Чрезмерно специфический ответ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чрезмерно специфический ответ



Потенциальные обманщики временами выражаются очень специфическим образом, используя профессиональную лексику, причем в подобных случаях фразы, употребляемые для изложения ложной информации, бывают двух типов: строго формальные и узкопрофессиональные.

Когда-то мы анализировали разговор с президентом одной крупной компании. В ходе беседы у него спросили: «Каков ваш товарооборот за этот квартал?» Мужчина, использовав первый тип чрезмерно специфических ответов, то есть строго формальный, сказал: «Рад, что вы задали этот вопрос. Наш товарооборот внутри страны оказался выше ожидаемых значений».

Как выяснилось позже, внутренний объем продаж составлял всего 10 % от доходов компании. Три недели спустя были опубликованы данные о чистой прибыли, из которых стало ясно, что из-за ухудшения ситуации на глобальном фондовом рынке эффективность работы компании стала гораздо ниже, чем в предыдущем квартале.

В 1992 году Стив Крофт в своей телепередаче «60 минут» (60 Minutes) брал интервью у кандидата в президенты США Билла Клинтона.

– Репортер Дженнифер Флауэрс в одном таблоиде[25] рассказала, что у вас с ней в течение почти двадцати пяти лет были тайные любовные отношения.

– Это ложная информация, – отреагировал Клинтон. Со строго формальной точки зрения он был прав, ведь на самом деле Флауэрс заявляла, что была его любовницей не двадцать пять лет, а одиннадцать с половиной.

Кроме строго формальных словесных сигналов в речи обманщиков нередко возникают и узкопрофессиональные. Чем они обусловлены? Помните, мы обсуждали желание потенциальных лжецов озвучить такие данные, которые выставляют их в выгодном, благообразном свете? Когда Фил возглавлял отдел внутренних расследований ЦРУ, все следователи получали от него распоряжение задавать в ходе индивидуальных бесед с сотрудниками вопрос: «Чем вы занимаетесь в этом агентстве? Каковы ваши обязанности?» Разумеется, следователям еще до начала бесед были известны ответы. Цель вопросов была другой. На тот момент практика Фила уже показала, что честные люди обычно реагируют кратко, просто называя занимаемую должность: «Я оперативный сотрудник» или «Я аналитик». Обманщик же склонен подробно описывать рабочий процесс и почти каждую из своих обязанностей, поскольку желает произвести на следователей впечатление профессионала.

Самое интересное, что все, о чем говорят лжецы, демонстрирующие этот сигнал, является чистой правдой. Тем не менее эта правда используется ими как красивое, выгодное прикрытие преднамеренного вранья.

Неуместная вежливость

Мы, конечно, не призываем подозревать во лжи тех, кто просто всегда вежлив и приятен в общении, однако если, отвечая на какой-то из ваших вопросов, собеседник вдруг начинает выказывать неуместную обходительность, то это сигнал.

Стоит насторожиться, когда, например, опрашиваемый вдруг говорит: «Да, сударыня», – хотя до этого во время ответа на ваши вопросы ни разу так не реагировал. Лжец также может неожиданно вставить в свой ответ коротенький комплимент: «У вас прекрасный галстук, кстати».

Обманщик использует неуместную вежливость, чтобы завоевать вашу симпатию и отвлечь от той линии вопросов, которая способна разоблачить его.

Чрезмерное преуменьшение

Обычно, если правда не на стороне вашего собеседника, он ощущает усиливающееся стремление выбраться из ловушки собственной лжи. Такому человеку порой не остается ничего иного, кроме как постараться излишне преуменьшить важность затронутого вопроса. Обычно лжец рассуждает о ходе самого разговора или о его предмете и говорит: «А почему всех это так волнует?» или «Разве это имеет такое большое значение?» Иногда лжецы, используя тактику чрезмерного преуменьшения, произносят шутку, относящуюся к предмету обсуждения, однако звучит она почти всегда весьма странно и неуместно.

Недовольство ходом опроса

В некоторых случаях обманщик, не применяя явные фразы-атаки, все же занимает скорее агрессивную позицию, нежели оборонительную, и выражает недовольство ходом беседы. К этой категории вербальных сигналов можно отнести такие вопросы, как «Почему вы меня об этом спрашиваете?» или «Долго еще мы будем это обсуждать?» и так далее. Нередко они используются как способ выиграть время и в этом схожи с повторением вопроса и фразами-атаками. А иногда недовольство ходом опроса является попыткой обманщика быстрее изменить направление беседы на более выгодное для себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.007 с.)