Педагогический контроль, оценка успеваемости учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический контроль, оценка успеваемости учащихся



Педагогический контроль должен удовлетворять следующим требованиям: 1. Быть строго индивидуальным. 2. Проводиться систематически, на всех этапах обучения.            3. Обеспечивать обучающую, развивающую и воспитывающую направленность занятий. 4. Охватывать все разделы учебной программы. 5. Быть объективным, исключающим возможность преднамеренного, субъективного, ошибочного суждения и выводов учителя. 6. Давать возможность дифференцированной оценки деятельности каждого ученика.

Для успешного проведения уроков физической культуры важны все виды педагогического контроля. Предварительный контроль, осуществляемый в начале учебного года и перед началом прохождения каждого нового раздела программы с помощью тестов и других контрольных испытаний, позволяет оценить готовность учащихся к обучению. Для опытного учителя физической культуры, хорошо знающего класс, бывает достаточно ограничиться небольшой проверкой, для начинающего учителя или пришедшего в новый класс этого недостаточно, он должен хорошо ознакомиться с возможностями учащихся и поэтому пользуется значительно большим числом проверочных уп­ражнений. Текущий контроль, проводимый почти на каждом уроке, по закону обратной связи служит учителю информацией текущей успеваемости школьников. Периодический контроль, -обычно проводимый после завершения того или иного раздела программы, а также в конце каждой четверти, подводит итоги проделанной учащимися и учителем работы. Наконец, итоговый контроль в конце каждого учебного года, а также после окончания курса неполной средней и средней школы — показывает окончательные результаты этой работы.

Методы контроляза успеваемостью школьников: системати­ческие наблюдения за их работой (включая выполнение до­машних заданий), устный опрос и практическая проверка вы­полнения упражнений, небольшие письменные проверки (вклю­чая использование программированных карточек). С 1986 г. в VIII классе проводится зачет.

Теоретические знания учащихся оценивают по двум крите­риям — количественному и качественному. Количественный — объем усвоенных понятий, закономерностей, правил; качест­венный— глубина и правильность понимания изученного ма­териала, умение учащегося рассказать и объяснить его, поль­зоваться спортивной терминологией. Вопросы, задаваемые уче­нику, должны быть конкретны.

Оценка овладения учащимися практическими навыками дви­гательных действий определяется по тем же критериям. Коли­чественные результаты оцениваются на основе имеющихся в программе учебных нормативов. С 1983 г. вновь введена диф­ференцированная система оценки; причем оценка «отлично» соответствует требованиям золотого значка ГТО, оценка «хоро­шо» требованиям на «сдано», а оценка «удовлетворитель­но»— пропорционально сниженным требованиям. Критерием ка­чества выполнения движений служит соответствие его опреде­ленному эталону — биомеханически целесообразному, эконом­ному в отношении расхода усилий, правильному в отношении решения поставленной двигательной задачи.

Комплекс тестов для оценки уровня общей физической подготовленности должен быть простым и не занимать много времени. Поэтому можно ограничиться четырьмя упражнения­ми: бег на быстроту (на 20 м с хода), бег на выносливость (6 мин), скоростно-силовое упражнение (прыжок в длину с ме­ста) и упражнение на силовую выносливость (отжимание в упоре лежа, с опорой на гимнастическую скамейку). Этот комп­лекс используется и во всех других классах.

Оцен­ки обязательно объявляют ученикам сразу или после проведе­ния всех тестов. В классный журнал выставляют результаты, но не оценки. Таблицы составлены таким образом, что 25% ре­зультатов будут считаться отличными, 25% —хорошими, 25% — удовлетворительными и 25% результатов — ниже среднего уровня.

Для майского измерения можно не составлять таблиц, а можно пользоваться сентябрьскими оценками, но для следую­щего класса. Как показали исследования, в течение лета у большинства школьников показатели физической подготовлен­ности существенно не изменяются — или стабилизируются, или слегка повышаются, или даже несколько снижаются. Исклю­чение составляют дети, побывавшие в спортивных лагерях.

При оценке техники учитель анализирует выполняемое уче­ником движение в его развитии от начала до конца, учитывал влияние одних фаз и элементов на последующие, на структуру всего движения в целом и, если ставится такая задача, также на количественный результат. В таких видах упражнений, как строевые и общеразвивающие, акробатика, равновесие и т. п., оценка техники является единственной, а в других — бег, прыж­ки и т. п.— учитываются и количественные данные.

Как и в спорте, в школьном физическом воспитании приня­то выводить оценку за выполнение движений путем вычитания из максимального балла (5) сбавок за ошибки. Поскольку ка­ких-либо научно обоснованных критериев в этом деле нет и одна и та же ошибка в зависимости от степени ее выраженно­сти может быть и мелкой, и значительной, и очень грубой, про­ще всего установить две крайние позиции определения ошибок. Первая — мелкие (незначительные, несущественные) ошибки, не вызывающие больших искажений элементов в главных фа­зах движений и практически не влияющие на результат, на­пример в прыжках —наклон головы при разбеге, жесткое при­земление. Вторая — грубые ошибки, искажающие структуру движений и значительно снижающие результат, например в прыжках — слабое отталкивание, недостаточный мах ногой и т. п. Рекомендуется за мелкие ошибки сбавлять от 0,1 до 0,5 балла, а за грубые—от 0,6 до 1 балла, в зависимости от степени ихвыраженности.

Практически придерживаются следующего правила: если   движение выполнено с очень незначительными ошибками, ставят ученику 5; если допущена крупная ошибка или несколько мелких — 4; при двух крупных ошибках или при одной круп­ной, но с большим числом мелких —3; если три или более круп­ных ошибок—2; если ученик совсем не в состоянии выполнить упражнения—1.

 

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Способность учащихся к овладению двигательными дейст­виями (обучаемость) зависит от их физического и умствен­ного развития. В подростковом возрасте продолжается созре­вание структур головного мозга, в том числе его двигательного отдела. К 13—15 годам в основном завершается формиро­вание двигательного анализатора и важнейших двигательных функций. К 11—14 годам достигают полной зрелости зритель­ный, тактильный, слуховой анализаторы. До 15-летнего воз­раста постоянно растет роль зрения в ориентировании в прост­ранстве, о чем свидетельствует увеличение соотношения числа ошибок при выполнении движений без участия и с участием зрения. Но с 14—15 лет начинает повышаться роль проприоцепции в управлении движениями. В точности различения и воспроизведения мышечных на­пряжений разницы между мальчиками и девочками не обна­ружено. Эта способность продолжает развиваться до 16 лет, достигая в этот период максимального уровня. Мышечно-суставная чувствительность рук у школьников развита больше, чем ног. С возрастом уменьшается лишь разница в простран­ственной точности движений правой и левой рукой, разница в точности движений рук и ног.

Уменьшаются колебания тела при прямостоянии, к 14 го­дам достигая показателей взрослых.

К 14—15 годам возрастает способность школьников под­держивать постоянную скорость при сложнокоординированных действиях со слежением; управляя движениями, подростки поддерживают заданное напряжение менее импульсивно, чем младшие школьники. Совершенствуется, хотя и более замед­ленными темпами, чем в предыдущие годы, способность опре­делить момент начала движений при реакциях на движущийся объект. Наблюдается прирост (но тоже более медленными тем­пами) скорости реакций.

В VII—VIII классах учащиеся значительно больше, чем в предыдущих, отличаются друг от друга по уровню физической подготовленности, поэтому нужно тщательнее изучать способ­ности каждого ученика к освоению техники движений (учи­тывать уровень развития относительной силы, координированность и пр.); подбирать для разных групп школьников наиболее подходящие методы разучивания упражнений и подготови­тельные упражнения.

Уровень физической подготовленности школьников очень влияет на то, как они овладевают техникой двигательных дей­ствий. Особо надо следить за учащимися с повышенной массой тела: даже небольшое превышение нормальной массы намно­го усложняет обучение лазанью по канату, висам и упорам, опорным прыжкам. Хуже овладевают такими упражнениями и школьники со слаборазвитой мускулатурой, несмотря на не­большую массу тела. Для таких школьников нужно облегчать условия выполнения упражнений путем оказания помощи.

Очень внимательно надо следить за состоянием организма девочек. В подростковом возрасте у большинства из них уже устанавливаются сроки менструаций. Некоторые переносят их легко, у других же наблюдается ухудшение общего самочувст­вия: головные боли", тошнота, учащение сердцебиения, иногда озноб, одышка, боли в конечностях; у некоторых появляется раздражительность, повышенная требовательность к окружаю­щему; у других, напротив, угнетенное состояние, плаксивость, замкнутость, повышенная мнительность, апатия. Как правило, снижены внимание и память. И хотя девочки в такие дни и не пропускают уроки, они находятся в болезненном состоянии. Учитель должен обращаться с девочками, проявляющими признаки недомогания, крайне осторожно. Это, конечно, не значит, что надо оставлять без внимания проявления невоспитанности, но реагировать на них следует с учетом вышесказанного.

Процесс обучения школьников VII—VIII классов может быть в значи­тельной мере интеллектуализирован путем повышения значе­ния анализа — мысленного расчленения двигательных дейст­вий на фазы и элементы, сравнения (нахождения сходства и различия между разными движениями и действиями), синтеза и обобщения (соединения разных признаков с целью форму­лировки общего понятия).

Например, приступая к изучению одновременного одношаж­ного хода на лыжах, учитель после показа изучаемого движе­ния спрашивает школьников: какие можно выделить главные элементы этого хода (анализ)? Чем этот способ сходен с изу­ченным ранее одновременным двухшажным ходом и в чем его отличия (сравнение)? Что общего, наиболее характерного в обоих способах (синтез, обобщение)?

Для повышения активности и самостоятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала, а также обеспечения дифференцированного подхода к учащимся (разделения на груп­пы в зависимости от их подготовленности) рекомендуется в не­которых случаях использовать способ программированного обу­чения. Составляют обучающую программу, которая содержит предписания учащимся о порядке действий для овладения изу­чаемым материалом. Предписание это представляет собой не­сколько серий заданий. К каждой из них можно приступать только после полного овладения материалом предыдущей се­рии. В сериях предусматривается решение определенных задач.

Обучающая программа составляется следующим образом:

I. Название изучаемого упражнения.

II. Описание техники движений с рисунками.

III. Что должен знать и уметь ученик, чтобы быть готовым к обучению.

IV. Серии заданий:

1. Информационный кадр: номер и название упражнения.

2. Операционный кадр: требования к выполнению (точное указание, как выполнять движения).

3. Контрольный кадр: упражнение (элемент), выполнение которого свидетельствует об освоении задания.

Такие кадры составляют по каждой серии заданий.

При программированном обучении школьников делят неболее чем на три группы (начиная с 3-й серии заданий). В про­цессе выполнения упражнений ученики разделяются по парам. На работу отводится до 15 мин. Вначале повторяется послед­нее упражнение предыдущего урока.

Как при обычном, так и при программированном обучении в процессе формирования двигательных навыков выделяют сле­дующие этапы: предварительный — сообщение знаний о значе­нии и структуре движений, а также способах овладения ими; аналитический — овладение главными элементами двигатель­ного действия; синтезирования — отдельные элементы вновь со­единяются в целостное движение; закрепления и автоматиза­ции. Как мы видим, в процессе обучения у школьников фор­мируются сенсорно-перцептивные восприятия, двигательные (моторные) и мысленные действия (выбор способов решения двигательных задач). Каждому из этих компонентов надо уде­лять достаточно внимания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.014 с.)