Физическое воспитание во время учебных занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое воспитание во время учебных занятий



Поскольку учебные занятия занимают основное время пребывания учащихся в школе, они играют важнейшую роль в осуществлении физического воспитания.

Большое значение в физическом воспитании и развитии школьников имеют санитарно-гигиенические мероприятия и физические упражнения в режиме учебного дня. Прежде всего в школе должны поддерживаться образцовый порядок и чистота. Влажная уборка классов по правилам должна проводиться дважды – перед уроками и на большой перемене. Влажной тряпкой должна протираться ежедневно школьная мебель, подоконники, цветы. Серьезное внимание необходимо обращать на освещение классов. Парты и классная доска должны быть расположены так, чтобы свет на них падал учащимся с левой стороны. Деревья и декоративные кустарники должны высаживаться в 3-4 метрах от окон, чтобы не затемнять классы.

Учителям следует проявлять заботу а притоке свежего воздуха в классные помещения, кабинеты и коридоры. В теплое время занятия проводятся, как правило, при открытых окнах или фрамугах, в зимнее время классы должны хорошо проветриваться во время перемен. Желательно организовать пребывание учащихся на свежем воздухе во время перемен, практикуя одновременно легкие физические упражнения или подвижные игры. За 3-4 мин до конца перемены игры необходимо прекращать, чтобы дать возможность учащимся успокоиться.

Весьма важное значение имеет правильная посадка учащихся за партой, обеспечение условий для того, чтобы не портилось зрение и не происходило искривление позвоночника. С этой целью необходимо также практиковать 2-3 раза в течение года пересадку учащихся, сидящих на правых и левых рядах парт затем, чтобы изменять их положение по отношению к классной доске. В процессе урочных занятий нужно предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в их организме. Для этого необходимо по ходу урока делать короткие паузы-физкультминутки. Они включают в себя легкие физические упражнения, выполняемые в течение 1-1,5 мин под руководством учителя. Подобные физкультминутки особенно важно проводить в начальных и средних классах, где учащиеся отличаются повышенной физической и умственной утомляемостью.

Действенным средством физического воспитания являются уроки физкультуры. При их проведении нужно помнить, что физическая нагрузка на организм ученика должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова постепенно снижаться до того уровня, который был вначале занятий. Уроки нельзя планировать и проводить шаблонно, по еди­ной, раз и навсегда установленной схеме. Однако наиболее типичной схемой урока является следующая:

Вводная часть (3-5 мин). Цель этой части урока в том, чтобы организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание и создать в классе бодрое настроение. Во вводной части происходит построение и расчет учащихся, сдача рапорта дежурным. Затем учитель объясняет задачи и содержание урока, проводит легкие строевые упражнения, ходьбу, бег и выполнение различных упражнений на внимание.

Следующий этап урока – подготовительная часть (8-15 мин). В этой части урока ставится задача подготовить учащихся к выполнению основных упражнений, усиливается всестороннее воздействие на мышцы и связки организма, проводятся упражнения на ловкость, координацию движений и выработку чувства ритма.

Затем идет основная часть урока (20-30 мин). В этой части занятий проводятся основные физические упражнения: бег, прыжки, метание гранаты, ядра, лазание, поднимание тяжестей, игры и т.д. Особое внимание преподавателю следует обратить на развитие ловкости, силы, выносливости, решительности и умения действовать в коллективе. В целях поддержания внимания и интереса учащихся к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их значение и влияние на организм.

Последний этап урока – заключительная часть. В это время урока следует привести учащихся в спокойное состояние и подвести итоги занятий. Содержание заключительной части – ходьба, элементы строевой подготовки.

Время урока настолько мало, что нет смыс­ла дробить его на большее число частей.

До сих пор нет универсальной классифи­кации уроков. Обычно выделяют уроки изучения нового ма­териала, уроки повторения, вводные и заключительные, комбинированные, контрольно-проверочные. Наиболее типичные -  комбинированные.

Для физического воспитания широко используются и другие учебные предметы, хотя их роль в этом отношении и носит специфический характер. Много полезных сведений по вопросам физического развития получают учащиеся при изучении биологических предметов, начиная с младших классов. Особенно ценный материал, связанный с гигиеной тела и поддержанием нормальных физиологических процессов в организме, они усваивают при изучении анатомии и физиологии человека в IX классе. Задачи учителя состоят в том, чтобы изучаемые вопросы о режиме питания, труда и отдыха человека, о влиянии естественных сил природы на укрепление здоровья школьники не только усваивали, но и учились использовать их в своей жизни.

 

2.Педагогические требования к уроку, структура подхода к учащимся

 Дидактические, или об­разовательные, требования: четкое определение задач обучения в целом и по частям, а также определение места отдельного урока в системе уроков; определение оптимального содержа­ния каждого урока; подбор соответствующих методов обуче­ния и развития двигательных качеств; осуществление на уроке обучения на основе важнейших дидактических правил.

Воспитательные требования: содей­ствие выработке учащимся на основе сообщаемых им знаний диалектико-материалистического мировоззрения; моральное и эстетическое воспитание, воспитание волевых качеств, актив­ности, самостоятельности; соблюдение учителем педагогическо­го такта.

Организационные требования: четкость проведения — эко­номное использование времени, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисцип­лина учащихся; рациональное использование различных средств обучения, в том числе технических.

Оздоровительная направленность: выбор средств и нагру­зок, способствующих укреплению здоровья и физическому раз­витию.

В разные годы превалировали разные направления — оздо­ровительное, образовательное, развитие двигательных качеств. В настоящее время мы рассматриваем все задачи урока в не­разрывной связи.

Индивидуальный подход к учащимся. Это один из самых главных принципов современного урока физической культуры. Суть его — изучение особенностей каждого ученика и нахож­дение адекватных методов обучения и воспитания.

Индивидуальный подход не обязательно выражается в про­ведении занятий отдельно с каждым учеником. Он предпола­гает разумное сочетание всех способов организации деятель­ности учащихся — фронтального, группового и индивидуаль­ного. Обязательным же является постоянное пристальное вни­мание к работе каждого ученика.

Как это осуществлять? Не ограничиваясь делением класса на группы мальчиков и девочек, следует провести четкое раз­деление (дифференцирование) учащихся внутри этих групп по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. Кроме того, надо принимать во внима­ние тип телосложения, темперамент, волевые качества, инте­ресы.

Дифференцированный подход к учащимся при обучении и воспитании.В каждом классе в начале года как у мальчиков, так и у девочек составляются группы (отделения). На самых первых занятиях можно сохранить состав отделений прошлого года, но как только закончится тестирование, состав групп уточ­няют. Рекомендуется комплектовать не более двух-трех групп мальчиков и девочек, иначе группы будут слишком малочис­ленными и их придется объединять. Лучше ограничиться двумя группами, но обязательно взять на отдельный учет как наи­менее, так и наиболее подготовленных учеников. Например, это могут быть, с одной стороны, школьники, длительное вре­мя пропускавшие занятия по болезни, а с другой, хорошие спортсмены. Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются в составе отделений и тоже берутся на индивиду­альный учет. В ходе занятий учитель подбирает упражнения и дозирует нагрузки с учетом состояния здоровья, направленности физи­ческого развития (типа телосложения) и особенностей физиче­ской подготовленности (развития двигательных качеств) школь­ников. Принимаются во внимание также особенности высшей нервной деятельности (в том числе темперамента), интересы и способности каждого ученика.

Учащиеся основной медицинской группы имеющие хорошее и среднее физическое развитие, как правило, отличаются соот­ветственно высоким уровнем развития двигательных качеств. Но у одних превалирует выносливость, у других — сила, у тре­тьих — скоростно-силовые качества. Это необходимо учитывать и при проведении упражнений. Той группе учащихся, у кото­рой наиболее развиты силовые качества, можно увеличивать отягощения и число повторений соответствующих упражнений; той группе учащихся, у которой недостает общей выносливости, следует давать домашние задания по длительному бегу и т. п.

Среди учащихся основной группы могут быть мальчики и девочки без систематической физической подготовки, хотя и не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Таким учащимся рекомендуется не только давать конкретные домашние зада­ния, но и приучать их к самостоятельным занятиям. Временно можно несколько снизить к ним требования на уроках. Если учащиеся выполняют упражнения, требующие проявления смелости, неуверенно, то нужно облегчить условия их выполнения. Например, снизить высоту снаряда (козел, конь, бревно), под­держать ученика, при спусках на лыжах перевести на менее крутое направление или на более короткий склон.

По характеру физического развития среди школьников вы­деляются два типа: равномерно растущие и с преобладанием какого-либо одного или двух размеров тела — длины, массы, окружности груди. По скорости прироста размеров тела раз­личают: замедленно, средне-, ускоренно (интенсивно) расту­щих людей. Естественно, рослые гармонично развитые под­ростки имеют преимущество при выполнении упражнений пе­ред столь же гармонично развитыми, но менее высокими. Од­нако акселерированные мальчики и девочки негармоничного телосложения (высокие, но узкие в груди, со слаборазвитой мускулатурой) показывают более низкие результаты при вы­полнении большинства упражнений, чем их сверстники сред­него роста, но пропорционально сложенные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.008 с.)