, процесс принятия решения - одна из форм науч­ного подхода к достижению оптимальных целей в человеко-машинных системах. Он ориентирован на решение новых задач, посредством ко­торых должна совершенствоваться действующая система. Исследователи обязаны, исходя из обстоятельного знания практики, выявить новые проблемы, закономерности объективных явлений, находить наибо­лее эффективные пути их практической реализации.

Успех и эффективность системного анализа обеспечиваются лишь в том случае, если осознана структура исследования, если она реализуется практически, постоянно улучшается в методологическом и методическом отношениях.

ЗАДАНИЕ 2. СОСТАВЬТЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ВЫБРАННОГО ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ. ЗАПИШИТЕ ЕГО В ТЕРМИНАХ, ПРИМЕНИМЫХ К ВАШЕМУ ОБЪЕКТУ.

Научной основой обоснования и принятия решений является  системный подход.

Системный подход предполагает учет всех факторов, влияющих на решение задачи, взаимодействие системы с окружающей средой. Он поз­воляет понять функционирование системы не столько из анализа струк­туры частей и связей между ними, сколько из проникновения в их структуру, опираясь на понимание функционирования системы как це­лого.

Системный подход есть конкретно-практическая реализация метода познания в исследовании проблем. Он содержит главные принципы и способы подхода: взаимосвязь и развитие, необходимость и случайность, возможность и действитель­ность, качественные различия части и целого, связанность и автоном­ность и т.д.

Системный подход представляет собой совокупность методологи­ческих принципов и теоретических положений, позволяющих рассматри­вать каждый элемент системы в его связи и взаимодействии с други­ми. Его сущность состоит в определенной направленности и последо­вательности анализа систем, предполагающих сосредоточение внимания прежде всего на их структуре, модели, компактном составе, характе­ре внутренних и внешних связей, особенностях, пространственно-вре­менной организации компонентного состава и связей, их устойчивости и чувствительности.

Важны последовательность изучения характера функционирования системы (отдельных подсистем) с целью синтеза глобального оптимума, рассмотрение ее во всех стадиях жизненного цикла. Учет последних дает возможность с достаточной полнотой выяснить ее взаимодействие с другими системами и окружающей средой.

Рассматривая методологию проведения системного анализа, можно выделить следующие этапы:

- уяснение задачи;

- определение конечных целей;   

- разработка альтернатив, т.е. вариантов и средств достижения
поставленных целей; 

- выявление потребных ресурсов и ограничений в них;

- анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов;

- принятие решения;

- реализация решения.   

Системный подход дает возможность глубже рассмотреть процессы, связанные с оптимальным функционированием объектов и систем управления.

ЗАДАНИЕ 3. СОСТАВЬТЕ ПЛАН ВАШИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ОПЕРА­ЦИОННОМУ  ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЪЕКТА.

 

Применительно к исследованию системный подход позволя­ет определять наиболее целесообразную последовательность действий, направленных на достижение целей. При этом можно выделить следующие основные этапы принятия решений.

1.     Постановка проблемы:

- выявление проблемы;

- формирование цели и критериев;

- анализ проблемы, ее качественная формулировка;

- построение математической модели.

2.     Поиск оптимальных решений:

- решение математических моделей по различным критериям;

- синтез оптимального решения;

- исследование решения на чувствительность к изменению коэффициентов модели.

3.     Принятие и реализация решения:

- принятие решения;

- реализация принятого решения;

- оценка наилучшего результата;

- корректировка модели.

В изучаемых методических указаниях рассмотрены вопросы, относя­щиеся, в основном, к 1-му этапу принятия решений, именно к анализу и постановке проблемы. Вопросы поиска и принятия оптимальных решений изучаются в лекционном курсе и в процессе лабораторных занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.006 с.)