Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогический контроль, оценка успеваемости учащихся
Педагогический контроль должен удовлетворять следующим требованиям: 1. Быть строго индивидуальным. 2. Проводиться систематически, на всех этапах обучения. 3. Обеспечивать обучающую, развивающую и воспитывающую направленность занятий. 4. Охватывать все разделы учебной программы. 5. Быть объективным, исключающим возможность преднамеренного, субъективного, ошибочного суждения и выводов учителя. 6. Давать возможность дифференцированной оценки деятельности каждого ученика. Для успешного проведения уроков физической культуры важны все виды педагогического контроля. Предварительный контроль, осуществляемый в начале учебного года и перед началом прохождения каждого нового раздела программы с помощью тестов и других контрольных испытаний, позволяет оценить готовность учащихся к обучению. Для опытного учителя физической культуры, хорошо знающего класс, бывает достаточно ограничиться небольшой проверкой, для начинающего учителя или пришедшего в новый класс этого недостаточно, он должен хорошо ознакомиться с возможностями учащихся и поэтому пользуется значительно большим числом проверочных упражнений. Текущий контроль, проводимый почти на каждом уроке, по закону обратной связи служит учителю информацией текущей успеваемости школьников. Периодический контроль, -обычно проводимый после завершения того или иного раздела программы, а также в конце каждой четверти, подводит итоги проделанной учащимися и учителем работы. Наконец, итоговый контроль — в конце каждого учебного года, а также после окончания курса неполной средней и средней школы — показывает окончательные результаты этой работы. Методы контроляза успеваемостью школьников: систематические наблюдения за их работой (включая выполнение домашних заданий), устный опрос и практическая проверка выполнения упражнений, небольшие письменные проверки (включая использование программированных карточек). С 1986 г. в VIII классе проводится зачет. Теоретические знания учащихся оценивают по двум критериям — количественному и качественному. Количественный — объем усвоенных понятий, закономерностей, правил; качественный— глубина и правильность понимания изученного материала, умение учащегося рассказать и объяснить его, пользоваться спортивной терминологией. Вопросы, задаваемые ученику, должны быть конкретны.
Оценка овладения учащимися практическими навыками двигательных действий определяется по тем же критериям. Количественные результаты оцениваются на основе имеющихся в программе учебных нормативов. С 1983 г. вновь введена дифференцированная система оценки; причем оценка «отлично» соответствует требованиям золотого значка ГТО, оценка «хорошо» требованиям на «сдано», а оценка «удовлетворительно»— пропорционально сниженным требованиям. Критерием качества выполнения движений служит соответствие его определенному эталону — биомеханически целесообразному, экономному в отношении расхода усилий, правильному в отношении решения поставленной двигательной задачи. Комплекс тестов для оценки уровня общей физической подготовленности должен быть простым и не занимать много времени. Поэтому можно ограничиться четырьмя упражнениями: бег на быстроту (на 20 м с хода), бег на выносливость (6 мин), скоростно-силовое упражнение (прыжок в длину с места) и упражнение на силовую выносливость (отжимание в упоре лежа, с опорой на гимнастическую скамейку). Этот комплекс используется и во всех других классах. Оценки обязательно объявляют ученикам сразу или после проведения всех тестов. В классный журнал выставляют результаты, но не оценки. Таблицы составлены таким образом, что 25% результатов будут считаться отличными, 25% —хорошими, 25% — удовлетворительными и 25% результатов — ниже среднего уровня. Для майского измерения можно не составлять таблиц, а можно пользоваться сентябрьскими оценками, но для следующего класса. Как показали исследования, в течение лета у большинства школьников показатели физической подготовленности существенно не изменяются — или стабилизируются, или слегка повышаются, или даже несколько снижаются. Исключение составляют дети, побывавшие в спортивных лагерях. При оценке техники учитель анализирует выполняемое учеником движение в его развитии от начала до конца, учитывал влияние одних фаз и элементов на последующие, на структуру всего движения в целом и, если ставится такая задача, также на количественный результат. В таких видах упражнений, как строевые и общеразвивающие, акробатика, равновесие и т. п., оценка техники является единственной, а в других — бег, прыжки и т. п.— учитываются и количественные данные.
Как и в спорте, в школьном физическом воспитании принято выводить оценку за выполнение движений путем вычитания из максимального балла (5) сбавок за ошибки. Поскольку каких-либо научно обоснованных критериев в этом деле нет и одна и та же ошибка в зависимости от степени ее выраженности может быть и мелкой, и значительной, и очень грубой, проще всего установить две крайние позиции определения ошибок. Первая — мелкие (незначительные, несущественные) ошибки, не вызывающие больших искажений элементов в главных фазах движений и практически не влияющие на результат, например в прыжках —наклон головы при разбеге, жесткое приземление. Вторая — грубые ошибки, искажающие структуру движений и значительно снижающие результат, например в прыжках — слабое отталкивание, недостаточный мах ногой и т. п. Рекомендуется за мелкие ошибки сбавлять от 0,1 до 0,5 балла, а за грубые—от 0,6 до 1 балла, в зависимости от степени ихвыраженности. Практически придерживаются следующего правила: если движение выполнено с очень незначительными ошибками, ставят ученику 5; если допущена крупная ошибка или несколько мелких — 4; при двух крупных ошибках или при одной крупной, но с большим числом мелких —3; если три или более крупных ошибок—2; если ученик совсем не в состоянии выполнить упражнения—1.
ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ Способность учащихся к овладению двигательными действиями (обучаемость) зависит от их физического и умственного развития. В подростковом возрасте продолжается созревание структур головного мозга, в том числе его двигательного отдела. К 13—15 годам в основном завершается формирование двигательного анализатора и важнейших двигательных функций. К 11—14 годам достигают полной зрелости зрительный, тактильный, слуховой анализаторы. До 15-летнего возраста постоянно растет роль зрения в ориентировании в пространстве, о чем свидетельствует увеличение соотношения числа ошибок при выполнении движений без участия и с участием зрения. Но с 14—15 лет начинает повышаться роль проприоцепции в управлении движениями. В точности различения и воспроизведения мышечных напряжений разницы между мальчиками и девочками не обнаружено. Эта способность продолжает развиваться до 16 лет, достигая в этот период максимального уровня. Мышечно-суставная чувствительность рук у школьников развита больше, чем ног. С возрастом уменьшается лишь разница в пространственной точности движений правой и левой рукой, разница в точности движений рук и ног. Уменьшаются колебания тела при прямостоянии, к 14 годам достигая показателей взрослых. К 14—15 годам возрастает способность школьников поддерживать постоянную скорость при сложнокоординированных действиях со слежением; управляя движениями, подростки поддерживают заданное напряжение менее импульсивно, чем младшие школьники. Совершенствуется, хотя и более замедленными темпами, чем в предыдущие годы, способность определить момент начала движений при реакциях на движущийся объект. Наблюдается прирост (но тоже более медленными темпами) скорости реакций.
В VII—VIII классах учащиеся значительно больше, чем в предыдущих, отличаются друг от друга по уровню физической подготовленности, поэтому нужно тщательнее изучать способности каждого ученика к освоению техники движений (учитывать уровень развития относительной силы, координированность и пр.); подбирать для разных групп школьников наиболее подходящие методы разучивания упражнений и подготовительные упражнения. Уровень физической подготовленности школьников очень влияет на то, как они овладевают техникой двигательных действий. Особо надо следить за учащимися с повышенной массой тела: даже небольшое превышение нормальной массы намного усложняет обучение лазанью по канату, висам и упорам, опорным прыжкам. Хуже овладевают такими упражнениями и школьники со слаборазвитой мускулатурой, несмотря на небольшую массу тела. Для таких школьников нужно облегчать условия выполнения упражнений путем оказания помощи. Очень внимательно надо следить за состоянием организма девочек. В подростковом возрасте у большинства из них уже устанавливаются сроки менструаций. Некоторые переносят их легко, у других же наблюдается ухудшение общего самочувствия: головные боли", тошнота, учащение сердцебиения, иногда озноб, одышка, боли в конечностях; у некоторых появляется раздражительность, повышенная требовательность к окружающему; у других, напротив, угнетенное состояние, плаксивость, замкнутость, повышенная мнительность, апатия. Как правило, снижены внимание и память. И хотя девочки в такие дни и не пропускают уроки, они находятся в болезненном состоянии. Учитель должен обращаться с девочками, проявляющими признаки недомогания, крайне осторожно. Это, конечно, не значит, что надо оставлять без внимания проявления невоспитанности, но реагировать на них следует с учетом вышесказанного. Процесс обучения школьников VII—VIII классов может быть в значительной мере интеллектуализирован путем повышения значения анализа — мысленного расчленения двигательных действий на фазы и элементы, сравнения (нахождения сходства и различия между разными движениями и действиями), синтеза и обобщения (соединения разных признаков с целью формулировки общего понятия).
Например, приступая к изучению одновременного одношажного хода на лыжах, учитель после показа изучаемого движения спрашивает школьников: какие можно выделить главные элементы этого хода (анализ)? Чем этот способ сходен с изученным ранее одновременным двухшажным ходом и в чем его отличия (сравнение)? Что общего, наиболее характерного в обоих способах (синтез, обобщение)? Для повышения активности и самостоятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала, а также обеспечения дифференцированного подхода к учащимся (разделения на группы в зависимости от их подготовленности) рекомендуется в некоторых случаях использовать способ программированного обучения. Составляют обучающую программу, которая содержит предписания учащимся о порядке действий для овладения изучаемым материалом. Предписание это представляет собой несколько серий заданий. К каждой из них можно приступать только после полного овладения материалом предыдущей серии. В сериях предусматривается решение определенных задач. Обучающая программа составляется следующим образом: I. Название изучаемого упражнения. II. Описание техники движений с рисунками. III. Что должен знать и уметь ученик, чтобы быть готовым к обучению. IV. Серии заданий: 1. Информационный кадр: номер и название упражнения. 2. Операционный кадр: требования к выполнению (точное указание, как выполнять движения). 3. Контрольный кадр: упражнение (элемент), выполнение которого свидетельствует об освоении задания. Такие кадры составляют по каждой серии заданий. При программированном обучении школьников делят неболее чем на три группы (начиная с 3-й серии заданий). В процессе выполнения упражнений ученики разделяются по парам. На работу отводится до 15 мин. Вначале повторяется последнее упражнение предыдущего урока. Как при обычном, так и при программированном обучении в процессе формирования двигательных навыков выделяют следующие этапы: предварительный — сообщение знаний о значении и структуре движений, а также способах овладения ими; аналитический — овладение главными элементами двигательного действия; синтезирования — отдельные элементы вновь соединяются в целостное движение; закрепления и автоматизации. Как мы видим, в процессе обучения у школьников формируются сенсорно-перцептивные восприятия, двигательные (моторные) и мысленные действия (выбор способов решения двигательных задач). Каждому из этих компонентов надо уделять достаточно внимания.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.014 с.) |