Различные формы неофициального общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные формы неофициального общения.



Прежде всего это корпоративные праздники в различных формах – от всекорпоративных гуляний до скромных корпоративных пикников. Впрочем, как говорят отечественные специалисты, в рамках «менеджмента по‑русски» пикники иной раз выливаются в нечто такое, что бывает стыдно вспоминать наутро…

Главное во всех этих мероприятиях – четко обозначать их цель (стратегическую) – сплочение коллектива, причем не на негативной основе (все одинаково не любят начальство), но на позитивной – все верят в победу организации над конкурентами и личную для себя выгоду от этого. А также четко ставить тактические цели и задачи, то есть, организовывая любое мероприятие, спрашивать себя, чего мы хотим этим добиться, и проверять себя – удалось ли это. Столь распространенные варианты типа «расслабимся, соберемся, выпьем, пообщаемся» приносят больше вреда, чем пользы!

И помните, кстати, что любовь к начальству можно воспитать далеко не у каждого коллектива, но у каждого коллектива такую любовь можно заслужить. Продуманной и целенаправленной системой мероприятий – в том числе.

Согласно опросу, проведенному одним из российских маркетинговых агентств, 75% компаний, принимавших участие в исследовании, имеют регламентированную (открытую) систему мотивации сотрудников. Чем больше размер компании, тем выше вероятность существования такой системы. Среди компаний с численностью сотрудников от 300 человек систему мотивации сотрудников имеют 83% организаций.

Несколько меньшее число компаний имеет в годовом бюджете отдельную статью расходов на мотивацию персонала. Только 57% респондентов отметили существование такой позиции в бюджете своей компании.

При чем тут, казалось бы, мероприятия? Ведь основные направления мотивации персонала мы рассмотрели в предыдущей главке. Но дело в том, что большинство исследованных компаний в качестве средств нематериальной мотивации используют именно корпоративные мероприятия для сотрудников (94% опрошенных организаций) и обучение персонала (70% опрошенных организаций). При этом если корпоративные мероприятия устраиваются в компаниях чаще, чем обучение сотрудников, то эффективность этих методов нематериальной мотивации оценивается примерно одинаково. Корпоративные мероприятия считают эффективными 53% респондентов, обучение – 55% респондентов.

Наиболее популярны корпоративные праздники, которые включают календарные праздники, день рождения компании, программы выходного дня с выездом на природу, спортивные соревнования и другие. 80% компаний, принимавших участие в исследовании, организуют деловые мероприятия: конференции, семинары, презентации или слеты дилеров. 80% опрошенных компаний проводят обучение своих сотрудников. Мероприятия по «командообразованию» организуют только в 33% компаний, однако эта тенденция, будучи сегодня модной, набирает обороты (о системе team‑building более подробно будет сказано ниже).

Все же особенно серьезно влияют на лояльность сотрудников компании корпоративные торжества – таково мнение многих отечественных менеджеров по кадрам. Соответственно, таким мероприятиям следует уделять особое внимание, проводя их с размахом и фантазией. Например, компания «Норильский никель» в день своего рождения устраивает корпоративные забеги от столицы Таймыра Дудинки до Норильска. В забеге со знаменами, факелами и майками с логотипами компании участвует и топ‑менеджмент.

Но необязательно тратить на подобные акции много денег. Многие корпоративные акции могут стоить недорого. Например, очень незначительных затрат потребовал конкурс детского рисунка «Мои родители работают на „Норникеле"» (таким же образом вы можете вписать сюда свою компанию). На «Норильском никеле» все, включая торжественную церемонию награждения детей, обошлось компании в 60 тысяч долларов (у вас все может обойтись и 60 тысячами, а при меньших масштабах даже 6 тысячами рублей!). Эффект же таких акций неоценим. Потому что многие придут целыми семьями, чтобы посмотреть, как ребенок получит за нарисованного зайца игрушечного медведя. А позитивные эмоции будут связаны с компанией, которая этот праздник устроила. Иными словами, как отмечают эксперты, благодаря корпоративным мероприятиям человек начинает работать не просто за деньги, но и потому, что ему приятно получать в подарок медведей, бегать с факелами и вообще работать с такими прекрасными людьми.

А компания «Мегафон‑Москва» катает своих сотрудников на пароходе и возит на пикники, называя это программами лояльности и расходуя на это от 0,1% годового оборота. Сотрудников МТС возят чартерными рейсами в Тунис. Сотрудников компании «Руст» – на Сардинию…

На просторах корпоративной России все еще наиболее популярными видами корпоративных мероприятий являются корпоративные пикники и корпоративные праздники.

Характерно, что, согласно опросам, частота проведения корпоративных праздников чаще всего находится в прямой зависимости от общенациональных и местных праздников. Ежемесячные вечеринки в опрошенных компаниях являются редкостью (1%), многие респонденты ответили, что они корпоративно отдыхают не более одного раза в полгода (31%) и даже не более одного раза в год (11%). Впрочем, были и ответы, согласно которым праздники в компании организуются достаточно спонтанно, без привязки к какой бы то ни было периодичности, когда возникает необходимость снять рабочее напряжение или просто пообщаться в неформальной обстановке.

При этом характерно, что большинство корпоративных мероприятий сегодня проводится за пределами офисов компаний (78,1%), с таким же времяпрепровождением связано и большинство пожеланий относительно будущих вечеринок (82%). Традиционной популярностью пользуются городские кафе и рестораны, загородные пансионаты и базы отдыха, а также выезды на природу. Интересно, что 8% респондентов уже отмечали проведение праздников за пределами России…

Но хоть за пределами России, хоть в пригородном пансионате, а закономерности не меняются. «Лучшие развлечения – пряники да печенья» – говорит пословица, но без организующего начала, без массовика‑затейника любое застолье, а тем более застолье на природе рискует вылиться в банальную пьянку. По словам Мирославы Волковой, заказчики предъявляют к этой части пикника самые разные требования. Одни хотят сидеть за столом и слушать, например, выступление Сюткина, другие – бегать по пейнтбольному полю, отправляя в сторону противника тучи желатиновых шариков с краской.

Эксперты подчеркивают, насколько важно при организации пикника понимать цель мероприятия: «Может быть, руководство добивается лояльности сотрудников, а возможно, пикник организован для формирования корпоративного духа. В последнем случае хороши спортивные состязания, лучше, если они будут происходить с делением на команды. В таком случае заказываются майки разных цветов, чтобы усилить элемент соперничества и подчеркнуть разделение на своих и чужих. Впрочем, у каждого события должна быть своя изюминка, поэтому подход всегда индивидуальный».

При этом можно смело утверждать, что программа пикника ограничена лишь фантазией организаторов и их финансовыми возможностями. В набор развлечений может входить концерт на смонтированной сцене, фейерверк, гонки на гидроциклах, да мало ли что еще…

Вот описание, почерпнутое из Интернета, одного из типичных корпоративных пикников, который не сводится к банальным шашлыкам и при этом в меру затратен (для крупной корпорации; более мелкие, соответственно, сообразуют свои расходы с этим ориентиром): «Ежегодное мероприятие было организовано в живописном месте города Павловска, у бастиона императора Павла. Корпоративный праздник был выдержан в стиле популярной передачи „Последний герой". После официальной части и награждения лучших сотрудников гости разделились на шесть команд для прохождения «проверки на выживаемость». Командные игры, спортивные соревнования и конкурсы ведущего (артист Театра «Буфф») выявили сильнейшую команду и „последнего героя" компании. Праздничный день завершился веселой дискотекой». Как видим, здесь тоже использована практика team‑building, но в максимально мягкой форме.

Корпоративные праздники проводятся практически повсюду. Причем, согласно опросам, финансовые структуры уделяют этому событию особое внимание. По мнению психологов, это связано с тем, что работа в банковском секторе – одна из самых стрессовых, а атмосфера как нигде консервативна. Впрочем, к концу года значительно (почти на 55%) возрастает неудовлетворенность сотрудников своей работой и своей компанией повсюду. Самые распространенные разговоры перед новогодними праздниками: «Работы слишком много, начальство недоступно и не ценит»… В то же время после корпоративных вечеринок эти настроения исчезают, и работник уже не воспринимает свою деятельность в столь темных тонах.

Отсюда вывод – корпоративные праздники крайне полезно приурочивать к Новому году! Касается это и дня рождения фирмы (тем более что чаще всего эта дата весьма размыта, ибо неясно, что считать днем рождения – дату регистрации, дату первой сделки и т. п.).

Такое празднование приносит ощущение команды, снимает многие накопившиеся рабочие вопросы во взаимоотношениях. Однако напоминаем, важно, чтобы такие вечеринки не превращались в банальные застолья с неограниченным количеством напитков или, наоборот, в формальные мероприятия.

Командный принцип будет действовать только в том случае, если работники банка будут вовлечены в организацию самого мероприятия. Достигается это различными способами – конкурсами, самодеятельными номерами, карнавальными костюмами и т. п.

Так, в Промбизнесбанке уже установилась традиция, что новогоднее празднование проходит несколько дней с выездом за город (например, два дня на бывшей даче Брежнева в Кунцеве). Инициаторами и авторами новогодней программы выступают сами сотрудники. Они пишут сценарии и придумывают номера для капустников, в форме которых и проходят корпоративные вечеринки. Выезды на природу имеют и еще одно очень важное последствие – после первой же корпоративной вечеринки на свежем воздухе в банке образовалось шесть семейных пар…

Вообще, место проведения праздника имеет большое значение. Хорошо, если он пройдет в элитном, закрытом и очень модном клубе. Вряд ли большинство сотрудников смогут побывать в нем в другое время – тем интереснее им будет на корпоративном торжестве.

Вовлечение сотрудников в праздник начинается задолго до его начала. Например, в Союзобщемашбанке проводятся конкурсы «Мистер Банк», «Мисс Банк», «Самый обаятельный сотрудник». Работники банка заранее высказывают свое мнение, а на празднике объявляются имена победителей. А поскольку выбор нельзя заранее предсказать, то сотрудники с нетерпением ждут результатов конкурса. Победители получают подарки, но главное – осознание того, что они не просто хорошие работники, но и привлекательные люди.

Неотъемлемой частью корпоративных праздников становятся различные лотереи и конкурсы, целью которых опять же является вовлечение в происходящее всех присутствующих. Зрителей, стоящих в сторонке, быть не должно!

И еще об эффективности корпоративов. Подсчитано, что, скажем, выезд в Подмосковье для компании со штатом 400 человек обходится от 20 тысяч до 100 тысяч долларов (с элементами тренинга по командообразованию – об этом в следующей подглавке). Это эквивалентно прибавке к месячному жалованью 20 долларов. Но, как считают столичные эксперты, такое мизерное (для Москвы, со своими регионами сообразуйтесь дополнительно) повышение зарплаты многие сотрудники сочли бы издевательством, а вот после корпоративных пикников руководители служб персонала отмечают стабильный рост производительности труда.

 

5.10. Строим команду!

 

По большому счету, корпоративные праздники – это отдых. А он, по мнению многих, сплачиванию коллектива не способствует. То ли дело team‑building, то есть занятия по сплочению коллектива. Мероприятия, когда, например, менеджеров, ради вырабатывания у них командного духа, возят за город лазать по скалам или карабкаться на деревья, становятся все популярнее.

Конечно, необходимо четко осознавать задачи и цели такого тренинга, правильно понимать ситуацию, в которой имеет смысл его проводить: например, когда заметно не ладится командное взаимодействие в одном из подразделений компании или произошли массовая смена или расширение коллектива. В профессиональной же эффективности подобным тренингам многие эксперты отказывают, ибо сообща карабкаться по скалам и вместе обеспечивать динамику продаж – все‑таки разные вещи!

Надо сказать определенно: хороший корпоратив все равно лучше плохого тим‑билдинга (равно как и наоборот). Понятие «хороший» здесь включает две вещи: осознание назначения мероприятия и правильное его проведение, то есть приведение его к заданной цели.

Вот чего можно достичь во время тим‑билдинга и, соответственно, перенести это достижение на повседневную работу организации.

Внутреннее структурирование группы – распределение членов группы по ролям (ключевая роль – лидер). Такой тренинг нужен на начальном этапе взаимодействия с рабочей группой, в случае если роль лидера вакантна. Эта ситуация часто встречается, когда в каком‑либо подразделении место руководителя свободно, и начальство принимает решение закрыть его за счет повышения кого‑либо из сотрудников этого подразделения (выбрать надо не самого профессионального – для этого тренинг не нужен, а самого авторитетного).

Укрепление позиций лидера в группе – это также тренинг начального этапа. Однако в отличие от предыдущего варианта лидер группы уже определен. Например, когда менеджер создает какой‑либо отдел «с нуля» или когда начальник назначается извне. Необходимо отметить, что этот вариант тренинга командообразования – самый востребованный на рынке и дает самые впечатляющие результаты по росту эффективности работы подразделения.

Повышение эффективности вертикальных взаимодействий. Вертикальное взаимодействие происходит по схеме «лидер – сподвижник», «начальник – подчиненный». Взаимодействия такого рода – основа любой иерархии, и от их качества напрямую зависит экономическая эффективность любой структуры. Часто задача улучшения прохождения информации по вертикальным каналам связи решается одновременно с задачей усиления авторитета лидера и повышения к нему доверия со стороны подчиненных.

Повышение эффективности горизонтальных взаимодействий. Горизонтальные взаимодействия в команде (взаимодействия между членами группы, находящимися на одном уровне в иерархии) – не всегда нужный и одновременно самый сложный для отработки навык командной работы. Поэтому перед запуском такого тренинга обязательно должен производиться анализ необходимости горизонтальных связей для достижения командных целей. Причина этого заключается в том, что наличие ненужных горизонтальных связей оказывается одной из самых распространенных причин меньшей эффективности командной работы (сотрудники много времени тратят на пустые взаимодействия), чем работа менее дружного коллектива.

Пожалуй, самым распространенным сегодня является так называемый «веревочный вариант» тим‑билдинга. Суть его состоит в том, чтобы сообща преодолевать препятствия. При этом в состав препятствий входят такие, которые можно преодолеть, лишь опираясь «на плечо друга», возможно, в обычной жизни это ваш начальник.

«Веревочные курсы» высокого уровня сложности обычно содержат комплекс индивидуальных препятствий, направленных на формирование личной целеустремленности, ответственности и раскрытие лидерского потенциала каждого члена группы индивидуально. «Веревки» этого вида обычно позволяют добиться хороших результатов за счет помещения каждого члена группы в ситуацию риска, испытаний и предоставление ему успешного их преодоления. Таким образом, каждый член группы получает возможность лучше себя познать, у него повышается самооценка, исчезают определенные комплексы, а значит, он становится более успешен как единица рабочего коллектива, что несомненно повышает успех всей команды в целом.

«Веревочные курсы» низкого уровня сложности позволяют создать условия с низким уровнем риска или опасности, но для успешного выполнения заданий и преодоления предложенных препятствий члены группы должны самоорганизоваться, образовав команду, и проявить навыки взаимодействия для решения поставленных перед группой задач. Главная из них – сформировать из группы единую команду и отследить групповую динамику. «Верёвки» низкого уровня сложности позволяют участникам группы понять, как нужно взаимодействовать, чтобы достигать общей цели; как разрешать конфликты к группе.

Имеется опыт проведения и более сложных, сценарных team‑buildings (тренингов, в основе которых лежит длительная командная работа с общей идеей, например, игра типа «Миссия» по аналогии с компьютерной и т. п.). Предназначены такие мероприятия, в силу сложности и затратности, в основном для топ‑менеджмента. Отзывы о подобных мероприятиях, правда, оказываются диаметрально противоположными: от восторженных воспоминаний о разгадке детективной истории всем коллективом в течение долгого времени с полным вживанием в роли до предупреждений об опасности сценарных тренингов и их несопоставимости с менталитетом и реалиями ведения бизнеса в России.

Конечно, усложняющиеся формы командных мероприятий ставят вопрос о привлечении сторонних профессионалов, тем более что во многих крупных городах России появляются фирмы (или – специализированные подразделения туристических фирм), предлагающие услуги по проведению корпоративных тусовок разной сложности и направленности. Такой outsoursing (то есть привлечение внешних организационных ресурсов) имеет свои плюсы и минусы, однако, как считают практики, если масштабы вашей организации не превзошли межрегиональные, справляться лучше самим (возможно, с помощью привлеченных консультантов). Отметим, что за последнее время фирмы, организующие тренинги командообразования, появляются чуть ли не каждый день. В любом областном центре их не менее десятка – знай выбирай! Критерием выбора как раз и должно стать понимание фирмой‑организатором сущности тим‑билдинга и умение привязать его сценарий к задачам, стоящим перед фирмой‑заказчиком…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.024 с.)