По «педагогике и методике обучения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По «педагогике и методике обучения»



СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономики, социологии и права

 

 

Реферат

По «Педагогике и методике обучения»

на тему

«Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе»

 

 

Выполнила студентка 4-го курса

ЗФВМСО группы 59-04

Слесарева С.В.

 

Томск2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, СОДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1.Физическое воспитание во время учебных занятий

2.Педагогические требования к уроку, структура подхода к учащимся

3.Управление деятельностью учащихся

4.Дозирование физических нагрузок

5.Самостоятельные занятия учащихся

6.Организация учебной работы

7.Планирование учебной работы

8.Педагогический контроль, оценка успеваемости учащихся

ОСНОВА ОСНОВ — ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

СВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов обще­образовательной и профессиональной школы; физической подго­товкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; про­граммами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется много­образие национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спорт­залов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный че­ловек смолоду должен заботиться о своем физическом совершен­ствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

 

ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важ­нейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги; гибкость стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям. Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: «в здоровом теле — здоровый дух». Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. Занятие физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат интересам общества: борьбе с разгильдяйством, распущенностью, хулиганством, курением, наркоманией, пьянством, будут способствовать активному труду и здоровому отдыху. Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей. Созерцание спортивной борьбы, проявлений мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение. Однако только пассивно-созерцательное отношение к физкультуре и спорту наносит ущерб здоровью. Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Прогулки в лес, пешие или лыжные походы, катания на коньках, спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, безделье, беспорядочные бдения у телевизора. Тем самым физкультура и спорт выполняют и общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными занятиями.

Многовековая история физической культуры породила у людей физкультурноесознание:понимание сущности физической куль­туры, ее жизненной необходимости, значения как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития. Физкультурное сознание включает в себя знания из истории, теории, практики физкультуры и спорта, способствует вы­работке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувство радости бытия; нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий; эмоционально-эстетические пе­реживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа. Частью физкультурного сознания является способность суждения явлениях физической культуры и спорта, идеальные представления о физическом совершенстве и красоте человеческого тела, непосредственные и опосредованные физкультурно-спортивные интересы. В ходе практических занятий у ребят развивается физкультурно-спортивное мышление; готовность совершенствовать техническое мастерство; ориентироваться во времени, простран­стве и игровой ситуации; проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Все это обеспечивает формирование у них потребностей в сохранении здоровья, в организованной физи­ческой деятельности, в нравственно-эстетическом переживании; прочно вводит физкультуру и спорт в привычный, повседневный образ жизни.

Физкультурное сознание имеет свои специфические функции. Просветительная заключается в том, чтобы содействовать всеоб­щему движению, достижению подлинной массовости спорта, доне­сению до индивидуального сознания каждого человека мысли о необходимости стать участником спортивно-массовой работы, борь­бы за здоровье. С просветительной тесно связана стимулирующая функция физкультурного сознания. Применение разнообразных стимулов побуждает школьников к непосредственной деятельно­сти, помогает проявить выдержку, настойчивость, упорство, одер­живать победы над собой в борьбе за свое здоровье. Необходи­мость в контролирующей и тормозящейфункции физкультурного сознания возникает, когда увлечение высокими спортивными до­стижениями побуждает молодого человека игнорировать свои ос­новные дела, обязанности и нравственно-правовые нормы. Конт­роль и торможение недостойного поведения достигаются не только и не столько запретами, сколько внушением ребятам мысли о благородстве и рыцарстве подлинного спортсмена, несовместимого с безнравственностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Самостоятельные занятия учащихся

Как уже говорилось, выработка у школьников умения заниматься самостоятельно- один из главных путей приобщения к регулярным, занятиям физическими упражнениями. Как этого добиться? Во-первых, когда учащиеся занимаются на уроке по отделениям, не надо давать им задания всегда строго по предписаниям (репродук­тивный метод).В некоторых случаях желательно ставить толь­ко общую задачу, а подбирать упражнения, придумать, как провести игру, выбрать снаряды и инвентарь, измерять резуль­таты, определять победителей соревнований могут сами ребя­та (это так называемый частично-поисковый метод). Школьни­ки в таких условиях могут быть очень изобретательными, активными, и, чем больше мера ответственности и самостоя­тельности, тем выше и интерес к уроку.

Выполнение домашних заданий это тоже самостоятельная работа учащихся. Основной вид заданий на дом — выполнение упражнений для развития двигательных качеств с целью пред­варительной подготовки к прохождению следующего раздела программы. Например, в начале осени выполнение упражне­ний в отжимании и подтягивании для лучшего освоения в по­следующем разделе гимнастики — это во-первых. Во-вторых, с целью повышения эффекта воздействия некоторых общеразвивающих упражнений, которые регулярно применяются на уро­ках, например поднимания ног в упоре или в висе. В-третьих, для поддержания тех качеств, которые в меньшей мере разви­ваются в данный период времени года, например зимой — си­лы мышц-сгибателей рук. Помимо этого, можно давать зада­ние школьникам разучить ту или иную комбинацию упражне­ний с целью развития координации и точности движений, на­пример упражнений со скакалкой, с обручем, с гимнастической палкой, с малыми мячами (типа жонглирования). Так же мож­но задавать разучивать элементы техники метания мяча, лыж­ных ходов.

Необходимо стимулировать самостоятельные занятия уча­щихся по интересам. Одни интересуются оздоровительным бе­гом, регулярно тренируются и выступают в популярных в на­стоящее время соревнованиях вместе с родителями; другие хо­дят на каток, третьи — в бассейн и т. д. Нужно проявлять интерес к таким занятиям школьников и поощрять их за актив­ность. В ряде школ учителя начали по определенному распи­санию предоставлять учащимся спортивный зал для самостоя­тельных занятий. В таких случаях ответственным за порядок в зале и организованное проведение занятий назначают физорга класса. Учитель инструктирует его (или только консультиру­ет— это зависит от уровня инструкторских навыков физорга), а сам в часы занятий находится в преподавательской комнате, примыкающей к залу, ведет какие-либо записи или готовится к следующим занятиям. Эти часы ученики могут уделить выполнению домашних заданий, остальное же время поиграть в волейбол, баскетбол, подготовиться к соревнованиям «Стар­ты надежд» и т. д. Желательно, чтобы ученики сами проводи­ли и тесты физической подготовленности, записывая результа­ты в личные карточки,— это сэкономит учителю много време­ни урока.

Организация учебной работы

В нее входит подготовка учеб­но-материальной базы и обеспечение готовности к занятиям коллектива учащихся.

Уже сейчас в школах все больше начинают применять различные несложные тренажерные устройства, как стационарные, так и убирающиеся. В будущем, несомненно, они будут исполь­зоваться наравне с имеющимися снарядами и инвентарем. Раз­личные силовые тренажеры, реакциометры, велостанки и велоэргометры, третбаны простейших конструкций уже имеют­ся в ряде школ и с большим интересом используются школь­никами.

Из приборовнадо иметь следующие: динамометры кисте­вые на 30 и 90 кг, 10 и 25-метровую рулетку, секундомеры, свистки, электромегафон; желательно также иметь спирометр, ростомер, становой динамометр; можно также изготовить прыж­ковый высотомер, регистраторы правильного выполнения от­жиманий и подтягиваний и пр.

Полезно иметь демонстрационные таблицы, таблицы индивидуального дозирования нагрузок, диапозитивы по технике движений (бег, прыжки, метания, игры и пр.), кинофрагмен­ты (например, по игре в волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч и пр.), магнитные записи, грампластинки музыкального сопровождения общеразвивающих упражнений.

Технические средства обучения: диапроектор, графопроектор, кинопроектор, магнитофон, телевизор, пленка для графопроектора, классная доска, устройство для зашторивания окон, устройство для просмотра диафильмов на свету, экран, электрофон, эпипроектор, пульт дистанционного управления.

Спортивная площадкадолжна включать: беговую дорожку 100 м, круговую дорожку 150—400 м, места для прыжков в длину и в высоту (желательно многопропускные), места для толкания ядра, площадки для игр в футбол, волейбол, баскет­бол, ручной мяч, гимнастический городок (минимум 3 подвес­ных каната, 3 шеста, лестница, 3 перекладины разной высоты, 6-пролетная стенка, бревно с установкой на разную высоту в горизонтальном и наклонном положениях), стенку деревян­ную для метаний в цель, 60-метровую полосу препятствий, зем­ляную горку. Легкоатлетический инвентарь: барьеры, гранаты, планки для прыжков, станки стартовые, палочки эстафетные, флажки.

Типовым перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ предусмотрено также приобретать для школы 20 пар лыжного инвентаря. Но обычно дети имеют свой инвентарь, так что учителю нужен только небольшой резерв на случай, если кто-либо из учащих­ся по той или иной причине окажется без лыж. Надо преду­смотреть в школе место для каждого класса, где учащиеся бу­дут ставить принесенные с собой лыжи, и иметь горелку, мазь, желательно также смолу, растирки, набор инструментов для ремонта инвентаря.

Организационная работас учащимися и их родителями за­ключается в получении сведений от врача о состоянии здоровья школьника, о том, к какой медицинской группе он относится, инструктирование о режиме дня и занятиях физическими уп­ражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультминутки во время приготовления уроков, прогулки и др.), водных процедурах, о необходимой спортивной одежде и обуви, приобретении своевременно лич­ного спортивного инвентаря, особенно лыжного, о правилах безопасности на уроках физической культуры.

Относительно необходимой спортивной одежды, обуви, лич­ного инвентаряшкольников (скакалка, обруч и другие подоб­ные предметы) учитель информирует родителей на собраниях еще до начала учебного года. Требуется три комплекта спортив­ной формы: для занятий в зале (майка, трусы, полукеды), для занятий на открытом воздухе осенью и весной (легкий трени­ровочный костюм), для лыжной подготовки (тренировочный костюм, лыжный инвентарь; палки не должны быть коротки­ми). Желательно, чтобы каждый ученик приносил в дни уро­ков физкультуры с собой в школу полиэтиленовый мешочек с мылом и полотенцем.

О правилах безопасности учащихся ежегодно инструктиру­ют на первом уроке. Правила вывешивают у входа в зал. После инструктажа каждый школьник расписывается в специальном журнале.

В каждом классе на первом уроке выбирают двух физор­гов — мальчика и девочку. В тот же или ближайшие дни учи­тель собирает всех физоргов классов (или, что еще лучше, по группам классов) и инструктирует об обязанностях и правах. Командиров отделений можно назначать на весь год, но лучше периодически менять, чтобы в течение года большее число школьников побывало в этой роли.

 

Планирование учебной работы

Для перспективного плани­рованияучебных занятий учитель берет за основу рекомендо­ванную программой сетку часов и, если надо, вносит в нее только некоторые изменения с учетом климатических условий, учебно-материальной базы, спортивного профиля своей подго­товки (например, при выборе спортивных игр). В VII— VIII классах изучают детально одну спортивную игру, при на­личии условий для прохождения элементов борьбы и занятий плаванием на эти виды выделяют время из других разделов программы, время на подвижные игры специально не плани­руют, оно входит в остальные разделы программы; то же от­носится и к теоретическим сведениям.

Годовые планысоставляют по четвертям, для каждого клас­са отдельно, в два приема. Сначала в графической форме намечают последовательность прохождения упражнений по раз­делам программы. Для этого в левой части листа колонкой вы­писывают упражнения, а сверху листа по горизонтали простав­ляют номера уроков. В каждой графе против соответствующих упражнений точками или крестиками проставляют серию уро­ков, в которой будут изучаться и использоваться для развития двигательных качеств те или иные упражнения. Прохождение каждого раздела — легкой атлетики, гимнастики и других — на протяжении всего учебного года рассматривают как изуче­ние отдельной темы. В ней выделяют одну, две, три серии (в каждой по 4—6 уроков) основных упражнений. Естественно, выделяют не полный урок, а только часть. На этапе началь­ного изучения каждого вида упражнений материал распола­гают концентрированно — подряд в нескольких уроках, на эта­пах же углубленного разучивания, закрепления и совершенст­вования— более распределение, то есть через один-два урока. Можно в плане-графике вместо точек (крестиков) простав­лять буквы: о — обучение, з — закрепление, у — оценка усво­ения.

На прохождение темы уроки не обязательно планируются подряд. Например, легкая атлетика частично проходит в сен­тябре, затем в марте (прыжки в высоту) и в мае; одна серия занятий по спортивным играм может быть запланирована на ноябрь, вторая — на апрель.

Составлять годовой план-график в минутах не следует - это уже относится к оперативному планированию. Но и ограни­чиваться графической формой планирования тоже не стоит. Как начинающий, так и опытный учитель должен составить поуроч­ные планы в словесной форме. В поурочных планах дают бо­лее подробный перечень средств обучения и развития двига­тельных качеств для основной части уроков, а также методы проведения упражнений, дозировку нагрузок. В настоящем по­собии в каждой главе приведено примерное распределение учебного материала по урокам, которое можно использовать в качестве образца, но его следует обязательно конкретизиро­вать с учетом имеющихся условий и уровня подготовленности школьников.

Распределение учебного материала по четвертям зависит от климатических условий. В РФ имеется пять климато-географических зон, но в практике физического воспитания обыч­но ограничиваются рассмотрением особенностей занятий толь­ко по трем зонам — северной, средней и южной. В последние годы стали выделять зоны особо жаркого климата, а также высокогорные районы. В школах средней полосы в первой четверти обычно изучают легкоатлетические виды упражнений, развивают преимущественно скоростно-силовые качества и вы­носливость, причем делают акцент на общей выносливости, по­скольку во время летних каникул у большинства школьников физическая подготовленность не повышается. С середины ок­тября из-за ухудшения погоды занятия переносят в зал и на­чинают обучать школьников спортивным играм. В течение вто­рой четверти проходят гимнастический раздел программы, уде­ляя особое внимание развитию координации и точности дви­жений, силы и силовой выносливости. Для поддержания общей выносливости включают бег (до 20—30 кругов) и различные многоскоки. Третья четверть посвящается лыжной подготовке или заменяющим ее видам — занятиям на коньках (в мало­снежных районах) или кроссам (в районах с теплой зимой). В случае оттепели занятия не надо переносить в зал — можно заниматься на воздухе бегом или играми на снегу. В начале четвертой четверти завершают прохождение спортивных игр и начинают заниматься легкой атлетикой. Часть упражнений (на­пример, прыжки) можно вначале проходить в зале, а часть (кроссы) — в конце урока (чтобы больше не возвращаться в зал) на асфальтированных дорожках около школы. После пе­ренесения занятий полностью на площадку не следует исклю­чать из уроков прыжки в высоту с разбега, если их ранее про­ходили в зале: полезно, чтобы учащиеся приучались прыгать в яму с песком, то есть в условиях, приближенных к естествен­ным. Если школа может организовать занятия плаванием, сроки их устанавливаются в зависимости от времени предос­тавления бассейна. Занятия борьбой, если есть для этого усло­вия, лучше планировать не на время занятия гимнастикой, а на время занятий играми; впрочем, все зависит от конкретных условий.

Накануне каждого дня занятий учитель уточняет и конкре­тизирует планы уроков. Начинающему учителю рекомендуется подробно, в виде конспекта, записать, как он предполагает вес­ти уроки, включая команды, виды построений, перестроений и передвижений в строю, организацию учащихся для проведения упражнения (фронтально, посменно, поточно или другими спо­собами), содержание теоретических сведений и вопросы к уча­щимся для проверки усвоения, упражнения для разучивания и повторения, создание тех или иных ситуаций для развития мо­рально-волевых качеств, другие аспекты воспитательной рабо­ты. Такие конспекты следует бережно хранить. С приобрете­нием опыта конспектирование можно все более упрощать, и многоопытный педагог вообще может ограничиться имеющи­мися у него поурочными планами и краткими заметками к оче­редному уроку.

Планирование занятий отнимает у учителя много времени, но к этой работе следует относиться очень серьезно. В то же время не надо бояться отойти от ранее намеченного плана. И наоборот, надо учиться гибко действовать, учитывать изменения условий и то, как учащиеся овладевают учебным мате­риалом. Если хорошо и быстро, то можно или усложнить материал, или перенести освободившееся время на другой раздел, который труднее осваивается.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В чем же состоит сущность физического воспитания? Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Лихачев Б. Т. «Педагогика», - М., «Прометей», «Юрайт», 1998г (стр.3-8)

2. Харламов И. Ф. «Педагогика», - М., «Гардарики», 1999г (стр.8-9,12-13, 29-31)

3. «Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы»/ Под ред. Г. П. Богданова, - М.. «Просвещение», 1986г. (стр.11-12, 13-24, 26-28)

4. В. Б. Межуев «Основа основ – желание учиться»/ Жур. «Физическая культура в школе», №2, 2002г, (стр.24-26)

5. Н. В. Савин «Педагогика», - М., «Просвещение», 1978г (стр.28-30)

6. Ресурсы сети Интернет.

 

 

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономики, социологии и права

 

 

Реферат

по «Педагогике и методике обучения»

на тему

«Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе»

 

 

Выполнила студентка 4-го курса

ЗФВМСО группы 59-04

Слесарева С.В.

 

Томск2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, СОДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1.Физическое воспитание во время учебных занятий

2.Педагогические требования к уроку, структура подхода к учащимся

3.Управление деятельностью учащихся

4.Дозирование физических нагрузок

5.Самостоятельные занятия учащихся

6.Организация учебной работы

7.Планирование учебной работы

8.Педагогический контроль, оценка успеваемости учащихся

ОСНОВА ОСНОВ — ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

СВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов обще­образовательной и профессиональной школы; физической подго­товкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; про­граммами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется много­образие национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спорт­залов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный че­ловек смолоду должен заботиться о своем физическом совершен­ствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

 

ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важ­нейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги; гибкость стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям. Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: «в здоровом теле — здоровый дух». Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. Занятие физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат интересам общества: борьбе с разгильдяйством, распущенностью, хулиганством, курением, наркоманией, пьянством, будут способствовать активному труду и здоровому отдыху. Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей. Созерцание спортивной борьбы, проявлений мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение. Однако только пассивно-созерцательное отношение к физкультуре и спорту наносит ущерб здоровью. Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Прогулки в лес, пешие или лыжные походы, катания на коньках, спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, безделье, беспорядочные бдения у телевизора. Тем самым физкультура и спорт выполняют и общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными занятиями.

Многовековая история физической культуры породила у людей физкультурноесознание:понимание сущности физической куль­туры, ее жизненной необходимости, значения как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития. Физкультурное сознание включает в себя знания из истории, теории, практики физкультуры и спорта, способствует вы­работке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувство радости бытия; нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий; эмоционально-эстетические пе­реживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа. Частью физкультурного сознания является способность суждения явлениях физической культуры и спорта, идеальные представления о физическом совершенстве и красоте человеческого тела, непосредственные и опосредованные физкультурно-спортивные интересы. В ходе практических занятий у ребят развивается физкультурно-спортивное мышление; готовность совершенствовать техническое мастерство; ориентироваться во времени, простран­стве и игровой ситуации; проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Все это обеспечивает формирование у них потребностей в сохранении здоровья, в организованной физи­ческой деятельности, в нравственно-эстетическом переживании; прочно вводит физкультуру и спорт в привычный, повседневный образ жизни.

Физкультурное сознание имеет свои специфические функции. Просветительная заключается в том, чтобы содействовать всеоб­щему движению, достижению подлинной массовости спорта, доне­сению до индивидуального сознания каждого человека мысли о необходимости стать участником спортивно-массовой работы, борь­бы за здоровье. С просветительной тесно связана стимулирующая функция физкультурного сознания. Применение разнообразных стимулов побуждает школьников к непосредственной деятельно­сти, помогает проявить выдержку, настойчивость, упорство, одер­живать победы над собой в борьбе за свое здоровье. Необходи­мость в контролирующей и тормозящейфункции физкультурного сознания возникает, когда увлечение высокими спортивными до­стижениями побуждает молодого человека игнорировать свои ос­новные дела, обязанности и нравственно-правовые нормы. Конт­роль и торможение недостойного поведения достигаются не только и не столько запретами, сколько внушением ребятам мысли о благородстве и рыцарстве подлинного спортсмена, несовместимого с безнравственностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.079 с.)